Официальный сайт bok-o-bok 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Литературная гостиная. Строка, оборванная пулей

Фото пользователя Наталья Анатольевна Жиркина
Размещено: Наталья Анатольевна Жиркина - вс, 27/03/2011 - 21:27
Данные об авторе
Автор(ы): 
Жиркина наталья Анатольевна
Место работы, должность: 
МОУ " СОШ с. Брыковка Духовницкого района Саратовской области" учитель русского языка и литературы
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
-познакомить учащихся поэтами 40-х годов; рассказать об их судьбе и творчестве, о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны; -развивать интерес к историческому прошлому нашей страны через изучение поэзии военных лет; формировать навыки выразительного чтения. -воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гражданского долга, уважение к памяти защитников Отечества; прививать у учащихся интерес к литературе, музыке, искусству;
Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемое оборудование: 

:выставка книг и сборников стихотворений поэтов о Великой Отечественной войне;  мультимедийная  презентация, компьютер, экран, медиапроектор.

Краткое описание: 
Программа 11 класса отводит минимальное количество уроков на обзорное изучение темы «Литература периода Великой Отечественной войны». Перед учителем стоит трудная задача: в сжатой форме рассказать о литературе данного периода таким образом, чтобы пробудить интерес к истории страны, сохранить память о событиях военной поры, изменивших ход истории. Форма внеклассного мероприятия « Литературная гостиная» даёт возможность встретиться с молодыми поэтами Великой Отечественной войны, поговорить о подвигах поэтов, о поэзии, опаленной войной; познакомить и сохранить в памяти события военной поры.

                                 Пояснительная записка.

Великая Отечественная война стала огромной трагедией и великим подвигом всего нашего народа. Война с фашистской Германией началась неожиданно и беспощадно. Несмотря на то что, казалось бы, на войне не до искусства, без него человеку ни на фронте, ни в тылу было не прожить, и поэзия была самым популярным жанром.

В военной лирике отражены и гражданские, и личные мотивы. Поэты писали об ужасах войны, о воинах и тружениках тыла, о партизанах, женщинах и детях, писали о Родине и о себе, воспевали мужество и великий подвиг нашего народа во имя Родины, свободы и мира.

Программа 11 класса отводит минимальное количество уроков на обзорное изучение темы «Литература периода Великой Отечественной  войны». Перед учителем стоит трудная задача: в сжатой форме  рассказать о литературе данного периода таким образом, чтобы пробудить интерес к истории страны,  сохранить память о событиях военной поры, изменивших ход истории. Форма внеклассного мероприятия « Литературная гостиная» даёт возможность  встретиться  с молодыми поэтами Великой Отечественной войны, поговорить о подвигах поэтов, о поэзии, опаленной войной; познакомить  и сохранить в памяти события военной поры.

Внеклассное мероприятие:

 Литературная гостиная  « Строка, оборванная пулей».

Возраст:

учащиеся 11 класса.

Цели и задачи:

-познакомить учащихся  поэтами 40-х годов; рассказать об их судьбе и творчестве, о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны;

-развивать интерес к историческому прошлому нашей страны через изучение поэзии военных лет; формировать навыки выразительного чтения.

-воспитывать  у учащихся чувство патриотизма и гражданского долга, уважение к памяти защитников Отечества; прививать  у учащихся интерес к литературе, музыке, искусству;

 Оборудование :выставка книг и сборников стихотворений поэтов о Великой Отечественной войне;  мультимедийная  презентация, компьютер, экран, медиапроектор.

Действующие лица:ведущие, чтецы, рассказчики.

Ход мероприятия.

1 ведущий.Давным-давно была война,
                  Давным-давно прошла она,
                  Для тех, кто жил, она была когда-то…
                  Великая Отечественная война.

2 вед.Мы приглашаем вас в литературную гостиную  ( 1 слайд) « Строка, оборванная пулей», где вы встретитесь с поэтами 40-х годов, павшими на фронтах Великой Отечественной войны. « Убитое поколение», - так назвал их Василь Быков. Оно понесло на войне самые большие потери.
 2 слайд. ( Звучит « Довоенный вальс»). На фоне песни :

 1 вед.   Июнь… Клонился к вечеру закат.

            И белой ночи разливалось море,

            И раздавался звонкий смех ребят,

           Не знающих, не ведающих горя.

Начало июня 1941 года. Страна жила мирной жизнью: мирное небо, счастливые лица, все ещё живы…

2 вед.      Июнь… Тогда ещё не знали мы,

              Со школьных вечеров шагая,

              Что завтра будет первый день войны,

              А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

 3 слайд.( Звучит песня «Священная война».) На фоне песни:

1 вед.Такою всё дышало тишиной,

          Что вся Земля ещё спала, казалось.

           Кто знал, что между миром и войной

           Всего каких-то пять минут осталось!

Мирная жизнь прервалась в один из самых длинных дней в году. Этот день начался не тихой росной зарёй, а грохотом бомб, свистом пуль и скрежетом стали.

4 слайд. ( Видео « Нашествие»)

2 вед.  С отчаянной пальбой мчатся мотоциклы, рвутся тысячи серых танков с крестами на борту. Самолёты засыпают бомбами города, окопы, деревни, дороги. Кровь, смерть…

5 слайд.( Объявление войны)

6 слайд.  1 вед. В этот день писатели Москвы собрались как по боевой тревоге на митинг.

7 слайд. 2 вед. Александр Фадеев заявил: « Писатели Советской страны знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером».

8 слайд. 1 вед. Из обращения писателей Сибири 24 июня 1941 года: « Перо в нашей стране приравнено к штуку. Его остриё мы направили против врага, прославляя нашу священную землю. А если понадобиться, и наши жизни будут отданы в бою за Родину».

9 слайд2 вед. Поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в бой.

Война и поэзия. Казалось бы, нет более противоречивых понятий. Но вопреки старинной поговорке: « Когда говорят пушки, музы молчат»,

(10 слайд)в годы испытаний музы не молчали, они вели бой, они становились оружием, разящим врагов. Слово на войне стоило жизни и звучало как никогда весомо.

 1 вед. Но как мало мы знаем о людях, сражавшихся с фашистами и павших в борьбе за свободу и независимость нашей Родины. Знаем ли мы, помним ли мы о поэтах, талант которых убила фашистская пуля?

11 слайд. 2 вед. Фронтовые поэты. А сколько их совсем юных… Они ещё не успели заявить о себе, но нельзя сказать, что их никто не знал. Их знали одноклассники и однокурсники. Они ушли со школьной скамьи, из студенческих общежитий в июне 1941 года, но не всем суждено вернуться в мае 45-го.

( Звучит песня Б.Окуджавы « Ах, война, что ты сделала подлая?»)

12 слайд.1 рассказчик. Лейтенант Павел Коган, поэт, был убит под Новороссийском.

2.Из приказа по Литературному институту от 10 октября 1941 года № 171:

 « … Студента 4-го курса Когана Павла Давидовича числить в отпуске до возвращения из Красной армии». Числить в отпуске…

1.С начала войны, несмотря на освобождение от призыва в армию по состоянию здоровья, ушёл на курсы военных переводчиков и погиб, возглавляя разведгруппу.

2.В 1942 году он писал: « Только здесь на фронте, я понял, какая ослепительная, какая обаятельная вещь жизнь. Рядом со смертью это очень хорошо понимаешь… Я верю в историю, верю в наши силы… Я знаю, что мы победим!»

 1 чтец ( отрывок из стихотворения П.Когана « Из недописанной главы»)

Я патриот. Я воздух русский,

Я землю русскую люблю,

Я верю, что нигде на свете

Второй такой не отыскать,

Чтоб так пахнуло на рассвете,

Что дымный ветер на песках…

И где ещё найдёшь такие

Берёзы, как в моём краю!

Я б сдох, как пёс, от ностальгии

В любом кокосовом раю.

1.Павел жил поэзией. В этом слове он заключал всю свою жизнь, своеотношение к судьбам поколения. Гимном юности и студенчества на долгие годы стала песня, написанная Павлом Коганом и его другом Георгием Лепским - "Бригантина". Бригантина  летит по свободным и бурным морям юношеского воображения и кажется, что это сам Павел - "капитан непостроенных бригов, атаман несозданных вольниц" - стоит за ее штурвалом.

( Исполнение песни на слова П.Когана « Бригантина») ( приложение 1)

 

13 слайд. 3 рассказчик. Двадцатилетний« сын поэта- сам поэт»  Всеволод  Багрицкий погиб 26 февраля 1942 года в маленькой деревушке Дубовки Ленинградской области, записывая рассказ политрука.  Писать начал в раннем детстве. С первых дней войны рвался на фронт.

14 слайд. 4.В письме матери 18 июля 1941 года писал: « Война застала меня за мирной игрой в волейбол на берегу моря. И 27 июня я выехал в Москву…пошёл с двумя товарищами в райком комсомола, нас направили в автошколу».

 2 чтец.( стихотворение В.Багрицкого « До свиданья, дорогая, уезжаю на войну»)

До свиданья, дорогая , уезжаю на войну,

Уж когда вернусь – не знаю-

                                                   на родную сторону.

Опадёт листва сухая, будут вьюги и дожди,

Я вернусь  к тебе, родная, не печалься,

                                                                   подожди.

3.Он всё-таки добился, несмотря на плохое зрение, отправки на фронт. В канун 1942 года получил назначение в газету Второй ударной армии, которая с юга шла на выручку осаждённому Ленинграду.

15 слайд.4. 16февраля 1942 года он писал: « Очень трудна и опасна моя работа, но и очень интересна. Я пошёл работать в армейскую печать добровольно и не жалею. Я увижу и увидел уже то, что никогда больше не придётся пережить. Наша победа освободит мир от самого страшного злодеяния войны».

3.27 февраля привезли мёртвое тело молодого поэта. В его кармане была найдена тоненькая коричневая тетрадь фронтовых стихов, пробитая осколком, который убил юношу.

16 слайд.3 чтец.( стихотворение В.Багрицкого « Ожидание»)

Мы двое суток лежали в снегу.

Никто не сказал: « Замёрз, не могу».

Видели мы – и вскипала кровь-

Немцы сидели у жарких костров.

Но, побеждая, надо уметь

Ждать, негодуя, ждать и терпеть.

По чёрным деревьям всходил рассвет,

По чёрным деревьям спускалась мгла…

Но тихо лежи, раз приказа нет,

Минута боя ещё не пришла.

Слышали ( таял снег в кулаке)

Чужие слова на чужом языке.

Я знаю, что каждый в эти часы

Вспомнил все песни, которые знал,

Вспомнил о сыне, коль дома сын,

Звёзды февральские пересчитал.

Ракета всплывает и сумрак рвёт.

Теперь не жди, товарищ! Вперёд!

Мы окружили их блиндажи,

Мы половину взяли живьём…

А ты, ефрейтор, куда бежишь?!

Пуля догонит сердце твоё.

Кончился бой. Теперь отдохнуть,

Ответить на письма … И снова в путь!

17 слайд. 5 рассказчик. В боях под Сталинградом в январе 1943 года погиб Михаил Кульчицкий. Он был человеком неунывающим, самым великим оптимистом. О себе он любил говорить: « Я самый счастливый на свете!»

4 чтец. (стихотворение М. Кульчицкого «Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник!...»)

Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник! Что? Пули в каску безопасней капель? И всадники проносятся со свистом вертящихся пропеллерами сабель. Я раньше думал: "лейтенант" Звучит вот так: "Налейте нам!" И, зная топографию,он топает по гравию.   Война - совсем не фейерверк, А просто - трудная работа, Когда, черна от пота, вверх Скользит по пахоте пехота. Марш! И глина в чавкающем топоте До мозга костей промерзших ног Наворачивается на чeботы Весом хлеба в месячный паек. На бойцах и пуговицы вроде ешуи тяжелых орденов. Не до ордена. Была бы Родина С ежедневным Бородино!

Его имя высечено золотом в пантеоне Славы на Мамаевом кургане, как бы на вершине века.

18 слайд. 6 рассказчик. Георгий Суворов погиб в бою при переправе через реку Нарву 13 февраля 1944 года. Он пришёл на фронт из далёкой Хакасии, из Абакана, и навсегда сохранил характер таёжного охотника. Открытое лицо, голубые умные глаза, весёлая лукавая улыбка располагали к себе. Писать стихи начал ещё в детстве и писал до своего последнего дня. Он был одержим поэзией. В письме с фронта он писал: « Писать стихи я не бросил ни на минуту. Писал в окопах. Писал в поезде, отправляющемся на фронт. Писал в госпитале. Писал о бомбёжках под ожесточёнными бомбёжками. Везде писал. Обо всём писал. И сейчас пишу. Война – это почва, по которой я сейчас хожу. Стихи – это мои вздохи».

19 -21 слайды  5 чтец.( стихотворение Г.Суворова )

                           ***

Ещё утрами чёрный дым клубится

Над развороченным твоим жильём.

И падает обугленная птица,

Настигнутая бешеным огнём.

Ещё ночами белыми нам снятся,

Как вестники потерянной любви,

Живые горы голубых акаций

И в них восторженные соловьи.

Ещё война. Но мы упрямо верим,

Что будет день- мы выпьем боль до дна.

Широкий мир нам вновь раскроет двери,

С рассветом новым встанет тишина…

В воспоминаньях мы тужить не будем.

Зачем туманить грустью ясность дней?

Свой добрый век мы прожили, как люди-

И для людей.

6.Поэт мечтал о том, как будет держать в руках книгу своих стихов. Сначала он хотел назвать её « Тропа войны», а потом озаглавил строго и просто – « Слово солдата». Под таким названием она и вышла….. Уже после смерти поэта.

22 слайд.7 рассказчик. Политрук пулемётной роты Николай Майоров погиб в боях под Смоленском 8 февраля 1942 года. До войны был студентом исторического факультета МГУ, в то же время посещал поэтический семинар в Литинституте. Несколько его стихотворений появились в студенческой газете « Московский университет». Однокурсники и учителя поэта свидетельствуют, что непосредственно перед войной Майоров считался одним из крупнейших лирических дарований. Летом 1941 года Николай вместе с другими московскими студентами роет противотанковые рвы под Ельней. В октябре его просьба о зачислении в армию была удовлетворена.

Он погиб,  не дописав начатого перед боем стихотворения, не дождавшись книги своей лирики, не окончив университета.

6 чтец.( Стихотворение Н.Майорова )

                                   ***

Нам не дано спокойно сгнить в могиле-

Лежать на вытяжку - и, приоткрыв гробы,

Мы слышим гром предутренней пальбы,

Призыв охрипшей полковой трубы

С больших дорог, которыми ходили.

Мы все уставы знаем наизусть.

Что гибель нам? Мы даже смерти выше.

В могиле мы построились в отряд.

 И ждём приказа нового. И пусть

Не думают, что мёртвые не слышат,

Когда о них потомки говорят.

23 слайд. 8 рассказчик. Муса Джалиль - татарский поэт. В 1-ый же день войны добровольцем ушел в ряды действующей армии. В июне 1942года на Волховском фронте был тяжело ранен и взят в плен. В концлагере вел активную подпольную работу, за что был брошен в фашистский застенок - тюрьму Моабит. В 1944 г. казнен моабитскими палачами.

9.У нас в стране его считали пропавшим в без вести. Только после войны мир облетела весть о его ( 24 слайд)двух маленьких записных книжечках, густо исписанных мелким бисерным почерком . Это 115 стихотворений, написанных в заточении. Он мечтал их напечатать.

25 слайд.8.Поэзия Мусы Джалиля – это поэзия глубокой мысли, страстных чувств, неукротимой воли. Стихотворение « Мои песни»- ключ к стихам Моабитских тетрадей, их обобщение.

7 чтец.(Стихотворение М.Джалиля « Мои песни »)

Песни, в душе я взрастил ваши всходы,
Ныне в отчизне цветите в тепле.
Сколько дано вам огня и свободы,
Столько дано вам прожить па земле!

Вам я поверил свое вдохновенье,
Жаркие чувства и слез чистоту.
Если умрете — умру я в забвенье,
Будете жить — с вами жизнь обрету.

В песне зажег я огонь, исполняя
Сердца приказ и народа приказ.
Друга лелеяла песня простая.
Песня врага побеждала не раз.

Низкие радости, мелкое счастье
Я отвергаю, над ними смеюсь.
Песня исполнена правды и страсти -
Тем, для чего я живу и борюсь.

Сердце с последним дыханием жизни
Выполнит твердую клятву свою:
Песни всегда посвящал я отчизне,
Ныне отчизне я жизнь отдаю.

Пел я, весеннюю свежесть почуя,

Пел я, вступая за Родину в бой.

Вот и последнюю песню пишу я,

Видя топор палача над собой.

 

Песня меня научила свободе,

Песня борцом умереть мне велит.

Жизнь моя песней звенела в народе,

Смерть моя песней борьбы прозвучит.

9.Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

26 слайд. 10. Иосиф Уткин в 1941 году уходит добровольцем на фронт. Был военным корреспондентом фронтовой газеты. После тяжелого ранения вновь вернулся в газету. В 1944 году вышел последний сборник Уткина « О родине. О дружбе. О любви».Погиб поэт  в авиационной катастрофе, возвращаясь с Западного фронта в Москву. Его стихи о любви отогревали сердца, продрогшие на холодном ветру окопной жизни, не давали им черстветь и опустошиться.

27 слайд.8 чтец.( Стихотворение И.Уткина. « На улице полночь. Свеча догорает.)

На улице полночь. Свеча догорает.

Высокие звёзды видны.

Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,

В пылающий адрес войны.

Давно мы из дома. Огни наших комнат

За дымом войны не видны.

Но тот, кого любят,

Но тот, кого помнят,

Как дома – и в дыме войны!

Мы скоро вернёмся. Я знаю. Я верю.

 И время тоже придёт:
Останутся грусть и разлука за дверью,

А в дом только радость войдёт.

А как - нибудь вечером вместе с тобою,

К плечу прижимаясь плечом,

Мы сядем и письма, как летопись боя,

Как хронику чувств, перечтём…

28 слайд. 11. Добровольцем ушёл на фронт студент московского Института философии, литературы и искусства Семён Гудзенко. В записных книжках солдата запись: « Ранен. В живот. На минуту теряю сознание. Больше всего боялся раны в живот. Пусть бы в руку, ногу, плечо. Ходить не могу. Везут на санях».

Одним  из первых его стихотворений, прочитанных писателю Илье Эренбургу стало стихотворение « Когда на смерть идут – поют».

9 чтец. (стихотворение С.Гудзенко « Перед атакой »)

Когда на смерть идут – поют,

А перед этим можно плакать,-

Ведь самый страшный час в бою-

Час ожидания атаки.

Снег минами изрыт вокруг.

И почернел от пыли минной.

Разрыв- и умирает друг

И значит, смерть проходит мимо.

Сейчас настанет свой черёд

За мной одним идёт пехота

Будь проклят сорок первый год,

Ты, вмёрзшая в снега пехота!

Мне кажется, что я магнит,

Что я притягиваю мины.

Разрыв – и лейтенант хрипит.

И смерть опять проходит мимо.

Но мы уже не в силах ждать

И нас ведёт через траншеи

Окоченевшая вражда,

Штыком дырявящая шеи.

Бой был коротким. А потом

Глушили водку ледяную,

И выковыривал ножом

Из-под когтей я кровь чужую.

29 слайд.10.Незадолго до победы молодой поэт писал: « Недавно попал под сильную бомбёжку у переправы через Мораву… Лежал там долго и томительно. Умирать в 1945 году очень не хочется». В 1946 году появятся его следующие строки: « Мы не от старости умрём - от старых ран умрём». Всё произошло с ним именно так в феврале 1953 года.

10 чтец.  ( Отрывок из стихотворения С.Гудзенко « Моё поколение »)

Нас не суждено жалеть, ведь и мы б никого не жалели,

Мы пред нашим комбатом, как пред господом Бога, чисты.

На живых порежели от крови и глины шинели,

На могилах у мёртвых расцвели голубые цветы.

 

Расцвели и опали... Проходит четвёртая осень.

Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.

Мы не знали любви, не увидели счастья ремёсел,

Нам досталась на долю нелёгкая участь солдат.

 

У погодков моих нет ни жён, ни стихов ни покоя-

Только сила и юность. А когда мы вернёмся с войны,

Все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое,

Что отцами –солдатами будут гордиться сыны.

 

Кто вернётся - долюбит? Нет! Сердца на это не хватит,

и не надо погибшим, чтоб живые любили за них.

Нет мужчины в семье - нет детей, нет хозяина в хате.

Разве горю такому помогут рыданья живых?

 

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.

Кто в атаку ходил, кто делился последним куском,

Тот поймёт эту правду, - она к нам в окопы и щели

приходила поспорить ворчливым, охрипшим баском.

 

Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают

Эту взятую с боем суровую правду солдат.

И твои костыли, и смертельная рана сквозная,

И могилы над Волгой, где тысячи юных лежат,

 

Это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,

Подымались в атаку и рвали над Бугом мосты.

...Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели,

Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.

30 слайд.1 вед. Фронтовая поэзия- это поэзия высокой гражданственности. Она была учителем жизни и училась у жизни. Она помогла разглядеть сквозь нависшие тучи солнце, не утратить веры в торжество добра и справедливости. О тех, кому не довелось дожить до Победы,  можно сказать словами фронтовика –поэта Георгия Суворова : « Свой добрый век мы прожили, как люди, и для людей».

2 вед.А стихотворение поэта Николая Майорова стало исповедью людей его поколения, которые ради жизни на земле шли в бой, не жалея себя…

(отрывок из  стихотворения Н.Майорова « Мы были высоки, русоволосы»)

31 слайд. Мы были высоки, русоволосы,

Вы в книгах прочитаете, как миф,

О людях, что ушли не долюбив,

Не докурив последней папиросы…

 

Потомок различит в архивном хламе

Кусок горячей, верной нам земли,

Где мы прошли с обугленными ртами

И мужество, как знамя, пронесли.

32 слайд( Песня В.Высоцкого « Он не вернулся из боя»)

1 вед.Имена… Имена… Имена…Все молодые, талантливые, жадные до жизни, преданные Родине и поэзии. Ведь, что ни фамилия, что ни строчка – то молодая, оборванная войной жизнь. Они пали, их нет, но они живут в поэтических сборниках, их чувства и мысли обрели голос…

33 слайд. 2 вед. Давайте помянем мы нашим молчаньем,

                          Всех тех, кто остался на этих лугах,

                         Вдоль маленькой речки с  красивым названьем,

                         Травой прорастая в её берегах.

                        Давайте их вспомним! С тоской и любовью.

                        И все помолчим…( удары метронома)

                       ( Минута молчания)

34 слайд. 1 вед. И всё ж, поэт не может умереть!

                           И не умрёт народ, рождающий поэтов!

                           Воспрянет разум, чтобы обогреть,

                           Исчезнет зло и ненависть в крови.

                           И если жертвовать собою и придётся

                           Погибнуть – то духовно, от любви!

 ( Песня В.Высоцкого « На братских могилах не ставят крестов»)

35 слайд. 2 вед. К.Симонов писал: « В том,  что страна вновь и вновь вспоминает о подвиге своих сыновей, есть высокая историческая справедливость. Мир был бы другим, если бы советские люди не выстояли, не выдержали этих четырёх лет».

1 вед.Среди весны, когда радостно поют птицы, а земля дымится зеленью молодого хлеба, наступает святой для нашей Родины день- ( 36 слайд) 9 Мая. Мы вспоминаем тех, кто уплатил непомерную цену во имя нашей Победы.

37 слайд.(Все исполняют песню « День Победы»)(  приложение 2)

  

                                  Используемая литература:

1.      До последнего дыхания. Сборник стихов, Москва.,1985

2.     Джалиль М. Костёр над обрывом: Стихи. Письма. М.: Правда, 1987

3.     Коган. А. Стихи и судьбы. Фронтовая тема.

4.     Поэзия Великой Отечественной войны. – М., «Книга», 1988.

5.     Строка, оборванная пулей: Сборник статей. М.: Московский рабочий, 1985

6.     Фонограммы  можно найти здесь:  www.sovmusic.ru.

 

 

 

Приложение 1

 

( Слова песни  « Бригантина»)

Надоело говорить и спорить,

И любить усталые глаза…

В флибустьерском дальнем синем морем

Бригантина подымает паруса…

 

Капитан, обветренный, как скалы,

Вышел в море, не дождавшись дня…

На прощанье подымай бокалы

Золотого терпкого вина.

 

Пьём за яростных, за непокорных,

За презревших грошовый уют.

Вьётся по ветру весёлый роджер,

Люди Флинта песенку поют.

 

Ив беде, и в радости, и в горе

Только чуточку прищурь глаза.

В флибустьерском дальнем синем морем

Бригантина подымает паруса…

 

Приложение 2

 

(Слова песни Давида Тухманова)

 

День Победы, как он был от нас далек

Как в костре потухшем таял уголек

Были версты, обгорелые, в пыли

Этот день мы приближали как могли

 

Этот день Победы

Порохом пропах

Это праздник

С сединою на висках

Это радость

Со слезами на глазах

День Победы, День Победы, День Победы!

 

Дни и ночи у мартеновских печей

Не смыкала наша Родина очей

Дни и ночи битву трудную вели

Этот день мы приближали как могли

 

Этот день Победы

Порохом пропах

Это праздник

С сединою на висках

Это радость

Со слезами на глазах

День Победы, День Победы, День Победы!

 

Здравствуй, мама, возвратились мы не все

Босиком бы пробежаться по росе

Пол-Европы прошагали, пол-Земли

Этот день мы приближали как могли

 

Этот день Победы

Порохом пропах

Это праздник

С сединою на висках

Это радость

Со слезами на глазах

День Победы, День Победы, День Победы!

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн