Используемые учебники и учебные пособия:
Конспект урока русского языка в 5 классе.
Тема: Роль имени существительного в речи.
Цель: 1. Расширить представление учащихся о номинативной, коммуникативной,
эмоционально- выразительной роли имён существительных в речи.
2. Развивать умения различать имена существительные в тексте.
3. Воспитывать любовь к природе.
Оборудование: таблица, плакат, иллюстрации.
Содержание:
1.Организационный момент. Оформление записи в тетради.
2.Орфографическая минутка.
-Ребята, я получила письмо с заданиями для вас.
Задание 1: Отгадайте загадку и проверьте, нет ли в записи орфографических ошибок.
(Дети отгадывают загадку, находят орфографические ошибки и называют данную орфограмму)
Запись на плакате. Шумит он в поле и соду,
А в дом не пападаит.
И никуда я неиду,
Покуда он шагает. (Дождь)
3.Повторение пройденного.
- Скажите, как называются слова, которые обозначают действия предметов?
- Найдите в данном тексте глаголы.
Глаголы: шумит, не попадает, не иду, шагает.
(Дети называют их, записывают в тетрадь, разбирают по составу и называют грамматические признаки.)
4.Объяснение нового материала.
- Сегодня мы переходим к новой теме. Какой? Вы скажете мне сами после выполнения следующего задания. Вместе с загадкой я получила вот этот текст.
(Раздаю карточки с текстом, в нём имена существительные заменены картинками.)
Задание 2: Пересмешник.
Отправился Дима в дремучий лес. Вот где я зверей увижу!
Спрятался за деревом и уши навострил. Чудеса в лесу. Петух домашний вдруг где-то закукарекал. Собака тихонько потявкала и умолкла. Корова вдруг вдали промычала – уж не заблудилась ли? Гуси прогоготали домашние: эти – то как в лес попали? Курица где-то клохчет – цыплят своих созывает. Даже кошка мяучит! Да что же это такое?
А вот что! Сидит у Димы над головой скворец и на разные голоса щебечет! Повторяет то, что в деревне слышал. Скворец – самый лучший в лесу пересмешник!
-Нас спрашивают, что объединяет данные картинки? Но прежде, чем ответить,
прочитаем текст. (Чтение, определение темы текста, ответ на вопрос.)
- Да, ребята, лес, звери, дерево, петух, собака, корова, голова, курица, цыплята, кот, деревня – это имена существительные.
(открываю заранее написанную на доске цитату и читаю)
«Имя существительное – хлеб языка». (Л.Успенский)
Слово учителя:
Сегодня мы поговорим о роли имени существительного в речи. Цель урока - доказать справедливость утверждения Льва Васильевича Успенского, что «имя существительное – хлеб языка». К.Г.Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия».
Эти слова Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных. Недаром поэт говорит: «Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам».
-Какие же названия предметам даёт имя существительное?
Запись на доске:
живые существа: девочка,…
явления природы: гроза,…
явления общественной жизни: митинг,..
признак как предмет: синь,…
действие как предмет: бег,…
Дети читают её и добавляют свои примеры.
- Послушайте отрывок из стихотворения А.Фета.
Шепот, робкое дыханье, Свет ночной. Ночные тени.
Трели соловья. Тени без конца.
Серебро и колыханье Ряд волшебных изменений
Сонного ручья. Милого лица.
- Из 22 слов стихотворения – 14 существительных, 6 прилагательных и 2 служебных слова, а получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа.
- Прослушайте отрывки из стихотворений других поэтов. Какие картины могут нарисовать имена существительные?
1. Вечер. Поле. 2.Опять дожди, опять туманы,
Огоньки. И листопад, и голый лес,
Дальняя дорога. И потемневшие поляны,
(В.Маяковский) И низкий серый свод небес. (С.Аксаков.)
Вывод: с помощью существительных можно «нарисовать» картину природы, портрет и т.д.
- Очень часто имена существительные несут в себе и эмоциональную оценку.
Докажите это на примере слов:
БЕЗДЕЛЬНИК, ТРУЖЕНИК, ПРОГУЛЬЩИК.
- В чём особенности этих слов? Какой оттенок они несут?
(Запись слов в тетрадь, выделение суффиксов)
- Что, кроме самого значения слова, может придавать существительному
эмоциональную окраску?
- Запишите слова под диктовку: усище, хвостище, носик, столик, деревушка.
- Какую эмоциональную окраску придают суффиксы в данных существительных?
5.ФИЗМИНУТКА для глаз. (Выполнение упражнений по схеме.)
6.Закрепление материала.
- Откроем учебники: страница 198, упражнение 594. Прочитаем задание вслух.
Что нужно выполнить? (Дети отвечают.)
1.Записать слова, распределяя их в две группы: а) имена существительные;
б) глаголы.
2. Обозначить в словах корни и окончания.
(Под цифра 1,2 - объясняем по цепочке; 3,4 - самостоятельно)
7.Проверка знаний.
- Закрасьте в таблице имена существительные красным цветом.
Парта
|
школьник
|
Ветер
|
Запел
|
птица
|
книга
|
Писать
|
нарисовали
|
спит
|
Солнышко
|
Проверка и оценивание работ учащихся.
8. Подведение итогов урока.
-Мы выполнили все задания. Скажите, над какой темой мы работали? Доказали ли мы справедливость утверждения Льва Васильевича Успенского, что «имя существительное – хлеб языка»? Объясните.
9.Домашнее задание.
1) §71, упражнение 593.
2) творческое задание: сочинить стихотворение, состоящее из имён существительных.