Вы не зарегистрированы

Авторизация



рабочая программа по истории средних веков по учебнику Агибаловой, Донского

Фото пользователя Юлия Анатольевна Филиппова
Размещено: Юлия Анатольевна Филиппова - пт, 18/03/2011 - 05:31
Данные об авторе
Автор(ы): 
Филиппова Юлия Анатольевна
Место работы, должность: 
МОу "Средняя общеобразовательная школа № 32" г. Улан-Удэ
Регион: 
Республика Бурятия
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
История
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
программа
Краткое описание ресурса: 
Рабочая программа по курсу "история Средних веков" для 6 класса общеобразовательной школы (28 часов.программа составлена на основании: базовой программы по истории России, рекомендованной Министерством образования РФ; обязательного минимума знаний по истории; учебно-методического комплекта «История средних веков» авторов Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского для 6-х классов общеобразовательных учреждений,М., «Просвещение», 2007 г. (или любое др. издание);

1. Пояснительная записка.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. 

Актуальность.

Курс истории средних веков является составной частью курса всеобщей истории в рамках основной общеобразовательной школы и имеет прочные внутрипредметные и внутрикурсовые связи, например, с историей древнего мира и новой историей, историей России. Также имеются широкие межпредметные связи с курсами:

- обществознания (история развития обществознания – тема «Мыслители прошлого о мире и человеке», тема «Цивилизации прошлого»);

- правоведения (тема «История государства и права в средние века»; тема «Теория государства и права» и др.);

-   литературы (например, возможно интегрированное изучение памятников литературы прошлого);

-   естественно-научного и эстетического циклов (при изучении развития науки, техники, искусства).

Основной целью  курса Истории средних веков в 6 классе  по модели первого концентра школьного исторического образования является изучение учебного материала по истории средних веков стран Европы, Азии, Африки и Америки учащимися 6-го основной общеобразовательной школы перед тем, как они начнут изучение Отечественной истории того же периода. Кроме того, изучение истории в системе РО Эльконина - Давыдова, на наш взгляд, предполагает в качестве желательных результатов процесса обучения формирование у учащихся:

- во-первых, теоретического исторического мировоззрения и мышления;

- во-вторых, необходимых ЗУНов и СУДов;

- в-третьих, творческого и квазиисследовательского подхода к изучению истории; личностного отношения к предмету, высокого уровня мотивации учебной деятельности.

В цели курса так же входит:

- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие средневековых обществ, различные формы социального и политического строя;

- показать наиболее яркие личности Средневековья и их роль в истории и культуре;

- охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину;

- раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов Средневековья оставил позитивный след в истории человечества. Последнее даёт возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Задачи курса создать учащимся возможности для

· воспитания патриотизма, уважения к истории и традициям разных стран и народов, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

· освоения знаний о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности (т.е. формирование общеучебных ЗУНов, определяемых Обязательным минимумом исторического образования и ГОСТом);

· овладения элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации (т.е. формирование новых и закрепление ранее приобретенных СУДов, в том числе самостоятельного исторического синтеза и анализа (текстов и др. документов, причинно-следственных связей, целей и результатов, конкретных исторических ситуаций и пр.); обобщения, сопоставления различных фактов, явлений, оценок, суждений, гипотез и пр. (в том числе и с учетом элементов историографии); использования различных источников информации, включая  INTERNET);

· формирования ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

· применения знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран;

Основными принципами данного курса являются:

- многофакторный подход к истории, позволяющий раскрыть сложность и многомерность истории Средневековья;

- внимание к личностно-психологическим аспектам истории через раскрытие персоналий;

- сравнение исторических процессов, происходящих в различных странах и регионах;

- развитие патриотических чувств, формирование гражданских качеств учащихся;

- развитие личностных качеств учащихся, предоставление им возможности вырабатывать, раскрывать, обосновывать, отстаивать собственные взгляды и убеждения, с учетом изученных фактов, теорий, гипотез, мнений и суждений;

- ориентация на проблемное  изложение курса с учетом блочно-модульной подачи материала, с использованием  различных ТСО (видео, мультимедиа и пр.), различных источников информации, разнообразных форм и методов организации УД, в первую очередь, самостоятельной работы учащихся.

     Курс дает возможность вести работу по формированию у учащихся:

    - умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;

- умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различия;

- умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;

- умения спорить и отстаивать свои взгляды;

- умения анализировать исторические источники;

- умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений;

- умения читать историческую карту, определять местоположение историко – географических объектов.

Таким образом, приоритетной целью является необходимость создания при изучении истории средних веков благоприятных условий школьникам не только для развития теоретического мировоззрения, но и умения самостоятельно решать возникающие проблемы, ставить перед собой личностно-значимые задачи, находить им решения, а так же развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся.

Содержание курса.

Основное содержание истории средних веков составляет процесс развития общества (как западного, так и восточного) в период зарождения и формирования  феодальных отношений,  государства, культуры, цивилизации эпохи Варварства и Рыцарства, т.е. эпохи Средневековья; сосуществования и противоречия  различных ценностей, культур, становления Человека.

Рассмотрение материалов курса требует безусловного учета геополитических, культурологических, ценностных особенностей того или иного общества, того или иного региона. Исторические параллели с современностью требуют персонализации истории; не даром Средние века - это эпоха великих политических деятелей, полководцев, философов и т.д.

Технология и средства обучения.

Изучение истории в системе РО (Эльконина-Давыдова) позволяет

     достаточно успешно решать поставленные цели и задачи через:

-  дифференциацию и индивидуализацию в системе познавательных,

проблемных и творческих заданий, носящих характер квазиисследований; в системе текущего и тематического контроля;

-   постановку учебных задач с позиций проблемно-развивающего

     обучения;

-  активизацию учебной деятельности с помощью разнообразных форм

организации    учебного     процесса    (индивидуальной,     парной, групповой, коллективной); использование различных средств обучения (в т.ч.   раздаточный   дидактический   материал,   исторические   документы, учебные карты и картины, иллюстрации, диа- и видеофильмы и многое другое).     

Организация учебного процесса в 6 классе предполагает, в 1-ю очередь, работу с учебным пособием «История средних веков», авт. Е.В. Агибалова, Г.М. Донской, , изд. «Просвещение», а так же рабочей тетради (авт. Е.А. Крючкова, изд. «Просвещение»), атласа и контурных карт по периоду.

  Дифференцированный и индивидуальный подходы возможно

     осуществлять так же с помощью следующих изданий:

- Арасланова О.В., Соловьев К.В. «Поурочные разработки по истории средних веков», универсальное пособие, 6 класс, М., «Вако», 2007 г.;

- Колесниченко Н.Ю. «История средних веков. Поурочные планы

     по учебнику», Волгоград, «Учитель», 2007 г.  и др.


2. Тематическое планирование курса, 6 класс, 1-е полугодие.

№ урока

Название разделов, тем, уроков

курса  «История средних веков»

Кол-во часов

№№ параграфов

1

Введение

1

Введение

Раздел I. Раннее средневековье

12 часов

Тема 1. Западная и Центральная Европа в V- XI вв.

7 часов

2

Древние германцы и Римская империя

1

1

3

Королевство франков и христианская церковь

1

2-3

4

Империя Карла Великого

1

4

5

Западная Европа  в IX XI вв.

1

5-6

6

Образование славянских государств

1

8

7

Повторительно-обобщающий урок

1

-

Тема 2. Византийская империя и Ближний Восток в VIXI вв.

2 часа

8

Византия при Юстиниане

1

6

9

Возникновение ислама и объединение арабов.  Арабский халифат.

1

9

 Тема 3. Культура Раннего Средневековья

2 часа

10-11

Культура Раннего Средневековья

2

5, 7, 10

12

Обобщающий урок по разделу I

«Раннее средневековье»

1

 

Раздел II. Расцвет Средневековья

16 часов

Тема 4. Средневековое европейское общество

3 часа

13

Крестьяне и феодалы

1

11-12

14-15

Средневековый город в Западной и Центральной Европе

2

13-14

Тема 5.Католическая церковь в XI-XIII вв.

Крестовые походы. Государства Европы  в XIIXV вв.

10 часов

16

Католическая церковь в XIXIII вв. Крестовые походы.

1

15,16

17

Объединение Франции и Англии

1

17-18

18

Столетняя война 1337 – 1453 гг. Крестьянские восстания

1

19-20

19

Усиление королевской власти во Франции и Англии.

1

21

20-21

Государства Южной и Центральной Европы. Реконкиста. Гуситское движение в Чехии

2

22 – 25

22-23

Культура Западной Европы в XI XV вв.

2

27 – 30

24

Повторительно-обобщающий урок

1

-

Тема 7. Восток,  Африка и Америка в средние века

2 часа

25

Османская империя. Китай в средние века. Индия в  средние века.

1

26,31,32

26

Народы Америки и Африки в средние века

1

33 - 34

27

Обобщающий урок по разделу II «Расцвет средневековья»

1

 

28

Итоговый урок по истории средних веков.

1

 

         

 


3. Содержание курса «История средних веков», 6 класс (32 ч)

 

Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.

Западная и Центральная Европа в V–XIII вв.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

Византия и арабский мир. Крестовые походы.

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Средневековое европейское общество.

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Образование двух ветвей христианства ­– православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Государства Европы в XIV–XV вв.

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV–XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV–XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.  Табориты и умеренные. Ян Жижка. Польша в XIVXV вв. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Грюнвальд.

Культурное наследие Средневековья.

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

Страны Азии, Африки и Америки в эпоху средневековья (V–XV вв.)

Завоевания сельджуков и османов. Османская империя. Османские завоевания на Балканах. Падение Византии.

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).     

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

4. Основные требования к знаниям и умениям учащихся 6-го  класса по истории средних веков:

1.Хронологические знания и умения:

     -знать и  называть хронологические рамки истории средневековья;

     -знать и называть этапы  и даты основных событий Средневековья;

     -оперировать историческими датами, выявлять синхронность и

диахронность событий и явлений

2. Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция):

2.1 излагать основные события политической истории Средневековья; характеризовать политических и государственных деятелей, деятелей культуры;

2.2. называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий Средневековья;

2.3. излагать основные факты и события внешней политики государств Европы и Востока в средние века; характеризовать отношения народов  (торговые и культурные связи);

2.4. уяснить характер этнических процессов средневековья;

2.5. проследить эволюцию хозяйственной деятельности человека в средневековом  обществе, представлять сущность и своеобразие поземельных отношений в средневековых обществах; показывать роль городов в политической, религиозной, хозяйственной и культурной жизни средневекового общества;

2.6. представлять социальную структуру европейского и восточного средневековых обществ; ее изменение от раннего средневековья к началу нового времени; знать характерные черты  различных групп населения (феодальная знать, крестьяне, горожане, духовенство), описывать образ их жизни и быт; наиболее значительные социальные движения и выступления, крестьянские и городские восстания в Западной Европе и на Востоке;

2.7.знать и описывать историю становления и развития крупнейших государств в Европе и других регионах, рассказывать о становлении ранней государственности, политической раздробленности, образовании централизованных государств в Европе;

2.8  представлять формы политической власти в средневековых государствах, динамику развития абсолютизма;

2.9. иметь представление и характеризовать религиозные верования народов мира, место церкви в средневековом обществе; влияние католицизма, православия, восточных религий на культурную и духовную жизнь людей в эпоху средневековья

2.10.  знать и называть основные достижения культуры народов эпохи Средневековья; характеризовать и оценивать выдающиеся памятники культуры и их творцов;

3. Работа с исторической картой и другими источниками:

3.1. читать историческую карту, определять местоположение историко – географических объектов (показывать на исторической карте территории, границы государств, города, места сражений, направления миграции народов Европы и Азии и др.); сопровождать показ словесным описанием.

3.2. уметь в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации

3.3. учиться проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках; высказывать суждение о назначении, ценности источника;

3.4. сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4.     Анализ, сравнение, оценки:

        4.1.выявлять общее и особенное в историческом развитии различных

регионов мира в эпоху средневековья, значение средневековых цивилизаций для последующей истории человечества;

4.2. выявлять общее и особенное в жизни различных групп населения (феодальная знать, крестьяне, горожане, духовенство);

4.3. выявлять общее и особенное в исторических явлениях, процессах Средневековья (социальные движения – восстания, войны и пр.);

4.4. давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения; спорить и отстаивать свои взгляды.

 

 

5. Технологические карты:


Технологическая карта № 1                                                                                                                                    Раздел I. Раннее средневековье       12 часов

Введение. 1 час.                              Тема 1. Западная и Центральная Европа в V- XI вв.   7 часов

№, тема урока

Основные знания, идеи, закономерности

Основные персоналии и даты

Требования к подготовке учащихся

Методы и формы обучения

1. Введение

2. Древние германцы и Римская империя

3. Королевство франков и христианская церковь

4. Империя Карла Великого

5. Западная Европа  в IX – XI вв.

6. Образование славянских государств

7. Контрольно-обобщающий урок

  Понятие «Средние века». Хронологические и географические  рамки Средневековья.

   Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Раннефеодальное государство. Династия, Меровинги, Каролинги. Капетинги.

Расселение франков, занятия, общественное устройство, организация управления государством, «Салическая Правда». Карл Мартелл и его бенефициальная реформа.

   Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Изменения в положении церкви в IV вв. Никейский собор. Ереси. Структура и иерархия духовенства. Возникновение папства. Монашество. Церковный приход.

   Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Феодальная лестница, сеньоры и вассалы. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания.

Прародина и расселение славян. Три ветви славян. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

 Персоналии

Аттила; Хлодвиг Меровинг; Карл Мартел; Карл Великий (768-814 гг.), Гуго Капет; Оттон I,  Артур; Альфред Великий (871-899 гг.); Симеон (893 -927 гг.); Василий II Болгоробоец; Кирилл и Мефодий; Мешко I (960-992 гг.); Болеслав Храбрый (992-1025)

      Хронология

500 г. – образование Франкского королевства;

732 г. – битва  при Пуатье;

800 г. – провозглашение Карла Великого императором;

843 г. – Верденский раздел, образование Франции, Италии, Германии; начало феодальной раздробленности в Западной Европе;

962 г. – провозглашение ОттонаI императором, образование Священной Римской империи;

863 г.- направление братьев Кирилла и Мефодия в Великоморавскую державу;

906 г. – победа венгров над Германией, распад Великоморавской державы.

Хронологические знания и умения;

Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция):

- излагать основные факты и события, называть их места, обстоятельства, участников, результаты;

- описывать историю становления и развития государств, рассказывать о становлении ранней государственности, политической раздробленности

- представлять формы политической власти в РФГ Западной и Центральной Европы;

-социальную структуру, знать характерные черты  различных групп населения, описывать образ их жизни и быт;

- характеризовать религиозные верования, место и влияние христианства на жизнь людей;

- характеризовать политических и государственных деятелей,

Работа с исторической картой, учебником, иллюстрациями  и другими источниками;

Анализ, сравнение, оценки.

Вводная беседа; работа с «лентой времени»;

Работа с историческим текстом, исторической картой, учебником, наглядными пособиями;

 

Индивидуальная работа по карточкам;

Парная и групповая работа.

Индивидуальная работа с контрольными тестами

 

Учебно-методические средства

Литература, источники

Система познавательных

 заданий

Творческие, опережающие задания

Контроль

Карты, схемы

Иллюстрации

ТСО

1. Римская империя в IV – V вв. Падение Западной Римской империи;

2. Великое переселение народов;

3. Франкское государство в V – начале IX в.

«Штурм города»

 

«Древние германцы» (с.128-129)*;

«Правление Хлодвига» (с.9-12);

«Генеалогия Хлодвига»*(с. 133 - 134);

«Крещение Хлодвига»* (с. 137)
 «Низложение Меровингов» (17-19);

«Бенефициальная реформа Карла Мартела»*(363-365);

«Карл Великий»* (с. 142-143, 368-370);

«Салическая Правда»;

«О церковном землевладении»*(с.341);

«Славяне»* (с. 171)

Е.А. Крючкова Рабочая тетрадь:

Задания к параграфам 1-4; 8;

Вопросы и задания к параграфам учебника;

Раздаточный материал: №№ 1-2; 10-12;

Мини-сочинения «Путешествия в прошлое»; «Один день из жизни»;

Творческие мини-проекты  «Макеты  архитектурных памятников Средневековья»;

«Макеты орудий труда и оружия Средневековья»

«Костюмы  эпохи Средневековья» и пр.;

Сообщения «Средневековье в лицах (полководцы, правители, вожди мыслители, герои, деятели культуры)»

 

Тесты* № 1-6,

Тест** «Западная и Центральная Европа в VIXI вв.»;

Тесты *** №№ 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.10.

                   

* тексты по Арасланова О.В., Соловьев К.А. «Поурочные разработки по истории средних веков», универсальное пособие, 6 класс, М., «ВАКО», 2007 г.


Технологическая карта № 2                                                                                                                              Раздел I. Раннее средневековье   12 часов Тема 2. Византийская империя и Ближний Восток в VIXI вв.    2 часа

 

№, тема урока

Основные знания,

идеи, закономерности

Основные  персоналии и даты

Требования к подготовке учащихся

Методы и формы обучения

8.Византия при Юстиниане.

9. Возникновение ислама и объединение арабов. Арабский халифат

  Особенности развития Восточной римской империи по сравнению с Западной. Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

  Арабские племена: расселение, занятия. Племенное устройство и верования. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Обязанности мусульман. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

  Возникновение Халифата. Сунниты и шииты. Омейяды и Аббасиды. Распад Халифата.

   Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

   Персоналии

Юстиниан (527-565 гг.); Василий II Болгаробоец;

Мухаммед; Харун ар(аль)

-Рашид (768-809 гг.);

  Хронология

395 г. – отделение Восточной Римской империи от Западной;

630 г. – соглашение арабской знати с Мухаммедом, принятие ислама, образование арабского государства;

750 г. – переход власти от Омейядов к династии Аббасидов;

1055 г. – распад Халифата; возникновение турецкого сулатаната.

Хронологические знания и умения:

Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция):

- излагать основные факты и события, называть их места, обстоятельства, участников, результаты;

- описывать историю становления и развития государств, рассказывать о становлении ранней государственности, политической раздробленности

- представлять формы политической власти в Византии  и Арабском халифате;

-социальную структуру, знать характерные черты  различных групп населения, описывать образ их жизни и быт;

- характеризовать религиозные верования, место и влияние христианства и ислама на жизнь людей;

- характеризовать политических и государственных деятелей,

Работа с исторической картой, учебником, иллюстрациями  и другими источниками;

Анализ, сравнение, оценки.

Работа с историческим текстом, исторической картой, учебником, наглядными пособиями;

 

Индивидуальная работа по карточкам;

Парная и групповая работа.

 

Индивидуальная работа с контрольными тестами

Учебно-методические средства

Литература, источники

Система

познавательных

 заданий

Творческие, опережающие задания

    Контроль

Карты, схемы

Иллюстрации

ТСО

1. Византийская империя и славяне в VIXI вв.

2. Арабы в VIIXI вв.

«Прием иностранных послов императором Византии»

 

«Правление Юстиниана»*  (с. 27-29);

«Прокопий Кесарийский «Война с готами»* (с.168-189);

«Псевдо-Маврикий «Стратегикон»* (с. 169);

«Мухаммед»* (с. 37-39); (с. 190);

«из Корана»*(с.358);

«династия Омейядов»* (с. 42-43);

«Мекка»* (с. 187);

«Налоги и войско в Арабском государстве»* (с. 192-194)

Е.А. Крючкова,  Рабочая тетрадь:

Задания к параграфам 6,9;

Вопросы и задания к параграфам учебника;

Раздаточный материал: №№ 13-15, 17;

Мини-сочинения «Путешествия в прошлое»; «Один день из жизни»;

Творческие мини-проекты  «Макеты  архитектурных памятников Средневековья»;

«Макеты орудий труда и оружия Средневековья»

«Костюмы  эпохи Средневековья» и пр.;

Сообщения «Средневековье в лицах (полководцы, правители, вожди мыслители, герои, деятели культуры)»

 

Тесты* №  10,12.

Тесты ** «Византийская империя в VIXI вв.», «Арабы в VIXI вв.»

Тесты** №  1.11, 1.13.

                 

 


Технологическая карта № 3                                                                                                                                   Раздел I. Раннее средневековье        12 часов

Тема 3. Культура Раннего Средневековья   2 часа.      Обобщающий урок по разделу I « Раннее Средневековье» 1 час.

 

№, тема урока

Основные знания,

идеи, закономерности

Основные

 персоналии

и даты

Требования к подготовке

учащихся

Методы

и формы обучения

10. Европейская культура  раннего Средневековья.

11. Культура Византии и стран Арабского халифата.

12. Обобщающий урок по разделу I «Раннее Средневековье»

    Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники.

Истоки средневековой культуры. Церковь и культура. Античное наследие. Рукописная книга.

Средневековый эпос. Рыцарская литература.  Жития святых, хроники, эпические поэмы. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве. Система образования. «Каролингское Возрождение». Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

    Культурное наследие Византии. Античное наследие Византии. Возникновение и отличительные черты византийской церковной архитектуры. Притвор, неф, алтарь, апсиды. Крестово-купольная постройка.  Собор Св. Софии. Храм как образ мира и синтез искусств. Канон. Паруса. Византийская иконопись, мозаика.

    Особенности средневековой культуры народов Востока. Ислам и культура стран Халифата. Роль арабского языка. Расцвет науки, архитектуры, литературы и искусства. Мечеть. Альгамбра.

     Историческая роль раннесредневековой культуры.

Персоналии

Карл Великий, Юстиниан, Лев Математик (IX в.);

Аль-Бируни (973 – 1048 гг.);
Ибн-Сина (Авиценна) (980-1037 гг.); Фирдоуси;

Хронология

VIIIIX  вв. – Каролингское Возрождение; VI в. – строительство храма св. Софии в Константинополе;

Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция):

- излагать основные факты и события, называть их места, обстоятельства, участников, результаты;

- характеризовать религиозные верования, место церкви в средневековом обществе; влияние религии на жизнь людей;

- характеризовать основные достижения культуры народов эпохи Раннего Средневековья; характеризовать и оценивать выдающиеся памятники культуры и их творцов;

Работа с учебником, иллюстрациями и другими источниками;

Анализ, сравнение, оценки.

Работа с историческим текстом, исторической картой, учебником, наглядными пособиями;

   Индивидуальная работа по карточкам;

  Парная и групповая работа.

  Индивидуальная работа с контрольными тестами

Учебно-методические средства

Литература, источники

Система познавательных

 заданий

Творческие, опережающие задания

    Контроль

Карты, схемы

Иллюстрации

ТСО

Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы (XI – XIV вв.);

 

«В средневековом университете»;

«В Альгамбре»

 

«О восстановлении храмов Карлом Великим»* (с.23-24);

«Храм Св. Софии»*  (с. 31-32); (с. 180-181);

«Ремесла и искусства в Византии»* (с. 182-184);

«Памятники городов»* (с. 201-202)

Е.А. Крючкова Рабочая тетрадь:

Задания к параграфам  5,7,10;

Вопросы и задания к параграфам учебника;

Раздаточный материал:

№№ 16, 18, 19, 39-42;

Мини-сочинения «Путешествия в прошлое»; «Один день из жизни»;

Творческие мини-проекты  «Макеты  архитектурных памятников Средневековья»;

«Макеты орудий труда и оружия Средневековья»

«Костюмы  эпохи Средневековья» и пр.;

Сообщения «Средневековье в лицах (полководцы, правители, вожди мыслители, герои, деятели культуры)»

Тест*  № 9. 11, 13.

Тесты** «Культура раннего средневековья»; «Повторение разделы I».

Тесты** № 1.9, 1.12, 1.14.

                   

 


Технологическая карта № 4                                                                                                                                   Раздел II. Расцвет Средневековья         16 часов

Тема 4. Средневековое европейское общество. 3 часа

 

№, тема урока

Основные знания,

идеи, закономерности

Основные

персоналии

и даты

Требования к подготовке учащихся

Методы

и формы обучения

13. Крестьяне и феодалы

14-15. Средневековый город в Западной и Централь

ной Европе

  Складывание нового устройства общества.  Сословия. Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

   Феодальное землевладение. Майорат, бенефиций и феод. Установление феодальных отношений. Феодализм. Феодальная иерархия. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Война и «божий мир», рыцарская культура и кодекс рыцарской чести.

   Особенности хозяйственной жизни. Натуральное хозяйство. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Крестьянская община, ее функции и значение.

 Средневековый город. Упадок городской жизни в раннее средневековье.  Причины возникновения и расцвета средневековых городов.  Борьба городов с сеньорами. Социальная структура города. Жизнь и быт горожан.

Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике и повседневной жизни городов. Организация торговли, гильдии. Торговые пути. Ярмарки. Возникновение банков.

Хронология

Конец IX – XI вв.- возрождение городов в Европе;

XII – XIII вв. – борьба городов с сеньорами;

XIV в. – создание Ганзейского союза.

Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция):

- проследить эволюцию хозяйственной деятельности человека в средневековом  обществе, представлять сущность и своеобразие поземельных отношений в средневековых обществах; показывать роль городов в политической, религиозной, хозяйственной и культурной жизни средневекового общества;

-представлять формы политической власти в средневековых государствах;

-социальную структуру, характерные черты  различных групп населения (феодальная знать, крестьяне, горожане, духовенство), описывать образ их жизни и быт;

- характеризовать религиозные верования, место церкви в средневековом обществе; влияние католицизма, православия на жизнь людей;

Работа с исторической картой, учебником, иллюстрациями и другими источниками;

Анализ, сравнение, оценки.

Работа с историческим текстом, исторической картой, учебником, наглядными пособиями;

 

Индивидуальная работа по карточкам;

Парная и групповая работа.

 

Индивидуальная работа с контрольными тестами

Учебно-методические средства

Литература, источники

Система познавательных

заданий

Творческие, опережающие задания

Контроль

Карты, схемы

Иллюстрации

ТСО

Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы (XI – XIV вв.);

 

«В хижине средневекового крестьянина»;

«В мастерской средневекового оружейника»;

«Сдача оброка феодалу»;

«Право охоты феодала»; «Средневековая ярмарка»; «Средневековый город»

 Феодальное поместье в IX - X вв. Жизнь и быт крестьян;

В средневековом городе;

«О свободных и несвободных»* (с. 46-48);

«Истоки средневекового рыцарства* (с. 51-54);

«Закон об Ордалии»* (с. 151);

«Саксонское зерцало»* (с. 152);

«Сирвенты Б.де Борна»* (с. 152-153);

«Рыцарский турнир. Замок рыцаря. Внутри замка»* (с. 154 - 157);

«Э. ле Гоз «Поэма о версонских вилланах »* (с.159-160);

«Жизнь в средневековой деревне»* (с. 161);

«Одежда»* (с.166);

«Средневековый город»* (с. 205206);

«Призыв к забастовке подмастерьев Страсбурга»* (с. 209-210);

«О ремесленниках, купцах и др. горожанах»*(с. 337-339).

Е.А. Крючкова Рабочая тетрадь:

Задания к параграфам 11 – 14;

Вопросы и задания к параграфам учебника;

Раздаточный материал: №№ 3 -9; 20 – 24;

Мини-сочинения «Путешествия в прошлое»; «Один день из жизни»;

Творческие мини-проекты  «Макеты  архитектурных памятников Средневековья»;

«Макеты орудий труда и оружия Средневековья»

«Костюмы  эпохи Средневековья» и пр.;

Сообщения «Средневековье в лицах (полководцы, правители, вожди мыслители, герои, деятели культуры)»

 

Тесты* № 7, 8, 14-16.

Тесты** «Миропорядок средневекового общества Западной Европы»; «Средневековый город и его обитатели в Западной и Центральной Европе»

Тесты** № 1.7, 1.8, 2.1.

                 

Технологическая карта № 5                                                                                                                                Раздел II. Расцвет Средневековья      16 часов

Тема 5. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. Государства Европы  в XIIXV вв.   10 часа

 

№, тема урока

Основные знания,

идеи, закономерности

Основные персоналии и даты

Требования к подготовке учащихся

Методы

и формы обучения

16. Католическая церковь в XI – XIII вв. Крестовые походы.

 

   Власть духовная и светская.

   Образование двух ветвей христианства ­– православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье.

Основы могущества церкви. Материальные богатства церкви и их источники.

Причины и начало крестовых походов, их участники. Первый Крестовый поход. Государства крестоносцев на Востоке. Духовно-рыцарские ордены. Третий Крестовый поход. Четвертый Крестовый поход, его переломный характер. Упадок и конец Крестовых походов, их последствия и значение.

Папство в зените могущества. Ереси, причины их широкого распространения. Альбигойские войны. Инквизиция. Нищенствующие ордены, их роль в укреплении церкви. Фома Аквинский.

Персоналии

Григорий VII (1073-1085 гг.);  Иннокентий III (1198-1216 гг.); Франциск Ассизский; Доменик Гусман; Урбан II; Салах-ад-Дин;

Фридрих I Барбаросса; Филипп II Август; Ричард I Львиное сердце;

Хронология

1054 г. – раскол христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную, ортодоксальную);

1077 г. Поход Генриха IV  в Каноссу;

1096 – 1099 гг. – первый Крестовый поход;

1187 г. – падение Иерусалима;

1202-1204 гг. – 4-й Крестовый поход;

1204 г. – штурм Константинополя;

1212 г. – детский Крестовый поход;

1291 г. – падение Акры, конец 8-го Крестового  похода.

Хронологические знания и умения:

Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция):

- излагать основные факты и события, называть их места, обстоятельства, участников, результаты крестовых походов;

- описывать историю становления и развития католицизма в Европе, возникновения ересей;

- характеризовать религиозные верования, место церкви в средневековом обществе; влияние католицизма на жизнь людей;

- характеризовать политических и государственных деятелей,

Работа с исторической картой, учебником, иллюстрациями и другими источниками;

Анализ, сравнение, оценки.

Работа с историческим текстом, исторической картой, учебником, наглядными пособиями;

 

Индивидуальная работа по карточкам;

Парная и групповая работа/

 

Индивидуальная работа с контрольными тестами

Учебно-методические средства

Литература, источники

Система познавательных

 заданий

Творческие, опережающие задания

    Контроль

Карты,

схемы

Иллюстрации

ТСО

Западная Европа в XI – начале XIII в. Крестовые походы.

 

 

«Григорий VII  и  Германия»* (с. 62-64);

«Альбигойские войны»*(с. 71-73);

«Постановление Лондонского церковного собора от 1175 г.; Индульгенция; П. Абеляр об индульгенциях; Постановление Латеранского церковного собора от 1215 г.; Диктат папы»* (с. 218-219, 340);

«О еретиках»* (с. 223-224);

«Инквизиция и ереси»* (с. 225-226);

«О сочувствующих еретикам»* (с. 227-228);

«О крестовых походах»* (с. 229231);

«Взятие Константинополя»* (с. 234);

«Причины упадка и последствия крестоносного движения»* (с. 235-236)

Е.А. Крючкова Рабочая тетрадь:

Задания к параграфам 15 – 16;

Вопросы и задания к параграфам учебника;

Раздаточный материал: № 25;

Мини-сочинения «Путешествия в прошлое»; «Один день из жизни»;

Творческие мини-проекты  «Макеты  архитектурных памятников Средневековья»;

«Макеты орудий труда и оружия Средневековья»

«Костюмы  эпохи Средневековья» и пр.;

Сообщения «Средневековье в лицах (полководцы, правители, вожди мыслители, герои, деятели культуры)»

Тест* № 3, 17-20.

Тесты** «Католическая церковь. Крестовые походы»

Тест** № 2.2

                 

Технологическая карта № 6                                                                                                                              Раздел II. Расцвет Средневековья        16 часов

№, тема урока

Основные знания,

идеи, закономерности

Основные  персоналии и даты

Требования к уровню подготовки учащихся

Методы

и формы обучения

17. Объединение Франции и Англии

18. Столетняя война 1337 – 1453 гг. Крестьянские восстания

19. Усиление королевской власти во Франции и Англии.

 

   Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Начало объединения Франции. Генеральные штаты во Франции. Сословная монархия. Конфликт с папством и «авиньонское пленение».

Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Судебная и военная реформы Генриха II. Великая хартия вольностей. Парламент.   Кризис европейского сословного общества в XIV–XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.  

Кризис европейского сословного общества в XIV–XV вв. Война Алой и Белой розы. Реконкиста. Образование королевств на Пиренейском полуострове.

Персоналии

Филипп II Август (1180-1223 гг.), Людовик XI, Филипп IV Красивый (1285-1314 гг.); Бонифаций VIII;  Вильгельм Завоеватель; Генрих II Плантагенет (1154-1189 гг.), Робин Гуд; Ричард Львиное сердце, Иоанн Безземельный (1199-1216 гг.), Генрих III, Симон де Монфор; Эдуард Черный принц, Жанна д’Арк , Бертран Дюгеклен; Ричард II; Карл VII (1422-1461 гг.); Ги льом Каль;  Джон Болл; Уот Тайлер; Людовик XI (1461-1483 гг.); Карл Смелый, герцог Бургундский;

Граф Уорвик «делатель королей», Эдуард IV, Ричард III; Генрих VII Тюдор (1485-1509гг.);

Хронология

1302 г. -  битва при Куртре;-создание Генеральных штатов во Форанции;

1309-1378 гг. – «авиньонское пленение» пап;

1066 г. – норманнское завоевание Англии, битва при Гастингсе;

1215 г. – Великая хартия вольностей;

1265 г. – созыв Парламента в Англии;

1337-1453 гг.- Столетняя война ;

13346 г. – битва при Креси;

1356 г. – битва при Пуатье;

1358 г. – Жакерия;

1381 г. – восстание Уота Тайлера;

1453 г. – падение г. Бордо, конец Столетней войны.

Хронологические знания и умения:

Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция):

- излагать основные факты и события, называть их места, обстоятельства, участников, результаты;

- описывать историю становления и развития централизованных государств в Европе;

- представлять формы политической власти в средневековых государствах, динамику развития абсолютизма;

-социальную структуру, знать характерные черты  различных групп населения (феодальная знать, крестьяне, горожане, духовенство), описывать образ их жизни и быт;

- характеризовать религиозные верования, место церкви в средневековом обществе; влияние католицизма на жизнь людей;

- характеризовать политических и государственных деятелей.

Работа с исторической картой, учебником, иллюстрациями и другими источниками;

Анализ, сравнение, оценки.

Работа с историческим текстом, исторической картой, учебником, наглядными пособиями;

 

Индивидуальная работа по карточкам;

Парная и групповая работа.

 

Индивидуальная работа с контрольными тестами

Учебно-методические средства

Литература, источники

Система

познавательных

 заданий

Творческие, опережающие задания

    Контроль

Карты, схемы

Иллюстрации

ТСО

Европа в XIVXV вв.;

Англия и Франция в XI – начале XIV в.;

Англия и Франция во время  Столетней войны 1337-1453 гг.;

Англия и Франция во второй половине XV в.;

 

«Штурм города»

«Втупление Жанны д”Арк в Орлеан »;

«Сожжение Жанны д”Арк на костре»;

«Восстание Уота Тайлера (1381 г.)»; «Жакерия».

 

«О жизни короля Людовика Толстого»* (с. 238-239);

«Филипп IV крас ивый»* (с. 240-241);

«Книга Страшного суда»* (с. 245);

«Великая хартия вольностей»* (с. 247-248);

«О 100-летней войне»* (с. 251-253, 254);

«О Ж. д’Арк»* (с. 261-264);

«Жакерия»* (с.88-91; 253);

«Об У. Тайлере»* (с. 258-259);

«Людовик XI»* (с. 96-98, 268-269).

Е.А. Крючкова Рабочая тетрадь:

Задания к параграфам 17 – 20;

Вопросы и задания к параграфам учебника;

Раздаточный материал: №№ 26-36;

Мини-сочинения «Путешествия в прошлое»; «Один день из жизни»;

Творческие мини-проекты  «Макеты  архитектурных памятников Средневековья»;

«Макеты орудий труда и оружия Средневековья»

«Костюмы  эпохи Средневековья» и пр.;

Сообщения «Средневековье в лицах (полководцы, правители, вожди мыслители, герои, деятели культуры)»

Тесты* № 21-29.

Тесты** «Образование централизованных государств в Западной Европе», «Феодальная раздробленность в Центральной Европе», «Гуситское движение в Чехии».

Тесты** № 2.3, 2.4, 2.5

                   

 

Технологическая карта № 7                                                                                                                                Раздел II. Расцвет Средневековья         16 часов

№, тема урока

Основные знания,

идеи, закономерности

Основные  персоналии и даты

Требования к уровню

 подготовки учащихся

Методы

и формы обучения

20-21. Государства Южной и Центральной Европы. Реконкиста

 Гуситское движение в Чехии

 

   Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV–XV вв. Польша в XIVXV вв. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Грюнвальд.

   Кризис католической церкви. Папы и императоры. Политика Фридриха I  и Фридриха II в Италии и Германии. Колонизация земель западных славян. Ослабление императорской власти во второй половине XIIIXIV вв.

   Гвельфы и гибеллины; чомпи; тирания Медичи;

   Расцвет Чехии в XIV в. Нарастание социальных, этнических, религиозных противоречий. Ян Гус.  Гуситское движение в Чехии. Табориты и умеренные.

 

Персоналии

 Изабелла Кастильская и Ферднанд Арагонский;

Томас Торквемада;

Фридрих I Барбаросса, Фридрих II Гогенштауфен,  Генрих Лев из рода Вельфов; Альбрехт Медведь; Карл I Люксембург –Карл V, император Св. Римской империи (1346-1378 гг.); Лоренцо Великолепный (1468-1492 гг.); семейство Борджиа; Ян Гус (1371-1415 гг.);. Ян Жижка;

Хронология

1455-1485 гг. – война Алой и Белой розы в Англии;

1212 г. – победа христиан у Лас Навас де Толоса;

1479  - объединение Кастилии и Арагона в Испанию;

1493 г. – взятие Гранады;

1356 г. – «Золотая булла»;

1291 – 1315 гг. – создание Швейцарского союза;

1378 г. Восстание чомпи во Флоренции;

1419 г. – восстание в Праге;

1434 г. – поражение таборитов у г. Липаны;

1419-1434 гг. – гуситские войны;

1410 г. – Грюнвальдская битва.

Хронологические знания и умения:

Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция):

- излагать основные факты и события, называть их места, обстоятельства, участников, результаты;

- описывать историю становления и развития централизованных государств в Европе;

- представлять формы политической власти в средневековых государствах, динамику развития абсолютизма;

-социальную структуру, знать характерные черты  различных групп населения (феодальная знать, крестьяне, горожане, духовенство), описывать образ их жизни и быт;

- характеризовать религиозные верования, место церкви в средневековом обществе; влияние католицизма на жизнь людей;

- характеризовать политических и государственных деятелей.

Работа с исторической картой, учебником, иллюстрациями и другими источниками;

Анализ, сравнение, оценки.

Работа с историческим текстом, исторической картой, учебником, наглядными пособиями;

 

Индивидуальная работа по карточкам;

Парная и групповая работа.

 

Индивидуальная работа с контрольными тестами

Учебно-методические средства

Литература, источники

Система

познавательных

 заданий

Творческие, опережающие задания

    Контроль

Карты, схемы

Иллюстрации

ТСО

Европа в XIVXV вв.;

Чехия в XIIIXV вв.;

 

«Ян Гус на Констанцском соборе»; «Штурм города»

 

«Итальянские города-государства»* (с. 277-278);

«О Яне Гусе»* (с. 282-283);

«О Яне Жижке»* (с. 287);

 

Е.А. Крючкова Рабочая тетрадь:

Задания к параграфам

 22 – 26;

Вопросы и задания к параграфам учебника;

Раздаточный материал: №№ 35-38

Мини-сочинения «Путешествия в прошлое»; «Один день из жизни»; Творческие мини-проекты  «Макеты  архитектурных памятников Средневековья»; «Макеты орудий труда и оружия Средневековья»; «Костюмы  эпохи Средневековья» и пр.; Сообщения «Средневековье в лицах (полководцы, правители,  мыслители, герои, деятели культуры)»

Тесты* № 21-29.

Тесты** «Образование централизованных государств в Зап. Европе», «Феодальная раздроблен

ность в Центр.Европе»,

«Гус.движение в Чехии».

Тесты** № 2.3, 2.4, 2.5

                     

Технологическая карта № 7                                                                                                                              Раздел II. Расцвет Средневековья        16 часов

№, тема урока

Основные знания,

идеи, закономерности

Основные  персоналии и даты

Требования к уровню подготовки учащихся

Методы и формы обучения

22-23. Культура Западной Европы в XI – XV вв.

24. Обобщающий урок по разделу II «Расцвет Средневековья»

    Изменения в культуре  Западной Европы в XIVXV вв. Развитие личностного начала. Технические изобретения. Изобретение книгопечатания и его значение. Возникновение культуры Возрождения (Ренессанса) в Италии. Гуманизм и гуманисты. Литература и искусство раннего Возрождения Италии.

Влияние поздневизантийской культуры.

 Архитектура: готика, «пылающая (пламенеющая) готика».

Персоналии

Иоганн Гуттенберг;

Марко Поло; Петр Абеляр; Фома Аквинский; Роджер Бэкон; Бертран де Борн; Вернер Садовник; Уильям Ленгленд; Данте Алигьере; Франческо Петрарка; Джованни Боккаччо; Сандро Ботичелли

Хронология

1450 г. – первая печатная книга.

Хронологические знания и умения;

Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция):

- излагать основные факты и события, называть их места, обстоятельства, участников, результаты;

- описывать историю становления и развития культуры эпохи Возрождения в Европе;

- характеризовать основные достижения культуры народов эпохи Раннего Средневековья; характеризовать и оценивать выдающиеся памятники культуры и их творцов;

- характеризовать религиозные верования, место католической церкви в средневековом обществе; влияние католицизма на жизнь людей;

Работа с исторической картой, учебником, иллюстрациями  и другими источниками;

Анализ, сравнение, оценки.

Работа с историческим текстом, исторической картой, учебником, наглядными пособиями;

Индивидуальная работа по карточкам;

Парная и групповая работа.

Индивидуальная работа с контрольными тестами

Учебно-методические средства

Литература,

 источники

Система познавательных

 заданий

Творческие, опережающие задания

    Контроль

Карты,

схемы

Иллюстрации

ТСО

 

«Сожжение Джордано Бруно»

1. Имперская арх-тура: Альгамбра, Испания; Нойшвангитайн, Германия.

2.  Чудеса света: Собор св. Петра, Ватикан; 

3.Государственный Эрмитаж:;  Рембрандт;

 искусство Ит. Возрож-дения; искусство Нидерландов, Фландрии, Голландии.

«Компас, порох, огнестрельное оружие»*(с.297-298);

«М.Поло о России»*(с. 300);

«Астрология»*(с.301-302);

«Средневековые школы»*(с. 303);

«жанр Альба»*(с.306);

«Ф. Петрарка»*(с. 307);

Е.А. Крючкова Рабочая тетрадь:

Задания к параграфам 27 – 30;

Вопросы и задания к параграфам учебника;

Раздаточный материал: №№ 39-42; 45-50;

Мини-сочинения «Путешествия в прошлое»; «Один день из жизни»;

Творческие мини-проекты  «Макеты  архитектурных памятников Средневековья»;

«Макеты орудий труда и оружия Средневековья»

«Костюмы  эпохи Средневековья» и пр.;

Сообщения «Средневековье в лицах (полководцы, правители, вожди мыслители, герои, деятели культуры)»

Тесты* № 30-34.

Тест** «Культура средневековой Европы в XIXV вв.»

Тест** № 2.7

                 

Технологическая карта № 8                                                                                                                               Раздел II. Расцвет Средневековья       16 часов

 Тема 8. Восток,  Африка и Америка в средние века.             2 часа

 

№, тема урока

Основные знания,

идеи, закономерности

Основные  персоналии и даты

Требования к уровню подготовки учащихся

Методы

и формы обучения

25. Османская империя.. Китай в средние века.. Индия в  средние века

26. Народы Америки и Африки в средние века

 

  Завоевания сельджуков и османов. Османская империя. Османские завоевания на Балканах. Падение Византии.Китай: распад и восстановление единой державы. Великий шелковый путь. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин.

 Культура: фарфор; книгопечатание, бумага, компас, порох и др.

      Индийские княжества. Индийская община. Варны и касты. Религии Индии. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Цифры; архитектура, философия.

   Средневековая Япония.

   Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).     

    Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

Народы Африки в средние века.

Персоналии

Осман; Милош Обилич; Баязид I Молния (1389-1402 гг.);

Мехмед II Фатих (1451-1481 гг.)- завоеватель; Сулейман I Законодатель/Великолепный (1520-1566 гг.).

Хуан Чао; Чингисхан (Тэмуджин); Ли Бо; Ду Фу;  Тимур Тамерлан; Бабур; Арьябхат; Али Бер (Великий, 1464-1492 гг.).

Хронология

1389 г. – битва на Косовом поле;

1453 г. – падение Византии; переименование Константинополя в Стамбул;

1526 г.- битва под Мохачем, захват Венгрии; Австрии, образование Османской империи;

1571 г.- поражение турецкого флота  при Лепанто, освобождение Кипра.874 – 884 гг. – крестьянская война в Китае;

960 г.- начало правления династии Сун;

1206 г. – избрание Чингисхана на хурале монгольских князей;

1211 г.- поход монголов на Северный Китай;

1279 г. – падение династии Сунн; начало правления Чингисидов;

1368 г. – независимость Китая от монголов;

1398 г. – вторжение в Индию Тимура;

1526 г. – вторжение Бабура; создание империи Великих Моголов.

Хронологические знания и умения;

Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция):

- излагать основные факты и события, называть их места, обстоятельства, участников, результаты;

- описывать историю становления и развития государств Азии; жизнь и быт народов Африки и Америки;

- представлять формы политической власти в средневековых государствах неевропейского мира;

-социальную структуру, характерные черты  различных групп населения (феодальная знать, крестьяне, горожане, духовенство), описывать образ их жизни и быт;

- характеризовать религиозные верования, место религии в средневековом обществе; ее влияние на жизнь людей;

- характеризовать политических и государственных деятелей,

Работа с исторической картой, учебником, иллюстрациями  и другими источниками;

Анализ, сравнение, оценки.

Работа с историческим текстом, исторической картой, учебником, наглядными пособиями;

 

Индивидуальная работа по карточкам;

Парная и групповая работа.

 

Индивидуальная работа с контрольными тестами

Учебно-методические средства

Литература, источники

Система познавательных

 заданий

Творческие, опережающие задания

    Контроль

Карты,  схемы

ТСО

1. Османская империя и борьба народов против турецких завоевателей;

2.Индия и Китай в средние века.

3. Великие географические открытия и колониальные захваты в XV – начале XVII в.

Имперская архитектура: Занаду, Пекин.; Чудеса света: Храм св. Софии, Стамбул, Турция; Боробудур, о-в Ява, Индонезия; Тадж-Махал, Агра, Индия. Великие творения людей: Мачу-Пикчу, Перу, Южная Америка. Гос. Эрмитаж: Дар Надира;  Цветы Мейхуа.

«Падение Сербии»*(с. 290);   «О янычарах»*(с. 291) «О Китае»*(с. 317-320, 445-446); «О культуре Китая»* (с. 108-111, 322-324); «Описание обычаев, одежды и городов Индии»*(с. 326-327); «2-е послание Э. Кортеса императору  Карлу V»*(с. 458-461);

«О Мали»* (с. 115-117).

Е.А. Крючкова.  Рабочая тетрадь:

Задания к параграфам 31 -34;

Вопросы и задания к параграфам учебника;

Раздаточный материал: №43,44

Мини-сочинения «Путешествия в прошлое»; «Один день из жизни»;

Творческие мини-проекты  «Макеты  архитектурных памятников Средневековья»; «Макеты орудий труда и оружия Средневековья» «Костюмы  эпохи Средневековья» и пр.;

Сообщения «Средневековье в лицах

Тесты* № 29,35-37.

Тесты ** «Османская империя в XIXV вв.», «Народы Азии, Америки и Африки в средние века»

Тесты** № 2.6, 2.8, 2.9, 2.10, 2.11, 2.12.

                 

 

Технологическая карта № 9                                                                                                                              Раздел II. Расцвет Средневековья        16 часов

Повторительно-обобщающие уроки. Итоговое повторение.       2 часа.

 

 №, тема урока

Основные знания,

идеи, закономерности

Термины, понятия

 

Требования к уровню подготовки учащихся

Методы, средства

и формы обучения

27. Обобщающий урок по разделу II «Расцвет средневековья»

28. Итоговый урок по истории средних веков. Обобщающее повторение.

Хронологические рамки  и этапы Средневековья;

Религии Средневековья;

Цивилизации Средневековья;

Античное наследие и вклад различных народов в развитие Средневековой Европы;

Государство, власть и народ Средневековья;

Неевропейское Средневековье;

Достижения  культуры.

 

Мировые религии; цивилизации; эволюция феодального государства; натуральное хозяйство; товарное хозяйство; европоцентристский взгляд на историю

 

Хронологические знания и умения;

Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция);

Работа с исторической картой , учебником, иллюстрациями и другими источниками;

Анализ, сравнение, оценки.

Фронтальная беседа;

Работа в прарах;

Индивидуальная работа с контрольными тестами

Учебно-методические средства

Литература, источники

Система познавательных

Заданий

Контроль

Карты, схемы

Иллюстрации

ТСО

Европа в начале нового времени.

 

 

 

Е.А. Крючкова Рабочая тетрадь:

Задания на стр. 106 – 112;

Раздаточный материал: №№ 6-9; 34-35; 53;56;60;

Тесты* № 38-40,

Тестовые задания ко всему курсу (5 вар.).

Тесты** «Повторение раздела II», «Итоговое повторение»

Итоговые вопросы и задания**

                   

 


6.Учебно-методические материалы по курсу.

 

I.Учебники, учебные пособия для учащихся:

1.     Агибалова Е.В., Донской Г.М. «История средних веков», М., «Просвещение»;

2.     Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского «История средних веков», М., «Просвещение».

 

II. Дополнительные материалы, хрестоматии, сборники и т.п.:

1.       История Средних веков. 6 класс. Книга для чтения / под ред. В.П. Будановой. М., «Эксмо-Пресс», 1999 г.

2.       Книга для чтения по истории Средних веков / под ред. С.А. Сказкина. Ч. I М., «Просвещение», 1969 г.

3.       Книга для чтения по истории Средних веков: Пособие для учащихся / сост. Н.И. Запорожец; под ред. А.А. Сванидзе М., 1986 г.

4.       Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. Хрестоматия. История Средних веков (V-XV вв.). Часть I. М., 1980 г.

5.       Художественно-историческая хрестоматия. Средние века / рецензенты Н.И. Запорожец, И.Я. Лернер, М., «Просвещение», 1965 г.

 

III. Учебно-методическая литература:

1.     Агафонов С.В. «Схемы по всеобщей истории. 6 класс», М., «Русское слово», 2005 г.

2.     Арасланова О.В., Соловьев К.А. «Поурочные разработки по истории средних веков», универсальное пособие, 6 класс, М., «ВАКО», 2007 г. (в технологических картах проверочные тесты из данного пособия помечены *)

3.     Биберина А.В. «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории средних веков (V – конец XV в.), 6 класс», М., «Сфера», 2000 г. (в технологических картах данные тесты помечены **);

4.     Донской Г.М. «Задания для самостоятельной работы по истории Средних веков», М., «Просвещение», 1992 г.;

5.     Задания по курсу истории Средних веков. М., ЛКМИ-«Метар», 1992 г.;

6.     Колесниченко Н.Ю. «История средних веков. Поурочные планы по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского, 6 класс», Волгоград, «Учитель», 2007 г.;

7.     Кулагина Г.А. «Сто игр по истории», М., 1983 г.;

8.     Лебедева И.М. «организация и проведение исторических олимпиад в 6-9 классах». Книга для учителя: из опыта работы. М., 1990 г.;

9.     Никифоров Д.Н.«Альбом по истории культуры Средних веков», М.,1959 г.;

10.                                                                                                                        Петрова Н.Г. «История средних веков. Книга для учителя», учебно-методические материалы, М., «Русское слово», 2002 г.;

11.                                                                                                                        Смирнов С.Г. «Задачник по истории Средних веков», М., 1995 г.;

12.                                                                                                                        «Тематический контроль по истории. Средние века», М, «Интеллект-центр» (в технологических картах данные тесты помечены ***);

13.                                                                                                                        Цветкова Г.А. «Дидактические материалы по истории Средних веков. 6 класс», М., «Владос», 2003 г.

IV. Дополнительная научно-познавательная литература для школьников.

 

1.«Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. История».

   М., 2000 г.;

2.Ионина Н.А. «100 великих городов мира», М., 2001 г.;

3.«История географических открытий. География». М., «Аванта+», 2000 г.;

4.Огнева О. «Рыцари. Турниры. Оружие.», энциклопедия. М., 2000 г.;

5.«Школьная энциклопедия. История Средних веков». М., 2003 г.;

6.«Энциклопедия для детей. Всемирная история». Т.1, М., «Аванта+», 2000 г.;

7.«Энциклопедия для детей. Искусство». Т.7, М., «Аванта+», 1998 г.;

8.«Энциклопедия для детей. Техника». Т.14, М., «Аванта+», 2003 г.;

9.«Энциклопедия для детей. Всемирная литература». Т.15, М.,  «Аванта+», 2000 г.;

10. «Энциклопедический словарь юного историка. Всеобщая история» / сост. Н.С. Елманова, Е.М. Савичева. М., 1994 г.;

11. «Я познаю мир.  Города мира», Энциклопедия. М., 2000 г.;

12. «Я познаю мир. История», Энциклопедия. М., 2002 г.;

13. «Я познаю мир. Этикет, обычаи, быт», Энциклопедия. М., 2002 г.;

14. «Рыцари»; «В средневековом замке», М., «Олма-Пресс», 2000 г.

  

V.  Средства обучения.

 

1. Настенные исторические карты:

1.     Римская империя в IVV вв. Падение Западной Римской империи;

2.     Великое переселение народов;

3.     Франкское государство в V – начале IX в.;

4.     Византийская империя и славяне в VIXI  вв.;

5.     Арабы в VIIXI вв.;

6.     Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы (XIXIV вв.);

7.     Западная Европа в XI – начале XIII в. Крестовые походы;

8.     Англия и Франция в XI – начале XIV в.;

9.     Англия и Франция во время  Столетней войны 1337-1453 гг.;

10.              Европа в XIVXV вв.;

11.            Англия и Франция во второй половине XV в.;

12.            Чехия в XIIIXV вв.;

13.            Османская империя и борьба народов против турецких завоевателей;

14.            Индия и Китай в средние века;

15.            Географические открытия и колониальные захваты в XV- середине XVII в.

 

2. Картины, аппликации, альбомы:

1. Аппарович Н.И., Запорожец Н.И.  Раздаточный материал по истории

    средних веков (64 карточки), М., «Просвещение», 1977 г.;

2. Альбом учебных картин "История средних веков";

3. Аппликации по истории средних веков;

4.История средних веков (картины, картосхемы, опорные схемы)

 

3.     Статичные экранные пособия:

 

Название диафильмов или диапозитивов

1.

Феодальное поместье в IX - X вв. Жизнь и быт крестьян.

2.

В средневековом городе.

3.

В средневековой школе.

4.

В средневековом университете.

5.

Арабский халифат и его культура.

6.

Франция в XI - XV вв.

7.

Англия в XI - XV вв.

8.

Военная техника в средние века.

9.

Борьба народов Средней Азии и Закавказья с монгольскими завоевателями.

10.

Турецкие завоевания XIII - XVI вв. и образование Османской империи.

И.

Чехия в XIV - XV вв.

12.

Гуситские войны.

13.

Под предводительством Яна Жижки.

14.

Англия XIV - XV вв.

15.

Джек - Соломинка (положение крепостных крестьян в Англии).

16.

Борьба католической церкви против Реформации.

17.

Под знаменем Башмака.

18.

Неограниченная монархия во Франции.

19.

Культура Западной Европы в XII - XV вв.

20.

Повторительно-обобщающий материал по истории средних веков XI - XV вв.

 

4. Видеофильмы (DVD:) 

1. Имперская архитектура: Занаду, Пекин; Альгамбра, Испания; Нойшвангитайн, Германия.

2.  Чудеса света: Храм св. Софии, Стамбул, Турция; Боробудур, о-в Ява, Индонезия; Собор

     св. Петра, Ватикан;  Тадж-Махал, Агра, Индия.

3. Великие творения людей: Мачу-Пикчу, Перу, Южная Америка

4. Государственный Эрмитаж: Дар Надира;  Цветы Мейхуа;  Рембрандт;

    искусство Итальянского Возрождения; искусство Нидерландов, Фландрии, Голландии.

5. Чингисхан (х/ф).

 


»  Тэги к этому документу:

Фото пользователя Любовь Юрьевна Титова

На: рабочая программа по истории средних веков по учебнику Агиба


Спасибо большое за ваш кропотливый труд. Очень пригодился материал!!!!!



Поиск

Loading

Оценка материала

...