"Цифровая мозаика", Тема занятия "Применение официально-делового стиля на практике", МСКОУ школа-интернат II вида №12, Шитлина Татьяна Александровна
Размещено: Татьяна Александровна Шитлина - пт, 18/03/2011 - 12:54
Тема. Практическое занятие: применение официально-делового стиля на практике.
Цель:
научить учащихся составлять различные документы официально-делового стиля.
Задачи:
1) повторение стилей речи;
2) коррекция речевой и письменной грамотности;
3) знать порядок оформления различных документов официально-делового стиля;
4) уметь применять на практике полученные знания.
Ожидаемые результаты:повышение познавательного интереса детей к изучению русского языка; учащиеся должны знать порядок оформления документов; научиться составлять различные документы официально-делового стиля.
Формы организации работы детей: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Формы организации работы учителя- практическое занятие.
Эффективность: использование интерактивной электронной доски обеспечивает максимальную наглядность при изучении темы "Применение официально-делового стиля на практике". Педагог поэтапно с помощью инструментов интерактивной доски проходит все этапы урока, демонстрируя все элементы, входящие в электронное пособие. Notebook заменил привычный Power Point. Теперь можно и исправить, и дополнить материал, и создать новый слайд прямо на занятии, а главное, легко все это сохранить для дальнейшего использования и в классе, и в самостоятельной работе дома. Виды работ, которые предоставляет эта программа, очень удобны для обучения учащихся. Учащиеся с удовольствием двигают иллюстрации, делают записи на доске, соотносят термин и иллюстрацию, двигают стрелки, термины. Применение программы Smart Notebook 9.7 на уроке позволяет: развивать творческий потенциал как учителя, так и обучающихся, стимулировать и развивать интерес учителя к использованию интерактивного оборудования, формировать познавательную и практическую деятельность обучающихся, развивать потенциал педагога в области педагогического дизайна при создании электронных дидактических материалов, расширить образовательные возможности обучающихся и педагога. Итерактивные технологии помогают решать ключевую проблему всех педагогов на любой ступени образования – повышение учебной мотивации учеников.Использование интерактивной доски, документ – камеры позволяет сделать видимыми, наглядными изучаемые процессы, сложные для понимания. При проверке самостоятельно выполненных заданий использование документ - камеры позволяет проверить словарный диктант, заявления, апелляции, доверенности, автобиографии конкретных учащихся, своевременно помочь и внести корректировку.
Ход урока
I.Оргмомент.
Чтение скороговорок (на выбор учителя)
Милая Мила мылась мылом, намылилась, смыла – так мылась Мила.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Наш Полкан попал в капкан.
Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.
Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.
II. Проверка д\з. (Интерактивная доска)
1.Словарный диктант (записать слова, правописание которых повторили дома , один ученик работает у доски и вставляет пропущенные буквы, несколько работ можно проверить с помощью документ-камеры)
-подчеркните в словарном диктанте слова, которые обозначают документы, нужные выпускнику для окончания школы и дальнейшего обучения в каком-либо учебном заведении и определить их лексическое значение. (Интерактивная доска).
АБИТУРИЕНТ- 1.Выпускниксредней школы. 2. Поступающий ввысшееилисреднееспециальное учебноезаведение
Автобиография (с греческого: «собственное жизнеописание» сам жизнь пишу) — официально-деловой документ. Последовательное описание человеком событий собственной жизни.
Заявление – официальная письменная просьба о чём-либо.
Характеристика– официальный документ, в котором даётся описание отличительных свойств, достоинств и недостатков кого-чего-н.
Апелляция- oбращение), 1) обжалование какого-либо постановления в высшую инстанцию, которая имеет право пересмотреть дело по существу.
Апелляция- это аргументированное письменное заявление абитуриента либо о нарушении процедуры вступительных испытаний, приведшем к снижению оценки, либо об ее ошибочности, по его мнению, выставленной оценки на вступительных испытаниях
Доверенность– это документ, который позволяет одному человеку действовать отимени другого, написавшего доверенность.
Портфолио- это собрание личных достижений ученика, которое реально показывает его уровень подготовленности и активности в различных учебных и внеучебных видах деятельности в школе и за ее пределами.
собираются все бланки или заверенные копии документов, официально подтверждающих достижения учащегося в любой области деятельности за девятый класс: дипломы, грамоты за участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях различного уровня; бланки или заверенные копии свидетельств и удостоверений о прохождении курсов и программ дополнительного образования в центрах, домах творчества, спортивных и музыкальных школах, клубах физической подготовки, станциях юных техников, туристов, натуралистов; бланки и заверенные копии документов, подтверждающих присвоение спортивных разрядов и званий).
Ребята, домашним заданием у вас было составить диалог, употребив в своей речи эти слова. (Диалоги учащихся)
Итак,в конце учебного года будете сдавать экзамены, после окончания школы вы пойдёте на собеседование в средне-специальные учебные заведения. Какую одежду вы выберете для этого? Какой это стиль в моде? (официально-деловой)
Стиль существует не только в одежде, моде, но и в речи. (Интерактивная доска)
III. Объявление темы и цели урока.
Цель нашей работы – познакомиться на практике с особенностями делового стиля и научиться создавать небольшие тексты, относящиеся к деловой речи.
Слово учителя.Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми примерами деловой документации. Каждому из вас, рано или поздно, придётся столкнуться с необходимостью самостоятельного составления и написания такого рода документов: при поступлении в училище, техникум, на работу и т.д.
IV. Актуализация изученного материала : (Презентация)
просмотр презентации по теме «Стили речи».(Индивидуальная домашняя работа).
Итоговый вопрос:что мы повторили, просмотрев презентацию ?
V. Составление официально-деловых документов.
1.Слово учителя. В повседневной жизни очень часто приходится сталкиваться с необходимостью составления деловых бумаг разного рода. Приходится писать объяснительные записки, доверенности, расписки, различные заявления. Подобные документы должны быть составлены грамотно, четко, коротко и ясно, с соблюдением определенных стандартов. Когда вы поступали в школу, родители писали заявление о вашем приеме. Заявление для поступления в училище, техникум вы должны будете написать самостоятельно.
Но для начала, как вы понимаете, вам нужно сдать экзамены в школе и подписать титульный лист экзаменационной работы по русскому языку.
2.Подписывается титульный лист экзаменационной работы.
3.Написание образца апелляции.Написание апелляции может пригодиться в случае несогласия с оценкой письменнойэкзаменационной работы. Разумеется, подача апелляции – крайняя мера, в большинстве случаев подобные вопросы решаются в школе, где вы учитесь . Другое дело, что составление такого документа может понадобиться позже , когда вы станете абитуриентами училищ, техникумов.
(Выдается формат А 4, где есть шапка в верхнем правом углу листа (кроме Ф.И.О.) , а сам текст апелляции пишется под диктовку учителя.)
Председателю
апелляционной комиссии
Правобережного района
Федорову И. П.
ученика МС(К)ОУ
шк.-инт. № 12
Сидорова И.П.
апелляция.
Прошу пересмотреть мою оценку по русскому языку в связи с тем, что я не согласен с засчитанными мне ошибками во 2-ом и в 3-м абзаце диктанта.
06 июня2010 г. (подпись)
Несколько работ можно проверить с помощью документ-камеры
Итоговые вопросы:- какие штампы в этом предложении, свойственные оф.-делов. стилю мы использовали ?
-Какое это предложение по составу?
-Чему мы научились на данном этапе урока?
4.Составление собственного заявления для поступления в училище, техникум . (Пишется на формате А 4)
(Консультация - напоминание учителя по написанию заявления.)
(Учащиеся самостоятельно пишут текст самого заявления)
Памятки-вопросы:
-с какой буквы и как пишутся названия факультетов? отделений?
-почему ставится запятая после Ф.И.О.?
Директору ПТУ №13
Макарову Д.С.
Сидорова И.П.,
проживающего по
адресу: ул. К. - Маркса,
д.109, кв.51
заявление.
Прошу принять меня на факультет «Автомеханик широкого профиля».
16 июня2010г. (подпись)
Несколько работ можно проверить с помощью документ-камеры
Итоговый вопрос: где мы можем еще писать заявления? Когда возникает такая необходимость?
5. Молодцы ребята! Заявление мы написали. Еще какой документ мы подчеркнули в словарной работе?
Правильно,автобиография.
Работа с книгой стр.93. (Прочтение текста вслух одним учеником и запись плана автобиографии со стр.93)(Интерактивная доска)
Вопрос:
-почему ставится запятая после слова «Я»? (т.к. это уточняющие члены предложения)
6.Следующий документ - это портфолио. (Краткое комментирование данного документа и о преимуществах абитуриентов, имеющих лучшее портфолио , чем претендент на этот же факультет при одинаковых баллах).
Итоговый вопрос: в чем отличие официально – делового стиля от других стилей? (Наличие терминов, стандартных оборотов речи (клише) и штампов; нет эмоциональности, в них нет изобразительно – выразительных средств).
8. Есть еще один документ, который наверняка понадобится в жизни. Этодоверенность. (Интерактивная доска)
(Многие современные школьники работают в свободное время. Значит, может возникнуть ситуация, при которой вам придется доверить получение денег надежному человеку).
Доверенность
Я, Сидоров Илья Петрович, доверяю получить причитающуюся мне зарплату за март2009 г. Сидоровой Елизавете Игнатьевне.
Мой паспорт: (данные).
Паспортные данные Сидоровой Елизаветы Игнатьевны: (данные).
30 марта2009 г. (подпись)
Несколько работ можно проверить с помощью документ-камеры.
VI.Итоговое слово учителя, оценивание.
VII. Домашнее задание. Написать автобиографию по данному в тетради плану;
Дома познакомиться с содержанием портфолио, т.к. на следующих уроках мы продолжим работу со стилями речи.