Творческие игры в системе воспитания детей дошкольного возраста
Submitted by Лариса Анатольевна Жумабаева on Sat, 26/03/2011 - 19:37
Семинар для педагогов ДОУ
Тема: "Творческие игры в системе воспитания детей дошкольного возраста"
Цель: выработать оптимальную систему организации сюжетно-ролевой игры детей в дошкольном возрасте
Задачи:
Актуализировать знания участников семинара о значении игры в дошкольном возрасте.
Проанализировать существующую систему управления сюжетно-ролевой игрой дошкольников и внести изменения в соответствии с рекомендациями авторов комплексной программы «Детство».
Способствовать развитию умений воспитателей в решении педагогических задач.
Форма организации: деловая игра
Предварительная работа:
Изучение литературы по проблемам организации и руководства сюжетно-ролевой игрой
Разработка карточек анализа игровой деятельности
Составление схем - заданий по методике руководства игрой
Оборудование: столы и стулья для организации мини-групп, рабочие листы, стол для экспертов, раздаточные карточки с заданием по методике руководства игрой, карточки анализа игровой деятельности.
Ведущий определяет цели, задачи и регламент проведения деловой игры.
1.Теоретическая часть. Определение понятия «ИГРА»
2.Мозговой штурм.
3.Характеристика творческой игры.
4. Влияние игры на развитие личности ребенка.
5. Работа в группах.
6. Подведение итогов
1.Теоретическая часть. Определение понятия «ИГРА».
Слайд 2 Ролевая игра, или как ее еще называют творческая игра, появляется в дошкольном возрасте. Игра - это деятельность детей, в которой они берут на себя "взрослые" роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность – работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе…». Играя, ребенок учится, и, наоборот, в процессе обучения ребенок может играть.
Слайд 3. Дошкольное детство - период первоначального самораскрытия личности, становление основ индивидуальности. Наиболее благоприятной для раскрытия творческих сил ребенка является игровая деятельность /Л.В. Выготский, А.В. Запорожец, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин и др./.
2. Мозговой штурм.
Задание: составить перечень творческих игр
Слайд 4
3. Характеристика творческой игры.
Слайд 5. При анализе игры необходимо различать ее сюжет и содержание. Сюжет игры - это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре (больница, семья, война, магазин и т.д.). Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребенка и знакомством с окружающим.
Содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве главного в человеческих отношениях. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в отношения и деятельность людей. Оно может отражать лишь внешнюю сторону поведения человека - только то, с чем и как действует человек, или отношения человека к другим людям, или смысл человеческой деятельности. Конкретный характер тех отношений между людьми, которые дети воссоздают в игре, может быть различным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих ребенка. Говоря о влиянии взрослых на игру детей К.Д. Ушинский писал: “Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, не разрушая в ней характера игры, а именно - доставлением материала для построек, которым уже самостоятельно займется ребенок. Не нужно думать, что весь этот материал можно купить в игрушечной лавке. Вы купите для ребенка светлый, красивый дом, а он сделает из него тюрьму, вы накупите для него куколки, а он выстроит их в ряды солдат, вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь: он будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по их назначению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни, - вот об этом материале должны более всего заботиться родители и воспитатели”.
Действительно, одна и та же по своему сюжету игра (например, “в семью”) может иметь совершенно разное содержание: одна “мама” будет бить и ругать своих “детей”, другая - краситься перед зеркалом и торопиться в гости, третья - постоянно стирать и готовить, четвертая - читать детям книжки и заниматься с ними и т.п. Все эти варианты отражают то, что “вливается” в ребенка из окружающей жизни. Социальные условия, в которых живет ребенок, определяют не только сюжеты, но прежде всего содержание детских игр.
4. Влияние игры на развитие личности ребенка.
Слайд 6. Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры,который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. В ролевых играх с сюжетом есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.
Соподчинение мотивов впервые возникает и наиболее ярко проявляется в игре. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.
Игра оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей, мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.
Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли отсутствующих персонажей. Такая практика действия в придуманном пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.
Слайд 7. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. В основе определения "личность" лежит лежит субъектная позиция по отношению к собственной жизни, которая и составляет суть личностного бытия человека. Иначе говоря, личность не может состояться, без развития у индивида субъектной позиции.
Освоение ребенком позиции субъекта требует специальной педагогической технологии, суть которой в развертывании перед ребенком палитры разнообразной детской деятельности и переводе воспитанника на позицию субъекта детской деятельности в целях развития его индивидуальности. MB. Крулехт считает, что наиболее эффективными из инновационных технологий являются те, которые основаны на модели субъект-субъектного взаимодействия с ребенком. Постановка ребенка в субъектную позицию связана с интересной, значимой для него деятельностью, как правило, проблемного характера, с созданием специальной обстановки, которая побуждает к самостоятельным действиям, поиску решениям.
Слайд 8. Современные исследования показывают, что становление субъектной позиции ребенка в деятельности, общении и познании обеспечивает развитие таких важнейших качеств, как активность, самостоятельность, творческое начало. Субъектная позиция в деятельности является системообразующим компонентом целостного развития дошкольника и личностной готовности к школьному обучению. Возможность освоения ребенком субъектной позиции, по мнению М.В. Крулехт, в период дошкольного детства во многом зависит от взрослого, от его позиции. В инновационных поисках воспитатель занимает лидирующую, но не доминирующую позицию. В зависимости от возраста дошкольников он гибко меняет стратегию и выполняет функции не только организатора, но и партнера, старшего товарища по игре, роль режиссера, но не распорядителя, роль консультанта, но не диктатора, что и обеспечивает содержательный диалог детей с познаваемой ими реальностью (миром предметов, природы, людей), способствует обогащению личностного оп
Слайд 9. 5. Работа в группах.
Задание 1.
Участникам деловой игры предлагается по итогам просмотра видео сюжета, провести анализ игровой деятельности.
Видео сюжет для группы « Хочу научиться!»
Видео сюжет для группы «Умею играть!»
Слайд 10. Группа «Могу научить!» проводит экспертную оценку аналитической работы групп.
Задание 2. Определить методы руководства игрой в разных возрастных группах детей. Слайд 11
Задание 3. Решение педагогических ситуаций
Слайд 12, Слайд 13
Участники анализируют игровую деятельность детей, определяют методы организации сюжетно-ролевой игры в разных возрастных группах детей, решают педагогические задачи, защищают свои высказывания, сформулировав выводы.
Экспертная комиссия по окончанию проводит анализ работы, делает выводы, подводит итоги. Фото отчет.
Размещено Tue, 29/03/2011 - 19:37 пользователем Елена Нездоймина.
Уважаемая Лариса Анатольевна! Вы взяли очень интересную, но в то же время достаточно сложную тему для разработки. На мой взгляд, у Вас получилось очень интересное мероприятие, с разными формами работы педагогов, где они являются не столько пассивными слушателями, сколько активными участниками процесса, при этом получая и новую для себя информацию, и закрепляя уже известное. Обязательно использую с Вашего разрешения, этот семинар в работе со своими педагогами. Спасибо и успехов Вам!
На: Творческие игры в системе воспитания детей дошкольного возр
Уважаемая Лариса Анатольевна! Вы взяли очень интересную, но в то же время достаточно сложную тему для разработки. На мой взгляд, у Вас получилось очень интересное мероприятие, с разными формами работы педагогов, где они являются не столько пассивными слушателями, сколько активными участниками процесса, при этом получая и новую для себя информацию, и закрепляя уже известное. Обязательно использую с Вашего разрешения, этот семинар в работе со своими педагогами. Спасибо и успехов Вам!