Официальный сайт tali-sk 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Роль имени существительного в речи.

Данные об авторе
Автор(ы): 
Прокаева Ольга Анупреевна
Место работы, должность: 
МОУ Кинель-Черкасская сош №2 "ОЦ"
Регион: 
Самарская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
1.Расширить представление учащихся о номинативной, коммуникативной,эмоционально- выразительной роли имён существительных в речи. 2. Развивать умения различать имена существительные в тексте. 3. Воспитывать любовь к природе.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

                               Конспект урока русского языка в  5 классе.

          Тема: Роль имени существительного в речи.                                                                  

 

    Цель:  1. Расширить представление учащихся о номинативной, коммуникативной,    

     эмоционально- выразительной роли имён существительных в речи.

                2. Развивать умения различать имена существительные в тексте.

                3. Воспитывать любовь к природе.

 

     Оборудование: таблица, плакат, иллюстрации.

 

     Содержание:

     1.Организационный момент.                Оформление записи в тетради.

 

     2.Орфографическая минутка.

-Ребята, я получила  письмо с заданиями для вас.

 

         Задание 1: Отгадайте загадку и проверьте, нет ли в записи орфографических ошибок.

(Дети отгадывают загадку, находят орфографические ошибки и называют данную орфограмму)

 

                        Запись на плакате.          Шумит он в поле и соду,

                                                                 А в дом не пападаит.

                                                                 И никуда я неиду,

                                                                Покуда он шагает.              (Дождь)

 

     3.Повторение пройденного.

- Скажите, как называются слова, которые обозначают действия предметов?

- Найдите в данном тексте глаголы.

 

    Глаголы:  шумит, не попадает, не иду, шагает.

(Дети называют их, записывают в тетрадь, разбирают по составу и называют грамматические признаки.)

 

    4.Объяснение нового материала.

- Сегодня мы переходим к новой теме. Какой? Вы скажете мне сами после выполнения следующего задания. Вместе с загадкой я получила вот этот текст.

 (Раздаю карточки с текстом, в нём имена существительные заменены картинками.)

 

              Задание 2:                                               Пересмешник.

          Отправился Дима в дремучий лес. Вот где я зверей увижу!

          Спрятался за деревом и уши навострил. Чудеса в лесу. Петух домашний вдруг где-то закукарекал. Собака тихонько потявкала и умолкла. Корова вдруг вдали промычала – уж не заблудилась ли? Гуси прогоготали домашние: эти – то как в лес попали? Курица где-то клохчет –  цыплят своих созывает. Даже кошка мяучит! Да что же это такое?

        А вот что! Сидит у Димы над головой скворец и на разные голоса щебечет! Повторяет то, что в деревне слышал. Скворец – самый лучший в лесу пересмешник!

 

                 -Нас спрашивают, что объединяет данные картинки? Но прежде, чем ответить,   

                прочитаем текст. (Чтение, определение темы текста, ответ на вопрос.)

 

- Да, ребята, лес, звери, дерево, петух, собака, корова, голова, курица, цыплята, кот, деревня – это имена существительные.

   (открываю заранее написанную на доске цитату и читаю)

                                                  «Имя существительное – хлеб языка».  (Л.Успенский)

 

Слово учителя:

      Сегодня мы поговорим  о роли имени существительного в речи. Цель урока - доказать справедливость утверждения Льва Васильевича Успенского, что «имя существительное – хлеб языка». К.Г.Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия».

       Эти слова Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных. Недаром поэт говорит: «Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам».

 

-Какие же названия предметам даёт имя существительное?

 

                   Запись на доске:

  живые существа: девочка,…

   явления природы: гроза,…

  явления общественной жизни: митинг,..

  признак как предмет: синь,…

  действие как предмет: бег,…

Дети читают её и добавляют свои примеры.

 

 - Послушайте отрывок из стихотворения А.Фета.              

   Шепот, робкое дыханье,                                Свет ночной. Ночные тени.

   Трели соловья.                                                 Тени без конца.

   Серебро и колыханье                                      Ряд волшебных изменений

   Сонного ручья.                                                 Милого лица.

 

-  Из 22 слов стихотворения – 14 существительных, 6 прилагательных и 2 служебных слова, а получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа.

 

- Прослушайте отрывки  из стихотворений других поэтов. Какие картины могут нарисовать имена существительные?

 

1. Вечер. Поле.                                   2.Опять дожди, опять туманы,

    Огоньки.                                             И листопад, и голый лес,

    Дальняя дорога.                                И потемневшие поляны,

   (В.Маяковский)                                  И низкий серый свод небес. (С.Аксаков.)

 

 

Вывод: с помощью  существительных можно «нарисовать» картину природы, портрет и т.д.

 

 

- Очень часто имена существительные несут в себе и эмоциональную оценку.

  Докажите это на примере слов:

                                                       БЕЗДЕЛЬНИК,   ТРУЖЕНИК,   ПРОГУЛЬЩИК.      

                                                                                         

- В чём особенности этих слов? Какой оттенок они несут?

   (Запись слов в тетрадь, выделение суффиксов)

- Что, кроме самого значения слова, может придавать существительному   

   эмоциональную окраску?

- Запишите слова под диктовку: усище, хвостище, носик, столик, деревушка.

- Какую эмоциональную окраску придают суффиксы в данных существительных?

 

    5.ФИЗМИНУТКА для глаз.    (Выполнение упражнений по схеме.)

 

    6.Закрепление материала.       

   - Откроем учебники: страница 198,  упражнение 594. Прочитаем задание вслух.

Что нужно выполнить?  (Дети отвечают.)

 

    1.Записать слова, распределяя их в две группы: а) имена существительные;

       б) глаголы.

    2. Обозначить в словах корни и окончания.

       (Под цифра 1,2 - объясняем по цепочке;   3,4 - самостоятельно)

 

     7.Проверка знаний.

 

- Закрасьте в таблице имена существительные красным цветом.

 

Парта

школьник

Ветер

Запел

птица

книга

Писать

нарисовали

спит

Солнышко

 

            Проверка и оценивание работ учащихся.

 

      8. Подведение итогов урока.

 

-Мы выполнили все задания. Скажите, над какой темой мы работали? Доказали ли мы справедливость утверждения Льва Васильевича Успенского, что «имя существительное – хлеб языка»? Объясните.

 

      9.Домашнее задание.

1) §71, упражнение 593.
2) творческое задание: сочинить стихотворение, состоящее из имён существительных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткое описание: 
Урок русского языка предназначен для учащихся 5 класса. Урок содержит информацию о том, как расширить представления учащихся о коммуникативной, эмоционально-выразительной роли имени существительного в речи; как развивать умения ребят различать имена существительные в тексте.

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн