Интерактивная школа Лот 2. Обособленные члены предложения. МСКОУ школа-интернат II вида № 12 Деева Татьяна Ивановна.
Размещено: Татьяна Деева - пн, 14/03/2011 - 14:42
Открытый урок по русскому языку по теме «Обособленные члены предложения».
Тема: Обособленные члены предложения
Цель:закрепить знания учащихся по данной теме.
Задачи:
1. Закрепить понятие «обособленные члены предложения», повторить правила, связанные с причастными и деепричастными оборотами, условиями их обособления, умение работать со словарями.
2. Развивать познавательный интерес к предмету "русский язык", живописи, умение употреблять в речи причастные и деепричастные обороты, логическое мышление, навык самоконтроля, взаимопроверки.
3. Воспитывать любовь к природе, трудолюбие.
4. Корректировать произносительную сторону речи.
Оборудование: ЦОР, толковый словарь С.И. Ожегова.
Ход урока:
Фонетическая зарядка (работа за экраном)
Ответьте на вопросы.
- Какое сегодня число?
- Какой сегодня день недели?
- Какой сейчас месяц?
- Какое сейчас время года?
- Осень бывает ранней, а еще какой?
- Как понимаете выражение «золотая осень»?
- Сейчас ранняя осень?
- Какой сейчас урок?
Объявление темы урока
Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы с вами отправляемся в далекое и трудное плавание. Море будет ненастоящим. Это море знаний. Начнем наш урок - морское путешествие.
«Слайд 1» - дана ссылка на презентацию в программеPowerPointдля объявления темы урока.
«1 слайд презентации в программеPowerPoint»
«2 слайд презентации в программеPowerPoint»
Смотрите! Что это такое?
«3 слайд презентации в программеPowerPoint»
Послание. Посмотрим его. Здесь письмо из страны «Обособленные члены предложения». Туда мы и отправимся.
«4 слайд презентации в программеPowerPoint»
Тема нашего урока "Обособленные члены предложения".
Каковы будут цели нашего урока?(вспомнить и повторить то, что знали о причастиях и деепричастиях, в каких случаях обособляются, для чего употребляются в речи )
«Слайд 2»
Фонетическая зарядка
Сегодня на контроле звук [c]. Послушайте. Прочитайте.
Си – со – са
причастный оборот
деепричастный оборот
обособленные члены предложения
«Слайд 3»
Слово учителя
Продолжим урок.
Многие поэты, писатели, художники, музыканты обращались в своих произведениях к образу моря. Давайте прочитаем, как описывает море Максим Горький.
Перед ними необозримо расстилалось море, залитое лучамиутреннего солнца. Волны…, рождаемые ласковым дыханием ветра, тихо бились о борт. Далеков море, напоминая шрам, виднелась коса.
Ниже вы видите второй текст. Прочитайте его.
Перед ними необозримо расстилалось море. Волны тихо бились о борт. Далеко в море виднелась коса.
В каком тексте море представляется ярче, во всем своем могуществе и красоте? (в первом)
Какой текст потерял эмоциональность, образность? (второй)
Чего нет во втором тексте? (во втором тексте нет причастных и деепричастных оборотов)
Найдите причастные и деепричастные обороты, которые выделены запятыми. Как называются второстепенные члены предложения, выделенные запятыми? (обособленные).
«Слайд 4»
Работа над диалогом
Ребята, вспомним, что мы знаем по изучаемой теме. Для этого вы будете друг другу задавать вопросы.
На доске:
- Что такое причастный оборот? (причастие с зависимым словом)
- Что такое деепричастный оборот? (деепричастие с зависимым словом)
- Что такое обособление?(выделение второстепенных членов по смыслу)
- Какие бывают обособленные члены предложения?(определения, приложения, обстоятельства, дополнения)
- Что служит языковым средством обособления? (интонация)
- Как выражается интонация обособления? (усилением ударения, паузами, убыстрением темпа)
- Как обособленные члены предложения выделяются на письме? (запятыми, тире)
«Слайд 3» - дана ссылка на презентацию в программеPowerPoint со схемами(прикреплена к иллюстрации)
Повторение
Слово учителя.
«1 слайд презентации в программеPowerPoint»
Давайте же вспомним, опираясь на схемы, когда причастный оборот, деепричастный оборот обособляются, когда нет.
«2 слайд презентации в программеPowerPoint»
Слово учителя.
Наше морское путешествие продолжается. Корень слова море дал жизнь множеству других слов с морской тематикой. От него возникло и слово маринист.
«Слайды 5,6»
Словарная работа(слова «маринист» и «стихия» даны на отдельных слайдах, за шторкой спрятано их значение).
Слово учителя.Найдите в словарях значение этих слов. Прочитайте. Теперь я уберу «шторку» и проверю. Все правильно.
Маринист- художник, который рисует морские виды.
Стихия – явление природы, ничем не сдерживаемая сила.
Составьте словосочетания, предложения с этими словами.
«Слайды 7- 9»
Слово учителя.
Ребята, стихийные бедствия вы прекрасно знаете, о них говорили на уроках географии, перечислим их, объясним значение :
1. Наводнение – затопление суши водой, выступившей из берегов.
2. Землятресение - сильное колебание земной коры.
3. Смерч -сильный ветер, который поднимает столбом воду, песок, разрушая всё по дороге.
4. Извержение вулкана – выброс лавы.
Одновременно с этим учитель сообщает о некоторых произошедших стихийных бедствиях.
«Слайд 10»
Слово учителя.
Влюблён был в море и русский художник-маринист Иван Константинович Айвазовский.
Море как таинственная, непредсказуема, волшебная, страшная стихия - это тема многих его картин.
«Слайд 11»
Упражнение 1
Задание: Запишите. Найдите и подчеркните обособленные определения, выраженные причастными оборотами.
На картине «Чёрное море» мы видим бесконечное небо и беспредельный океан, оживлённый могучим движением воды. Бегут к далёкому горизонту пенистые гребни высоких волн. Мы любуемся красотой суровой стихии, но она не вселяет в нас предчувствие беды. Привлекает внимание огромное небо, простирающееся над изумрудной гладью.
Упражнение 2
Задание: Запишите, поставьте пропущенные знаки препинания. Найдите и подчеркните обособленные определения, выраженные причастными оборотами.
Картина «Чёрное море» - одна из наиболее выразительных картин художника. Море изображено в серый день. Небо покрыто облаками. Весь передний план картины заполнен волнами идущ… от горизонта. Их движение создает величие картины. Интересен цвет картины построенн… на сочетании серых и зелёно-синих тонов.
«Слайд12»
Упражнение 3
Слово учителя.
А сейчас мы познакомимся с картиной Айвазовского «Девятый вал»
(на экране показана репродукция этой картины).
- Рассмотрите ее. Что изображено на ней?
Выполним творческую работу.
Задание: Нужно отредактировать текст: вставить, где это возможно, подходящие по смыслу обособленные определения. Предлагаются слова для справок.
Айвазовский был поистине певцом моря. На его картине «Девятый вал» ___________ изображено раннее утро после бури. Первые лучи солнца освещают море. Вода ________как бы светится изнутри. Громадная волна вот-вот обрушится на группу людей_______. Море ______кипит. Стихия неумолима.
Слова для справок:еще бушующее, кажущаяся прозрачной, судорожно цепляющихся за обломок мачты, пронизанная ярким солнечным светом, смотря на картину.
«Слайд 13»
Упражнение 4
Задание: Послушайте стихотворение Саути «Лодорский водопад». Текст дан без знаков. Поставьте пропущенные знаки препинания.
Кипя
Шипя
Журча
Ворча
Струясь
Крутясь
Сливаясь
Вздымаясь
Вздуваясь
Мелькая шурша
Резвясь и спеша
Скользя обнимаясь
Делясь и встречаясь
Лаская бунтуя летя
Играя дробясь шелестя
Блистая взлетая шатаясь
Сплетаясь звеня клокоча
Взвиваясь вертясь грохоча
Морщинясь волнуясь катаясь
Бросаясь меняясь воркуя шумя
Взметаясь и пенясь ликуя гремя
Дрожа разливаясь смеясь и болтая
Катясь извиваясь стремясь вырастая
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-
Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!
«Слайд 14»
Упражнение 5
Задание: Вставьте в предложения обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами. Можно воспользоваться словами из стихотворения Саути.
Перед нами картина Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды,_____, устремляются вниз с огромной высоты_____. Они,____, неостановимо бегут наперегонки, ____.Вот они,____, переливаются под лучами солнца, а вот, ____, сливаются с темными скалами.
«Слайд 15»
Задание: расшифруйте пословицу.
Игра«Тайна старого замка»
О
О
О
Б
Г
Д
Е
О
А
Щ
Т
Ж
А
Р
Д
Н
И
У
Н
Г
Т
Ответ: Обещанного три года ждут.
«Слайд 16»
Упражнение 6
Задание: Закончите предложения.
1. Лучи солнца, пробившись сквозь облака, …
Чайка, почти не шевеля крыльями,…
Для справок:
осветили поляну, летела над кораблем.
2. Катер, … и … волну, быстро уходил в открытое море.
Отдыхающие, громко …, бежали к морю.
Для справок: смеясь, сверкая, разбивая.
3. Люди лежали на пляже, … на солнышке.
Волны, … и … , скатывались с палубы корабля.
Для справок: пенясь, шипя, нежась.
Подведение итогов урока.
Объявление оценок.
Домашнее задание
Повт. правило на с. 135-136, упр. 288.
Ожидаемые результаты.
Данный урок – второй по теме «Обособленные члены предложения», он тесно связан с предыдущими темами («Причастный оборот», «Деепричастный оборот») и опирается на них.
На уроке должна быть обеспечена взаимосвязь всех задач.
Реальные учебные возможности класса средние, у школьников более развита зрительная память. Эти особенности необходимо учесть при проведении урока.
Сочетание глубины учебного материала с поэтичностью организации урока, использованием произведений живописи побуждает учащихся к активной работе на протяжении всего урока.
Активизируют деятельность учащихся следующие средства: живое слово учителя, тематический материал, произведения живописи, групповая форма работы, творческие задания.
Работоспособность учащихся обеспечится за счет оптимального сочетания способов, форм, средств, приемов и методов обучения, чередования видов деятельности, интересного познавательного материала, на котором построен урок.
Формы организации работы детей.
На уроке используются разные формы организации работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
№ упр.
Работа учащихся
1
Один ученик работает у доски, другие – в тетрадях. Учащиеся проверяют выполнение задания на доске.
2
Ученики самостоятельно работают в тетрадях, затем обмениваются тетрадями и проверяют тетради друг друга, в это же время один ученик выходит к доске. Потом учащиеся проверяют выполнение задания на доске.
3, 4
Один ученик работает у доски, другие – в тетрадях. Учащиеся проверяют выполнение задания на доске.
5
Ученики разделяются на группы для выполнения данного задания. Затем осуществляется проверка.
6
Три ученика работают у доски, другие – в тетрадях. Учащиеся проверяют выполнение задания на доске.
Формы организации работы учителя.
На уроке будут использованы словесный, наглядный, частично-поисковый, исследовательский методы обучения.
Чередование видов деятельности, оптимальное их сочетание, посильные задания с учетом учебных возможностей детей, актуальный жизненный материал, игровые и занимательные моменты, создание ситуации успеха, поддержка, доброжелательность, взаимопонимание, эмоциональность урока обеспечат решение всех задач, поставленных на уроке. Интеграция уроков русского языка, литературы, географии – необходимое условие для воспитания любви к родному языку и краю, поэтическому слову.
Психологическая атмосфера должна отличаться доброжелательностью не только со стороны учителя, но и со стороны учеников. Роль учителя заключается в организации помощи: «не рядом, не над, а вместе». Словесные поощрения, поддержка, тактичность, комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, оформление урока – все это должно способствовать поддержанию хорошей психологической атмосферы.
Методическая и педагогическая эффективность используемых технологий.
При подготовке учитывались программные требования, образовательные стандарты, которые предполагают умение учащихся находить обособленные члены предложения, давать им характеристику, строить эти конструкции, употреблять их в речи.
Выбранная структура урока рациональна для решения поставленных задач. Она обусловлена технологией сотрудничества, личностно-ориентированными, здоровьесберегающими, информационно-коммуникационными технологиями.
Информационно – коммуникативные технологии активно внедряются в процесс обучения русскому языку, что, несомненно, позволяет оптимизировать образовательный процесс. Учитывая серьезное влияние на психологические и мировоззренческие качества школьников новых информационных технологий, применение ЦОР позволяет заинтересовать учащихся образовательной деятельностью. Учащиеся заинтересованно работают, осваивают больший объем работы по сравнению с обычными уроками, повышается результативность обучения. Все это свидетельствует о том, что методика компьютерной поддержки уроков русского языка эффективна. Важным на уроках является наличие иллюстративного материала.
Перегрузки и переутомления учащихся не должно быть, время на уроке распределено рационально.