Средства обучения: слайдовая презентация, запись русской народной песни «Вдоль по Питерской» в исполнении Ф.М. Шаляпина ; учебник русского языка для 8 класса/ М.М. Разумовская, П.А.Лекант.
Этапы урока
Ход урока
Время
I
1-ый урок
Орг. момент.
Приветствие.
(Слайд 1)
Тема: Подготовка к написанию сочинение по картине Б.М. Кустодиева «Портрет Ф.И. Шаляпина».
Цель: подготовить учащихся к написанию сочинения-портретного очерка по картине.
1-2 мин.
II
Актуализация знаний.
Метод опроса:
Что называется очерком? (Очерк – это небольшое повествовательное произведение, содержащее краткое описание жизненных фактов. Очерк относится к документальному жанру);
Какие виды очерков вы знаете? (портретный, путевой, проблемный и др.);
Что такое портрет? (Это изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре);
Давайте вспомним, что же мы называем портретным очерком? (небольшое повествовательное произведение, в центре которого человек с его характером, вкусами, привычками);
Назовите составные части портретного очерка (описание внешности героя; рассказ о его деле, профессии, творчестве; отдельные факты биографии; описание особенностей характера героя, его речи; эпизод, раскрывающий в герое главное).
Слайд 2
4 мин.
III
Слово учителя.
(Слайд 3)
Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) – талантливый русский художник, бытописатель, мастер психологического портрета. Жизнь художника и его творчество неразрывно связаны с Волгой, волжскими просторами. «На Кустодиева, – писал Репин, – я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный; внимательно изучающий природу…». В 1909 г. Кустодиеву было присвоено звание академика живописи. Борис Михайлович был тяжело болен – туберкулез позвоночника. Несмотря на болезнь, художник всю свою жизнь посвятил любимому делу, т.е. живописи. Его кисти принадлежат картины (Слайд 4) «Масленица», (Слайд 5)«Купчиха за чаем».
Сегодня нам предстоит поближе познакомиться с одной из работ Б.М. Кустодиева – «Портрет Ф.И. Шаляпина». Но прежде чем мы начнем говорить о картине, давайте послушаем сообщение о великом русском певце Ф. И. Шаляпине.
3 мин.
IV
Слово ученицы. (Слайд 6)
Ф.И. Шаляпин– известный оперный певец. Он родился в г.Казани в 1873 г. Детство Шаляпина было бедным. Образование он получил самое непритязательное – закончил приходское училище. Отец устроил его работать писцом в уездную земскую управу, затем к ростовщику и, наконец, помощником сапожника. Однако ни на одном из этих мест Федор Шаляпин не задержался. Призвание свое он нашел совсем в другом. Сосед научил его азам нотной грамоты. После этого Шаляпин, обладавший от природы красивым голосом, начал петь в церковном слободском хоре. Его заметили, стали приглашать в другие церкви, петь на свадьбах и похоронах, потом взяли в архиерейский хор в Спасском монастыре. (Слайд 7)
В 1892 г. вступил в бродячую оперную труппу, где у него были только хоровые выступления. Вскоре труппа распалась. Оставшись без денег, Шаляпин был вынужден снова работать писцом в управе. Вскоре им заинтересовался знаменитый учитель пения – Усатов (в прошлом известный оперный певец). Почувствовав в молодом Шаляпине огромный талант, он взялся учить его, притом совершенно бесплатно. Он сделал даже больше: добыл для ученика через знакомых маленькую стипендию и безвозмездно кормил его обедами, обучая одновременно за столом хорошим манерам.(Слайд 8) В дальнейшем Шаляпин называл Усатова своим единственным педагогом и всю жизнь хранил о нем самые теплые воспоминания. Учение его шло успешно. Через несколько месяцев он уже публично выступал на различных концертах.
В 1894 г. Ф.И. Шаляпин приезжает в Москву. (слайд 9) Дела его идут в гору, он пользуется популярностью у публики, о нем лестно отзываются газеты. Вскоре перед ним раскрываются двери Большого и Мариинского театров. В репертуар Шаляпина входят такие песни, как «Вдоль по Питерской», «Было у тещеньки семеро зятьев», «Вниз по матушке по Волге» и др.
Учитель, поблагодарив ученицу, акцентирует внимание на том, чтоФ.И. Шаляпин – известный оперный певец. (Слайд 10)Он, обладавший от природы красивым сильным голосом, призвание свое нашел в пении, которому и посвятил всю свою жизнь. Дочь Шаляпина, Ирина, вспоминает, как отец Федор Иванович рассказывал ей: «Однажды отец пришел пьяный и, неизвестно за что, жестоко выпорол меня. Я убежал в поле к озеру Кабан, лег на землю и горько заплакал, а потом мне захотелось петь, я запел, стало легче на сердце, а когда я замолчал, то мне казалось, что песня еще живет, летит».
А теперь, когда вы уже знаете о том, кто такой Ф.И. Шаляпин, давайте поговорим о картине Б.М. Кустодиева «Портрет Ф.И. Шаляпина». (Слайд 11)
5 мин.
V
Работа с репродукцией.
Перед вами «Портрет Ф.И. Шаляпина». Посмотрите на него внимательно (созерцание).
Беседа.
Как изображен Ф.И. Шаляпин? (на переднем плане, крупно, на контрасте с фоном);
Что вы можете сказать о внешнем виде Шаляпина (одежда, выражение лица, поза, взгляд)? (одет в дорогую меховую одежду, похож на барина, возвышается над всеми, думает о чем-то важном и др.);
О чем, на ваш взгляд, думает Федор Иванович? (о России, о русском народе, о предстоящем концерте и др.);
На каком фоне Кустодиев изобразил певца? (на фоне ярмарки, гуляний, праздника, масленицы);
Можем ли мы сказать, что картина носит русский характер? Почему? (можем, т.к. позади Шаляпина изображена масленица – национальный русский праздник, гуляния, катания с горок, выступления скоморохов и др.);
Какова цветовая гамма картины? (Шаляпин изображен темными красками, а фон – яркими, радостными => контраст);
Какое впечатление произвела на вас картина? Понравилась? Почему? / Не понравилась? Почему? (художественное восприятие);
Хорошо! Мы с вами много узнали о Шаляпине, поговорили о картине. Но чтобы понять истинную сущность Федора Ивановича, нужно хоть раз услышать его голос. Сейчас мы с вами прослушаем одну из песен Шаляпина «Вдоль по Питерской».
13-15 мин.
VI
Прослушивание.
Беседа.
Какие чувства вы испытали при прослушивании? (радость, разгул души);
Поможет ли вам услышанное (т.е. голос) в написании сочинения? (да, т.к. по голосу человека можно больше узнать о его характере).
А сейчас мы с вами поработаем в группах, что тоже поможет нам в написании сочинения-портретного очерка по картине Б.М. Кустодиева «Портрет Ф.И. Шаляпина».
5 мин.
VII
Работа в группах.
Учитель делит класс на 3 группы.)
Задание для первой группы:
Внимательно прочитать упражнение 394-е, коротко пересказать и объяснить почему «Портрет Ф.И. Шаляпина» называют портретом-картиной? (т.к. фон – это своеобразная картина, на которой Кустодиев изобразил свою страну детства + портрет Шаляпина).
Задание для второй группы:
(словарная работа)
Внимательно прочитать упражнением 395-е, коротко пересказать, выписать слова и словосочетания, которые мы сможем использовать в сочинении (масленица, веселье, энергичный, цветастая ярмарка, барин, вельможа, на знаменитом кустодиевском снегу и др.).