- Директор: Хейлик Ольга Геннадьевна
- Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №86 г. Челябинска.
- Количество Лего-конструкторов – 5, в том числе- Конструктор Перворобот NXT. Базовый набор – 2- Конструктор Перворобот «Индустрия развлечений» (с USB-портом) RCX– 1- Конструктор «Физика и технология» - 1
- Конструктор «Энергия» - 1
4. Кострикина С.Л. «Lego-технологии: веяние моды или требование времени?» - Портал Управления по делам образования г.Челябинск
Громова С.В. «Мир Lego», «Школьный web» - газета «Lego-движение» 2009, УМЦ г.Челябинск
Агеева Л.А. «План методической работы на 2008-2009г» - журнал «Управление современной школой. Завуч» 2009. №3
Громова С. В. «Датчик касания. Работа с датчиком касания» - Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru
Громова С. В. Методическая разработка урока с использованием Lego-технологий «Чувственное познание окружающего мира» - http://chel-edu.ru/index.php/method/2928
Лего-сайт МОУ СОШ №86 http://lego86.rkc-74.ru/p3aa1.html
5. Описание системы, созданных организационно-управленческих условий для использования оборудования в образовательном процессе
Организация системы работы по использованию Лего-технологий
в МОУ СОШ №86
Богачева Наталья Юрьевна,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Не надо никого убеждать в важности инноваций в нашей жизни – инновационного мышления и сознания, формирования инновационной экономики. Безусловно, без этого не решить задачи социального развития и прогресса. Понятно, что инновационный потенциал общества, государства и стран ы зависит от очень многих факторов – от уровня образования, состояния научно-исследовательской базы, инфраструктуры науки и исследовательской деятельности, системы управления и стимулирования технологического развития. И здесь у нас масса проблем. Локомотивом инновационной деятельности является школа.
Школа должна быть по-хорошему консервативна, и любые реформы и эксперименты в ней нужно проводить с предельной осторожностью. А как совместить это внутреннее противоречие с инновациями, которые предполагают по своей внутренней сути динамизм и парадоксальность мышления? Ведь инноватор – человек с парадоксальным мышлением. Он нарушает все каноны и смотрит на мир совершенно иначе. Учитель по своей сути – консерватор. Как это совместить? Видимо, в этом и состоит инновационный подход школьного учителя – пытаться найти в себе это соединение педагогической осторожности и консерватизма с парадоксальностью мышления, которую надо каким-то образом трансформировать на ученика. В нашей школе работают учителя разных возрастов. Средний возраст, работающих педагогов – 43 года. Несмотря на то, что любая инновация внедряется в консервативную образовательную систему очень тяжело, многих педагогов заинтересовал Лего-конструктор. Это можно увидеть, взглянув на методические разработки уроков самых разных предметов: от начальной школы до уроков физики, технологии в старших классах, от информатики и предметов естественно-научного цикла до общественно-гуманитарных дисциплин. Разрабатывают уроки учителя-предметники, консультируясь со специалистом в этой области, а проводят интегрировано в кабинете информатики, если предполагается программирование. На уроках лего-конструирования дети создают модели предметов или живых организмов для увеличения наглядности. Ведь одно дело рассказать о простых механизмах на уроке физики, а другое – дать возможность детям их смоделировать при помощи лего-конструктора.
Сегодня уже не секрет для любого педагога смысл понятий, необходимых для занятия инновационной деятельностью: инновация, развитие, творчество, проект, управление.
Основным отличием образования начала нового тысячелетия является то, что оно может стать основой становления качественно нового общества.
Главный смысл инновационного подхода в образовании – это развитие как ценностная основа и принцип существования образования.
Инновационное образование – это развивающее и развивающееся образование.
В ситуации повышения качества образования и развития инновационного потенциала общеобразовательных учреждений одной из первоочередных задач выступает повышение профессиональной компетентности работников образования. Педагогическая инновация заключается в совершенствование потенциала педагогических работников в условиях развития воспитательной системы, в разработке механизмов и педагогических условий для повышения кадрового потенциала.
Инновация предполагает педагогически-обоснованные механизмы повышения кадрового потенциала общеобразовательного учреждения.
Вот почему, занимаясь внедрением лего-технологий в образовательный процесс, мы параллельно участвуем в инновационном проекте совместно с ГОУ ДПО ЧИППКРО «Повышение кадрового потенциала в условиях развития воспитательной системы школы»
Направления внедрения инновации
• Управление образовательным учреждением
• Мониторинг реализации кадрового потенциала
• Мониторинг и оценка качества образования (обучения и воспитания)
И несмотря на то, что проект еще не завершен, в нашем коллективе педагогов уже есть позитивные эффекты реализации инновации:
• Более половины учителей школы считают необходимым повышать свой уровень профессиональной подготовки в условиях реализации образовательных программ
• Изменилось отношение учителей к значимости и приоритетности вопросов инновационной деятельности – на 17,5%
• Наметилось повышение качества учебной деятельности на всех ступенях образования
• Увеличилось количество победителей, призеров различных олимпиад и конкурсов среди учащихся и учителей
• Отмечается наиболее тесное взаимодействие с родительской общественностью, увеличился удельный вес родителей, который связывает повышение рейтинга школы с участием школы в инновационных процессах.
В рамках проекта был разработаны критерии мониторинга кадрового потенциала МОУ СОШ №86, по которому можно проследить деятельность педагогов, внедряющих современные образовательные технологии, в том числе лего-технологии.
Мониторинг кадрового потенциала МОУ СОШ №86
2008 – 2009 учебный год
(выписка из общего мониторинга)
Ф. И. О. учителя (предмет)
|
Качество обученности учащихся по предмету
|
Участие в открытых мероприятиях (педсоветы, семинары, внеклассные мероприятия, уроки)
|
Участие в конкурсах пединициатив, профмастерства
|
Уровень подготовки учащихся к олимпиадам, конкурсам
|
Общественное мнение (родителей, учащихся, коллег, выпускников)
|
Доля уроков с использованием современных образовательных технологий (ИКТ, Лего-технологий)
|
Наличие печатных работ в СМИ, проф. Сборниках, готовность делится пед. опытом.
|
Средний балл
|
1. В Н. В. (математика)
|
5
|
6
|
7
|
6
|
7
|
5
|
3
|
5,6
|
2. Г С. В. (математика, информатика)
|
6
|
6
|
3
|
6
|
7
|
8
|
5
|
5,9
|
3. Д Ю. М. (информатика)
|
6
|
4
|
3
|
6
|
8
|
8
|
3
|
5,4
|
4. Г С. А. (начальные классы)
|
5
|
3
|
3
|
5
|
6
|
5
|
3
|
4,3
|
5. К Г. А. (начальные классы)
|
5
|
3
|
3
|
5
|
8
|
4
|
3
|
4,4
|
1 – 3 балла– низкий уровень
4 – 6 баллов– средний уровень
7 – 10 баллов– высокий уровень
Мониторинг кадрового потенциала МОУ СОШ №86
2009 – 2010 учебный год
(выписка из общего мониторинга)
Ф. И. О. учителя (предмет)
|
Качество обученности учащихся по предмету
|
Участие в открытых мероприятиях (педсоветы, семинары, внеклассные мероприятия, уроки)
|
Участие в конкурсах пединициатив, профмастерства
|
Уровень подготовки учащихся к олимпиадам, конкурсам
|
Общественное мнение (родителей, учащихся, коллег, выпускников)
|
Доля уроков с использованием современных образовательных технологий (ИКТ, Лего-технологий)
|
Наличие печатных работ в СМИ, проф. Сборниках, готовность делится пед. опытом.
|
Средний балл
|
1. В Н. В. (математика)
|
7
|
8
|
8
|
6
|
8
|
7
|
7
|
7,3
|
2. Г С. В. (математика, информатика)
|
8
|
10
|
8
|
9
|
9
|
10
|
9
|
9
|
3. Д Ю. М. (информатика)
|
8
|
9
|
9
|
7
|
8
|
10
|
7
|
8,3
|
4. Г С. А. (начальные классы)
|
8
|
9
|
9
|
8
|
7
|
8
|
9
|
8,3
|
5. К Г. А. (начальные классы)
|
7
|
8
|
6
|
8
|
9
|
7
|
8
|
7,6
|
1 – 3 балла– низкий уровень
4 – 6 баллов– средний уровень
7 – 10 баллов– высокий уровень
Наиболее актуальным для нашего педагогического коллектива стал вопрос о развитии кадрового потенциала в ИКТ-насыщенной среде. Для понимания каждого учителя школы о возможностях применения современных образовательных технологий, в том числе лего-технологий в повышении профессионализма была разработана индивидуальная траектория педагога, заинтересованного во внедрении инноваций. Кроме того, существует некий алгоритм действия любого учителя при вхождении в инновационную деятельность, в данном случае в проект по использованию лего-технологий в образовательном процессе.
I этап – ЗНАЮ - теоретическое знакомство с инновационным проектом «Информационно-технологическая поддержка использования лего-технологий в образовательном процессе»:
- информационно-инстуктивное оперативное совещание;
- совещание при зам. директора, курирующего инновационную деятельность;
- присутствие в качестве слушателя на методических семинарах и педсоветах, посвященных лего-технологиям;
- участие в качестве воспитателя в Лего-лагере;
- присутствие на церемониях награждения учащихся и учителей - победителей конкурсов и лего-состязаний.
II этап – ПРОБУЮ - разработка уроков и внеклассных занятий с использованием лего-технологий:
- включение уроков с лего в КТП дисперсно;
- помощь в организации методических семинаров, выставок с лего-технологиями;
III этап – УМЕЮ – использование лего-технологий в образовательном процессе:
- проведение уроков с лего в соответствии с КТП;
- участие в конкурсах методических разработок учебных и воспитательных занятий с лего-технологиями;
IV этап – МОГУ НАУЧИТЬ – систематическое использование лего-технологий в образовательном процессе, оказание поддержки начинающим работать с лего педагогам, представление собственного опыта:
- участие в конкурсах профессионального мастерства с обобщением опыта по использованию лего-технологий в образовательном процессе
- выступления с опытом работы на методических семинарах, педсоветах;
- распространение опыта в печатных работах, опубликованных в методической литературе и Интернете:
· Кострикина С.Л. «Lego-технологии: веяние моды или требование времени?» - городской образовательный портал
· Громова С.В. «Мир Lego», «Школьный web» - газета «Lego-движение» 2009, УМЦ г.Челябинска
· Агеева Л.А. «План методической работы на 2008-2009г» - журнал «Управление современной школой. Завуч» 2009. №3
· Громова С. В. «Датчик касания. Работа с датчиком касания» - Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru
|
· Громова С. В. Методическая разработка урока с использованием Lego-технологий «Чувственное познание окружающего мира» - www:chel-edu.ru
·
В 2009 году нашей школе присвоен статус муниципальной инновационной площадки по реализации проекта «Информационно-технологическая поддержка внедрения лего-технологий в образовательный процесс». Данное направление обусловлено наличием нормативно-правовых документов, которые приняты на федеральном и региональном уровнях, таких как:
- программа «Информатизация муниципальной образовательной системы в 2009-2010 гг.»,
- городская целевая программа по реализации национального проекта «Образование» в городе Челябинске на 2006-2010 гг. (решение Челябинской городской думы от 02.12.2008г. №38/16),
- письма учебно-методического центра г. Челябинска о развитии лего-движения.
Актуальность проблемы для муниципальной образовательной системы состоит в том, что в период возрастания потребности педагогов освоить инновационные технологии, необходимо создание системы обучения Lego-технологиям различных категорий участников образовательного процесса. В связи с этим актуальными стали разработка и апробация на уровне образовательного учреждения механизма создания системы информационно – технологической поддержки использования Lego-технологий.
Так как школа имеет достаточный опыт внедрения лего-технологий в образовательный процесс, не столько с целью участия в лего-состязаниях различного уровня и побед в них, сколько в целях повышения учебной мотивации у детей с различными умственными способностями и формами мышления, то мы уже заняли достойное место в развитии лего-движения на муниципальном уровне.
Развитие Лего — движения
Обучение педагогов ОУ, МДОУ, МУДОД
l учебные семинары (очные, ДО)
(обучение специалистов МОУ на базе УМЦ, РКЦ,
проведение школьных семинаров, педсоветов по
использованию лего-технологий)
l Лего-клуб (проект положения о Лего-клубе)
(учитель информатики является преподавателем Лего-студии и участвует и читает лекции для учителей города)
l блог http://legomet.blogspot.com (реализован проект
«Лего-сайт, как школьный web– ресурс» http://lego86.ucoz.ru
|
Обучение учащихся
l доп. образование (проект программы Лего-кружка)
(функционирует лего-кружок «Строители роботов» для детей с 6 до 13 лет)
l Лего-лагерь в каникулярное время (проект программы Лего-каникул). На базе школы прошли четырехдневные муниципальные лего-сборы.
l товарищеские Лего-состязания (регулярно команда МОУ СОШ №86 участвует в товарищеских Лего-состязаниях, как в районе, так и внутри школы)
|
l Организация и проведение районных Лего-состязаний (ОУ, МДО)
|
l Организация и проведение муниципальных Лего-состязаний (ОУ, МДОУ)
|
l Участие в региональных Лего-состязаниях (ОУ)
|
Лего-сайт МОУ СОШ № 86 г. Челябинска – http://lego86.ucoz.ru, размещенный на портале РКЦ, представляет собой интерактивный информационный ресурс, предназначенный для осуществления взаимодействия между учителями, учениками и их родителями. Данный web-ресурс был создан в целях систематизации учебного материала, содержащий необходимую информацию по Лего-технологиям и установлении плодотворной деятельности в изучении Лего-технологий. Основной акцент ставился на вовлечение учителей и учащихся в единое сообщество, в котором преследуются общие цели.
Сайт поделен на два крупных блока, пересекающихся во многом между собой:
- внешняя часть, доступная любому пользователю сети Интернет,
- внутренняя персональная часть, доступная учителям школы, школьникам и их родителям.
Интернет-среда позволяет даже новичкам в компьютерном мире пользоваться некоторыми общими возможностями, и вполне эффективно. Этим, а так же простотой внедрения и поддержки объясняется выбор сети Интернет в качестве главного связующего информационного звена.
Ресурс разработан с учетом потребностей ожидаемой аудитории. Набор разделов, сервисов и принципы работы с информацией приведены к общей удобной схеме. Так же, предложены механизмы контроля и поддержки сайта в работоспособном и при этом актуальном состоянии.
С точки зрения образовательного процесса внутренняя и внешняя части сайта оказывают помощь в объединении всех представителей аудитории, где бы они не находились.
Ресурс используется в организационных целях как информационная площадка, что включает в себя размещение следующих материалов:
· Планирование;
· Уроки факультативных занятий;
· Примеры проектов;
· Контактная информация учителей, которые обмениваются опытом работы;
· Информация для новичков «С чего начать?»;
· Соревнования;
· Набор ПервоРобота;
· Лего-лаборатория естествоиспытателей;
· Подготовка школьной команды к Лего-соревнованиям;
· Форум для учителей (открытая площадка для гостей сайта);
· Достижения (статьи, фото, ролики);
· Полезное (информация к экзаменам, информация о других учебных заведениях);
· Тематические рубрики (публикации по циклам и темам);
· Документы (положения, приказы, программы).
Следует отметить тот факт, что с помощью сайта существует реализация сервисов, которые дешевле, удобнее и разумнее организуются в виртуальном информационном пространстве, нежели в физическом.
Доступ к информации персонифицирован, что исключает попадание информации «в чужие руки», кроме случаев намеренной передачи информации самими лицами, имеющими к ней доступ. Данный web-ресурс дает возможность обмена опытом, получения полезных сведений. Общение, осуществляемое через сервисы ресурса, контролируется администрацией, что исключает использование ресурса не по назначению.
Для каждой группы, зарегистрированных пользователей предусмотрен отдельный набор инструментов-механизмов работы с сайтом, недоступных пользователям других групп.
Для того чтобы сайт выглядел «живым» и ухоженным, его разделы периодически обновляются, а размещенные материалы отслеживаются ответственным за данную работу администратором.
В нашей школе лего-конструированием и лего-программированием дети занимаются потому, что
· хотят узнать, хотят получить новые знания и умения;
· кто прочувствует окружающий мир своими руками – сможет его создать.
· создают модели на базе собственных идей и интересов;
· пересматривают и совершенствуют модели, чтобы испытать и исследовать новые идеи;
· учатся делиться своими моделями и идеями с другими;
· учатся принципу 4П (придумать, построить, поразмышлять, продолжить).
С целью повышения учебной мотивации у обучающихся лего-конструирование и лего-программирование используется интегрировано во многих учебных предметах.
Lego – конструкторы широко используются на уроках по «Окружающему миру»
Примерные темы интегрированных занятий по окружающему миру и краеведению:
· Кто такие насекомые;
· Кто такие птицы;
· Кто такие звери;
· Что такое зоопарк;
· Что окружает нас дома;
· Где живут белые медведи;
· Где зимуют птицы;
· Когда жили динозавры;
· Зачем строят корабли;
· Зачем нужны автомобили;
· Почему поезда такие длинные;
· Зачем нужны самолеты;
· Зачем летают в космос.
Широко используется работа по методу проекта. Учащимися созданы проекты: «Каким я вижу зоопарк», «Моя любимая улица», «Техника будущего», «Город будущего», «Дачный поселок». Для учащихся 3-6 классов проводился конкурс мини проектов. Были представлены проекты кафе, музеев, заправочных станций, аэропортов и вокзалов.
Учителя среднего и старшего звена также используют Lego-конструкторы при изучении различных предметов и тем. Это позволяет компенсировать недостаток оборудования и наглядных материалов, например, Lego-конструктор позволяет моделировать биологические и физические объекты: модель Земли с ее оболочками, модель клетки, геометрические фигуры. С интересом и увлечением учащиеся собирают эти модели. Играя, они постигают достаточно сложные термины и понятия. Надеемся, что в их памяти они откладываются более надежно, такие уроки с использованием лего-технологий проходят быстро, учащиеся, благодаря смене вида деятельности, медленней утомляются.
Проектирование инновационного климата, системы отношений, уклада, атмосферы принятия решений – значимый аспект того, чтобы в школе были и жили инновации. В национальной образовательной инициативе, утвержденной Президентом РФ, «Наша новая школа» инновации занимают немаловажное значение. Во-первых, это новые образовательные стандарты. Впервые школа становится полноправным субъектом построения образовательных программ с учетом тех рамок, которые заданы образовательным стандартом. Уже во многих рабочих учебных программах наших учителей в календарно-тематическом планировании можно увидеть информационно-коммуникационные технологии, в том числе – Лего-технологии. Во-вторых, в инициативе «Наша новая школа» говорится об особых школах, особой среде для талантов. Конечно, необходима работа по поддержке специализированных учебно-научных центров, школ при вузах и других образовательных учреждений, которые работают с талантливой молодежью. Но помимо этого, нужна и активная творческая среда в школе. Собственно только в активной среде и возникают эти таланты. Для поддержки талантливых детей в лего-конструировании и лего-программировании в нашей школе создан кружок дополнительного образования «Строители роботов», где наши учащиеся под руководством Громовой Светланы Викторовны, конструируют и программируют модели роботов будущего. В 2010-2011 учебном году воспитанник Лего-кружка Нигаматулин Сергей стал участником Всероссийской конференции «Шаг в будущее…» с творческим проектом «Разводной мост в г.Челябинске из Лего-конструктора». И, в-третьих, очень важным является развитие учительского потенциала. Новое положение об аттестации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений предполагает первую и высшую квалификационные категории для учителей, которые в своей деятельности используют инновационные технологии и распространяют их. Одной из возможностей передачи опыта нашими учителями по внедрению лего-технологий в образовательный процесс стал выпуск методического сборника «Информационно-технологическое обеспечение внедрения лего-технологий в образовательный процесс».
Процесс внедрения лего-технологий в образовательный процесс МОУ СОШ №86 является системным. Работа каждого учителя в нашей школе подчинена общей цели работы всей школы и решению задач. Целью работы МОУ СОШ №86 является: создание условий для качественного образования, воспитания и развития учащихся в рамках современной национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Для достижения этой цели одной из приоритетных задач была реализация кадрового потенциала через освоение и использование в образовательном процессе инновационных методик, форм, видов, средств и технологий. В соответствии с поставленной целью и задачами был разработан годовой план работы МОУ СОШ №86, в котором отразилась система работы учителя по использованию современных образовательных технологий, в том числе лего-технологий.
Организация системы работы с лего-технологиями
в МОУ СОШ №86 г. Челябинска
направление
|
содержание
|
сроки
|
управление
|
1. Вопросы на административный совет:
- утверждение регламента работы со школьным сайтом, Лего-сайтом;
- планирование участия педагогов и учащихся в грантах, конкурсах различного уровня и направленности;
- утверждение плана проведения семинаров по работе с пакетом программ MSOffice (Word, Excel, PowerPoint)
2. Нормативно-правовая база
- подготовка проектов приказов и положений по работе школьной команды по реализации проекта «Информатизация системы образования»
3. Собеседование с отдельными категориями педагогов:
- консультации с учителями – предметниками по разработке качественных ЦОРов по предметам, по использованию ИКТ и лего-технологий на уроках и сопровождению работ на НПК;
- анализ проверки КТП на наличие уроков с использованием современных образовательных технологий (ИКТ, лего-технологий)
4. Деятельность по выполнению соответствующих подпрограмм программы развития:
- обновление материалов на лего-сайте в соответствии с регламентом
5. Педсоветы:
- «Образовательные технологии: осознанный выбор»
- «Условия перехода начальной школы на новые ФГОС начального общего образования»
|
Сентябрь
Октябрь
Сентябрь
Сентябрь
Октябрь
Ежемесячно
Ноябрь
Март
|
Работа с педагогическим коллективом
|
- Совещания
- по организации размещения информации на школьном сайте и лего-сайте;
- итоги проверки уровня владения навыками работы с пакетом программ MSOffice (Word, Excel, PowerPoint)
- по мониторингу деятельности методических объединений в ИКТ-насыщенной среде
- по использоаанию ИКТ и лего-технологий при подготовке к ЕГЭ по информатике
- анализ использования педагогами ИКТ, в том числе лего-технологий на уроках в соответствии с КТП;
- анализ деятельности педагогов в ИКТ-насыщенной среде
2. Семинары
- школьные семинары «Работа учителя-предметника и классного руководителя в АС «СГО»;
- семинары с представителями ГОУ ДПО ЧИППКРО в рамках проекта «Повышение кадрового потенциала»
3. Экспериментальная работа:
- разработка плана по развитию ключевых компетенций учащихся на уроках математики и информатики через применение лего-технологий
4. Работа методических объединений:
- фестиваль открытых уроков «Использование игровых технологий, в том числе лего-технологий, в начальной школе;
- взаимопосещение уроков на предмет использования ИКТ и лего-технологий на уроках в средней и старшей школе
- собеседование с учителями по подготовке к конкурсам профессионального мастерства «Учитель года», «Самый классный классный», «Сердце отдаю детям»
- организация обмена опытом по повышению качества обучения и формирования универсальных учебных действий при использовании современных образовательных технологий, в том числе лего-технологий
- конкурс на лучшее школьное методическое объединение
5. Повышение ИКТ-компетентности:
- посещение курсов ИКТ-компетентности в соответствии с графиком
|
Сентябрь
ежемесячно
Ежемесячно
Март
апрель
апрель
Октябрь
жемесячно
ноябрь
ноябрь
ноябрь
декабрь
январь
март-апрель
ноябрь-декабрь
|
Работа с учащимися
|
- Организация внеурочной работы:
- организация школьных объединений дополнительного образования («Строители роботов»)
- организация участия в районных и городских лего-состязаниях.
- подготовка исследовательских работ на школьную научно-практическую конференцию
- участие в интеллектуальном марафоне по информатике, компьютерной графике и лего-конструированию
- выставка проектных работ учащихся по лего-конструированию и лего-программированию
|
Сентябрь
Ноябрь
ноябрь
декабрь
май
|
Внутришкольный контроль
|
- Контроль преподавания предметов:
– контроль использования современных образовательных технологий (ИКТ, лего-технологий…) на уроках в соответствии с КТП
- Мониторинг
- достижения педагогов в конкурсах и исследовательской деятельности;
- участие педагогов в экспериментальной и научно-методической деятельности;
- уровень овладения современными образовательными технологиями, в том числе лего-технологиями педагогами во внеурочной деятельности;
- деятельность педагогов в ИКТ-насыщенной среде
|
Каждую четверть
Январь
Февраль
март
ежеквартально
|
|