Вы не зарегистрированы

Авторизация



правописание приставок пре и при

Фото пользователя Татьяна Георгиевна Нечаева
Размещено: Татьяна Георгиевна Нечаева - пт, 25/03/2011 - 14:10
Данные об авторе
Автор(ы): 
Нечаева Т.Г.
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №234,учитель русского языка и литературы
Регион: 
Астраханская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
образовательная технология
Краткое описание ресурса: 
Презентация к уроку русского языка по теме "Правописание приставок пре и при"

План- конспект урока по теме "Правописание приставок Пре и При"

 

 

Цели: дать знания о правописании приставок пре- и при-;
научить использовать правило в практической деятельности;
воспитывать чувство взаимопонимания, взаимопомощи,
ответственного отношения к дружбе и товариществу;
развивать логическое мышление, память;
совершенствовать навыки грамотного письма,
активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок – исследование.

Технология: на диалоговой основе.

Оборудование: компьютер, мультимедийные слайды.
   

 


ХОД УРОКА

1. Организационный момент.
1.1. Приветствие.
1.2. Вступительное слово учителя.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы с вами будем работать в группах. Итак, разобьемся на 6 групп. Каждая группа учащихся будет выполнять поставленную перед ними задачу. Задания вы получите на карточках.( Первая группа знакомится с первым значением приставки при-, подбирает примеры, вторая – со вторым значением приставки при- и т.д).На выполнение задания дается 7-10 минут. Потом от каждой группы выступит представитель и объяснит нам всем то или иное значение приставки при- или пре-.
Помните пословицу: «Дерево держится корнями, а человек – друзьями»?Вот сегодня нам и предстоит проверить, насколько мы дружны и терпеливы по отношению друг к другу.
1.3. Определение темы и целей урока.
- А какие знания вы сегодня приобретете? Внимательно посмотрите на тему урока..
Дети видят на слайде тему урока и делают вывод, что на уроке они должны узнать о правописании приставок пре- и при-. Учитель помогает четко сформулировать цель урока.
2. Работа по теме урока.
2.1. Один из учеников первой группы подходит к компьютеру и демонстрирует одноклассникам 2-й слайд, подготовленный заранее. Ученик, объясняя правило, ведет диалог с товарищами:
- Ребята, что происходит на экране? Запомните, если слово обозначает приближение, то пишется приставка при-.
Под руководством этого ученика ребята выполняют задание: записать слова, обозначающие :1) приближение птицы, коня, рыбы, змеи; 2) приближение автомобиля, пешехода, лыжника; 3) приближение круглого предмета. Затем проверяют полученный результат, приводят свои примеры.
- Всем ли понятно это правило?
2.2. - А теперь найдутся ли желающие помочь товарищам объяснить второе значение приставки при-.
- Конечно, найдутся. Я знаю это правило и объясню его друзьям. Ученик, подготовивший слайд по этому материалу, проводит работу с классом.
Под руководством этого ученика выполняется следующее задание: замените данные словосочетания одним словом. Присоединить: 1) с помощью веревки; 2) с помощью молотка и гвоздей; 3) с помощью иголки с ниткой; 4) с помощью клея; 5) с помощью винтов и шурупов.
Давайте пошутим!
Определите, какие из этих слов объяснены неправильно. Объясните их сами. Запомните, как они пишутся.
1) Приколол – присоединил булавкой; 2) прилежание – присоединение к лежащим; 3) придрался – присоединился к драке;
4) признался – присоединился к знающим; 5) припаял – присоединил паяльником; 6) приключение – присоединение к ключу.
2.3. Третий ученик объясняет третье значение приставки при-, демонстрируя 4-й слайд.
Выполняется задание: замените данные словосочетания одним словом с приставкой при-.
Немного поднял, немного хромает, ненадолго остановился, слегка дотронулся, слегка коснулся, ненадолго лег, ненадолго сел, ненадолго затормозил, не совсем заглушил.
2.4. Следующий ученик объясняет четвертое значение приставки при- и под его руководством выполняется задание: вспомните и запишите названия географических местностей, находящихся при Балтийском море, при Черном море, при Днепре, при Урале.
2.5.- Все было бы хорошо с приставкой при-, если бы не было приставки пре-. Нечего было бы путать, и не было бы никакой «ошибкоопасности». Но раз уж такая опасность есть, давайте ее изучим. Кто нам поможет запомнить первое значение приставки пре-?
Ученица показывает свой слайд, читает стихотворение и интересуется, как одноклассники поняли это правило. Потом выполняется упражнение(устно).
Вставьте в текст пропущенные приставки при- и пре-.
1) Погода была ужасная.
Принцесса была …красная. (Р.Сеф.)
2) Городничий между тем
Наказал …строго всем,
Чтоб коней не покупали…(П.Ершов.)
3) …длинной хворостиной
Мужик гусей гнал в город продавать. (И.Крылов.)
4) Петин папа был …важный,
дом имел пятиэтажный. (В.Маяковский.)
5) Я на первый твой …каз
…бегу к тебе как раз. (П.Ершов.)
6) Вдруг откуда-то шакал
На кобыле …скакал. (К.Чуковский.)
2.6. И наконец, второе значение приставки пре-.Ученик объясняет правило, предупреждая о том, что в некоторых словах смысловая связь приставки пре- с приставкой пере- не так заметна, и надо вдуматься, чтобы ее уловить. Запись слов с последующим их объяснением:
преобразовать, преобразить, превратить – «переделать»;
преодолеть, превозмочь – «пересилить»; преемник, преемственность –«перенимать»; преподавать, преподносить, препоручить – «передача чего-то от одного человека к другому».
2.7. Подведение итогов. Демонстрация 8-го слайда.
- Что нового вы узнали?
- Что помогало вам в пути?
- Какие пословицы и поговорки о дружбе вы вспомнили?
Подводится итог первой части урока. Внимание акцентируется не только на обучающей, но и на воспитательной части урока: без дружбы трудно было бы справиться с заданиями.
3. Закрепление пройденного материала.
3.1. Запись образца оформления выбора орфограммы: правописание приставок пре- и при-.
3.2. Диктант с комментированием ( с целью осуществления обратной связи используются сигнальные карточки, которые позволяют учителю проконтролировать степень усвоения материала каждым учащимся класса).
Прекратить спор, пригласить в гости, прекрасный цветок, присоединиться к отдыхающим, прислушаться к совету, привокзальная площадь, приклеить к стене, приехать домой.

3.3. Индивидуальная работа: тестирование (смотри приложение).


.
3.4. Распределительный диктант. Цель: формирование умения видеть орфограмму и соотносить написание букв со значением приставки.
Присоединение-
приближение Неполнота
действия Близость к
предмету Пре- =
Пере- Пре - =
очень

Прибить, пристегнуть, премилый, прикрыть, Приуралье, преодолеть, преувеличить, приставка, преграда, присмотреться, привязать, Прибайкалье, преобразиться, прекрасно.

3.5. Устная работа с текстом:
а) анализ строения текста (тема, микротемы);
б) определение типа речи ( повествование);
в) формулирование идеи текста;
г) поиск и осмысление изобразительно-выразительных средств.
После долгой борьбы с зимой пришла долгожданная весна. Погода стояла прекрасная. Пригревало весеннее солнышко, подмигивая всем вокруг. Лес преобразился, надев зеленый наряд. На пригорке появилась молодая травка и улыбнулась солнышку. Весело щебетали прилетевшие с юга птицы.
Все радовались приходу весны.
3.6. Выборочный диктант с последующим восстановлением текста.
Цель: формирование умения выделять из текста необходимый материал, развитие орфографической зоркости.
Задание: выпишите из текста только слова на изученную орфограмму, обозначьте условия выбора орфограммы, по записанным словам устно попытайтесь восстановить текст.
Пришла, прекрасная, пригревало, преобразился, на пригорке, прилетевшие, приход.
4. Подведение итогов урока.

- Действительно, ребята, все в природе радуется приходу весны, теплу, солнечному свету. А чему сегодня на уроке радовались вы?
- Расскажите о правописании приставок в значении присоединения или приближения. Приведите примеры.
- Расскажите о правописании приставок в значении близости к предмету. Приведите примеры.
- Расскажите о правописании приставок в значении неполноты действия. Приведите примеры.
- Какая приставка, пре- или при-, пишется, если по значению ее она близка к слову очень? Приведите примеры.
- Какие качества помогли вам добиться успеха?
- Что значит дружба в вашей жизни?
- Какие пословицы и поговорки о дружбе вы услышали? А какие еще пословицы и поговорки знаете?
5. Выставление оценок.
6. Информация о задании на дом:
- выучить правило о правописании приставок пре- и при-;
- выписать 5 пословиц или поговорок о дружбе;
- выполнить упражнение №192;
- дополнить таблицу собственными примерами: по 2-3 на каждый случай.
Присоединение -приближение Неполнота
действия Близость к
предмету Пре - =
пере- Пре- = очень


.
.
.

ДИДАКТИЧЕКИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Тест к пункту 3.3.:
1. Отметьте слова, в которых пишется буква И:
а) пр…мерный ответ
б) пр…творить дверь
в) пр…неприятный
г) пр…градить дорогу
д) пр…красный вечер
2. Отметьте слова, в которых пишется буква Е:
а) пр…городный поезд
б) пр…забавный случай
в) пр…сесть на скамью
г) пр…увеличить скорость
д) знаки пр…пинания

 


Рифмованные правила правописания приставок пре- и при-:
Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,
Космонавт прилетел из Вселенной –
В словах придет, прилетит, приплывет
Пишется при-, несомненно.

Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело –
Пишем мы при, говоря обо всем,
Что добрые руки приделали.

Язык прикусил – не совсем откусил,
Пригорело – не значит сгорит.
Помни – что сделано, но не совсем,
Пишем с приставкой при-.

При- или пре-? Пре- или при-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.


Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Если «очень такой» или «очень сякой» -
Пре- мы напишем при этом.

Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным дождь – не преграда.
Где очень похожи пере- и пре-,
Писать только пре- там надо.

ПРЕ- или ПРИ- ? Приготовьте две карточки: на одной напишите при-, на другой пре-. Ведущий громко читает словосочетания со словами, содержащими упомянутые приставки, предлагая поднять соответствующую карточку. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

1.Пр…колоть к доске. 2. Пр…встать с места. 3. Пр…неприятный разговор.4. Пр…кратить ссориться. 5. Благополучно пр…землиться. 6. Пр…ступление и наказание. 7. Пр…ступить к работе. 8. Пр…забавный ребенок. 9. Пр…остановить движение.
10. Пр…возмогать боль. 11. Пр…слониться к стене. 12. Пр…высить скорость. 13. Пр…открыть форточку.
14. Пр…красная возможность. 15. Пр…гласительный билет.
16. Пр…украсить свой рассказ. 17. Модно пр…чесаться..
18. Пр…щуриться от яркого света. 19. Пр…кипеть душой к морю.
20. Пр…клонить голову. 21. Пр…рвать на полуслове.

ИГРЫ С ПРИСТАВКАМИ
1. Приставка или нет?
Обозначьте в словах приставки при- и пре-.
Прекрасный, премия, пригород, прерия, призовой, присказка, приход, принцесса.
2 Прятки с приставками.
Обозначьте в словах приставки при – и пре-.
Беспримерный, беспристрастный, достопримечательность, допризывник, боеприпасы, непривычный, непринужденный, бесприютный, непрерывный, неприметный, времяпрепровождение


.
ЛИТЕРАТУРА:

1. Васильева В.В., Пищева Г.Н. Современные открытые уроки русского языка. 5 класс. (Серия «Школа радости») – Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2002.
2.Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 6 кл.: Пособие для учителя. –М.: Просвещение,1997.
3. Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии: Кн.для учащихся 5-7 кл./ Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая. – М.: Просвещение,1991.
4.Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. Для учащихся/Под ред. Л.П.Крысина. – М.: Просвещение,1995.

 

Прикрепленный файлРазмер
Презентация1.ppt1.66 Мбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория