Официальный сайт aksakal 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Фото пользователя Светлана Борисовна Юрченкова
Размещено: Светлана Борисовна Юрченкова - ср, 23/03/2011 - 17:42
Данные об авторе
Автор(ы): 
Юрченкова Светлана Борисовна
Место работы, должность: 
МОУ "Лицей", учитель русского языка и литературы
Регион: 
Калужская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
• обучающая: закреплять правописание безударных окончаний и и е в косвенных падежах имен существительных, умение ставить падежные вопросы, определять склонение, число, падеж существительных, пользоваться словами-помощниками (земля, луна и пр.) и объяснять написание безударных падежных окончаний; создать ситуацию, позволяющую ученикам применять полученные знания в практических задачах и упражнениях. • развивающая: развивать орфографическую зоркость и мышление; развивать монологическую речь, склонность к инициативному самовыражению. • воспитывающая: формировать нравственные качества: ответственность, дисциплинированность, товарищество, воспитывать чувство коллективизма и уважение к труду журналистов. • оздоровительная: содействовать сохранению здоровья младших школьников через физминутку, а также благоприятный эмоциональный настрой.
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Бунеев, Бунеева. Русский язык.  

Используемое оборудование: 

компьютер, проектор, экран, конверты с анаграммами и карточки для работы в группе 

Краткое описание: 
закреплять правописание безударных окончаний и и е в косвенных падежах имен существительных, умение ставить падежные вопросы, определять склонение, число, падеж существительных, пользоваться словами-помощниками (земля, луна и пр.) и объяснять написание безударных падежных окончаний; создать ситуацию, позволяющую ученикам применять полученные знания в практических задачах и упражнениях.

 Ход урока.

 

1.Организационный момент.

 

            -  Представьте себе, что мы с вами находимся в редакции, а вы - юные журналисты. Откройте ваши деловые блокноты и запишите число. Вы знаете, что журналист должен быть грамотным, сообразительным, аккуратным. Все эти качества мы проверим с вами, посещая различные отделы редакции.

 

  1. Минутка чистописания.

В первый отдел, куда мы с вами попадаем - это «Отдел каллиграфии». (Слайд)

Каллиграфия – это красивое письмо. Для упражнения в каллиграфии я задумала букву, которая обозначает звонкий согласный звук. Можете ли вы назвать мою букву с первого раза?

(нет. Недостаточно информации)

-Этот звук может быть и твердым, и мягким. …

-У него есть пара по глухости – звук К – К*

(Задумана буква Г)

Пропишите эту букву, соблюдая правила правописания и нужный наклон,- на одной строчке.

-Буква г может быть также и элементом других букв.

В написании каких букв встречается этот элемент? (п, т, р)

Пропишите эти буквы, соблюдая мою закономерность. ( на доске открываются буквы г пп ттт рррр г)

 

Мы с вами – журналисты. А где чаще всего журналисты работают?

Верно, в журналах, газетах, на телевидении. А чем занимается наша редакция вы узнаете, когда отгадаете загадку!

 

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят нам.

(газета)

3.Словарно – орфографическая работа

Газета – новое словарное слово. (Вывешивается на доске)

Что такое газета? (…) Чтобы уточнить значение этого слова, давайте

обратимся в «Отдел информации». (Слайд)

 

У вас на партах толковые словари, посмотрите, что они рассказывают вам об этом слове. (…)

  • Если под рукой нет словаря, где мы еще можем посмотреть значение интересующего нас слова? (в интернете)

-Прочитайте про себя (Слайд) Материал из Википедии — свободной энциклопедии:

 Слово «газета» пришло к нам из итальянского языка, где оно имело значение «мелкая монета» (итал. Gazzetta- гасета).  Появившиеся в 16 веке  в итальянском городе Венеция газеты были рукописные и продавались только для прочтения. За прочтение платили самую мелкую монету -гасету, потом газету возвращали продавцу. В России первая газета появилась около 300 лет назад. Она называлась «Ведомости». Первые номера этой газеты и писал, и редактировал сам Пётр I.

 

-Что интересного вы узнали о слове?

  • работа со словом: ударение, орфограмма, однокоренные слова, словосочетания со словом, предложения.

(Называют и записывают, выделив корень и ту часть слова, с помощью которой это слово образовано (газетка, газетный, газетчик- образованы с пом. суффиксов)

  •   Запись предложения под диктовку:

Первый номер  газеты(3) и писал, и редактировал Петр 1.(4)

 

Самопроверка. – Что обозначает цифра 4 в конце предложения? (синтакс. разбор) А цифра 3 над словом газеты? (морфологический)

(2 ученика работают у доски)

 

Первый номер  газеты и писал, и редактировал Петр 1. (повест., невоскл., простое, распр., с однор. сказ.)

 

Газеты – что? Газета, сущ., н.ф. – газета,

неодуш., ж.р., 1 скл., в ед.ч., в Р.п., в предложении втор.член.

 

 4. Игра «Бегущие минутки».

У журналистов каждая минутка на счету, они все умеют делать очень быстро. Как быстро вы сможете справиться с поставленной  задачей? Как можно быстрее вы должны ответить на максимальное количество вопросов.

  Итак, начинаем:

 

  • Изменяемая часть слова … (окончание)
  • Часть речи, обозначающая предмет … (существительное)
  • Слова женского и мужского родов с окончаниями –а, -я относятся … (к 1 склонению)
  • Постоянные признаки имён существительных… (одушевленность, род, склонение)
  • Часть слова без окончания … (основа)
  • Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто?, что? … (существительное)
  • К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием)
  • На вопрос КТО? отвечают... (одушевл. им. сущ.)
  • Ко 2 склонению относятся … (слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием –о, -е)
  • Без какой части не может существовать слово? … (без корня, без основы)
  • Имена существительные изменяются по … (по числам и по падежам)
  • Сколько падежей в русском языке? … (шесть)

 

  • Верно ли высказывание: «написание безударной гласной в окончании имени существительного — это орфограмма» (верно)
  • «У всех существительных в П.п. пишется в окончании буква е» (неверно)
  • «Когда сомневаешься, какую букву — и или е написать в безударном окончании имени существительного 3-го склонения, пиши и и никогда не ошибешься» (верно)

 

(На доску вывешивается таблица «Три склонения имен существительных»)

5. Физкультминутка.

-Чтобы с новыми силами приступить  к журналистской работе, я предлагаю немножко размяться!

6. Выход на тему и цель урока.

Итак, вы уже, я думаю, догадались, слова какой части речи мы с вами будем повторять. (…) Но чтобы уточнить, чем именно мы будем заниматься на сегодняшнем уроке, давайте отправимся в  «Отдел новостей». (Слайд)

 

Что такое?.. Знак вопроса?.. а на столе конверты, а на них  анаграммы.. Я думаю, что если мы их разгадаем, то мы узнаем что-то важное! Чтобы дело пошло быстрее, давайте разобьемся на рабочие группы!

(Работа по группам. Отгадывание анаграмм: земля, луна, конь, окно, степь, печь.)

(Слова вывешиваются на доску, каждое соответственно своему склонению.)

 Определите тему нашего урока? (…) – тема (Правописание безударных падежных окончаний имен существительных) открывается на доске.

 (открывается цель урока: Закрепить правописание безударных окончаний и или е в косвенных падежах имен существительных )

7. Закрепление изученного.

1. Групповая работа.

  • Уважаемые журналисты! Я выбрала для вас из газетных текстов предложения со словами на нашу орфограмму, но кто-то нечаянно разрезал газету, и предложения рассыпались на отдельные слова! Я предлагаю рабочим группам восстановить предложения и в словах с пропущенными буквами вставить нужную орфограмму. Надеюсь, что слова земля, луна и пр. помогут вам не ошибиться в выборе буквы . Рассыпанные предложения находятся в конвертах!

.

а)Потемневшее небо говорит о скорой метел...

б)По дорог… стелется легкая поземка

в) В неб… вьются хлопья снега.

            г)  Снежинки заметают землю от стуж…

д) В пол… не видно ничьих следов.

е ) А ветер все кружит в воздух… снег.

 (дети работают в группах, составляют предложения и  называют орфограмму, объясняя свой выбор, т.е.  определяя склонение и слово-помощник, напр.,  стелется по дороге (1 склонение, по луне )

 Предложения выставляются на доску.

 -Давайте еще раз прочитаем наши предложения. Что вы заметили? (получился текст)

Как вы определили, что это текст? (предложения связаны и объединены темой)

Как бы вы его озаглавили? (…

 

8 . Работа с текстом.

 Вы знаете, ребята, кто такие корректоры? (…) Верно, корректоры - работники редакции, которые ищут и исправляют ошибки в статьях, они не должны пропустить ни одной ошибки. Я предлагаю вам попробовать себя в их роли.

 

Наша задача: записать текст, исправив ошибки.

 

«На опушки леса снег блестит на солнце. Укутались снежком пушистые ёлочки на поляни. На самой верхней ветки высокой ели сорока трещит, гостей созывает. При ветри и метеле такой красоты не увидишь!»

 

Взаимопроверка по слайду.

Это был маленький тест! Теперь вы можете оценить себя сами:

  •  нет ошибок — мы в будущем можем стать классными журналистами!
  • 1-2 ошибки — неплохо, надо только еще чуть-чуть поупражняться
  • 3 и более ошибок — к сожалению, журналистом быть еще рано, поднажмем-ка мы на русский язык!

 

9. Д/з.

 Для работы дома я предлагаю вам несколько вариантов заданий. Вы можете выбрать любой, который вас заинтересует и будет по силам. Задание напечатано в мини-газете, она так и называется- «Моя первая газета» и лежит у каждого на парте.

 

1 вариант. Предполагает работу в рубриках «Фото дня» и «Репортаж дня».

 Разместить фото (или иллюстрацию) на зимнюю тему и поместить под ней соответствующий репортаж (текст). Определить падеж и склонение имен существительных, графически обозначить изучаемую орфограмму . 

2 вариант. Работа в рубрике «Проба пера».

 Придумать «зимнее» стихотворение, включив свои примеры на изучаемое правило.

3 вариант. Выполнить упражнение №. 195 (в тетради)

Дополнительное задание (по желанию) – разгадать кроссворд «Имя существительное», который находится на обратной стороне нашей газеты.

 

9. Подведение итогов урока.

Итак, давайте подведем итоги:

  •   Сформулируйте еще раз тему урока. (...)
  • Урок достиг поставленной цели? (...)
    Кто, на ваш взгляд, хорошо работал на уроке и в будущем мог бы стать настоящим журналистом?  

 

 

 


 

 

 

 

  


 

!


.


           




 



 


 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Размер
Презентация OpenDocument.odp - Открытый урок.ppt 1.62 Мбайт
Шервудские зонтики. М.Легран.mp3 629.69 Кбайт
гАЗЕТА - кроссворд.doc 46.5 Кбайт

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн