Submitted by Светлана Михайловна Анисимова on Wed, 16/03/2011 - 20:10
Тема:География населения мира (обобщающее повторение).
Цели: закрепить знания о численности, воспроизводстве, составе, размещении и миграции населения мира;
развивать умения комплексного использования карт, справочных материалов с целью отбора и показа на контурной карте городов-миллионеров и стран с разным уровнем урбанизации;
научить учащихся применять знания в новой ситуации, делать выводы, предположения, прогноз на основе полученной информации;
Оборудование: изображения половозрастных пирамид, кроссворд по теме, «Политическая карта мира», различные виды карточек – заданий, тестов.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Ребята! Мы завершаем работу над темой «География населения мира». Сегодня у нас урок обобщающего повторения. Цель нашего урока – закрепить знания о численности, воспроизводстве, составе, размещении и миграции населения мира.
Вы будете работать в командах. Я прошу вас быть предельно внимательными при чтении и выполнении заданий, работе с картами, так как успех вашей команды зависит от каждого из вас. Настройтесь на работу.
II. Обобщение и систематизация знаний.
Задание 1. Разминка. Каждой команде предлагается ответить на 5 вопросов без подготовки. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Задание команде «Демографы».
1.Какой тип воспроизводства населения характерен для Австралии?
2.Какие из перечисленных народов относятся к индоевропейской языковой семье: испанцы, турки, болгары?
3.Какая из стран имеет наибольшую рождаемость Саудовская Аравия или Португалия?
4.Самой крупной городской агломерацией являетсяТокийская или Нью-йоркская?
5.Какая из перечисленных стран является высокоурбанизированной: Бразилия, Афганистан, Непал?
Задание команде «Этнологи».
1. В какой из стран наблюдается наибольший естественный прирост населения в Ираке или Канаде?
2.Какая из стран является самой многонациональной?(Индия)
3.Какая из стран является однонациональной: Дания или Канада?
4.Какая городская агломерация имеет форму звезды? (Московская)
5. Какая из стран является слабоурбанизированной: Эфиопия, Россия, Австралия?
Задание 2. Термин – понятие.
Задание команде «Демографы». Задание команде «Этнологи».
1.Демография 1.Этнология
2.Воспроизводство населения 2.Демографическая политика
3.Экономически активное население 3.Депопуляция
4.Урбанизация 4.Субурбанизация
Задание 3. Как вы думаете?Разыгрываются сценки. К доске приглашаются
2 пары учащихся (сначала из одной команды, а затем из другой), им раздаются листы со сценарием сценок.
Сценка 1.
Встречаются два старых друга, которые не виделись два года.
Первый. Привет, дорогой, как я рад тебя видеть! Тебя просто не узнать. У тебя новый автомобиль «Мерседес», а два года назад, как я помню, был «Ситроен», и костюм за тысячу долларов.
Второй. А у тебя всё тот же старенький «Пежо».
Первый. Да! Да! Старенький «Пежо», милая жена Сьюзен и единственная дочь Кати. Ну, да зачем все обо мне? Твоя кузина сказала мне, что ты купил шикарный дом. В общем, богатеешь!..
Второй. Хочешь знать, в чём секрет моего благополучия? У меня четверо детей и мы ждём пятого!
Сценка 2.
Диалог между мужем и женой.
Муж. Милая, где наш великолепный сын? Я обещал сводить его в зоопарк сегодня.
Жена. Ты знаешь, дорогой, он ушел в зоопарк с дедушкой и бабушкой, а мне хотелось бы в их отсутствие поговорить с тобой о важной проблеме, если хочешь, планах, которые меня сейчас волнуют.
Муж. Ой, господи, ну чего тебе не хватает, дорогая? У нас есть всё: у каждого – велосипед, в каждой комнате – телевизор, есть видео. Скоро сложим все зарплаты и доплаты и купим мини-сауну и видеокамеру!
Жена. Нет, нет, я не хочу этого… Я хочу ребёнка!
Муж. Да ты с ума сошла!
Вопросы для обсуждения сценок.
- К какому типу воспроизводства населения можно отнести страны, в которых происходят данные сцены и почему?
- Куда направлена демографическая политика стран, отраженных в данных сценках?
Задание 4. Знаете ли вы?Команды работают с половозрастными пирамидами и диаграммами.
1. Какая половозрастная пирамида соответствует странам первого типа воспроизводства населения, а какая – для второго? Ответ обоснуйте.
2. Определите, каким регионам мира соответствуют столбчатые диаграммы возрастного состава населения?
Задание 5. Заполни кроссворд. Участники команд по-очереди заполняют кроссворд «Демография» (чертеж на доске).
Задание 6. Домашнее задание.
Командам было дано следующее домашнее задание:
1. Проведите социологическое исследование в своих семьях. Выясните, сколько по сравнению с нынешней семьей было детей у их бабушки, прабабушки, прапрабабушки. Постройте график, иллюстрирующий изменение числа детей в семье, проанализируйте его и сделайте выводы. Выявите причины изменения количества детей в семье. Узнайте, где жили ваши предки (в городе или в селе), какое имели образование.
2. Изучите, сколько детей в семьях ваших родных, знакомых, соседей. Следует учесть количество детей в семьях, образованных до 1991 – 1992 гг. и после. Результаты проделанной работы отобразить в столбиковых диаграммах и сделать выводы:
-будет ли сокращаться численность населения в районе проживания при таком количестве детей в семье?
-изменился ли тип воспроизводства населения на уровне семьи?
Задание 7. Географическая почта.По одному участнику от команды раскладывают «письма» по соответствующим конвертам:
мировые религии и национальные религии .
Задание 8. Что такое? Кто такой?
Задание команде «Демографы» Задание команде «Этнологи»
1. 15 – 9 = 6 1. 26 – 9 = 17
2. Иммигрант 2. Более 6 млрд. человек
3. 45 чел./ км2 3. Метис
4. Мулат 4. «Демографическая весна»
5. Индоевропейская 5. Английский
6. «Демографическая зима» 6. Эмигрант
7. Иммигрант 7. Кули
8. Мекка 8. Китай
Задание 9. Индивидуальные задания .Участники команд работают в тетрадях, выполняют тестовые задания и на контурных картах.
Задание 10. Узнай страну. По подсказкам необходимо определить, о какой стране идет речь. С каждой новой подсказкой количество заработанных очков уменьшается.
2. В возрастной структуре населения высока доля детей (4 балла).
3. Согласно национальной религии все общество делится на касты(3 балла).
4. Занимает 2 место в мире по численности населения (2 балла).
5. Большинство населения исповедуют индуизм (1 балл). ( Индия)
Вопросы команде «Этнологи»
1. Славится своими карнавалами (5 баллов).
2. Обладает пестрым расовым составом (4 балла).
3. Занимает 5 место в мире по численности населения (3 балла).
4. Единственная крупная страна Латинской Америки, где государственным языком является португальский (2 балла).
5. Родом из этого государства является самый знаменитый футболист – Пеле
(1 балл). (Бразилия)
Задание 11. «Звездный час» для капитанов команд.
Каждый капитан получает по 5 звездочек – это задания-тесты. В одном луче звезды написан вопрос, а в трех остальных – три варианта ответов. Необходимо выбрать правильный ответ.
Задания капитану команды «Демографы».
1. Самая распространенная по числу приверженцев религия – это
а) ислам; б) буддизм; в) христианство.
2. Какая из стран имеет высокий уровень рождаемости:
а) Россия; б) Эстония; в) Пакистан.
3. К странам первого типа воспроизводства населения относятся:
а) Франция; б) Нигерия; в) Чили.
4. В слабоурбанизированных странах доля городского населения ниже
а) 20%; б) 30%; в)50%.
5. В каком из государств многодетность поощряется религией:
а) Саудовская Аравия; б) Швеция; в) Дания.
Задания капитану команды «Этнологи».
1. К странам второго типа воспроизводства населения относится
а) Аргентина; б) Великобритания; в) Россия.
2. В высокоурбанизированных странах доля городского населения свыше
А) 20%; б) 40%; в) 50%.
3. В возрастной структуре населения преобладают дети в
а) Индии; б) Германии; в) Италии.
4. К индоевропейской языковой семье относятся группы:
а) германская; б) тюркская; в) китайская.
5. Какая из стран имеет отрицательный естественный прирост населения:
а) Ливия; б) Болгария; в) Ирак.
Задание 12. Веришь – не веришь.
Задания команде «Демографы».
1. Высокий уровень рождаемости характерен для Кении (да).
2. Политика государственного сдерживания рождаемости проводится в ФРГ (нет).
3. К однонациональным государствам относятся Япония, Польша (да).
4. Буддизм распространен в Новой Зеландии (нет).
5. Урбанизация – это слияние городов (нет).
6. Конфуцианство – это национальная религия (да).
7. Основной девиз демографической политики Индии: «Нас двое – нам
двоих» (да).
8. Высокий уровень неграмотности присущ африканским странам (да).
Задания команде «Этнологи».
1. Низкий уровень рождаемости характерен для Венгрии (да).
2. К двунациональным государствам относятся Канада, Бельгия (да).
3. Демографическая политика, направленная на повышение рождаемости и естественного прироста населения проводится в Бразилии (нет).
4. Мусульманство распространено во Франции (нет).
5. Миграция – это перемещение людей (да).
6. Синтоизм – это национальная религия в Индии (нет).
7. Основной девиз демографической политики России «Одна семья – один ребенок» (нет).
8. Среди мужчин доля неграмотного населения ниже, чем среди женщин (да).
III. Итог урока. Подведение итога урока, выставление оценок.
IV. Домашнее задание. Повторить тему, географическую номенклатуру.
Задание . «Разминка».
1.Какой тип воспроизводства населения характерен для Австралии?
2.Какие из перечисленных народов относятся к индоевропейской языковой семье: испанцы, турки, болгары?
3.Какая из стран имеет наибольшую рождаемость Саудовская Аравия или Португалия?
4.Самой крупной городской агломерацией является Токийская или Нью-йоркская?
5.Какая из перечисленных стран является высокоурбанизированной: Бразилия, Афганистан, Непал?
Задание . «Разминка».
1. В какой из стран наблюдается наибольший естественный прирост населения в Ираке или Канаде?
2.Какая из стран является самой многонациональной?
3.Какая из стран является однонациональной: Дания или Канада?
4.Какая городская агломерация имеет форму звезды?
5. Какая из стран является слабоурбанизированной: Эфиопия, Россия, Австралия?
2.Воспроизводство населения 2.Демографическая политика
3.Экономически активное население 3.Депопуляция
4.Урбанизация 4.Субурбанизация
Задание. «Что такое? Кто такой?» Задание. «Что такое? Кто такой?»
1. 15 – 9 = 6 1. 26 – 9 = 17
2. Иммигрант 2. Более 6 млрд. человек
3. 45 чел./ км2 3. Метис
4. Мулат 4. «Демографическая весна»
5. Индоевропейская 5. Английский
6. «Демографическая зима» 6. Эмигрант
7. Иммигрант 7. Кули
8. Мекка 8. Китай
Мировые религии Мировые религии
Национальные религии Национальные религии
Христианство Христианство
Мусульманство Мусульманство
Буддизм Буддизм
Конфуцианство Конфуцианство
Синтоизм Синтоизм
Иудаизм Иудаизм
ДаосизмДаосизм
Сценка 1.
Встречаются два старых друга, которые не виделись два года.
Первый. Привет, дорогой, как я рад тебя видеть! Тебя просто не узнать. У тебя новый автомобиль «Мерседес», а два года назад, как я помню, был «Ситроен», и костюм за тысячу долларов.
Второй. А у тебя всё тот же старенький «Пежо».
Первый. Да! Да! Старенький «Пежо», милая жена Сьюзен и единственная дочь Кати. Ну, да зачем все обо мне? Твоя кузина сказала мне, что ты купил шикарный дом. В общем, богатеешь!..
Второй. Хочешь знать, в чём секрет моего благополучия? У меня четверо детей и мы ждём пятого!
Сценка 2.
Диалог между мужем и женой.
Муж. Милая, где наш великолепный сын? Я обещал сводить его в зоопарк сегодня.
Жена. Ты знаешь, дорогой, он ушел в зоопарк с дедушкой и бабушкой, а мне хотелось бы в их отсутствие поговорить с тобой о важной проблеме, если хочешь, планах, которые меня сейчас волнуют.
Муж. Ой, господи, ну чего тебе не хватает, дорогая? У нас есть всё: у каждого – велосипед, в каждой комнате –телевизор, есть видео. Скоро сложим все зарплаты и доплаты и купим мини-сауну и видеокамеру!
Жена. Нет, нет, я не хочу этого… Я хочу ребёнка!
Муж. Да ты с ума сошла!
Кроссворд «Демография»
Вопросы кроссворда:
3. Как называют перемещения людей через границы, связанные с переменой места жительства?