Официальный сайт mydebut 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Внеклассное мероприятие "Александр Невский - защитник земли русской"

Фото пользователя Елена Николаевна Полякова
Submitted by Елена Николаевна Полякова on чт, 24/03/2011 - 12:18
Данные об авторе
Автор(ы): 
Полякова Елена Николаевна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №7 им. А.П.Гайдара г. Арзамаса, учитель истории
Регион: 
Нижегородская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
История
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
Методическая разработка внеклассного мероприятия

 

Цель: формирование у учащихся духовно-ценностных ориентаций на примере жизненного пути Александра Невского.
Задачи: 
систематизировать у учащихся ясные, целостные представления об исторической личности Александра Невского и его эпохе; способствовать формированию личностного отношения к событиям Отечественной истории и православной церкви;
стимулировать самостоятельный поиск необходимой информации по истории России, совершенствовать навыки работы учащихся с современными информационно-коммуникативными средствами, развивать знания и умения интерпретации, анализа, сравнения, сопоставления различных толкований исторических фактов, умения  строить логические умозаключения при обсуждении вопроса в процессе коллективной работы.
развивать нравственные начала личности, воспитание жизненной стойкости и любви к ближнему,   введение учащихся в ситуацию личностного выбора в создании образа Александра Невского, определение его статуса в системе ценностей.
 
Форма мероприятия:  урок-игра «Что? Где? Когда?»
 
Оборудование: круг с игровым полем, поделенный на 13 частей, 12 вопросов в конверте по кругу, вопросы учеников под номерами для «13 сектора», волчок, черный ящик, музыкальные фрагменты из передачи «Что? Где? Когда?»,  мультимедийный проектор, экран.
 
Литература
1. Балязин В.Н. 1000 занимательных сюжетов из русской истории.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007
2. Данилевский И. Александр Невский: парадоксы исторической памяти// «Цепь времен»: Проблемы исторического сознания. М.: ИБИ РАН, 2005
3. История. 5-11 классы: технологии современного урока. Волгоград: Учитель, 2009
4. Ян В.Г. Юность полководца // К последнему морю. Юность полководца.- М.: Правда, 1981
 
Для проведения игры созданы 2 команды: команда «знатоков» и команда «зрителей». Команда «знатоков» может быть сформирована по желанию учителя или учеников, победителей какого-то предыдущего конкурса или тех, кто лучше справился с тестовыми заданиями и т.п. Учащиеся, не вошедшие в команду «знатоков» присутствуют в качестве «команды зрителей», их вопросы находятся в «13 секторе».
Средствами урока являются новые информационные технологии: мультимедийный проектор, презентация учителя, информация сайтов Интернета, которую используют учащиеся в процессе подготовки к игре.
Проведение данного урока – игры имеет место не только во внеклассной работе, но и может быть использовано как самостоятельный урок истории в среднем и старшем звене. Содержание урока представляет прекрасные возможности для решения задач обучения, развития и воспитания, т.к позволяет органично связать задачи обучения и воспитания, помогает каждому ученику выработать твердые нравственные убеждения.
 
Ход урока
 
Учитель. Приветствую всех присутствующих на очередном заседании исторического клуба «Что? Где? Когда?» Прошу команду игроков занять свое  место. Сегодня за столом знатоков играют: (Звучит мелодия телевизионного клуба знатоков, учитель представляет команду, ребята занимают места за игровым столом).
Слайд 1. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
(Учитель обращает внимание на правила игры. Ему отведена роль ведущего игры.)
 Сегодня я приглашаю вас принять участие в игре, посвященной великому полководцу и дипломату, сыгравшему выдающуюся роль в русской истории благоверному Александру Невскому. Как вам уже известно, 28 декабря 2008 года в результате всероссийского опроса Александр Невский был выбран Именем России.
Слайд 2. «Александр Невский – полководец и защитник земли русской»
Звучат стихи А.Н. Майкова
…Его власы до стройных плеч,
Как прядь златая упадали. Уста любовию дышали…
И мудростью звучала речь.
Высокой доблестью украшен
И сердцем истинный герой.
Врагам средь битв был грозно страшен,
Вне битв – отрадой был святой.
Всегда в сознание долга строгом,
Он правду всей душою чтил-
И чувства сердца разделил
Между отчизною и Богом…
 
Итак, мы начинаем.
( Звучит музыкальная заставка.  Игроки крутят волчок.)
 
Вопросы для игры.
1. Он был основан в 1202 году для «крещения», а точнее, для захвата восточной Прибалтики. На своих плащах члены этой организации носили изображение красного меча, отсюда и произошло их название. В 1237 году он слился с подобной себе организацией, удвоив свои силы и мощь. О чем идет речь?  
Ответ: речь о монашенствующих орденах. Орден меченосцев имел отличия: на одежде  монахи рисовали красные мечи. В результате слияния с Тевтонским орденом, образовался Ливонский орден, который начал наступление на русские земли.        
Слайд 3. Орден меченосцев
 
2. Житие благоверного Александра Невского сообщает следующий факт. Накануне сражения со шведами Александр выставил дозор, приказав своим воинам отдохнуть перед битвой. Одним из дозорных был местный уроженец Пелгусий. Он принес князю чудную весть. Перед рассветом 12 июля 1240 г. Пелгусий заметил плывущую по реке ладью, а в ней в червленых плащах стояли…Пелгусий сумел расслышать слова незнакомцев: «Поспешим помочь сроднику нашему Александру Ярославичу». Когда Пелгусий рассказал Александру о своем видении, то, как сообщает Житие «радостно забилось сердце молодого князя Александра».
-Кто находился в лодке?
Ответ: в лодке находились святые братья Борис и Глеб.
 
3.Александру Невскому принадлежат слова, ставшие девизом для многих поколений защитников русской земли. «Нас немного, а враг силен. Не в силе Бог, а в …
 Продолжите фразу, сказанную князем Александром перед сражением.
Ответ: «Не в силе Бог, а в правде».
Слайд 5. АлександрЯрославович –новгородский князь
 
4. В 1240 г. шведы понуждаемые папскими послами предприняли крестовый поход против Руси. Предводитель шведского войска Ярл Биргер отправил новгородскому князю Александру следующее послание: «Если можешь, сопротивляйся, но знай, что я уже здесь и пленю твою землю». Князь не заставил себя долго ждать. 12 июля 1240 года произошло сражение, вошедшее в историю как Невская битва.  В шведских хрониках о походе Биргера, будущего короля Швеции, этот факт не упоминается. Но ответ Александра, получившего прозвище Невского, он носил с собой до конца жизни.
Что всю жизнь напоминало Биргеру о его неудачном походе на русские земли?
Ответ: Александр лично участвовал в битве «самому королю възложи печать на лице острымъ своимъ копиемъ» т.е шрам на лице.
Слайд 5. Александр и Биргер.
 
5. Внимание: черный ящик! (звучит мелодия, выносится черный ящик)
В черном ящике находится предмет, с которым связано одно из первых чудес, исходивших от благоверного князя Александра Невского.  Когда перед похоронами митрополит подошел к гробу положить (это) в руки покойного, рука Невского поднялась, взяла (это) и снова легла на грудь.
Какой предмет лежит в черном ящике?
Ответ: в ящике находится разрешительная грамота.
 
6.Она давала право князьям властвовать в своих землях. Но чтобы ее получить князья должны были отправиться в опасное путешествие в далекий город Каракорум и принять ее из рук самого великого хана золотой Орды.
О чем идет речь?
Ответ: речь идет о ярлыке на княжение.
Слайд 7.  Ярлык на княжение.
 
8.Послушайте стихотворение  известного поэта К.Симонова «Ледовое побоище» (выразительное чтение одного из учащихся)
Слайд 8. Ледовое побоище
…Князь поскакал к прибрежным скалам
На них вскарабкавшись с трудом,
Высокий выступ отыскал он
Откуда видно все кругом.
 
И оглянулся. Где-то сзади,
Среди деревьев и камней,
Его полки стоят в засаде,
Держа на привязи коней.
 
А впереди, по звонким льдинам,
Гремя тяжелой чешуей,
Ливонцы едут грозным клином-
Свиной железной головой.
 
Был первый натиск немцев страшен.
В пехоту русскую углом
Двумя рядами конных башен
Они врубились напролом.
 
Как в бурю гневные барашки,
Среди немецких шишаков
Мелькали белые рубашки,
Бараньи шапки мужиков.
 
В рубахах стираных нательных,
Тулупы на землю швырнув,
Они бросались в бой смертельный,
Широко ворот распахнув.
 
Так легче бить врага с размаху,
А коли надо умирать,
Так лучше чистую рубаху
Своею кровью замарать.
 
Они с открытыми глазами
На немцев голой грудью шли.
До кости пальцы разрезая,
Склоняли копья до земли.
 
И там, где копья пригибались,
Они в отчаянной резне
Сквозь строй немецкий прорубались
Плечом к плечу, спиной к спине.
 
 
…Уже смешались люди, кони.
Мечи, секиры, топоры.
А князь по-прежнему спокойно
Следил за битвою с горы.
 
Слайд 9. Александр Невский
 
О какой горе пишет К.Симонов? Как известно, место, где расположено Чудское озеро равнинное. Что имеет в виду автор стихов, и нет ли здесь исторического вымысла?
Ответ: по все видимости  автор имеет в виду Вороний камень.
 
В руки историков попала летопись 17 века с древней картой, на которой было изображена схема сражения на Чудском озере. Историки быстро разобрались, что документ фальшивый.
Попробуйте и вы восстановить истину и найти ошибки.
Слайд 10. Ледовое побоище (схема с ошибками)
После ответа знатоков
Слайд 11. Ледовое побоище (схема)
 
9. Русский историк С.Соловьев так оценил деятельность А.Невского «Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси, сделали его самым видным историческим лицом в нашей древней истории от Мономаха до Донского». Слайд 12.
 
Поясните начало фразы «соблюдение Русской земли от беды на востоке». Какие факты вы смогли бы привести в доказательства?
Ответ: Александр Невский проявил не только талант полководца, не проиграв ни одной битвы, но и талант дипломата. Подчинившись неизбежному владычеству Орды, он сумел предотвратить разорительные походы монголо-татар на Русь.
 
10.Эту награду за заслуги на поле боя утвердил Великий Петр I. Девизом ее стали слова «За труды и Отечество».
Назовите эту награду.
Ответ: речь идет об ордене Александра Невского.
Слайд 13. Орден Александра Невского
 
11.Почему русским княжествам удалось дать достойный отпор рыцарям крестоносцам, но отстоять свою независимость в борьбе с монголо-татарскими завоевателями они не смогли? Назовите не менее 3 аргументов по каждой позиции.
Ответ. Причины успешного отпора на Западе а) оборону организовало Новгородское княжество – одно из богатейших на Руси; б) «ополчение» состояло не из необученных в военном отношении крестьян, а хорошо вооруженных горожан под руководством боярства.
Причины поражения Руси в столкновениях с татаро-монгольскими завоевателями: а) разобщенность русских войск и сил; б) воинская организация монгол превосходила русскую (численность, использование осадных орудий и зажигательных смесей, мобильность и дисциплина); в) структура и организация монгольского конного войска и умелое тактическое руководство и стратегический талант Батыя.          
 
12. Великий полководец был наречен своими родителями именем Александр. Однако, похоронен он был под другим именем.
Под каким именем был похоронен Александр Невский? Где находится его могила?
Ответ: Александр Ярославович был похоронен под  именем Алексий, т.к перед смертью  принял схиму. Его могила находится Александро-Невской лавре в Петербурге.
Слайд 14. Александро – Невская лавра. Рака с мощами святого Александра Невского.
 
Заключительный этап игры.
Ведущий объявляет окончательный итог игры. Болельщики называют лучшего игрока-знатока истории и жизни Александра Невского. Ему вручают почетный знак «Знаток истории» и почетную грамоту. Наиболее активные участники игры поощряются призами и благодарностями.
 
Слайд 15.  Благодарим за игру.
 

 

 

Прикрепленный файл Size
Интеллектуальный турнир.ppt 731 KB

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн