Официальный сайт circ-a 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Обучение написанию сочинения по картине (в жанре портретного очерка) - Б.М. Кустодиева "Шаляпин"

Фото пользователя Ольга Семеновна Богданова
Submitted by Ольга Семеновна Богданова on пн, 21/03/2011 - 12:40
Данные об авторе
Автор(ы): 
Богданова Ольга Семеновна
Место работы, должность: 
Муниципальное казенное образовательное учреждение "Подсосенская средняя общеобразовательная школа"
Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
Цель: подготовить учащихся к написанию сочинения по картине. Задачи: 1. Обучение написанию сочинения – портретного очерка; 2. Обогащение словарного запаса учащихся, закреплять умение сбора рабочего материала к сочинению; развитие связной речи; 3. Приобщать учащихся к национальному искусству.
Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

1. Учебник "Русский язык. 8 кл.: под ред. М.М.разумовской, П.А. Лекант, М. : Дрофа,2009.

Используемая методическая литература: 

1. Е.А.Володарская. Поурочные разработки по русскому языку : 8 класс: к учебнику М.М.Разумовской и др. "Русский язык. 8 класс".  - М. : Изд. "Издательство "Экзамен",  2007.

2. О.А.Финтисова. Уроки русского языка в 8 классе. Поурочные разработки Поурочные планы(по программе М.М. разумовской). - Волгоград:Учитель, 2005.

3. Н.А.Репина. Поурочные разработки к учебнику "Русский язык. 8 кл." под редакцией М.М.разумовской - М.:Дрофа, 2007.

Используемое оборудование: 

1. Компьютер

2. Проектор

3. Репродукции картин Б.М.Кустодиева

Используемые ЦОР: 

1. Презентация

2. Звукозапись

Краткое описание: 
План урока: 1. оргмомент 2. Повторение. 3. Об авторе картины Б.М.Кустодиеве 4. Герой картины Ф. Шаляпин 5. подготовка к сочинению 6. Написание сочинения

 

Урок русского языка Богдановой О.С.
Тема: Обучение написанию сочинения  по картине ( в жанре портретного очерка)  Б.М. Кустодиева «Портрет Ф.И. Шаляпина».
Тип: урок развития речи.
Класс: 8
Цель: подготовить учащихся к написанию сочинения по картине.
Задачи:
  1. Обучение написанию сочинения – портретного очерка;
  2. Обогащение словарного запаса учащихся, закрепление умение сбора материалов; развитие связной речи;
  3. Приобщить учащихся к национальному искусству.
Средства обучения: слайдовая  презентация, запись русской народной  песни «Вдоль по Питерской» в исполнении Ф.М. Шаляпина ; учебник русского языка для 8 класса/ М.М. Разумовская, П.А.Лекант.
 

Этапы урока
Ход урока
Время
 
I
 
 
 
 
 
1-ый урок
Орг. момент.
Приветствие.
(Слайд 1)
Тема: Подготовка к написанию сочинение по картине Б.М. Кустодиева «Портрет Ф.И. Шаляпина».
Цель: подготовить учащихся к написанию сочинения-портретного очерка  по картине.
 
1-2 мин.
 
 
 
 
II
Актуализация знаний.
Метод опроса:
  1. Что называется очерком? (Очерк – это небольшое повествовательное произведение, содержащее краткое описание жизненных фактов. Очерк относится к документальному жанру);
  2. Какие виды очерков вы знаете? (портретный, путевой, проблемный и др.);
  3. Что такое портрет? (Это изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре);
  4. Давайте вспомним, что же мы называем портретным очерком? (небольшое повествовательное произведение, в центре которого человек с его характером, вкусами, привычками);
  5. Назовите составные части портретного очерка (описание внешности героя; рассказ о его деле, профессии, творчестве; отдельные факты биографии; описание особенностей характера героя, его речи; эпизод, раскрывающий в герое главное).
Слайд 2
 
4 мин.
 
III
 
Слово учителя.
(Слайд 3)
Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) – талантливый русский художник,  бытописатель,  мастер психологического  портрета. Жизнь художника и его творчество неразрывно связаны  с Волгой, волжскими просторами. «На Кустодиева, – писал Репин, – я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный; внимательно изучающий природу…». В 1909 г. Кустодиеву было присвоено звание академика живописи. Борис Михайлович был тяжело  болен – туберкулез позвоночника. Несмотря на болезнь, художник всю свою жизнь посвятил любимому делу, т.е. живописи. Его кисти принадлежат картины (Слайд 4) «Масленица», (Слайд 5)«Купчиха за чаем».
 Сегодня нам предстоит поближе  познакомиться с одной из работ Б.М. Кустодиева – «Портрет Ф.И. Шаляпина». Но прежде чем мы начнем говорить о картине, давайте послушаем сообщение о великом русском певце Ф. И. Шаляпине.
 
 
3 мин.
 
 
IV
Слово ученицы. (Слайд 6)
     Ф.И. Шаляпин – известный оперный певец. Он родился в г.Казани в 1873 г. Детство Шаляпина было бедным. Образование он получил самое непритязательное – закончил приходское училище. Отец устроил его работать писцом в уездную земскую управу, затем к ростовщику и, наконец, помощником сапожника. Однако ни на одном из этих мест Федор Шаляпин не задержался. Призвание свое он нашел совсем в другом. Сосед научил его азам нотной грамоты. После этого Шаляпин, обладавший от природы красивым голосом, начал петь в церковном слободском хоре. Его заметили, стали приглашать в другие церкви, петь на свадьбах и похоронах, потом взяли в архиерейский хор в Спасском монастыре. (Слайд 7)  
     В 1892 г. вступил в бродячую оперную труппу, где у него были только хоровые выступления. Вскоре труппа распалась. Оставшись без денег, Шаляпин был вынужден снова работать писцом в управе. Вскоре им заинтересовался знаменитый учитель пения – Усатов (в прошлом известный оперный певец). Почувствовав в молодом Шаляпине огромный талант, он взялся учить его, притом совершенно бесплатно. Он сделал даже больше: добыл для ученика через знакомых маленькую стипендию и безвозмездно кормил его обедами, обучая одновременно за столом хорошим манерам.(Слайд 8) В дальнейшем Шаляпин называл Усатова своим единственным педагогом и всю жизнь хранил о нем самые теплые воспоминания. Учение его шло успешно. Через несколько месяцев он уже публично выступал на различных концертах.
     В 1894 г. Ф.И. Шаляпин приезжает в Москву. (слайд 9) Дела его идут в гору, он пользуется популярностью у публики, о нем лестно отзываются газеты. Вскоре перед ним раскрываются двери Большого и Мариинского театров. В репертуар Шаляпина входят такие песни, как «Вдоль по Питерской», «Было у тещеньки семеро зятьев», «Вниз по матушке по Волге» и др.
 
Учитель, поблагодарив ученицу,   акцентирует внимание на том, чтоФ.И. Шаляпин – известный оперный певец. (Слайд 10)Он, обладавший от природы красивым сильным голосом, призвание свое нашел в пении, которому и посвятил всю свою жизнь. Дочь Шаляпина, Ирина, вспоминает, как отец Федор Иванович рассказывал ей: «Однажды отец пришел пьяный и, неизвестно за что, жестоко выпорол меня. Я убежал в поле к озеру Кабан, лег на землю и горько заплакал, а потом мне захотелось петь, я запел, стало легче на сердце, а когда я замолчал, то мне казалось, что песня еще живет, летит».
А теперь, когда вы уже знаете о том, кто такой Ф.И. Шаляпин, давайте поговорим о картине  Б.М. Кустодиева «Портрет Ф.И. Шаляпина». (Слайд 11)
 
5 мин.
 
V
 
Работа с репродукцией.                                                  
Перед вами «Портрет Ф.И. Шаляпина». Посмотрите на него внимательно (созерцание).
Беседа.
  1. Как изображен Ф.И. Шаляпин? (на переднем плане, крупно, на контрасте с фоном);
  2. Что вы можете сказать о внешнем виде Шаляпина (одежда, выражение лица, поза, взгляд)? (одет в дорогую меховую одежду, похож на барина, возвышается над всеми, думает о чем-то важном и др.);
  3. О чем, на ваш взгляд, думает Федор Иванович? (о России, о русском народе, о предстоящем концерте и др.);
  4. На каком фоне Кустодиев изобразил певца? (на фоне ярмарки, гуляний, праздника, масленицы);
  5. Можем ли мы сказать, что картина носит русский характер? Почему? (можем, т.к. позади Шаляпина изображена масленица – национальный русский праздник, гуляния, катания с горок, выступления скоморохов и др.);
  6. Какова цветовая гамма картины? (Шаляпин изображен  темными красками, а фон – яркими, радостными => контраст);
  7. Какое впечатление произвела на вас картина? Понравилась? Почему? / Не понравилась? Почему? (художественное восприятие);
 
Хорошо! Мы с вами много узнали о Шаляпине, поговорили о картине. Но чтобы понять истинную сущность Федора Ивановича, нужно хоть раз услышать его голос. Сейчас мы с вами прослушаем одну из песен Шаляпина «Вдоль  по Питерской».
13-15 мин.
 
VI
 
Прослушивание.
Беседа.
  1. Какие чувства вы испытали при прослушивании?       (радость, разгул души);
  2. Какую картину представили? (какой-то праздник, несущуюся тройку лошадей, масленицу);
  3. Поможет ли вам услышанное (т.е. голос) в написании сочинения? (да, т.к. по голосу человека можно больше узнать о его характере).
 
А сейчас мы с вами поработаем в группах, что тоже поможет нам в написании сочинения-портретного очерка по картине Б.М. Кустодиева «Портрет Ф.И. Шаляпина».
 
5 мин.
 
VII
 
Работа в группах.
Учитель делит класс на 3 группы.)
 
Задание для первой группы:
Внимательно прочитать упражнение 394-е, коротко пересказать и объяснить почему «Портрет Ф.И. Шаляпина» называют портретом-картиной? (т.к. фон – это своеобразная картина, на которой Кустодиев изобразил свою страну детства + портрет Шаляпина).
 
Задание для второй группы:
(словарная работа)
Внимательно прочитать упражнением 395-е, коротко пересказать, выписать слова и словосочетания, которые мы сможем использовать в сочинении (масленица, веселье, энергичный, цветастая ярмарка, барин, вельможа, на знаменитом кустодиевском снегу и др.).
 
Задание для третьей группы:
Вспомнить композицию сочинения. Попытаться составить план.
 
5 мин.
 
 
Выступление первой группы.
Необходимый для сочинения материал учащиеся записывают в тетрадях.
Выступление второй группы.
3 мин.
 
4 мин.
 
2-ой урок
 
 
 
VIII
 
Выступление третьей группы.
Совместная доработка плана сочинения.
Примерный план:
  1. Вступление:
    • Кустодиев Б.М., его работы;
    • Знакомство с «Портретом Ф.И. Шаляпина»;
 
  1. «Портрет Ф.И. Шаляпина»:
    • факты биографии;
    • внешний вид;
    • поза;
    • выражение лица, взгляд;
    • фон.
 
3. Заключение:
·         удалось Кустодиеву передать истинную сущность Ф.И. Шаляпина?
·         мои впечатления.
 
Приступайте к написанию сочинения.
 
7 мин.
 
XIX
 
Самостоятельная работа учащихся (написание сочинения).
 
 
35-37 мин.
 
X
 
Подведение итогов.
Учитель благодарит детей за хорошую работу.
 
1 мин.
 

Прикрепленный файл Size
материал к уроку.rar 2.95 MB

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   
ИКТ-шники

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн