Видео ролики бесплатно онлайн

Смотреть 365 видео

Официальный сайт ysaa 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Информационные источники сложной структкры.

Фото пользователя Наталья Николаевна Чернышова
Submitted by Наталья Николаевна Чернышова on Fri, 27/02/2009 - 12:14

Практическое занятие (2 часа).

Тема: Знакомство с информационными источниками сложной структуры. Анализ содержания для организации на их основе активной познавательной деятельности учащихся.

Цель: формирование у слушателей представления о назначении и возможностях использования информационных источников сложной структуры (ИИСС) при проведении предметных уроков, а также выработке практических навыков использования системы «1С:Образование 4» для организации и поддержки образовательного процесса.

В результате обучения слушатели должны освоить современные методы ведения урока с использованием ИИСС в различных предметных областях.

1 час.

Теория (10 минут).

Типы ИИСС. Знакомство с каталогом образовательных ресурсов сложной структуры. Сравнительная характеристика основных типов ИИСС.

Под информационным источником сложной структуры (ИИСС) в проекте ИСО принято понимать образовательный ресурс составного характера. ИИСС представляет собой совокупность определенным образом организованных элементарных ЦОР, собранных в единую «сложную» структуру для решения определенных образовательных задач. Создание ИИСС – это привнесение в традиционные учебные материалы информационных ресурсов и компьютерных инструментов, которые дают новое качество процессу учения и обучения.

В отличие от инновационных учебно-методических комплексов (ИУМК), подробно рассматриваемых в следующем разделе, ИИСС не претендуют на кардинальные изменения в учебном процессе. Масштаб ИИСС позволяет рассчитывать на локальные изменения, затрагивающие лишь фрагменты того или иного курса или отдельные элементы информационной поддержки различных предметов. Поскольку ИИСС направлены на достижение частных решений, то многообразие форм реализации педагогических задач может быть чрезвычайно велико.

В связи с этим в проекте ИСО было принято разделение ИИСС на три различных категории.

К первому типу ИИСС были отнесены цифровые ресурсы, которые предназначены для поддержания деятельности ученика и учителя по одной или нескольким конкретным темам. Это могут быть также учебные модули, которые отражали бы не только учебные, но и исследовательские аспекты определенной научной дисциплины. Можно заключить, что первый тип ИИСС предназначен для изменения существующих практик в рамках преподавания определенной учебной дисциплины. Как правило, ИИСС первого типа предполагают использование ресурса преподавателем-предметником, который заинтересован в постепенной модернизации своей системы преподавания. Поэтому при разработке и оценке ИИСС следует в первую очередь обращать внимание на то, как новый цифровой ресурс будет встраиваться в сегодняшний учебный процесс. Совокупность элементарных информационных ресурсов, составляющих ИИСС, должна быть организована в соответствии с определенной структурой курса, традицией его преподавания. ИИСС первого типа содержит все необходимые для организации учебного процесса элементы, включая средства контроля усвоения материала в процессе обучения или самостоятельного изучения.

Ко второму типу ИИСС были отнесены прежде всего справочные издания, которые рассчитаны на использование не в рамках какой-то конкретной темы, а в течение изучения целых курсов – по мере необходимости получения дополнительной, по сравнению с традиционными источниками, информации. Это электронные энциклопедии, атласы, определители, хронологические таблицы и другие формы представления справочной информации. Для ИИСС второго типа характерна внутренняя структура, основанная не на учебных программах и планах (как у ИИСС первого типа), а направленная на обеспечение эффективного поиска информации. Ресурсы в ИИСС, как правило, размещаются по алфавитному или хронологическому принципу, а также на основе традиционной классификации, принятой в соответствующей научной дисциплине или сфере культуры. С точки зрения особенностей образовательного использования ИИСС второго типа, рассчитаны на то, что учащиеся и учителя регулярно обращаются к требуемым ресурсам, а не изучают содержание самого ИИСС на систематической основе. Поэтому при разработке ИИСС первостепенное внимание обращается на организацию внутренней рубрикации, эффективность процедур поиска, наличие механизмов извлечения требуемой информации и сохранения ее для дальнейшего использования (как внутри ИИСС, так и вне его). Существенно, что ИИСС предоставляют существенно расширенный по сравнению с традиционными учебными пособиями информационный объем. Поэтому ИИСС второго типа могут служить информационной основой не только для сопровождения классно-урочной системы, но и для развития проектной деятельности. Возможность извлекать из справочного издания необходимые сведения и организовывать их по своему усмотрению способствует развитию у учащихся новых компетентностей по сравнению с учебным процессом, основанным на дозированной и жестко упорядоченной информации. Таким образом, ИИСС предоставляет преподавателю возможность отказаться от функции транслятора информации и перейти к моделированию самостоятельной деятельности учащихся.

ИИСС третьего типа – это компьютерные инструменты или среды, в которых поддерживается широкий спектр активностей учащихся. Как правило, этот тип ИИСС является самым сложным и трудоемким в программной реализации. В основе большинства из этих ИИСС лежат специально разработанные учебные модели. Эти модели рассчитаны на использование всеми участниками учебного процесса – как педагогами, так и учащимися. В рамках проведения урока преподаватель может использовать компьютерные модели для объяснения сложных явлений и процессов. Если занятия проходят в компьютерном классе с достаточным количеством рабочих мест, то на уроке модели могут быть предоставлены учащимся для выполнения индивидуальных и групповых заданий. Вне учебной аудитории ИИСС третьего типа могут использоваться для поддержания исследовательской деятельности учащихся. К этому же типу ИИСС отнесены различные тренажеры, рассчитанные на самостоятельное совершенствование учащихся в различных видах деятельности. Можно заключить, что все перечисленные выше типы ИИСС способствуют развитию различных видов деятельности участников учебного процесса, причем это относится как к традиционным, так и новым образовательным технологиям.


 
 

 

 1

2

3  

Тип 



 
Тематические модули Справочные системы Интерактивные среды
Включение в образовательный процесс Строгий механизм встраивания в образовательный процесс

 

 

Не имеет строгого механизма встраивания в образовательный процесс


 

 

 

 

Не имеет строгого механизма встраивания в образовательный процесс



 

 

 

Для кого предназначен
(учитель, ученик, учитель и ученик)



 

 

Для поддержки широкого спектра деятельности учителя и ученика 

 

Для поддержки широкого спектра деятельности учителя и ученика  Для поддержки широкого спектра деятельности ученика 

 

 

Рамки использования



 

 

 

При изучении одной конкретной темы или раздела



 

При изучении целого курса  При изучении целого курса

 

 

 

Предусматриваются ли межпредметные связи



 

да да Да, но есть и монопредметные 
Использование ИИСС в учебной и внеучебной деятельности

 

 

 

Классно-урочная
Факультатив
Профильная и предпрофильная
Дополнительное образование



 

Классно-урочная
факультатив


 

 

 

 

Классно-урочная
Самостоятельное (домашнее обучение)
Дистанционное обучение
Подготовка к ЕГЭ



 

Деятельность
ученика



 

 

 

Исследовательская
Проектная 
Дистанционные олимпиады
Конкурсы



 

Исследовательская
Проектная 


 

 

Исследовательская
Проектная 
Дистанционное и самостоятельное обучение


 

Периодичность обращения

Обращение на момент изучения темы или раздела


 

 

Обращение по потребности

 

 

 

Обращение на момент изучения темы или раздела и по потребности



 
Методические материалы
 


 

Текстовые материалы
Примеры уроков
Средства контроля:
 Тренажёры;
 Задания и задачи;
 Виртуальные лаборатории;
Игры и игровые путешествия
Фонограммы

 





 

 

 

 

Текстовые и иллюстративные материалы
Электронные энциклопедии
Атласы и атласы-определители
Хронологические и справочные таблицы
Практикумы
Аттестационные материалы
Викторины
Конструкторы сайтов и уроков
путеводители




 

Демонстрационные и исследовательские модели
Тренажёры
Виртуальные лаборатории
Тесты
Карты
Иллюстративный материал


 
Формы работы


 
 

 

Индивидуальная
Коллективная
Фронтальная



 

Индивидуальная  Индивидуальная
Коллективная 


 

Практика (30 минут).

Работа в парах.

Задание.

1. Выбрать из предложенного каталога два диска по различным предметам.

2. Установить их на ПК.

3. Просмотреть содержимое дисков.

4. Определить, к какому из 3-х типов относится выбранный диск.  Тематические модули;  Справочные систем, ы; Интерактивные среды

5. Провести технологическую экспертизу данных ИИСС и заполнить таблицу.

  1. Название диска
  2. Тип Для кого предназначен (учитель, ученик, учитель и ученик)
  3. Деятельность
  4. Рамки использования
  5. Предусматриваются ли межпредметные связи
  6. Использование ИИСС в учебной и внеучебной деятельности
  7. Методические материалы
  8. Формы работы
  9. Дополнительная информация
    1    2   3
Название диска                
Тип Для кого предназначен (учитель, ученик, учитель и ученик)      
Деятельность      
Рамки использования      
Предусматриваются ли межпредметные связи      
Предусматриваются ли межпредметные связи      
Использование ИИСС в учебной и внеучебной деятельности      
Методические материалы      
Формы работы      
Дополнительная информация      

 

1 час.

Практика (20 минут).

Моделирование ситуации активной познавательной деятельности учащихся с использованием ИИСС.

Работа в группах.

В отличии от ЦОРов информационные источники сложной структуры (ИИСС) – это более сложный в использовании тип информационных ресурсов. Главная особенность ИИСС состоит в том, что они представляют собой систему образовательных ресурсов, которая может включать цифровые источники и инструменты, обеспечивая функции управления учебным процессом и его организации. Прежде всего, такие источники предназначены для творческого учителя, готового и способного самостоятельно строить процесс обучения. Большинство электронных образовательных ресурсов ориентировано на изменения характера взаимодействия учителя и ученика: от учителя как источника информации – к организатору познавательной деятельности, помощнику и консультанту в обучении детей, с большим акцентом на индивидуализацию процесса обучения. При таком подходе у школьников смогут развиться способности к самостоятельному освоению материала, формированию навыков поиска, оценки, отбора и организации информации, что необходимо как для жизни в современном обществе, так и в обществе, контуры которого еще только формируются. Задание: 1. Разработать проект фрагмента урока с использованием материалов ИИСС по выбранной теме. Групповая защита проектов.


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн

Онлайн видео бесплатно