Официальный сайт rosregistr 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Лот 2 Урок биологии на тему "Соцветия". 6 класс. МОУ лицей № 120 Подобряева Людмила Михайловна

Submitted by Людмила Подобряева on вс, 27/03/2011 - 20:22
Данные об авторе
Автор(ы): 
Подобряева Людмила Михайловна
Место работы, должность: 
МОУ лицей № 120, учитель биологии
Регион: 
Челябинская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 
Сформировать у учащихся представление о соцветиях, их значении в природе, ознакомить с разновидностями соцветий.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

1. Пасечник В.В. Биология. 6 кл. бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2010.

2. Пасечник В.В., Снисаренко Т.А. Биология: бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 6 кл. - М.: Дрофа, 2010.

Используемая методическая литература: 

1. Биология: Ботаника: 6 класс: Книга для учителя.-М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
2. Биология 6-7 кл. Тетрадь для лабораторных работ.-М.: Интеллект-Центр, 1998.
3. Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие.-М.: Эксмо, 2005.
4. Никишов А.И., Косорукова Л.А. Ботаника. Дидактический материал. Методическое пособие для учителей и учащихся. – М.: «РАУБ» - «Илекса», 1998.
5. Никишов А.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 6 класс. – М.: Дрофа, 2005.
6. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
7. Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В. Ботаника для учителя. В 2-х ч. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996.





 

Используемое оборудование: 

Для выполнения лабораторной работы (на каждом столе у учащихся):

таблицы со схемами соцветий, рисунки, гербарии цветковых растений (ландыш, рябина, клевер, нивяник, мятлик).

Для проверки изученного материала, изучения нового материала и закрепления:

компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска StarBoard Hitashi, презентация "Соцветия" (ppt).

Используемые ЦОР: 

Интернет - ресурсы:

1. http://oksanavorobyova.ucoz.ru

2. http://tana.ucoz.ru/

3. www.uroki.net

4. Презентация (часть 1) https://docs.google.com/present/edit?id=0ASAm9qqSt--DZHBjZnAzNl8xNDFta3d...

5. Презентация (часть 2) https://docs.google.com/present/edit?id=0ASAm9qqSt--DZHBjZnAzNl8wZzVubjJ...

Краткое описание: 
Урок биологии на тему "Соцветия" проводится в 6 классе по программе В.В. Пасечника. Цель урока: сформировать у учащихся представление о соцветиях, их значении в природе,ознакомить с разновидностями соцветий. тип урока: комбинированный

Урок на тему: «Соцветия». 6 класс.

Цель: сформировать у учащихся представление о соцветиях, их значении в природе, ознакомить с разновидностями соцветий.

Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с соцветиями растений, рассмотреть их строение, показать их биологическое значение в жизни растений.
Развивающие: продолжить развитие умений выявлять приспособленность строения органов растения к выполняемым функциям; продолжить развитие умений работать с рисунками и схемами, выявлять сходство и различие, анализировать, обобщать и делать выводы.
Воспитывающие: воспитывать организованность в работе, аккуратность работы в рабочих тетрадях и с гербариями при выполнении лабораторной работы и работе на доске.

Ожидаемые результаты:

В результате изучения темы "Соцветия" учащиеся должны

знать/понимать: 

понятие "соцветие", разновидности соцветий, их строение и биологическое значение в жизни растений;

уметь:

распознавать и описывать на схемах, рисунках, фотографиях, гербариях различные виды соцветий;

выявлять приспособленность строения органов растения к выполняемым функциям;

сравнивать различные виды соцветий, выявлять сходство и различие и делать выводы на основе сравнения;

проводить самостоятельный поиск биологической информации:

находить в тексте учебника определения, схемы соцветий. 

Новые понятия: соцветие, виды соцветий (простой колос, початок, простой зонтик, корзинка, головка, сложный зонтик, кисть, щиток, сложный колос).

Тип урока: комбинированный.

Методы ведения урока:
Словесные: беседа, рассказ, объяснение.
Наглядные: демонстрация схем соцветий, рисунков и гербарных образцов растений с различными соцветиями, слайдов презентации.
Практические: определение соцветий у растений по гербарному материалу.

Формы организации работы детей:

индивидуальная, фронтальная, групповая.

Формы организации работы учителя:

лектор, консультант.

Средства обучения: схемы соцветий, рисунки, гербарные образцы цветковых растений, учебник, презентация.


Методическая  эффективность используемых технологий:

Использование презентации на ИД на всех этапах урока позволяет:

- сократить затраты времени на проверку домашнего задание, изучение нового материала и закрепление;

- сделать изучение нового материала более наглядным и познавательным;

- организовать различные формы работы учащихся на уроке (индивидуальная, фронтальная, групповая);

- для проверки изученного материала и закрепления используются задания в игровой форме, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету, сделать урок более эмоциональным.



Ход урока:

1. Организационный момент.
2. Проверка изученного материала.
Фронтальный опрос:
- Какие растения называют цветковыми? (Цветковые, или покрытосеменные, растения имеют органы семенного размножения – цветок.)
- Какие виды размножения цветковых растений вам известны? (Семенное и вегетативное.)
- Что такое цветок? (Цветок – видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения.)
- Из каких частей состоит цветок?

Задание 1 
Заполните кроссворд (на ИД, Слайд 1), впишите части цветка так, чтобы буква «К» была общей (Используется функция ИД «Перо»).  Покажите эти части цветка на рисунке. (Ученики по очереди вписывают слова в кроссворд и показывают части цветка на рисунке.)

Кроссворд «Части цветка»

            П Е С Т И К  
            Т Ы Ч И Н К А
            Ч А Ш Е Ч К А
            В Е Н Ч И К  
О К О Л О Ц В Е Т Н И К  
      Ц В Е Т О Н О Ж К А


Задание 2 
Покажите на рисунке «Цветок яблони» (Слайд 2) части цветка, обозначенные цифрами. (Ученики показывают на слайде эти части цветка).

Демонстрация слайда 3 «Проверь себя» (проверяется, правильно ли отвечали ученики).

Задание 3 (Слайды 4,5)
Вставьте пропущенные слова в предложения (учащиеся по очереди вписывают слова в предложения (Используется функция ИД «Перо»).

Вопросы Слайдов 4 и 5 «Вставьте пропущенные слова»:

• Видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения, называется …… (цветок).
• Цветки, в которых есть только тычинки или только пестики, называются ……. (раздельнополые).
• Цветки, в которых есть и тычинки и пестики, называются ……... (обоеполые).
• Цветки, в которых есть только тычинки, называются ……… (тычиночные, мужские).
• Цветки, в которых есть только пестики, называются ……… (пестичные, женские).
• Растения, у которых на одном экземпляре развиваются и тычиночные и пестичные цветки, называются ………. (однодомные). Это растения ………….., ……………. (огурцы, кукуруза)
• Растения, у которых на одном экземпляре развиваются тычиночные цветки, а на другом – пестичные цветки, называются ……… (двудомные). Это растения ……………, ……………, ………………. (тополь, ива, конопля).
• Цветки, через которые можно провести несколько плоскостей симметрии (яблоня, вишня), называются …………. (правильными).
• Цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии (горох, шалфей), называются …………. (неправильными).
• Главные частями цветка являются .………….. и ………….. (тычинки и пестики).
• Тычинка состоит из ………… ……….. и ………….(тычиночной нити и пыльника).
• Пестик состоит из …….., …………. и ………… (рыльце, столбик и завязь). 
• Плод развивается из ………… ……………. (из завязи пестика).
• Семена развиваются из ………… (из семязачатка).
• Околоцветник, состоящий из чашечки и венчика, называют ……… (двойной). Цветки имеют такой околоцветник у ……….., ……….., ………... (Яблоня, вишня, роза, капуста).
• Околоцветник, в котором все листочки более или менее одинаковы, называется ……… (простой). Цветки имеют такой околоцветник у ……….., ………….., ……………. (тюльпан, лилия, амариллис).

- Каковы функции околоцветника? (Околоцветник служит для защиты главных частей цветка – пестика и тычинок от воздействия неблагоприятных факторов среды и для привлечения насекомых – опылителей.)

Задание 4 (Слайды 6, 7, 8 – правильные ответы появляются по щелчку мышью)
Объясните отличия:
Слайд 6: 
Чем отличаются цветки глоксинии и тюльпана? (У глоксинии околоцветник двойной, а у тюльпана – простой.)
Слайд 7:
Чем отличаются цветки вишни и огурца? (У вишни цветки обоеполые, у огурца – раздельнополые.)
Слайд 8:
Чем отличаются растения ива и тыква? (Ива – это двудомное растение, тыква – однодомное растение.)

- Почему пестики и тычинки являются главными частями цветка? (Пестик и тычинка – важнейшие части цветка. В них происходят сложные процессы, связанные с половым размножением и образованием плодов и семян.)

Вопросы эрудита:
1. В начале цветения огурцов распускаются цветки, так называемые «пустоцветы», а затем появляются цветки с «огурчиками». Можно ли получить урожай огурцов при отсутствии пустоцветов? («Пустоцветы» - это тычиночные цветки, в которых образуется пыльца необходимая для опыления и оплодотворения женских цветков.)
2. Для озеленения улиц в городах сажают тополь. Это дерево быстро растет и образует ветвистые кроны. Однако в начале лета люди некоторых улиц бывают недовольны тополем: с него летит пух, который попадает в глаза, нос, застревает в волосах, залетает в открытые форточки. На других улицах в это же время пуха нет, хотя тополей такого же возраста растет много. Как можно объяснить это явление? (Тополь – это двудомное растение, на одном дереве развиваются женские – пестичные цветки, из которых образуются плоды с семенами, а на другом дереве развиваются мужские (тычиночные) цветки, которые служат для опыления и плодов с семенами не образуют.)
3. Выпускницы школы Аня и Юля посадили в плодово-ягодном отделе пришкольного участка два саженца облепихи. Через несколько лет девочки пришли в школу поздравить своих учителей с новым учебным годом и увидели свои деревца. Одна облепиха была усыпана ярко-желтыми ягодами, а на другой ягод совсем не было. Расстроилась Аня. Подруга, улыбнувшись, сказала: «Не огорчайся. Без твоей облепихи и на моей ягод не было бы.» Права ли Юля? (Да, права. Так как облепиха – двудомное растение, на женском экземпляре выросли ягоды, а на мужском развиваются тычиночные цветки, которые образуют пыльцу, необходимую для опыления и оплодотворения женских цветков.)

Задание 5 (Слайд 9)
 Определите, верны ли утверждения (Игра «Верю – не верю» (если утверждение верное, то учащиеся хлопают в ладоши, если утверждение неправильное, то должна быть тишина.))


 Слайд 9 «Верны ли утверждения» (правильные ответы закрыты «шторкой»):
• Существует два способа размножения цветковых растений - семенное и вегетативное. (Да)
• Цветок – орган вегетативного размножения. (Нет, цветок – орган семенного размножения.)
• Главные части цветка – корень и пестик. (Нет, главные части цветка – пестик и тычинки.)
• Внутри завязи пестика имеется одна или несколько семяпочек. (Да)
• Из завязи пестика развивается семя. (Нет, из завязи пестика развивается плод, а семя развивается из семязачатка.)
• На одном растении тыквы развиваются как пестичные, так и тычиночные цветки. (Да, это растение однодомное.)
• Ива, как и кукуруза, - растение однодомное. (Нет, ива – двудомное растение.)
• Любой цветок имеет лепестки и чашелистики. (Нет, есть растения, у которых цветки не имеют околоцветника. Их называют голыми, например, цветки ясеня и ивы.)
• Цветок тюльпана имеет простой околоцветник. (Да)
• Все растения имеют крупные цветки, расположенные поодиночке. (Нет) (* Последнее утверждение служит переходом к изучению нового материала. )

3. Переход к изучению нового материала.
Нет, не все растения имеют крупные цветки, расположенные поодиночке. Как известно, цветки бывают крупные и мелкие. Крупные цветки обычно на растениях расположены поодиночке.

- У каких растений имеются крупные цветки? (Мак, шиповник, эшольция, тюльпан) (Слайд 10)
- Какое растение имеет самый большой цветок? (Раффлезия Арнольди – паразитическое растение, произрастающее в лесах тропической Азии, имеет самый крупный цветок, достигающий в диаметре почти одного метра.) (Слайд 10)

В природе чаще встречаются мелкие цветки, которые расположены группами, образуя вместе из всех цветков общее соцветие. Итак, что такое соцветие, какие виды соцветий встречаются в природе и каково биологическое значение соцветий, вы узнаете сегодня на уроке. Запишите тему урока: «Соцветия» (Слайд 11).

4. Изучение нового материала.
4.1. Объяснение учителя с элементами беседы и демонстрацией слайдов (12-15).

- Ребята, послушайте сказку, но не простую, а биологическую:
В некотором цветковом царстве, покрытосеменном государстве жили-были жители. Были среди них жители знатные – имели они крупные цветки с яркой окраской да сильным ароматом. Часто в гости к ним жаловали гости заморские, полакомиться угощением: сладким нектаром, да вкусной пыльцой. Были в этом царстве-государстве и другие бедные жители – мелкие да неприметные. И красивы они были, и аромат у них был приятный, и нектар вкусный да сладкий. Но гости заморские к ним не хаживали, потому что не замечали их. Обидно было этим жителям. И вот решили они объединиться. Может, вместе они заметнее станут? Так и вышло. Вот так в этом славном государстве восторжествовала справедливость. Наряду с крупными одиночными жителями появились группы - ……… (Соцветия).

Вопросы к сказке:
- О каком царстве-государстве говорилось в сказке? (Царство растений, отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения.)
- Кто были жители этого царства? (Знатные жители - Цветковые растения с крупными цветками, бедные жители – Цветковые растения с мелкими цветками.)
- Кто такие гости заморские? (Насекомые.)
- Чем привлекали к себе заморских гостей (насекомых) знатные жители царства? (Яркой окраской венчика цветка, приятным ароматом, вкусным нектаром и пыльцой.)
- Как бедные жители сумели привлечь к себе насекомых? (Они объединились в группы – соцветия.)
- В чем состоит биологическое значение соцветий? (Мелкие цветки, собранные в соцветия, хорошо заметны для насекомых – опылителей.)

Биологический смысл возникновения соцветий - в возрастающей вероятности опыления цветков как ветроопыляемых, так и насекомоопыляемых растений. В соцветия собраны мелкие цветки, что делает их хорошо заметными для насекомых опылителей. Несомненно, что насекомое за единицу времени посетит гораздо больше цветков, если они собраны в соцветия. Кроме того, цветки, собранные в соцветия, более заметны среди зелени листьев, нежели одиночные цветки. Многие поникающие соцветия легко раскачиваются под влиянием движения воздуха, способствуя тем самым рассеиванию пыльцы. (Слайд 13)

 - Что же такое соцветия?
В учебнике на стр. 129 найдите определение, что называют соцветием.
Соцветия – это группы цветков, расположенных близко один к другомуна одном общем цветоносном побеге в определенном порядке. (Слайд 12)
Запишите это определение в свои тетради.

Цветки, собранные в соцветия, прикрепляются к стеблю, который называют главной осью. К главной оси цветки прикрепляются при помощи коротких или длинных цветоножек. В основании цветоножек имеются мелкие листочки – прицветники.
Соцветия бывают простыми и сложными. В простых соцветиях цветки прикрепляются непосредственно к главной оси, а в сложных соцветиях цветки прикрепляются не к главной оси, а к ее разветвлениям, т.е. к оси второго порядка и т.д. Простыми соцветиями являются кисть, зонтик, початок, головка, колос, корзинка, щиток. Сложные соцветия – сложная кисть, или метелка, сложный колос, сложный зонтик, сложный щиток. (Слайд 14, 15).

4.2. Рассказ о видах соцветий на примере растений, произрастающих в Челябинской области. (Слайды 16 – 30, 34 - 43 «Виды соцветий»).

По ходу рассказа учителя учащиеся заполняют таблицу. (Слайды 16, 34)

Соцветие Схема Описание Пример
       
       
       
       


4.2.1. Простые соцветия
Как уже было сказано выше, простыми называются соцветия, в которых все цветки располагаются только на главной оси. 
Основной вариант простых соцветий — кисть — характеризуются удлинённой главной осью и цветками на хорошо выраженных цветоножках более или менее одинаковой длины. Внешний облик кистей может сильно варьировать (ландыш, фиалка трёхцветная, черёмуха, иван-чай, сурепка обыкновенная, колокольчик персиколистный, вероника длиннолистная, горох посевной) (Слайды 17, 18).
Соцветие с хорошо развитой главной осью и сидячими цветками называют колосом (подорожник, ятрышник, ослинник) (Слайды 19, 20).
Такое же соцветие, но с толстой мясистой осью именуют початком (белокрыльник, аир, рис) (Слайды 21, 22).
Если главная ось укорочена, и цветки сидячие или цветоножки плохо развиты, соцветие называют головкой (клевер, ворсянка, люцерна, адокса) (Слайды 23, 24).
В тех случаях, когда главная ось сильно укорочена, а цветки располагаются на развитых цветоножках одинаковой длины, формируется зонтик (герань, проломник, чистотел, примула) (Слайды 25, 26).
Если на удлиненном общем цветоносном побеге располагаются цветки на цветоножках разной длины - нижние цветоножки намного длиннее верхних и все цветки располагаются в одной плоскости, соцветие называют щитком (садовая груша, боярышник) (Слайды 27, 28).
Наиболее специализированный вариант простых соцветий — корзинка — характерен для представителей обширного семейства Астровые (Сложноцветные) (подсолнечник, ромашка, астра, одуванчик), некоторых зонтичных (синеголовник, саникула), а также колокольчиковых (букашник). В корзинках мелкие сидячие цветки плотно располагаются на поверхности плоской или конусовидной оси соцветия. Снизу ось соцветия окружена обёрткой, которая представлена вегетативными листьями верховой формации (Слайды 29, 30). Для сложноцветных характерны три типа цветков: язычковые, ложноязычковые и воронковидные, — которые могут распределяться в корзинке в различных комбинациях. Внешний облик корзинок имитирует таковой одиночных цветков: обёртка аналогична чашечке, яркие периферические цветки — венчику. Такие высокоспециализированные соцветия, напоминающие отдельный цветок, называют антодиями (др.-греч. anthos — цветок).

 Задание 6 (Слайды 31, 32, 33)
 Сравните соцветия: 
- кисть и колос
- початок и колос
- початок и головка

4.2.2. Сложные соцветия
Сложными называются соцветия, в которых на главной оси располагаются не одиночные цветки, а парциальные (частные) соцветия.

Двойные кисти — такие сложные соцветия, в которых на удлинённой моноподиальной главной оси располагаются пазушные простые кисти. Они свойственны растениям семейства Мотыльковые, некоторым видам рода вероника и др. К двойным кистям близки сложные зонтики, свойственные растениям семейства Зонтичные, сложные колосья, характерные для злаков, а также сложные початки (женское соцветие кукурузы). В этих вариантах сложных соцветий парциальные простые соцветия получили наименование зонтичков, колосков.
В соцветии сложный зонтик от верхушки общего цветоносного побега отходят простые зонтики (душица, тмин, укроп, морковь) (Слайды 35, 36).
В соцветии сложный колос на длинном, тонком общем цветоносном побеге располагаются простые колоски, состоящие из 2-3-х сидячих цветков (пшеница, ячмень, рожь) (Слайды 37, 38).
Сложный початок – соцветие, у которого на длинном утолщенном общем цветоносном побеге располагаются простые колоски, состоящие из 2-3-х сидячих цветков (пестичное соцветие кукурузы) (Слайды 39, 40).
Метёлки (сложные кисти) (Слайды 41, 42, 43) отличаются от двойных кистей более обильным ветвлением и тем, что нижние парциальные соцветия у них развиты и ветвятся гораздо сильнее верхних; в результате типичные метёлки имеют пирамидальную форму (сирень, бирючина, гортензия метельчатая, мятлик, виноград и др.). Встречаются и другие формы этого соцветия. Так, при сильном сокращении числа парциальных соцветий и резком обеднении верхних из них метёлка становится щитковидной (калина, бузина, рябина и др.). Если центральные оси нижних ветвей намного перерастают таковые верхних, формируются кубковидные метёлки, как, например, у лабазника.
Помимо перечисленных существует ещё ряд типов соцветий, у которых особенности ветвления главной оси отличаются от таковых ветвления парциальных соцветий. Их иногда называют агрегатными. Например, метёлка зонтиков — метельчато ветвящееся соцветие, несущее на конечных осях простые зонтики (аралии высокая и маньчжурская). Метёлка корзинок — метельчато разветвленное соцветие, несущее на конечных осях парциальные соцветия — корзинки. Существуют ещё кисть корзинок (череда пониклая), колос корзинок (сушеница лесная). Возможны и другие типы агрегатных соцветий.

 Дополнительная информация:
Завиток — сложное соцветие, в котором от главной оси с единственным цветком отходит другая ось с единственным цветком, а от той — ось третьего порядка и так далее, при этом все цветки направлены в одну сторону. Такое тип соцветия характерен для растений из семейства Бурачниковые: например, для медуницы (Pulmonaria), окопника (Symphytum), незабудки (Myosotis) (рисунок 103 учебника на стр.130).
Если же цветки более высоких порядков возникают попеременно то справа, то слева по отношению к цветкам более низких порядков, то такое соцветие называется извилиной (бурачник, петуния и др.). 
Тирс — сложное соцветие с моноподиально нарастающей главной осью и боковыми частными соцветиями. Тирсы широко распространены, они характерны для представителей семейств Яснотковые, Бурачниковые, Норичниковые и др.
Соцветия различного типа, у которых главная ось является повислой, называются серёжками. Среди серёжек встречаются тирсы (ольха, берёза, лещина), простые кисти и колосья.

Задание 7 (Слайды 44, 45, 46)
 Сравните соцветия: 
- зонтик и сложный зонтик
- колос и сложный колос
- сложный початок и сложный колос

5. Закрепление.
5.1. Лабораторная работа по определению соцветий. 

Задание 8

Пользуясь рисунками и схемами соцветий, разложите гербарии, лежащие на партах, на 2 группы: растения с простыми соцветиями и растения со сложными соцветиями.

Простые соцветия - клевер (головка), ландыш (кисть), нивяник (корзинка), сложные соцветия - мятлик (сложный колос), рябина (сложный щиток).

Задание 9

Определите виды соцветий, выполнив лабораторную работу на стр. 131 учебника, полученные результаты занесите в таблицу тетради с печатной основой на стр. 42, задание 98 .

5.2. Задания для проверки усвоения нового материала. 

Задание 10 «Найдите пару» (Слайды 47, 48)
Используя функцию ИД «перо», необходимо соединить попарно стрелками растения и схемы их соцветий.
Слайд 47
Пары: 
- подорожник – простой колос
- боярышник – щиток
- ромашка – корзинка
- пшеница – сложный колос
Слайд 48
Пары: 
- укроп – сложный зонтик
- ландыш – кисть
- клевер – головка
- первоцвет – простой зонтик

Задание 11 «Найдите лишнее» (Слайды 49-58)
Из четырех - пяти изображений необходимо выбрать лишнее. Объяснить, почему так считаете. Каким общим понятием можно назвать оставшиеся изображения.
Слайды 49, 50 (содержит правильный ответ)
Клевер, черемуха, капуста, ландыш.
Лишнее изображение – клевер, имеющий соцветие – головка. Черемуха, капуста, ландыш имеют соцветие – кисть.
Слайды 51, 52 (содержит правильный ответ)
Сирень, ячмень, вишня, морковь.
Лишнее растение – вишня. Она имеет простое соцветие – зонтик. Остальные растения имеют сложные соцветия: сирень – метелка, ячмень – сложный колос, морковь – сложный зонтик.
Слайды 53, 54 (содержит правильный ответ)
Аир, белокрыльник, кала, подорожник.
Лишнее растение подорожник, имеющий соцветие – простой колос. Другие растения имеют соцветие – початок.
Слайды 55, 56 (содержит правильный ответ)
Астра, одуванчик, мордовник, подсолнечник.
Лишнее растение – мордовник, так как оно имеет соцветие – головка. У астры, одуванчика, подсолнечника соцветие – корзинка.
Слайды 57, 58 (содержит правильный ответ)
Ятрышник, чистотел, незабудка, антуриум, белокрыльник.
Лишнее растение – незабудка, имеющая сложное соцветие – завиток. У других растений соцветия простые: ятрышник – простой колос, чистотел – простой зонтик, антуриум и белокрыльник – початок.

6. Домашнее задание.
Изучить § 29, ответить на вопросы после §.




ПРИЛОЖЕНИЕ

Дополнительная информация к уроку

• Самое большое соцветие имеет пуйя Раймонда, редкое растение семейства бромелиевых, из Боливии. Прямая метелка этого растение диаметром 2,4 м и поднимается на высоту 10,7 м. Каждое соцветие состоит примерно из 8 000 белых цветков. Растение зацветает только после 80-150 лет жизни. После цветения растение погибает.
• Самое маленькое соцветие имеет растение ряска австралийская.
• Соцветия свойственны громадному большинству цветковых растений. Обычно соцветия группируются близ верхней части растения на концах ветвей, но иногда, особенно у тропических деревьев, возникают на стволах и толстых ветвях. Такое явление известно под названием каулифлории . В качестве примера можно привести шоколадное дерево (Theobroma cacao) . Считается, что в условиях тропического леса каулифлория делает цветки более доступными для насекомых-опылителей. Другой пример каулифлории - у широко культивируемого в Крыму и на Кавказе бобового растения - церциса рожкового (Cercis siliquastrum) .


Литература
1. Биология: Ботаника: 6 класс: Книга для учителя.-М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
2. Биология 6-7 кл. Тетрадь для лабораторных работ.-М.: Интеллект-Центр, 1998.
3. Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие.-М.: Эксмо, 2005.
4. Никишов А.И., Косорукова Л.А. Ботаника. Дидактический материал. Методическое пособие для учителей и учащихся. – М.: «РАУБ» - «Илекса», 1998.
5. Никишов А.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 6 класс. – М.: Дрофа, 2005.
6. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
7. Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В. Ботаника для учителя. В 2-х ч. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996.

Интернет-ресурсы
1. http://tana.ucoz.ru/
2. www.uroki.net
3. http://oksanavorobyova.ucoz.ru





 


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Ксения Николаевна Козлова

На: Лот 2 Урок биологии на тему "Соцветия". 6 класс. МОУ лицей №


 Очень хороший конспект и замечательная презентация -   доступная, интересная, познавательная, логичная, имеет практическую значимость, заставляет задуматься и вызывает желание наблюдать за живыми объектами. В представленном ресурсе имеются задания, которые помогут ученикам скорректировать свои знания по биологии и повысить свой ученический рейтинг по предмету.  Данная разработка будет полезна так же при подготовке учащихся к олимпиадам, конкурсам и т.д. 



Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн