Размещено: Елена Анатольевна Дмитрук - вт, 22/03/2011 - 14:30
Ход урока.
1.Орг. момент.
- Начинаем урок. Все готовы к работе?
-Чем должна заниматься наша голова на уроках?
-Вспомним стихотворение Марины Бородицкой…(слайд со стихотворением на экране)
Не решается задачка –
хоть убей!
Думай, думай, голова,
Поскорей!
Думай, думай, голова,
Дам тебе конфетку,
В день рожденья подарю
Новую беретку!
Думай, думай - в кои веки прошу!
С мылом вымою тебя! Расчешу!
Мы ж с тобой не чужие друг дружке.
Выручай!
А то, как дам по макушке!
-Чем же должны заниматься наши головы на уроках?
-Надеюсь, ваши головы сегодня будут так хорошо работать, что заработают только конфетки. (в вазе конфеты, которые дети будут зарабатывать на уроке)
2.Основной этап урока.
- Итак, начнём думать.
-Что записано на доске?
(П а к р а й а м д а р о ш к и б ы л, и к у с т ы с,е р е н, и , ч, э р ,о м у х, и)
- Над чем надо подумать в этом предложении? ( слова записаны в транскрипции, нужно правильно его записать)
-Спишите предложение орфографически (используя буквы), думайте над орфограммами, подчеркните их, когда запишите предложение.
- Кто хочет попробовать сделать у доски? (один ученик записывает предложение на доске)
- Проверяем с Валей. У кого также? (Если есть ошибки, проговорить орфограммы. Ученику отвечающему у доски задаю дополнительный вопрос и оцениваю ответ. Как определить склонение существительных?)
-Какие орфограммы встретились?
-Каких больше? Почему?
(-Конечно, больше слов с орфограммой правописание безударных падежных окончаний существительных, т. к. мы сейчас её изучаем.)
-Как вы думаете какая тема нашего урока?
-Давайте повторим это правило, для этого нам необходимо составить алгоритм.
-Разделимся на группы по 4 человека, каждая группа составляет свой алгоритм, подумайте с чего начать и что главное будет в вашем алгоритме.
-Кому очень сложно, можно воспользоваться подсказкой в учебнике на стр. 17.
-Ксюша с Сашей будут работать за компьютером. (эти ребята должны проанализировать правило правописания окончаний существительных на –ия, -ие, -ий и потренироваться в его применении.
Существительные, оканчивающиеся на -ия (армия, серия, линия, Мария) образуют особый вариант склонения, в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание -и:
Р.
Арми-и
Сери-и
Лини-и
Мари-и
д.
Арми-и
Сери-и
Лини-и
Мари-и
п.
(Об) арми-и
(О) сери-и
(О) лини-и
» (0) Мари-и
Эти слова не следует путать с существительными на -ъя, (Марья, Наталья, Софья) которые склоняются по общему правилу и имеют в формах дательного и предложного падежей окончание -е: Маръе, Наталье, Софье, но: Марии, Наталии, Софии; (о) Марье, (о) Наталье, (о) Софье, но: (о) Марии, (о) Наталии, (о) Софии.
Существительные на -ий, -ие (гений, сценарий, заседание, собрание) образуют особый вариант склонения и имеют в форме предложного падежа окончание -и:(о) гении, (в) сценарии, (на) заседании, (на) собрании. Эти слова не следует смешивать с существительными на -ъе (смятенье, сомненье, забвенье, ворчанье), которые склоняются по общему правилу: (о) смятенье, (о) сомненье, (о) забвенье, (о) ворчанье. Исключение: в забытъи.
Потренируйтесь в применении правила
1Вчера я был на открыти... выставки.
2. Студент выступал на научной конференци..
3. Поезд остановился у маленькой станци...
4. С ним я встретился на лекци...
5. В музе.. выставили редкий экспонат.
6. Передайте от меня привет Натали.. Сергеевне.
7. Я часто думаю о своем брате Васили...
8. Она была в новом плать.., на ше.. была яркая косынка.
9. Всё в саду было в запустени.. .
-Давайте проверим как думали ваши головы вместе. Посмотрим удобные ли для применения алгоритмы у вас получились. О т группы выходит один представитель для защиты алгоритма. Все остальные предлагают примеры для проверки алгоритма.
-Например, Существительное нет нет орфограммы
Да
1скл. 2скл. 3скл.
Да да да
Лиса конь степь
-Чьи головы составили алгоритм, который работает, получают конфетки.
-Применим свои алгоритмы на практике. Из упр.194 в учебнике выпишите слова с пропущенными окончаниями, после списывания , окончания выделить.
(Нам в повседневной жизни нет необходимости каждый раз определять падеж, достаточно пользоваться словом помощником)
-Вы для проверки пользуетесь своими знаниями и алгоритмами.
-Проверьте правильность выполнения задания самостоятельно с доски, оцените свою работу.(карандашом ставят отметку, кто оценил на 5…, на 4…)
-Я оценю вашу работу, когда проверю тетради.
- Для чего мы с вами изучаем орфограммы?
-В современном мире, несмотря на компьютеры, бывают ситуации, когда нужно написать что-либо например, открытку к празднику, записку учителю или обратиться с письменной просьбой к директору.
-Как называется письменная просьба к официальному лицу?(заявление)
-С какой просьбой в заявлении мы можем обратиться к нашему директору? (по решению актива класса наградить кого-нибудь, пригласить кого-либо в гости в класс, провести праздник…)
-Заявление пишется строго по определённой форме и,конечно, должно быть написано грамотно без ошибок.
-Сегодня мы напишем заготовку к заявлению, которой воспользуемся на следующей неделе. Пишем на листочках.
В правом верхнем углу пишем вместе со мной…Директору школы №5 на одной строчке
Терентьевой …на следующей строке
А дальше сами напишите правильное обращение к Светлане Тимофеевне, помните над каким правилом мы работаем.
(чьё заявление) Ф.И. полностью
-Свои заготовки для заявлений мы сейчас отдадим Светлане Тимофеевне. Она чуть позже нам скажет чью просьбу в будущем она удовлетворит, а чью вынуждена будет отклонить.
-Свои учебные вопросы нам часто приходиться решать с завучем школы, которую зовут Наталия Алексеевна.
-Как адресовать ей просьбу в письменной форме к Наталие Алексеевне
к Наталии Алексеевне
-Ксюша с Сашей выступят экспертами в решении этой проблемы. (Ребята рассказывают о правописании сущ. на –ия, ие, ий. Работа оценивается)
В тетрадях цифры от 1 до 7. Я буду диктовать слова, вы запишите рядом с каждой цифрой только букву, которую нужно вставить в окончание существительного.
1.на топол.
2.к бабушк.
3. в воздух.
4.от деревн.
5.по площад.
6.с дорог.
7.на поверхност.
-Проверяем себя.
*Если у вас рядом с 1. - Е добавляем на эту строчку букву М
2.-Е О
3.-Е Л
4.-И О
5. –И Д
6. –И Е
7.- И Ц
-Встаньте , кто молодец. Ваша голова заслуживает ещё по конфетке.
-Посчитайте количество конфет. Кто доволен как работала его голова?
-Всем спасибо за урок. Завтра, после того как я проверю тетради, подведём окончательный итог урока.
-Дом. задание на доске. Посмотрите его. Есть ли вопросы по его выполнению?