Вы не зарегистрированы

Авторизация



Современные информационные технологии и электронные образовательные ресурсы на уроках математики

Фото пользователя Надия  Фитратовна Муранова
Размещено: Надия Фитратовна Муранова - вт, 15/03/2011 - 23:58

  

    

Современные информационные технологии и

электронные образовательные ресурсы на уроках математики

 

 Современные информационные технологии   

          Термин «Современные информационные технологии» образован от информационных технологий, основанных на использовании современных компьютерных и сетевых средств.  

 Информационные технологии

          Под информационными технологиями понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

          В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время, так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. 

           Под средствами современных информационных и коммуникационных технологий понимают программные, технические средства, устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе глобальных).

            

              [[wysiwyg_imageupload:168:height=58,width=74]]    Выделим средства современных информационных  технологий в преподавании математики, находящихся, как правило,    в   предметном кабинете:

 

 

  • Компьютер 

  • Проектор

  • Сканер

  • Принтер

  • Интерактивная доска

             Указанные выше технические средства являются основными инструментами для организации и проведения уроков математики.

             Для объяснения нового материала, проверки домашнего задания, выполнения тренировочных упражнений и другой учебной деятельности со всем классом проектор незаменим. Если заранее отсканировать проверенные домашние работы или другие, выполненные учащимися работы, то  очень просто, используя проектор, посмотреть эти работы, а потом обсудить с учащимися достоинства и ошибки.

             Практика показывает, что часто возникает проблема с демонстрацией графиков на доске. Для того, чтобы координатная плоскость появлялась на доске в необходимый для работы с классом момент можно использовать среду «Живая математика» или инструмент «Математический конструктор», а если у Вас нет такой возможности, то можно заранее заготовить координатную плоскость. Например, взять лист в клеточку, начертить координатную плоскость и отсканировать, сохраненный файл всегда будет в Вашем арсенале.

            Интерактивная доска позволяет,  не отходя от доски, находить необходимые объекты, ресурсы, производить построения, преобразования, просматривать документы, входить при необходимости в интернет и т.д. 

            Эти технические средства способствуют активизации учебного процесса, эффективно проводить уроки, организовывать быстрый доступ к запланированной информации.

 

  

   Интернет-ресурсы:

http://www.unimath.ru/- поурочные планы в помощь учителям математики

http://www.metodkopilka.com– методическая копилка учителей математики

http://www.valeryzykin.ru/view_journal.php?id=8электронный журнал – компьютер    школьного учителя математики

       edu - "Российское образование" Федеральный портал. Каталог образовательных интернет-ресурсов: Российское образование. Законодательство. Нормативные документы и стандарты. Образовательные  учреждения. Каталог сайтов (можно выбрать: предмет, аудитория, уровень образования, тип ресурса) и электронных библиотек. Учебно-методическая библиотека.

      Демонстрационные варианты тестов ГИА для 9 и ЕГЭ для 11 класса on-line.

      edu.ru- ресурсы портала для общего образования

      ege.edu-"Портал информационной поддержки Единого Государственного экзамена".Новости. Нормативные документы. Демоверсии. Предварительные результаты ЕГЭ.

      fipi ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений.  ЕГЭ - контрольно измерительные материалы (демо ЕГЭ); Федеральный банк тестовых заданий (открытый сегмент); Научно-исследовательская работа; Повышение квалификации.

      mon.gov- Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.

      rost.ru/projects- Национальный проект "Образование". 

      edunews- "Все для поступающих" Основные разделы портала: Школьникам и дошкольникам; Абитуриентам и студентам; Экзамены и тесты; Дополнительное образование. Тематические ссылки на образовательные ресурсы и сами учебные материалы на сайте.  

      window.edu.ru- Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Тематический каталог образовательных ресурсов.

      Войдя в Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов       http://school-collection.edu.ru/,  Вы можете познакомиться со следующими продуктами:

          

Набор ЭОРов к учебникам:

         «Алгебра», 9 класс, Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др.

 

         «Математика», 5 класс, Волович М.Б.

 

         «Математика», 5 класс, Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

 

        Инновационные учебные материалы:

 

«Алгебра в основной школе», 7-9 классы

 

«Алгебраические  задачи с параметрами»    

 

«Виртуальная математика. Задачи с gараметрами». 7-11 класс

 

«Математика, 5-11 классы. Практикум»

 

 

«Математика, 5-11 классы»

 

         

ЦОР по математике «График квадратичной функции»          

«Вписанная и описанная окружности», 7-9 класс

        Инструменты учебной деятельности:

    

 «Математический конструктор»

        Электронные издания:

     

 Журнал «Наука и жизнь»

        Коллекции:

 

Задачи по геометрии

 

Олимпиадные задачи по всем разделам математики

 

Ресурсы по математике Хабаровской краевой заочной физико-математической школы

 

Школьный математический словарь-справочник

              Рекомендую познакомиться со всеми ресурсами.

 

         Личная информационная среда (пространство) -  это те материалы, документы, фотографии, видеофильмы,  ссылки на сайты, которые Вам необходимы для работы, для организации отдыха и т.д.

        

Предметная информационная среда -    это материалы по предмету, например папка по классам, папка с точками контроля (к/р, с/р, тесты, математические диктанты, устный счет и т.д.), папка с фрагментами уроков, папка с олимпиадными задачами, папка с проектами по математике, папка с  итогами и анализом контрольных и других работ и т.д. Предметное информационное пространство позволяет накопить разного рода материалы, которые будут необходимы для подготовки уроков, написания разных справок, организации работы в проектах по предмету и  т.д.

      

 Средства связи (электронная почта, скайп) -   по электронной почте можно связываться с родителями, обмениваться мнениями о проблемах или достижениях ребенка, передавать домашние или другие задания, сообщать адреса сайтов, связанных с олимпиадами, подготовкой к итоговой аттестации в новой форме и т.д. Современные родители не всегда находят время для посещения школы, а электронная почта позволяет получить информацию практически по первому требованию.

    

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – это средства современных информационных технологий, например:

  •  цифровая фотография,

  • видеофрагменты,

  • статические и динамические модели,

  • звукозаписи,

  • символьные объекты и деловая графика,

  • текстовые документы, презентации и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

          

          При выборе или создании электронных образовательных ресурсов необходимо учесть            следующее. 

       ЭОРы должны:

  • соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и науки  РФ, используемым предметным программам;

  • ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;

  • обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения;

  • предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;

  • обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;

  • превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя при этом тематические разделы;

  • иметь удобный интерфейс.

 

        Задачи комплекта цифровых образовательных ресурсов:

      помощь учителю при подготовке к уроку:

  • компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;

  • большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;

  • эффективный поиск информации в комплекте цифровых образовательных ресурсов;

  • подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);

  • подготовка творческих заданий;

  • подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;

  • обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память.

          помощь при проведении урока:

  • демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;

  • использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;

  • компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;

  • индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с цифровыми образовательными ресурсами на уроке.

  • помощь учащемуся при подготовке домашних заданий:

  • повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;

  • автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время;

  • большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;

  • возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;

  • развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;

  • помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;

  • приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении информационными технологиями и постоянной работе с ними.

 

        Для достижения учебной самостоятельности, инициативности и ответственности младшего школьника особое значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, то есть умение самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей.

       

                В  5-6 классах,  нередко  наблюдаю такую картину: способный ученик  прекрасно рассуждает, решая задачу, но как только дело доходит до вычисления ответа,  процесс замедляется, начинаются муки счета.

          

  Предлагаю  Вам тренажер    "Таблица умножения"   и   тренажер  "Сложение и вычитание"

 [[wysiwyg_imageupload:181:height=219,width=432]]

        Для учеников разной подготовки  эти  продукты  будут подспорьем, при отработке навыка счета.  Самостоятельно осваивая   тренажер, школьник наглядно увидит  свои недочеты, оценит свои возможности и будет искать пути решения проблемы, и наоборот еще раз убедится, что умеет считать.

       

 

      

        Но, так как эти тренажеры  работают  только при наличии интернета, то можно  отправить родителям ссылки на эти ЭОРы по электронной почте в качестве домашнего задания. 

       

        Учитывая психологические особенности детей 5-6 класса  (10-12 лет),  важно использовать разные  формы организации обучения, например  экскурсии, цель которых расширение чувственного опыта детей, формирование умения наблюдать, на основе наблюдений самостоятельно делать выводы.

      

        Учитель, используя компьютер и интернет,  может организовать видео-экскурсии по разным темам. Например,  экскурсию по теме: «От абака до компьютера» в Московском  политехническом  музее.

 

       Или вместе с учащимися  создать презентации- экскурсии по истории математики. А  ребята могут  выступить  перед одноклассниками, а потом пойти в начальную школу и показать свою работу  первому учителю и выступить перед ее нынешними учениками.

     

         

            

             Таким образом,  мы включаем учеников в большой интересный проект, где они добывают информацию, обрабатывают ее, создают свой  электронный продукт, показывают его другим ученикам, делают эту работу осознанно.



На: Современные информационные технологии и электронные образова


Здравствуйте. Мне очень понравился ваша работа по использованию ЭОР. предоставленная вами здесь информация очень для меня пригодилась для проведения контроля знаний и изучение нового материала. Спасибо вам за выложенную работу в интернет.




На: Современные информационные технологии и электронные образова


Здравствуйте!  Представленный материал очень полезен. Быстро можно найти, что тебе нужно. И еще в чем плюс - в том что огромный разнообразный материал скончентрирован в одном месте. Я на уроках часто пользуюсь презентациями и тренажерами. Большое спасибо.




Фото пользователя Людмила Федоровна Евстафьева

На: Современные информационные технологии и электронные образова


Да, очень полезный материал, для нас, спасибо.  Мы используем на уроках "Математический конструктор" , для 8-9 классов и ученикам очень интересно работать, так же и с интерактивной доской. Но конечно же нам одним в море информации очень трудно плыть на ощупь, нужен путеводитель и мы рады, что появилась такая возможность, давайте попробуем вместе!!! 




Фото пользователя Лилия Айдаровна Гильфанова

На: Современные информационные технологии и электронные образова


Сейчас в интернете так много информации и различных ресурсов, что я порой из этого множества не могу выделить то, что мне действительно нужно, да и не хватает, честно говоря, времени, чтобы все это "перелопатить". Поэтому я хочу поблагодарить Вас за подборку полезных ресурсов и ссылок, мне они, я уверена, помогут.

Кроме этого, я  абсолютно согласна с тем, что мы обязаны учить детей ориентироваться в информационном пространанстве, а для этого мы сами должны быть от и до подкованы.

Комментарий был изменен с момента создания (gilfanova.l, сб, 09/04/2011 - 18:32).



Фото пользователя Венера Ильдусовна Хуснуллина

На: Современные информационные технологии и электронные образова


Спасибо за такую содержательную лекцию. Мне как молодому начинающему педагогу тем более полезы такие мероприятия, общение, обмен опытом.



Глобальная школьная лаборатория