Официальный сайт all-remont 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Чьим именем гордимся…

Размещено: Елена Владимировна Гражданкина - пн, 28/03/2011 - 10:58
Данные об авторе
Автор(ы): 
Гражданкина Е.В.
Место работы, должность: 
МОУ "Лицей № 1" п. Тюльган
Регион: 
Оренбургская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Литература
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
Час общения в 5 классе, посвященный 300 – летию со дня рождения М. В. Ломоносова. 2011 год Учитель Е.В.Гражданкина Тема: Чьим именем гордимся… Цель: формирование духовно - нравственных и гражданских ориентиров, патриотического сознания учащихся на примере жизнедеятельности великого ученого нашей Родины Ломоносова. Задачи: Расширение исторических знаний и представлений о развитии науки и культуры нашей Родины. Углубление представлений учащихся о жизни и деятельности М. В. Ломоносова. Организовать свободное обсуждение жизненных принципов Ломоносова. Выработать личные жизненные принципы у учащихся. Развитие творческих способностей.

 

Час общения в 5 классе,

посвященный 300 – летию со дня рождения М. В. Ломоносова.

2011 год

Учитель Е.В.Гражданкина

Тема: Чьим именем гордимся…

Цель: формирование духовно - нравственных и гражданских ориентиров, патриотического сознания учащихся на примере жизнедеятельности великого ученого нашей Родины Ломоносова.

Задачи: Расширение исторических знаний и представлений о развитии науки и культуры нашей Родины.

    • Углубление представлений учащихся о жизни и деятельности М. В. Ломоносова.

    • Организовать свободное обсуждение жизненных принципов Ломоносова.

    • Выработать личные жизненные принципы у учащихся.

    • Развитие творческих способностей.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал (карточки с афоризмами Л., карточки по биографии Л., карточки с вопросами по биографии, мозаика (3 экземпляра), клей))

 

Ход занятия

 

I. Мобилизующее начало.

Учитель. Чьим именем гордимся…

1) О ком пойдет речь сегодня на занятии?

2) Какой дате посвящается сегодняшний час общения?

3) Почему название темы звучит именно так?

4) Почему нужно изучать эту тему?

 

II. Вступительное слово учителя сопровождается презентацией. (Слайд 1-3)

Три столетия прошло с того времени, когда жил и творил замечательный сын русского народа – М. В. Ломоносов.

Простой русский человек, сын архангельского крестьянина – помора, он поднялся до таких высот науки и культуры, о которых никто из его предшественников не мог и мечтать.

Короток жизненный путь Ломоносова. Но за это время он совершил столько научных открытий, осуществил столько изобретений, что трудно найти во всей предшествующей мировой истории другого человека таких огромных и плодотворных дерзаний, творческих подвигов.

По силе мысли, глубине знаний, разносторонности творчества Ломоносов не знал себе равных в предшествующей истории человечества, да и на протяжении последующих веков. В его жизни и делах воплощены лучшие черты русского народа.

Обширен перечень областей науки, техники и культуры, с которыми он соприкасался, внося в них новое. Он был новатором в горном деле, в изготовлении приборов, в русской грамматике, в правилах стихосложения, в развитии русского литературного языка и во многом другом.

Ломоносов был рожден в России, жил для России и все свои силы, знания и помыслы отдал России.

III. Просмотр 1ого фильма (Слайд 4)

Слово учителя. О жизни Ломоносова существует много разных мифов, но необходимо помнить , что главную ценность представляет сам человек, его мысли, поступки, дела.

IV. Эпиграф. Обсуждение эпиграфа. (Слайд 5)

Наука есть ясное познание истины, посвящение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков, крепость успеха в несчастье, в счастии – украшение, везде верный и безотлучный спутник.

Как вы понимаете эти слова ?

Почему М.В. Ломоносов так говорил?

Слово учителя. Для того, чтобы заниматься наукой и иметь успех, необходимо обладать многими качествами характера, какими обладал Ломоносов.

 

V. Сценка. «Детство Михаила Ломоносова»

Материал в журнале «Уроки литературы» №4, 2003

VI. Беседа.

  1. Какими качествами обладал Михайло Ломоносов?

- любознательность

- трудолюбие

- настойчивость

- стремление к знаниям

Совет учителя: и вам необходимо воспитывать такие же качества в себе в процессе учебы. Для чего нужны эти качества в жизни?

 

VII. Изучение биографии М.В.Ломоносова Работа в группах велась предварительно. Сообщения учащихся сопровождаются презентацией (Слайд 6 – 14)

1гр. Подготовить рассказ о родине, детстве, родителях.

 

Ломоносов родился 8 (21) ноября 1711года далеко на севере, в деревне Денисовка, близ старинного города Холмогоры. Его мать, Елена Ивановна, дочь дьякона из соседнего села, умерла, когда Михайло исполнилось девять лет. Отец, Василий Дорофеевич, был преуспевающим рыбаком - артельщиком, имевшим несколько судов и собственные промыслы на мурманском побережье. Подобно всем детям из крестьянских семей, Михайло рано начал трудиться: сначала помогал по дому, а уже в десятилетнем возрасте стал ходить в море вместе с отцом. В одиннадцать - двенадцать лет Ломоносов стал учиться читать и писать по Псалтири и грамматике XVII века, осваивая азы точных наук по учебнику арифметики, изданному уже при Петре I. Учился он старательно, плодотворно. Ломоносовские односельчане вспоминали в конце столетия, что дьячок, обучавший Ломоносова грамоте, через год после начала занятий пал перед ним на колени и чистосердечно признался, что передал ему все, что знал, и ничему его больше научить не может.

В 1703году тайком от отца Ломоносов уходит пешком вместе с обозом рыбы в Москву, надеясь там продолжить свое обучение.

 

2гр. Подготовить рассказ о годах учебы в Москве, Петербурге и Марбурге.

 

В Возрасте 19 лет Ломоносов поступает в Славяно – греко – латинскую академию. Ему удалось закончить двенадцатилетний курс менее чем за шесть лет, и в 1736году его в числе 12 лучших учеников направляют в университет при академии наук в Петербурге для продолжения образования. Там Михайло за несколько месяцев так преуспел в науках, что осенью 1736года, когда было решено послать троих студентов в Германию для изучения химии и горного дела, он был выбран как наиболее достойный.

В Германии Ломоносов учился с 1736 по 1741год, сначала в Марбургском университете под руководством великого физика и философа Христиана Вольфа, а затем во Фрейбурге под руководством профессора химии и горных дел Иоганна Ганкеля. Наряду с физикой, химией и геологией Ломоносов за это время овладел немецким, французским, итальянским и английским языками, он стал отличным рисовальщиком. Но, пожалуй, самым главным за тот период стало то, что Ломоносов сформировался как поэт и теоретик литературы, блестящий реформатор русского стихосложения.

 

3 гр. Подготовить рассказ о достижениях в развитии русского языка и литературы.

 

Реформа письменного, литературного языка была жизненного необходима. К выполнению этой задачи времени и приступил Ломоносов. Он пришел к выводу, что совершенствование русского литературного языка возможно лишь на основе сближения с народной речью.

Преодолеть «слепоту» и «немоту» народную без толковой книги по русскому языку было невозможно. К созданию такой книги и обратился Ломоносов, опубликовав в 1757 году первую «Российскую Грамматику», в которой на научной основе разработаны грамматические категории родной речи. «Российская Грамматика» открывала доступ к образованию самым широким слоям населения. Написана она ясным и четким языком, примеры красочны, легко запоминаются.

Ломоносов настойчиво боролся за чистоту и самобытность родной речи и приложил немало усилий для создания школы русского красноречия. Сам он понимал толк в этом деле, прослыл «златоустом», отсюда и желание его помочь соотечественникам в обращении с родными словами. Подготовленная им «Риторика» издавалась несколько раз, что свидетельствует о ее большой популярности.

Ломоносов писал трагедии, басни, эпиграммы, переложения псалмов, героическую поэму и в каждом из этих жанров показал себя опытным мастером и пролагателем новых путей.

Ломоносов пишет «Предисловие о Пользе книг церковных в российском языке», где излагает теорию «трех штилей», в основе которой лежит мысль о необходимости сохранения славянизмов в русском языке.

 

Слово учителя.(Слайд 15 – 17)Ломоносовскую жажду познания, казалось, вообще нельзя было утолить. Он овладел одиннадцатью языками и за несколько месяцев до смерти начал изучать двенадцатый – арабский.

Как вы думаете, с какой целью Ломоносов изучал языки?

В 1755 году по инициативе и по проекту Ломоносова был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, а не только для дворян».

 

ФИЗИЧЕСКАЯ МИНУТКА (Слайд 18)

Стать учеными хотим,

И поэтому твердим

Все науки от А и до Я,

Мы ученая семья.

 

VIII.Ломоносов в литературе.

Слово учителя. Общеизвестна огромная роль М. В. Ломоносова в области русского языка и литературы. Его поэзию любили русские классики всех поколений. Правда, сегодня горячих поклонников его творчества не так уж много. Поэзия Ломоносова, к сожалению, мало знакома школьникам, да и большинству других людей. Надеюсь, что наш час общения вызовет у вас интерес к ней.

 

1. Повторение изученного

  1. Какое произведение Ломоносова мы изучали на уроках литературы?

(«Случились вместе два Астронома в пиру»)

  1. Каков жанр этого произведения? (Басня)

  2. Чтение наизусть

Далее работа сопровождается презентацией( Слайды 19– 23)

  1. Блиц – опрос (толкование устаревших слов)

  2. Игра «Жмурки». (Один ученик встаёт к классу лицом, спиной к доске, на которой написаны ответы. Этот ученик объясняет значения слов из басни, остальные его проверяют. Ответ верный – класс кивает головой, в противном случае – хлопок в ладоши.)

  3. Почему в басне много устаревших слов?

  4. Кто герои басни?

  5. Обсудим прочитанное

 

IX. Ломоносов – художник

1. Кроме того, что Ломоносов – ученый, поэт, он еще и художник. Свое мастерство он воплотил в мозаичных полотнах.

 

2. Просмотр Фильма 4-го (О мозаике Ломоносова, слайд – 24,25)

 

3. Составление мозаики (работа в группах)

1гр. Академия им. Ломоносова

2гр. Музей им. Ломоносова

3гр. Запуск спутника

(учащиеся собирают пазлы и готовят сообщения о получившейся картинке)

 

 

X. Работа в группах (обсуждение афоризмов Ломоносова):

  • 1гр. Ленивый человек в бесчестном покое сходен с неподвижною болотною водой, которая кроме смраду и презренных гадин, ничего не производит.

М. В. Ломоносов

 

  • 2гр. Нет такого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может их разрешить самый знающий человек.

М. В. Ломоносов

 

  • 3гр. Кто малого не может, тому и большее невозможно.

М. В. Ломоносов

 

XI. ИТОГ занятия.

В итоге ответьте на вопросы:

1).Каковы жизненные принципы Ломоносова.

2). Оправдана ли тема часа общения? Почему?

3). Вспомните поставленные нами цели, смогли ли мы их достичь?

 

Оценивание работы учащихся учителем.

Оценивание работы учащихся одноклассниками в группах.

 

Рефлексия:

Какие моменты сегодня вас больше всего заинтересовали?

Какие чувства вы испытывали в течение часа общения по отношению к Ломоносову и его деятельности?

В чём бы вы хотели быть похожими на М.В.Ломоносова?

Что для этого нужно?

 

Напутственное слово учителя. (Слайд – 26)

Неусыпный труд все препятствия преодолеет.

 

М. В. Ломоносов

 

Домашнее задание:

Подготовить игру для классного часа, в которой были бы представлены вопросы о жизни и деятельности М. В. Ломоносова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Размер
ломоносов.ppt 4.23 Мбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн