Официальный сайт tali-sk 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Правописание безударных падежных окончаний существительных 1,2,3 склонения.

Фото пользователя Елена Анатольевна Дмитрук
Размещено: Елена Анатольевна Дмитрук - вт, 22/03/2011 - 14:30
Данные об авторе
Автор(ы): 
Дмитрук Елена Анатольевна
Место работы, должность: 
МОУ "Гатчинская НОШ №5"
Регион: 
Ленинградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
Цель урока: совершенствовать умение учащихся правильно писать окончания существительных 1, 2 ,3 склонений.
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник "Русский язык 4класс" авторы Бунеевы, интернет ресурсы

 

Используемое оборудование: 

интерактивная доска, ноутбук

Краткое описание: 
Задачи урока: I. Предметные. 1. Систематизировать и закреплять умение писать окончания имён существительных 1,2,3 склонения. 2.Развивать орфографическую зоркость, т.е. умение видеть орфограмму в предлагаемом языковом материале. 3. Учить применять орфографические знания в повседневной жизни. II. Метапредметные. 1.Познавательные: - закреплять умение представлять информацию в виде алгоритма -формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы 2. Регулятивные: -формировать умение концентрировать внимание -закреплять умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание 3. Коммуникативные: -формировать умение работать в группе, в паре -учить приёмам представлять результат своей деятельности и результат деятельности группы III. Личностные. 1. Формировать положительную мотивацию к обучению 2. Создавать позитивное эмоциональное отношение учеников к уроку и предмету 3. Формировать чувство самоуважения у учеников 4. Продолжить формирование адекватной самооценки обучающихся 5. Совершенствовать умение взаимопроверки на основе предметной(фактической) информации и морально-этических норм.

 

 
          Ход урока.
1.       Орг. момент.
- Начинаем урок. Все готовы к работе?
-Чем должна заниматься наша голова на уроках?
-Вспомним стихотворение Марины Бородицкой…(слайд со стихотворением на экране)
 
 Не решается задачка –                                            
       хоть убей!
     Думай, думай, голова,
       Поскорей!
     Думай, думай, голова,
   Дам тебе конфетку,                                         
     В день рожденья подарю
       Новую беретку!
     Думай, думай - в кои веки прошу!
       С мылом вымою тебя! Расчешу!
     Мы ж с тобой не чужие друг дружке.
        Выручай!
     А  то, как дам по макушке!
 
-Чем же должны заниматься наши головы на уроках?
-Надеюсь, ваши головы сегодня будут так хорошо работать, что заработают только конфетки.  (в  вазе конфеты, которые дети будут зарабатывать на уроке)
 
 
 
2.Основной этап урока.
- Итак, начнём думать.
-Что записано на доске?
(П а к р а й а м д а р о ш к и  б ы л, и к у с т ы с,е р е н, и , ч, э р ,о м у х, и)
- Над чем надо подумать в этом предложении? ( слова записаны в транскрипции, нужно правильно его записать)
-Спишите предложение орфографически (используя буквы), думайте над орфограммами, подчеркните их, когда запишите предложение.
- Кто хочет попробовать сделать у доски? (один ученик записывает предложение на доске)
- Проверяем с Валей. У кого также? (Если есть ошибки, проговорить орфограммы. Ученику отвечающему у доски задаю дополнительный вопрос и оцениваю ответ. Как определить склонение существительных?)
-Какие орфограммы встретились?
-Каких больше? Почему?
(-Конечно, больше слов с орфограммой правописание безударных падежных окончаний существительных, т. к. мы сейчас её изучаем.)
-Как вы думаете какая тема нашего урока?
 -Давайте повторим  это правило, для этого нам необходимо составить алгоритм.
-Разделимся на группы по 4 человека, каждая группа составляет свой алгоритм, подумайте с чего начать и что главное будет в вашем алгоритме.
-Кому очень сложно, можно воспользоваться подсказкой в учебнике на стр. 17.
-Ксюша с Сашей будут работать за компьютером. (эти ребята должны проанализировать правило правописания окончаний существительных на –ия, -ие, -ий и потренироваться в его применении.
 
 
 
Существительные, оканчивающиеся на -ия (армия, се­рия, линия, Мария) образуют особый вариант склонения, в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание :

Р.
Арми-и
Сери-и
Лини-и
Мари-и
д.
Арми-и
Сери-и
Лини-и
Мари-и
п.
(Об) арми-и
(О) сери-и
(О) лини-и
» (0) Мари-и

Эти слова не следует путать с существительными на -ъя, (Марья, Наталья, Софья) которые склоняются по общему правилу и имеют в формах дательного и предложного падежей окончание -е: Маръе, Наталье, Софье, но: Марии, Наталии, Софии; (о) Марье, (о) Наталье, (о) Софье, но: (о) Марии, (о) Наталии, (о) Софии.
  Существительные на -ий, -ие (гений, сценарий, заседание, собрание) образуют особый вариант склонения и имеют в форме предложного падежа окончание -и: (о) гении, (в) сценарии, (на) заседании, (на) собрании. Эти слова не следует смешивать с существительными на -ъе (смя­тенье, сомненье, забвенье, ворчанье), которые склоняются по общему правилу: (о) смятенье, (о) сомненье, (о) заб­венье, (о) ворчанье. Исключение: в забытъи.
Потренируйтесь в применении правила
1Вчера я был на открыти... выставки.
2. Студент выступал на научной конференци..
3. Поезд остановился у маленькой станци...
4. С ним я встретился на лекци...
5. В музе.. выставили редкий экспонат.
6. Передайте от меня привет Натали.. Сергеевне.
7. Я часто думаю о своем брате Васили...
8. Она была в новом плать.., на ше.. была яркая косынка.
9. Всё в саду было в запустени.. .

-Давайте  проверим  как думали ваши головы вместе. Посмотрим   удобные  ли для применения алгоритмы  у вас получились. О т группы выходит один представитель для защиты алгоритма. Все остальные предлагают примеры для проверки алгоритма.
 
 
 
 -Например,                  Существительное       нет       нет  орфограммы
                                                    Да
                             1скл.             2скл.        3скл.
                              Да                   да            да
                          Лиса                 конь           степь
-Чьи головы составили алгоритм, который  работает, получают конфетки.
-Применим свои алгоритмы на практике. Из упр.194 в учебнике выпишите слова с пропущенными окончаниями, после списывания , окончания выделить.
(воздухе, подстилочки, Береговушке, Иволги, роще, берёзе, ветке, ели, Береговушке, постельке 10 сл.)
-Проверим  правильность пользуясь моим алгоритмом. Я написала первое слово на воздухе
                       Сущ.     Нет    нет орфограммы
                        Да
                        1скл.    Нет
                          Да
                          Р.п.   нет    Д.п. нет      П.п.
                           Да               да                  да
                           И                   Е                    Е
-Удобно пользоваться моим алгоритмом?(нет) Почему?
(Нам в повседневной жизни нет необходимости каждый раз определять падеж, достаточно пользоваться словом помощником)
-Вы для проверки пользуетесь своими знаниями и алгоритмами.
-Проверьте правильность выполнения задания самостоятельно с доски, оцените свою работу.(карандашом ставят отметку, кто оценил на 5…, на 4…)
-Я оценю вашу работу, когда проверю тетради.
- Для чего мы с вами изучаем орфограммы?
-В современном мире, несмотря на компьютеры, бывают ситуации, когда нужно написать  что-либо например, открытку к празднику, записку учителю или обратиться с письменной просьбой к директору.
-Как называется письменная просьба к официальному лицу?(заявление)
-С какой просьбой в заявлении мы можем обратиться к нашему директору? (по решению актива класса наградить кого-нибудь, пригласить кого-либо в гости в класс, провести праздник…)
-Заявление пишется строго по определённой форме и,конечно, должно быть написано грамотно без ошибок.
-Сегодня мы напишем заготовку к заявлению, которой воспользуемся на следующей неделе. Пишем на листочках.
В правом верхнем углу пишем вместе со мной…Директору школы №5 на одной строчке
                                                                                           Терентьевой …на следующей строке
А дальше сами напишите правильное обращение к Светлане Тимофеевне, помните над каким правилом мы работаем.
                                                                                                (чьё заявление)  Ф.И. полностью
-Свои заготовки для заявлений мы сейчас отдадим Светлане Тимофеевне. Она чуть позже нам скажет  чью просьбу в будущем она удовлетворит, а чью вынуждена будет отклонить.
-Свои учебные вопросы нам часто приходиться решать с завучем школы, которую зовут Наталия Алексеевна.
-Как адресовать ей просьбу в письменной форме к   Наталие Алексеевне
                                                                                                 к   Наталии Алексеевне
                                                                                                
-Ксюша с Сашей выступят экспертами в решении этой проблемы. (Ребята рассказывают о правописании сущ.    на –ия, ие, ий. Работа оценивается)
-Значит как правильно?
-Теперь выслушаем Светлану Тимофеевну. (Чью просьбу удовлетворит – конфета)
3. Итог урока.
-О каком правиле думали наши головы?
-Сейчас  проверим как они думали.
 В тетрадях цифры от 1 до 7. Я буду диктовать слова, вы запишите рядом с каждой цифрой только букву, которую нужно вставить в окончание существительного.
     1.на топол.
     2.к бабушк.
     3. в воздух.
     4.от деревн.
     5.по площад.
     6.с дорог.
     7.на поверхност.
-Проверяем себя.
*Если у вас рядом с 1. - Е добавляем на эту строчку букву    М
                                      2.-Е                                                                    О
                                       3.-Е                                                                    Л
                                         4.-И                                                                 О
                                        5. –И                                                                 Д
                                         6. –И                                                                 Е
                                          7.- И                                                                 Ц
-Встаньте , кто молодец. Ваша голова заслуживает ещё по конфетке.
-Посчитайте количество конфет. Кто доволен как работала его голова?
-Всем спасибо за урок. Завтра, после того как я проверю тетради, подведём окончательный итог урока.
 -Дом. задание  на доске. Посмотрите его. Есть ли вопросы по его выполнению?
 
 
 

»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading
Сообщество учителей Гатчинского муниципального района

Оценка материала

...

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн