- Представьте себе, что мы с вами находимся в редакции, а вы - юные журналисты. Откройте ваши деловые блокноты и запишите число. Вы знаете, что журналист должен быть грамотным, сообразительным, аккуратным. Все эти качества мы проверим с вами, посещая различные отделы редакции.
Минутка чистописания.
В первый отдел, куда мы с вами попадаем - это«Отдел каллиграфии». (Слайд)
Каллиграфия – это красивое письмо. Для упражнения в каллиграфии я задумала букву, которая обозначает звонкий согласный звук. Можете ли вы назвать мою букву с первого раза?
(нет. Недостаточно информации)
-Этот звук может быть и твердым, и мягким. …
-У него есть пара по глухости – звук К – К*
(Задумана буква Г)
Пропишите эту букву, соблюдая правила правописания и нужный наклон,- на одной строчке.
-Буква г может быть также и элементом других букв.
В написании каких букв встречается этот элемент? (п, т, р)
Пропишите эти буквы, соблюдая мою закономерность. ( на доске открываются буквы г пп ттт рррр г)
Мы с вами – журналисты. А где чаще всего журналисты работают?
Верно, в журналах, газетах, на телевидении. А чем занимается наша редакция вы узнаете, когда отгадаете загадку!
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам.
(газета)
3.Словарно – орфографическая работа
Газета – новое словарное слово. (Вывешивается на доске)
Что такое газета? (…) Чтобы уточнить значение этого слова, давайте
обратимсяв«Отдел информации».(Слайд)
У вас на партах толковые словари, посмотрите, что они рассказывают вам об этом слове. (…)
Если под рукой нет словаря, где мы еще можем посмотреть значение интересующего нас слова? (в интернете)
-Прочитайте про себя (Слайд)Материал из Википедии — свободной энциклопедии:
Слово «газета» пришло к нам из итальянского языка, где оно имело значение «мелкая монета» (итал. Gazzetta- гасета). Появившиеся в 16 веке в итальянском городе Венеция газеты были рукописные и продавались только для прочтения. За прочтение платили самую мелкую монету -гасету, потом газету возвращали продавцу. В России первая газета появилась около 300 лет назад. Она называлась«Ведомости». Первые номера этой газеты и писал, и редактировал сам ПётрI.
-Что интересного вы узнали о слове?
работа со словом: ударение, орфограмма, однокоренные слова, словосочетания со словом, предложения.
(Называют и записывают, выделив корень и ту часть слова, с помощью которой это слово образовано (газетка, газетный, газетчик- образованы с пом. суффиксов)
Запись предложения под диктовку:
Первый номер газеты(3)и писал, и редактировал Петр 1.(4)
Самопроверка. – Что обозначает цифра 4 в конце предложения? (синтакс. разбор) А цифра 3 над словом газеты? (морфологический)
(2 ученика работают у доски)
Первый номер газеты и писал, и редактировалПетр 1. (повест., невоскл., простое, распр., с однор. сказ.)
Газеты – что? Газета, сущ., н.ф. – газета,
неодуш., ж.р., 1 скл., в ед.ч., в Р.п., в предложении втор.член.
4. Игра «Бегущие минутки».
У журналистов каждая минутка на счету, они все умеют делать очень быстро. Как быстро вы сможете справиться с поставленной задачей? Как можно быстрее вы должны ответить на максимальное количество вопросов.
Итак, начинаем:
Изменяемая часть слова … (окончание)
Часть речи, обозначающая предмет … (существительное)
Слова женского и мужского родов с окончаниями –а, -я относятся … (к 1 склонению)
Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто?, что? … (существительное)
К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием)
На вопрос КТО? отвечают... (одушевл. им. сущ.)
Ко 2 склонению относятся … (слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием –о, -е)
Без какой части не может существовать слово? … (без корня, без основы)
Имена существительные изменяются по … (по числам и по падежам)
Сколько падежей в русском языке? … (шесть)
Верно ли высказывание: «написание безударной гласной в окончании имени существительного — это орфограмма» (верно)
«У всех существительных в П.п. пишется в окончании буква е» (неверно)
«Когда сомневаешься, какую букву — и или е написать в безударном окончании имени существительного 3-го склонения, пиши и и никогда не ошибешься» (верно)
(На доску вывешивается таблица «Три склонения имен существительных»)
5. Физкультминутка.
-Чтобы с новыми силами приступить к журналистской работе, я предлагаю немножко размяться!
6. Выход на тему и цель урока.
Итак, вы уже, я думаю, догадались, слова какой части речи мы с вами будем повторять. (…) Но чтобы уточнить, чем именно мы будем заниматься на сегодняшнем уроке, давайте отправимся в«Отдел новостей».(Слайд)
Что такое?..Знак вопроса?.. а на столе конверты, а на них анаграммы.. Я думаю, что если мы их разгадаем, то мы узнаем что-то важное! Чтобы дело пошло быстрее, давайте разобьемся на рабочие группы!
(Слова вывешиваются на доску, каждое соответственно своему склонению.)
Определите тему нашего урока? (…) – тема (Правописание безударных падежных окончаний имен существительных)открывается на доске.
(открывается цель урока:Закрепить правописание безударных окончаний и или е в косвенных падежах имен существительных )
7. Закрепление изученного.
1. Групповая работа.
Уважаемые журналисты! Я выбрала для вас из газетных текстов предложения со словами на нашу орфограмму, но кто-то нечаянно разрезал газету, и предложения рассыпались на отдельные слова! Я предлагаю рабочим группам восстановить предложения и в словах с пропущенными буквами вставить нужную орфограмму. Надеюсь, что слова земля, луна и пр. помогут вам не ошибиться в выборе буквы . Рассыпанные предложения находятся в конвертах!
.
а)Потемневшее небо говорит о скорой метел...
б)По дорог… стелется легкая поземка
в) В неб… вьются хлопья снега.
г) Снежинки заметают землю от стуж…
д) В пол… не видно ничьих следов.
е ) А ветер все кружит в воздух… снег.
(дети работают в группах, составляют предложения и называют орфограмму, объясняя свой выбор, т.е. определяя склонение и слово-помощник, напр.,стелется по дороге(1 склонение, по луне )
Предложения выставляются на доску.
-Давайте еще раз прочитаем наши предложения. Что вы заметили? (получился текст)
Как вы определили, что это текст? (предложения связаны и объединены темой)
Как бы вы его озаглавили? (…
8 . Работа с текстом.
Вы знаете, ребята, кто такие корректоры? (…) Верно, корректоры - работники редакции, которые ищут и исправляют ошибки в статьях, они не должны пропустить ни одной ошибки. Я предлагаю вам попробовать себя в их роли.
Наша задача: записать текст, исправив ошибки.
«На опушки леса снег блестит на солнце. Укутались снежком пушистые ёлочки на поляни. На самой верхней ветки высокой ели сорока трещит, гостей созывает. При ветри и метеле такой красоты не увидишь!»
Взаимопроверка по слайду.
Это был маленький тест! Теперь вы можете оценить себя сами:
нет ошибок — мы в будущем можем стать классными журналистами!
1-2 ошибки — неплохо, надо только еще чуть-чуть поупражняться
3 и более ошибок — к сожалению, журналистом быть еще рано, поднажмем-ка мы на русский язык!
9. Д/з.
Для работы дома я предлагаю вам несколько вариантов заданий. Вы можете выбрать любой, который вас заинтересует и будет по силам. Задание напечатано в мини-газете, она так и называется- «Моя первая газета» и лежит у каждого на парте.
1 вариант. Предполагает работу в рубриках «Фото дня» и «Репортаж дня».
Разместить фото (или иллюстрацию) на зимнюю тему и поместить под ней соответствующий репортаж (текст). Определить падеж и склонение имен существительных, графически обозначить изучаемую орфограмму .
2 вариант. Работа в рубрике «Проба пера».
Придумать «зимнее» стихотворение, включив свои примеры на изучаемое правило.
3 вариант. Выполнить упражнение №. 195 (в тетради)
Дополнительное задание (по желанию) – разгадать кроссворд «Имя существительное», который находится на обратной стороне нашей газеты.
9. Подведение итогов урока.
Итак, давайте подведем итоги:
Сформулируйте еще раз тему урока. (...)
Урок достиг поставленной цели? (...)
Кто, на ваш взгляд, хорошо работал на уроке и в будущем мог бы стать настоящим журналистом?