Администрация Новгородской области
Комитет образования, науки и
молодежной политики Новгородской области
П Р И К А З
от 05.02.2010 № 75
Великий Новгород
Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе образования Новгородской области
|
|
С целью оптимизации службы психолого-педагогического сопровождения в системе образования Новгородской области
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о службе практической психологии в системе образования Новгородской области.
2. Рекомендовать руководителям органов управления образованием муниципальных районов, городского округа довести настоящий приказ до сведения руководителей подведомственных учреждений.
3. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя председателя комитета-начальника отдела дошкольного и общего образования комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области Вейкова В.А.
Председатель комитета В.Н.Аверкин
|
Утверждено
приказом комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области
от 05.02.2010 № 75
|
Положение
о службе практической психологии в системе образования
Новгородской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет организационно-методическую основу деятельности службы практической психологии в системе Новгородской области (далее Служба).
1.2. Под Службой понимается организационная структура, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов и видов, специалисты органов управления образованием муниципальных районов, городского округа, специалисты комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области (далее комитет), сотрудники областного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Новгородский институт развития образования» (далее НИРО), специалисты государственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Новгородский областной центр психолого-медико-социального сопровождения» (далее областной центр).
1.3. В своей деятельности Служба руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 127-ФЗ "Об образовании", Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации, комитета, настоящим Положением.
1.4. Служба является необходимым компонентом системы образования Новгородской области, обеспечивающим достижение образовательных и социальных целей системы образования.
Образовательная цель - это приобретение обучающимися, воспитанниками необходимых знаний, умений и навыков для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни.
Социальная цель - это помощь обучающимся, воспитанникам в определении своих возможностей исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья, социального и экономического положения семьи. Социальная цель состоит также в воспитании стремления к взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
1.5. Деятельность Службы осуществляется во взаимодействии с администрацией, педагогами и другими работниками образовательных учреждений области, органами местного самоуправления муниципальных районов, городского округа, осуществляющими полномочия по опеке и попечительству, органами внутренних дел и прокуратуры, учреждениями и организациями, связанными с обеспечением развития, воспитания, образования, социализации и здоровья несовершеннолетних. Взаимодействие осуществляется на основе принципов сотрудничества и взаимодополняемости.
1.6. Деятельность Службы осуществляется в тесном контакте с родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников. Проведение любых видов работы без согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних не допускается.
2. Цели и задачи Службы.
2.1. Целью Службы является содействие в обеспечении социально-психологических условий для личностного, интеллектуального и социального развития обучающихся, воспитанников образовательных учреждений области, охраны психологического здоровья всех участников образовательного процесса, а также оказание психологической помощи (психологической поддержки) всем участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами системы образования Новгородской области.
2.2. Задачи Службы:
- сохранение и укрепление здоровья, содействие личностному, интеллектуальному, социальному развитию обучающихся, воспитанников за счет дополнения современных методов обучения и воспитания эффективными психолого-педагогическими технологиями и обеспечения здоровьесберегающего образовательного пространства;
- обеспечение психологической безопасности обучающихся, воспитанников в образовательном процессе;
- оказание психологической помощи и поддержки обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений в профилактике и преодолении отклонений в развитии и воспитании обучающихся, воспитанников;
- обеспечение содержательной доступности образовательных, воспитательных и развивающих программ и технологий и их психолого-педагогического соответствия возрастным, личностным и интеллектуальным особенностям и возможностям обучающихся и воспитанников, а также содействие педагогическому коллективу в адаптации содержания образовательных, воспитательных и развивающих программ и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;
- участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов образовательных учреждений области, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием муниципальных районов, городского округа или отдельных образовательных учреждений;
- содействие распространению и внедрению в практику психологических служб образовательных учреждений новейших достижений в области отечественной и зарубежной психологии;
- повышение квалификации (психолого-педагогической компетентности) педагогов-психологов образовательных учреждений области.
3. Основные направления деятельности Службы
3.1. Обеспечение психологической безопасности и развивающего характера образовательной среды - система мер, направленных на устранение факторов негативного воздействия образовательной среды на развитие личности обучающихся, воспитанников, в том числе психологического насилия; а также на формирование социально-психологической компетентности всех участников образовательного процесса, обеспечивающей возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умения анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого.
3.2. Социально - психологический мониторинг - система информационного сопровождения инновационных процессов в образовании, позволяющая администрации, педагогическому коллективу образовательного учреждения, органам управления образованием муниципальных районов, городского округа осуществить анализ воздействия традиционных и инновационных психолого-педагогических и педагогических технологий на качество обучения и личностные изменения обучающихся, воспитанников; принимать управленческие решения и распределять кадровые, финансовые и иные ресурсы, основываясь на объективных данных.
3.3. Социально-психологическая экспертиза - оценка соответствия образовательных, воспитательных, социальных программ, учебных пособий, образовательных маршрутов и других составляющих образовательной среды поставленным развивающим задачам, а также возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.
3.4. Социально-психологическое проектирование - разработка системы социально-педагогических и психологических мероприятий для решения задач обучения, воспитания и развития обучающихся, воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, восприимчивости к различного рода педагогическим технологиям, возможности усваивать предлагаемые объемы информации, эмоционального благополучия и т.д. Психологическая составляющая в образовательном проектировании призвана сохранить и укрепить психическое и социальное здоровье и благополучие всех участников проектных изменений.
4. Основные виды деятельности Службы
4.1. Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса - система мероприятий, направленных на преодоление психолого-педагогических проблем, возникающих у участников образовательного процесса в различных социальных ситуациях; оказание помощи в выборе образовательного маршрута с учетом личностных и интеллектуальных особенностей, возможностей и склонностей; профессиональную ориентацию; оказание психологической помощи в планировании и реализации профессиональной карьеры.
4.2. Психологическая помощь участникам образовательного процесса включает следующие виды деятельности:
4.2.1. Психологическое просвещение - система мероприятий, направленных на формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), педагогических работников и руководителей образовательных учреждений психологической компетентности, а также потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач;
4.2.2. Психологическая профилактика - мероприятия, направленные на выявление и предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка профилактических программ и конкретных рекомендаций обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
4.2.3. Психологическая диагностика - психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся, воспитанников образовательных учреждений;
4.2.4. Психологическое консультирование - оказание помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая индивидуальные и групповые консультации обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогов;
4.2.5 Психологическая коррекция и развитие - активное психологическое воздействие, направленное на устранение или компенсацию выявленных отклонений в психическом и личностном развитии обучающихся со стойкими затруднениями в освоении образовательной программы. Целью психологической коррекции и развития является достижение адаптации в образовательной среде, гармонизация личности и межличностных отношений;
4.2.6. Профессиональная ориентация - психологическое обеспечение профессионального самоопределения и выбора оптимального вида занятости обучающихся с учетом их интеллектуально-личностных возможностей, мотивационной направленности и социально-экономической ситуации на рынке труда.
4.3. Повышение качества психологической помощи участникам образовательного процесса - система мер, направленных на развитие кадрового потенциала, материально-технической базы Службы; повышение уровня профессионализма специалистов Службы через систему повышения квалификации, участие в деятельности профессиональных объединений и организаций, формирование единого информационного пространства, а также обеспечение специалистов Службы унифицированным и сертифицированным психодиагностическим и коррекционно-развивающим инструментарием, необходимым для осуществления профессиональной деятельности.
5. Организационная структура Службы
5.1. На областном уровне:
5.1.1. Специалист комитета организует деятельность Службы.
5.1.2. Областной центр:
- осуществляет организационно-методическое сопровождение деятельности Службы;
- осуществляет специализированную психологическую помощь всем участникам образовательного процесса Новгородской области;
- организует психолого-педагогические мониторинги;
- анализирует состояние психологического здоровья детей в системе образования Новгородской области, представляет необходимую аналитическую информацию в комитет для принятия управленческих решений;
- организует деятельность областной психолого-медико-педагогической комиссии.
5.1.3. НИРО:
- осуществляет научно-методическое сопровождение деятельности Службы;
- организует и осуществляет деятельность по повышению квалификации педагогических и руководящих работников в области психологии;
- осуществляет аттестацию педагогических работников.
5.2. На муниципальном уровне:
5.2.1. Специалисты органов управления образованием муниципальных районов, городского округа организуют деятельность Службы на уровне муниципального района, городского округа;
5.2.2. Государственные образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (далее Центры):
- осуществляют специализированную психологическую помощь всем участникам образовательного процесса;
- организуют психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- проводят комплексную оценку и подготовку кандидатов в замещающие родители;
- осуществляют организационно-методическое обеспечение психолого-педагогических мониторингов образовательной системы муниципального района, городского округа;
- анализируют состояние психологического здоровья обучающихся, воспитанников в образовательном пространстве муниципального района, городского округа и представляют необходимую информацию органу управления образованием муниципального района, городского округа для принятия управленческих решений;
- проводят комплексное диагностическое обследование обучающихся, воспитанников на психолого-медико-педагогической комиссии, обслуживающей детское население;
- осуществляют психологическое просвещение руководящих работников образовательных учреждений муниципального района, городского округа;
- участвуют в работе методических объединений педагогов муниципального района, городского округа;
- участвуют в разрешении конфликтов между родителями и педагогическими, руководящими работниками образовательных учреждений по запросу органов управления образованием муниципального района, городского округа, администрации образовательных учреждений;
- осуществляют информационное, организационное, методическое обеспечение деятельности Службы на территории муниципального района, городского округа.
5.2.3. Образовательные учреждения:
- оказывают первичную психологическую помощь участникам образовательного процесса;
- осуществляют психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса исходя из целей и задач деятельности образовательного учреждения;
- проводят психолого-педагогические обследования обучающихся, воспитанников по запросу органа управления образованием муниципального района, городского округа, педагогов образовательного учреждения, обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей);
- анализируют состояние психологического здоровья обучающихся, воспитанников в образовательном учреждении;
- осуществляют психологическое проектирование образовательной среды в образовательном учреждении;
- решают конфликты между обучающимися, воспитанниками, обучающимися, воспитанниками и их родителями (законными представителями);
- осуществляют просветительскую деятельность для педагогов образовательного учреждения;
- участвуют в первичной профилактике противоправного поведения, социального сиротства, формирования зависимости от психоактивных веществ;
- организуют деятельность психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения.
|