Организация учебного процесса на уроках математики
с использованием ЭОРов.
На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается техническим средствам, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит учителю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению.
Подача эталонов для проверки учебных действий (через учебные задания или компьютерные программы), предоставление анализа причин ошибок позволяют постепенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, что должно присутствовать на каждом уроке.
Педагогические цели использования средств современныхинформационных технологий:
-
Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий .
-
Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества.
-
Принимая во внимание огромное влияние современных информационных технологий на процесс образования, многие педагоги включают их в свою методическую систему, ставя перед собой, следующие задачи:
-
освоение новых методов и организационных форм работы с использованием компьютерной техники на уроках математики;
-
активная разработка и начало освоения педагогами учебно-методического обеспечения;
-
активное использование средств современных ИК-технологий в обучении;
-
смена методической основы обучения и освоение широкого круга методов и организационных форм обучения, поддерживаемых соответствующими средствами современных информационных технологий.
Если рассматривать традиционный учебный процесс можно выделить следующие методические цели использования ЭОРов:
-
индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
-
осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;
-
осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;
-
высвободить учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ;
-
визуализировать учебную информацию;
-
моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления;
-
проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента;
-
формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;
-
развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, теоретического);
-
усилить мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);
-
формировать культуру познавательной деятельности и др.
Математика 5-6.(ИОСО РАО, ИОО) ориентирована на массовую общеобразовательную школу; предназначена для изучения в 5-6 классах. Обеспечивается различными учебно-методическими комплектами (УМК), большинство из которых допускают два варианта изучения: а) в объеме 5 ч в неделю в каждом из классов и б) в объеме 6 ч в неделю в каждом из классов.
Цель изучения: систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
Отвечает линейно-концентрическому принципу построения. Состоит из трех разделов "Требования к математической подготовке учащихся", "Содержание обучения", "Тематическое планирование учебного материала".
Для себя я выделила два УМК:
УМК. Математика 5-6. (Виленкин Н.Я. и др.):
-
Математика 5. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. - Мнемозина, 1997.
-
Математика 6. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. - Мнемозина, 1997.
-
Дидактические материалы по математике для 5 кл. Чесноков А.С. и др. - Просвещение, 1994.
-
Дидактические материалы по математике для 6 кл. Чесноков А.С. и др. - Просвещение, 1995.
-
Математика 5-6. Тематические зачеты. Варианты 1-4. Минаева С.С. и др. (Уровневая дифференциация обучения). - Образование для всех, 1995.
-
Контрольные работы. 5, 6 кл. Дудницын Ю.П., Кронгауз В.П. - НПО Образование, 1998.
-
Жохов В.И. Преподавание математики в 5-6 кл. - Русское слово, 1998.
-
Фридман Л.М. Изучаем математику. 5-6 кл. - Просвещение, 1995.
-
Математика. Методические рекомендации. Мельникова Н.Б. (Уровневая дифференциация обучения). - Образование для всех, 1995.
УМК для 5-6 классов И. И. Зубарева, А. Г. Мордковича и коллектив авторов:
-
Программы «Математика 5-6 классы.
-
Учебники "Математика" 5, 6 классы. Авт.: И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. Методическое пособие для учителя «Математика» 5-6 классы. Авт.: И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович.
-
Рабочие тетради "Математика" 5, 6 классы (в двух частях). Автор И.И. Зубарева.
-
Тетради для контрольных работ "Математика" 5, 6 классы (в двух частях). Автор И. И. Зубарева.
-
Самостоятельные работы «Математика» 5 класс. Авт.: И. И. Зубарева, М. С. Мильштейн, М. Н. Шанцев.
-
Самостоятельные работы «Математика» 6 класс. Авт.: И. И. Зубарева, И. П. Лепешонкова, М. С. Мильштейн.
-
Тесты «Математика» 5-6 классы. Автор Е. Е. Тульчинская.
-
Блицопросы «Математика» 5, 6 классы. Автор Е. Е. Тульчинская.
|
Предлагаю Вам войти в Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов http://schoolcollection.edu.ru/.
По ссылке "Математика",5 класс, Зубарева И.И., Мордкович А.Г. и
по ссылке "Математика", 6 класс, Зубарева И.И., Мордкович А.Г.
можно найти материалы, которые станут подспорьем для вашей работы с учащимися 5-6 классов.
Учитывая психологические особенности учащихся 10—12 лет, на уроках математики в 5-6 классах необходимо включать игру для развития умения действовать в соответствии с правилами, сотрудничать, предвидеть последствия своих действий и др.
Дидактические игры - это тот учебный материал, который используется в качестве средства игры; при помощи игровых приёмов и ситуаций учитель может стимулировать учащихся к математической деятельности. В процессе игры развиваются внимание, наблюдательность, сообразительность, учитель может успешно корректировать и контролировать знания учащихся.
Игровое задание "Умножение десятичных дробей". По указанной ссылке можно найти интересные задания устного счета, позволяющие учащимся активно включиться в работу.
Расчётные задачи с последующей компьютерной проверкой– задачи, которые в начале, необходимо решить без использования компьютера, а затем проверить полученный ответ. Например, любые упражнения из устного счета (это примеры из 5 класса).
Задание: проверьте себя.
Задание: проверьте себя.
Полезно в урок включать практические работы как необходимое условие развития умения планировать свою деятельность, ставить цели и реализовывать их, использовать полученные теоретические сведения в практической деятельности.
Предлагаю вашему вниманию задачи, практической направленности.
Задания составлены в тестовой форме, необходимо выбрать правильный ответ. Но прежде, учащимся необходимо дать задание, например:
-
начертить чертеж лучше на листе А4, или на листе в клеточку,
-
обратить внимание на указание отом, что задача имеет два решения,
-
самостоятельно ответить на вопрос.
Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. http://www.matematika-na.ru/5class/mat_5_2.php
Плоскость. Прямая. Луч. http://www.matematika-na.ru/5class/mat_5_3.php
Площадь. Формула площади прямоугольника.http://www.matematika-na.ru/5class/mat_5_16.php
Прямоугольный параллелепипед. Объем. http://www.matematika-na.ru/5class/mat_5_17.php
Окружность и круг.http://www.matematika-na.ru/5class/mat_5_18.php
Перпендикулярные прямые.http://www.matematika-na.ru/6class/mat_6_44.php
Параллельные прямые.http://www.matematika-na.ru/6class/mat_6_45.php
Все представленные выше задания, можно включать в урок как практические, при условии, что Вы с учетом психологических и других особенностях Ваших учеников подготовите свои, вопросы и задания.
Показанные ЭОРы, являются интерактивными моделями. Использование таких моделей существенно ускоряет процесс объяснения учебного материала и повышает эффективность урока. Интерактивные модели легко вписываются в урок и позволяют учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся.
Учащиеся с особым энтузиазмом берутся за решение экспериментальных задач-исследований, для решения которых необходимо подставить соответствующие параметры переменных и пронаблюдать изменение графика. Несмотря на кажущуюся простоту, такие задачи очень полезны, так как позволяют учащимся увидеть живую связь компьютерного эксперимента и аналитического решения заданий.
Предлагаю вашему вниманию инструмент "Математический конструктор 3.0". Данный инструмент предназначен для создания интерактивных моделей по математике, сочетающих в себе конструирование, динамическое варьирование, эксперимент. Инструмент позволяет строить и анализировать графики функций и любые геометрические построения.
Для установки инструмента закройте все остальные программы, по ссылке запустите программу установки и следуйте указаниям на экране.
Если у вас возникли вопросы – ознакомьтесь с Руководством пользователя.
В шестом классе мы начинаем изучать тему «Координатная плоскость». Раньше мы линовали доску на клеточки и использовали ее для выполнения заданий по указанной теме. В настоящее время у нас есть возможность, имея компьютер, проектор, светлую доску, либо интерактивную доску, успешно объяснять материал и решать задачи с использованием координатная плоскости.
В рабочую тетрадь «Математика», 6 класс, тетрадь 2, авторы Беленкова Е.Ю. и Лебединцева Е.А. включены интересные задания по данной теме. Покупать всему классу рабочие тетради не очень удобно. У нас с Вами есть возможность создать ЭОРы самим, использую тексты и задания из любого учебника или другого учебного или дидактического материала.
Попробуем в среде «Математический конструктор» создать объект, дающий возможность работать с координатной плоскостью и выполнить задание, указанное в нем. В этой практической задаче учащиеся не просто ищут координаты точек на координатной плоскости или изображают их по указанным координатам, они собирают информацию, обрабатывают ее и отвечают на вопросы.
Задание начинается с фразы, по данным метеорологических станций составляют графики температуры. По оси 0х откладывают время, а по оси 0у – температуру. Если в 2 часа температура была -40, то на координатной плоскости отмечают точку с координатами (2;-4). На слайде уже указаны точки
Вопрос:
-
Какую информацию о погоде можно получить по точкам, отмеченным на координатной плоскости?
-
Необходимо ответить еще на 5 вопросов.
Задание.
Для создания координатной плоскости необходимо в меню мышкой указать на картинку с координатной плоскостью, перенести стрелку с сеткой на экран и растянуть сетку до необходимых размеров. Попробуйте и убедитесь, что это просто.
Для создания текста на слайде необходимо в меню мышкой указать на картинку с буквой Т и перенести видимый прямоугольник на рабочее поле. Текст можно писать в этом окне или вставлять заранее приготовленный текст.
Для того, чтобы задать координатную плоскость необходимо указать единичный отрезок, подписать оси координат, указать начало отсчета. В тетрадке ученику при неправильном указании единичного отрезка приходится ошибки стирать ластиком или замазывать, а используя компьютер, такие ошибки исправляются легко, более того в этой среде легко выбирать необходимый для решения задачи единичный отрезок.
Для изменения единичного отрезка необходимо двойным щелчком открыть таблицу «Свойства объекта».
Для изображения точки на координатной плоскости необходимо в меню мышкой указать раздел «Геометрия» - «Точка», по стрелке выбрать «Точка».
Построенная точка сразу получает название, но мы можем изменить название, вместо буквы записать координаты точки или вообще убрать ее.
Для изменения названия точки или уничтожения буквы, обозначающей точку, необходимо подвести стрелку на точку и двойным щелчком вызвать таблицу «Свойства объекта: точка», затем либо изменить название точки, либо убрать его.
Мы не сможем соединить точки плавной линией, как требует задание, но отрезками соединить точки возможно. Для этого необходимо мышкой указать раздел «Геометрия», затем - раздел «Отрезки, лучи, прямые», далее - раздел «Отрезок».
Будем считать, что Вы подготовили ЭОР с данным заданием. Теперь необходимо подумать о внедрении его в урок.
Организовать учебный процесс на уроке для выполнения заданий такого вида можно несколькими способами:
-
используя компьютер учителя, показывая изображение координатной плоскости через проектор на экран. В этом случае можно фронтально по одному ученику вызывать к доске (если в классе есть светлая доска, на экране писать нельзя), а часть класса будет работать в тетрадях на подготовленной заранее координатной плоскости (советую на миллиметровых листочках);
-
используя ноутбуки, в которых заранее находится папочка с заданиями. Если есть возможность раздать на одну парту один ноутбук, то с заданием может работать пара учеников. Конечно, использование ноутбуков на каждом уроке невозможно, но один раз в 1-2 недели, вполне реально. Для четкости организационного момента необходимо на первом таком уроке потратить чуть больше времени, закрепить ноутбук за каждой партой, назначить дежурных, ответственных за доставку ноутбуков и пилотов в класс, проверить, чтобы все ноутбуки были пронумерованы и имели зарядные устройства. Ученики потом привыкают и понимают, что чужой ноутбук брать нельзя, т.к. на рабочем столе он уже создал папочку – рабочую тетрадь, где хранятся его работы и лежат задания на урок, созданные учителем.
-
используя компьютерный класс, по аналогии работы с ноутбуком. Прелесть работы в таком классе в том, что свою работу ученик сохраняет на сервере и учитель может открыть папку класса, проверить работы учащихся, написать отношение или просто оценить работы, прикрепить новое задание.
Задания такого вида, геометрические построения и т.д. можно выполнить в среде УМК. Живая математика Скачать...
Живая Математика имеет прозрачный и понятный интерфейс, позволяет создавать красочные чертежи, визуализировать алгебраические операции, В основу учебно-методического комплекта положен мощный программный пакет Geometer's Sketchpad фирмы Key...
Вы просмотрели фрагменты разных уроков, думаю, увидели, что если бы все эти задания выполнялись в традиционной форме, без применения информационных технологий, то на объяснение нового материала было бы потрачено гораздо больше времени – это только один из факторов призывающих применять ИКТ на уроках.
|
На: Организация учебного процесса с использованием ЭОРов на ур
Математический конструктор - это здорово! Сейчас не смогла его установить, так как нет какой -то программы. Завтра на работе попробую еще раз.