Официальный сайт avufa 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Лот 2 Проблема воспитания в комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль" МОУ гимназия №23 Лучникова Л.С.

Размещено: Людмила Лучникова - ср, 23/03/2011 - 15:50
Данные об авторе
Автор(ы): 
Лучникова Людмила Семеновна
Место работы, должность: 

г.Челябинск, МОУ гимназия №23, учитель русского языка и литературы

Регион: 
Челябинская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Выявить уродующее влияние помещичье-крепостнической среды на формирование характера юноши и положительный авторский идеал в вопросах воспитания молодого поколения; развивать читательские компетенции; воспитывать стремление к истинным жизненным ценностям.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Литература. 9кл. В 2 ч. Ч.1: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений / под ред. Т.Ф.Курдюмовой. - М.: Дрофа, 2010.

Используемая методическая литература: 

1. Книгин И.А. Словарь литературоведческих терминов. - Саратов, 2008.

2. Липина Е.Ю. Литература: тесты к учебникам-хрестоматиям под ред. Т.Ф.Курдюмовой. 5 - 9 классы. -М., 2008

Используемое оборудование: 

Интерактивная доска SmartBoard, программное обеспечение - Smart Notebook 10, пакет офисных приложений.

Используемые ЦОР: 

презентация-викторина : Знаешь ли ты комедию Фонвизина "Недоросль"?

конспект урока : Проблема воспитания в комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"

тест "Senteo" : Что ты знаешь о комедии Фонвизина "Недоросль"?

Краткое описание: 
<p> Авторский план-конспект урока со ссылками на опорный конспект в программе Notebook, викториной в Power Point, тестом &quot;Senteo&quot; поможет учителю провести учебное занятие на тему &quot;Проблема воспитания в комедии Д.И.Фонвизина &quot;Недоросль&quot;.</p>

                        

Урок литературы в 9 классе

Тема урока: «Проблема воспитания в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» (1781)

Цель – показать уродующее влияние помещичье-крепостнической среды на формирование характера юноши и положительный авторский идеал в вопросах воспитания молодого поколения; развивать читательские умения; прививать истинные жизненные ценности.

Задачи – формирование компетенций:

  • ценностно-смысловой – установить взаимосвязь  между рассмотренной на предыдущем уроке проблемой гражданственности и проблемой воспитания; показать важность семейного воспитания для становления личности; побудить к самовоспитанию;
  • общепредметных – работать с книгой: опираясь на текст комедии, выявить авторскую позицию по проблеме воспитания; устанавливать причинно-следственные связи;
  • предметных – сопоставлять художественные произведения, устанавливать внутрипредметные связи;
  • коммуникативных – развивать речь, участвовать в диалоге и полилоге.

Ожидаемые результаты:

  • освоение новой темы;
  • понимание конкретно-исторического и общечеловеческого смысла комедии;
  • понимание роли воспитания и самовоспитания в становлении личности;
  • умение устанавливать внутрипредметные связи;
  • умение аргументировать ответ текстом художественного произведения;
  • закрепление литературоведческих понятий;
  • развитие речи

Формы организации работы детей:

  • работа с текстом комедии
  • работа на интерактивной доске
  • участие в викторине
  • участие в беседе на заданную тему
  • выразительное чтение
  • выполнение тестового задания

Формы организации работы  учителя:

  • мотивация учащихся;
  • вступительное слово;
  • викторина;
  • беседа;
  • контроль;
  • диагностика компетенций;
  • заключительное слово;
  • предъявление домашнего задания

Оборудование: интерактивная доска, текст комедии Фонвизина

Методическая эффективность использования интерактивной доски на данном уроке

Применение ИД позволило:

  • в игровой форме актуализировать необходимый для освоения новой темы материал;
  • мотивировать работу у доски (элемент новизны и валеологический аспект - движение);
  • создать интригу при затенении экрана;
  • с помощью затенения организовать самопроверку;
  • получить обратную связь с быстрым и объективным фронтальным оцениванием;
  • создать условия для лучшего запоминания учебного материала

 

 Ход урока:

Слайд 1 в программе Notebook (Примечание: в аккаунте файлы Notebook представлены в виде презентаций  в программе PowerPoint, полный вариант конспекта урока смотреть здесь)

  

1-й этап урока. Вступительное слово учителя:

– На прошлом уроке мы узнали о том, как решается в комедии Д.И.Фонвизина проблема гражданственности. Вспомним, какова позиция автора в решении этой проблемы: кто, по его мнению, является истинным гражданином Отечества?

Предполагаемые ответы учащихся  (в дальнейшем предполагаемые ответы и действия учащихся будут даваться в скобках):

– Настоящий гражданин – образованный, нравственно воспитанный человек (дворянин), все свои помыслы и дела направляющий на службу Отечеству.  /«Невежда без души – зверь», «прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам»/

2-й этап. Вопросы и задания по новой теме:

– Но гражданами не рождаются, ими становятся. Каким образом?  (В результате соответствующего воспитания).

 - Вот о воспитании мы сегодня и поговорим: посмотрим, как раскрывает тему воспитания Денис Иванович Фонвизин.(Мотивация к проверке домашнего задания, которая включается в  объяснение нового материала): Давайте прежде всего освежим в памяти текст, который нам понадобится для аргументации наших ответов.

На экране – викторина в программе PowerPoin tпо тексту «Недоросля»:

 (Примечание: полный вариант  викторины смотреть здесь )

Возвращаемся к слайду 1 в программе Notebook

– Теперь обратимся к теме нашего урока. Запишем на доске слова-ассоциации к слову «воспитание». (Учащиеся выходят к доске по одному и пишут слова-ассоциации: ребенок, родители, семья, школа, учителя, друзья…)

– Как нужно воспитывать человека, чтобы он стал настоящим гражданином? Можно ли воспитание свести только к умственному развитию?  (Следует дать ему образование, привить нравственные нормы, приучить к общественно полезному труду).

Слайд 2 в программе Notebook (с затенением экрана):

(Примечание: Все  последующие  слайды – в программе Notebook)

–  Кому принадлежат слова: «Просвещение возвышает одну лишь добродетельную душу» (Стародуму).

–  Правильно. А как вы понимаете эти слова?  (Знания человека безнравственного могут принести людям зло, следовательно, не возвысят человека, а вызовут негодование людей порядочных. «Возвышается» только нравственный, «добродетельный», т.е. стремящийся «делать добро» человек).

Слайд 3 (с затенением экрана):   

– Фонвизин показал нам процесс воспитания дворянина. Кого именно и каким образом воспитывают в комедии? (Митрофана)

(Затенение открывается).

Митрофан – недоросль.  Недоросль – в 18 в. в России: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу.

Беседа по вопросам:

- Вспомните: с каким героем–недорослем  мы встречались  в прошлом году на уроках литературы?   (С Петром Гриневым из повести Пушкина «Капитанская дочка»).

- Можно сказать, что Петр Гринев стал настоящим гражданином? Почему? (Через всю жизнь он пронес наказ отца:  «береги платье снову, а честь смолоду»)

- Где начинается воспитание человека? (В семье).

- Давайте посмотрим, в какой семье воспитывается Митрофан. (Слайд 4)

- Найдите в тексте слова, которыми Правдин характеризует отца и мать Митрофана. (Фонвизин показал нам семью помещиков Простаковых, в которой отец,  по выражению Правдина, «дурак бессчетный», а мать – «презлая фурия»).

- Но как эта «презлая фурия»  относится к сыну – Митрофану? Любит она его? Найдите в тексте комедии

  •  её упрек Еремеевне   («Тебе жаль шестой /булочки/, бестия?»); 
  • подтвердим словами текста её заступничество за сына  («Ах, Господи Боже мой! Уж робенок не смей и избранить Пафнутьича!»)
  • то, как она им любуется…  («Мы все делали, чтоб он стал у нас таков, как изволишь его видеть. Не угодно ль…посмотреть, как он у нас выучен»). 
  • оправдывает его …    («…конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка»). 

- Однако какая это любовь? Требовательная? Или слепая, безрассудная, животная?

-  Все-таки, как любая мать, Простакова желает сыну добра. В чем она видит благо, счастье для своего сына? Каков её идеал?   (Её идеал – батюшка, который «не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить»).

- Почему хочет женить сына на Софье? Чтобы скорей повзрослел? Стал ответственнее?   (Софья – богатая наследница)

- Нужно ли человеку учиться? Для чего? Что об этом думает г-жа Простакова?

 Открывается 5-й слайд с цитатой,которую учащиеся находят в тексте комедии сами, а потом сверяют с записью на экране.

- Для чего же она нанимает учителей для Митрофана? (Иначе не удастся женить его на Софье).

Слайд 6. Учащиеся читают по ролям знаменитую сцену «экзамена» Митрофана.

- Научился ли Митрофан чему-нибудь? Почему? Можно ли сказать, что он глуп? (Митрофан не глуп, но ничему не научился).

- Почему же он ничему не научился? Посмотрим на доску.

 Открывается слайд 7. На доске «разбросаны» цитаты из комедии:      

 Учащиеся получают задание распределить цитаты по столбцам, установив между ними причинно-следственные связи.  

3-й этап. Выводы, выявление авторской позиции по проблеме воспитания:

Слайд 8,9:Конкретно-исторический смысл комедии.

- А каков общечеловеческий смысл комедии, её актуальность для нашего сегодняшнего общества?

 -Может ли безнравственный человек воспитать человека порядочного? Можно ли воспитать хорошего человека без собственного положительного примера?

-Является ли проблема воспитания актуальной для нашего времени? Встречаются ли сейчас митрофаны? Как можно распознать их? (По интересам, жизненным устремлениям, нравственным качествам, отношению к учебному труду и к труду вообще)

- Митрофан – мужское имя. А есть ли девушки – митрофаны? Каков их современный облик? 

Слайд 10: Крылатое слово «недоросль». Современное значение – глуповатый юноша-недоучка (Словарь С.И.Ожегова) Я бы добавила: …и девушка, не желающие учиться, не доросшие до интеллектуальных потребностей, прожигающие жизнь, стремящиеся лишь к развлечениям

Заключительное слово учителя:     Ваш живой интерес к проблеме, поднятой Фонвизиным, в очередной раз показал, что его комедия бессмертна. Не случайно она до сих пор не сходит со сцен театров и пользуется огромной популярностью у зрителей. Наверное, многих она вдохновит на создание собственных творческих работ.

Предлагаю  вам в качестве домашнего задания темы проектов:

  1. синквейн к комедии на тему воспитания
  2. сочинение «Современные Митрофаны»
  3. ремейк по мотивам комедии «Недоросль ХХIвека»

Те, кому это задание покажется трудным, пусть ответят  на  3 любых вопроса  учебника ко всему тексту комедии.

4-й этап: обратная связь - тестирование с помощью системы голосования «Senteo» (тесты составлены в программе Notebook

(Примечание: полный вариант теста смотреть здесь)

5-й, заключительный этап урока - рефлексия:

  1. Обсуждение ответов на вопросы теста.
  2. Подведение итогов урока: Что нового узнали сегодня на уроке? Чему научились? Изменится ли что-нибудь в вашей жизни после этого урока? Что именно?

 

 

                                           


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Татьяна Викторовна Носова

На: Лот 2 Проблема воспитания в комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль


Очень понравилось! Жаль, не могу использовать - совершенно не тянет в школе Интернет и куча сайтов заблокирована.



Поиск

Loading

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн