Руководитель:Ераскова Людмила Глебовна, воспитатель ГПД МОУ "СОШ" №8
Характерные черты и особенности программы.
-Тематические блоки программы расположены в определенной системе:от более простых к более сложным.
-Данная прграмма позволяет учитывать различную степень подготовкиучащихся, индивидуадьные способности.
-Содержание позволяет максимально разнообразить творческую деятельностьучащихся, в результате не наступает переутомление, интерес к творчеству не угасает, ребенок избавляется от ненужных переживаний из-за неудач
.-Содержание программы не повторяет имеющиеся школьные курсы трудового обучения.
Популязирует знания по этнокультуре( дети получают информацию о ремеслах и художественных прмыслах Карелии, России, подкрепленную практическими навыками.
-В прграмме запланированы игровые разминки, физкультминутки, вводные сказки- фантазии по теме занятия.
Цели прграммы.
-создание оптимальных условий для развития индивидуальности ребенка, его творческих способностей посредством зеакомства с лепкой из соленого теста;
-развитие мотивации к творчеству и самостоятельности.
Задачи.
-развить у детей жизненно необходимые навыки, требующиеся для их социальной адаптации к условиям изменяющейся действительности;
-помочь детям проявить индивидуальные способностив раннем возрасте, фантазию, наблюдательность и творчество.
-Дать возможность освоить правила и нормы социально приемлемого общения с ровесниками и взрослыми.
-воспитать эстетическое отношение кк предметами явлениям окружающего мира, развить художественный вкус, пробудить интерес к познанию.
-развить образное и прстранственное мышление, моторику рук, глазомер.
-научить работать с различнымиматериалами и инструментами, помочь овладеть основами культуры труда.
В результате оосвоения программы детидолжны знать:
-технологию изготовления соленого теста;
-различные виды окрашивания соленого теста;
-методы сушки изделия.
-методику изготовления изделия из соленого теста;
-названия и назначение инструментов и приспособлений ручного труда , необходимых при лепке ( ножницы, кисти для клея , кисти для раскрашивания, стеки,кухонные ножи), приемы и правила пользования ими.
-названия и назначение материалов ( мука , соль, крахмал, обойный клей, растительное масло, скалка, зубочистки, фигурные формочки для печенья, пищевая фольга, ситечко, пустой стержень для авторучки, прволока, картон, наждачная бумага, бисер, бусины, паетки, стразы ) их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
-простейшие правила организации рабочего места;
-приемы разметки ( линейка, угольник, циркуль, шаблон, трафарет);
-Приемы соединения отдельных деталей ( клей, нитки,прволока, вода);
-правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;
Должны уметь:
- правильно организовать свое рабочее место;
-пользоваться прстейшими инструментами ручного труда;
-соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
-определять основные части поделок, выделять общие и индивидуальные признакипредметов, анализировать под руководством педагога различные изделия( определять их назначение, материал, из которого они изготовлены, способы соединения деталей и последовательность изготовления);
-называть и различать плоские геометрические фигуры ( треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) и объемные ( конус, цилиндр, пирамида, шар);
- экономно размечать материалы с помощью трафаретов, шаблонов , линейки, угольника; вырезать строго по разметке;
-прчно соединять детали между собой, применяя воду, клей, нитку, проволоку;
-сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, прявлять самостоятельность;
применять приобретенные навыки на практике.
Содержание занятий(36 занятий: понедельник 3 часа, среда 3 часа, пятница 2 часа).
1. Вводное занятие-3 часа.
Занятие 1. Знакомство с группой детей. Игры на знакомство. Правилабезопасности труда и личной гигиены на занятиях. Содержание пабочего места. Беседа о видах декоративно- прикладного творчества.
Занятие2. 3 часа.
Из истории лепки из соленого теста. Знакомство с поделками из соленого теста у славян, у индейцев Южной Америки, в Европе, в Китае.Выставка поделок учащихся прошлых лет.
Занятие 3. 2 часа.
Технология изготовления теста. Отработка навыков изготовления теста по 3 основным рецептам.
Занятие 4. 3 часа.
Закрепление навыков изготовления соленого теста.Знакомство с методами окрашивания готового изделия.
Занятие 5. 3 часа.
Изготовление поделок.Отпечатки ладоней на соленом тесте. Обучение различным видам крепления: петелька из проволоки. нитяная подвеска.
Занятие 6. 2 часа .
Изготовление геомнтрических фигур из соленого теста. Набор из круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала
Занятие 7 . 3 часа.
Изготовление цветов. Знакомство с различными группами по принципу изготовления.
Занятие 8. 3 часа.
Изготовление овощей, фруктов.Знакомство с с изготовлением плоских и объемных поделок.
Занятие 9. 2 часа.
Поделки с украшениями из цветов и фруктов.
Занятие 10. 3 часа.
Плетеный веночек.Применение на практике ранее полученных знаний.
Занятие 11. 3 часа.
Корзинка с цветами.Отработка навыков с проволокой.
Занятие 12 . 2 часа.
Корзинка с цветами. Отработка соединения с помощью канцелярского клея.
Занятие 13. 3 часа.
Оплетенная бутылка. Знакомство с использованием в работе сухоцветов. Отработканавыков склеивания. Склеивание - один из видов соединения деталей. Информация о различных видах скрепления деталей.( ниточное, проволочное. соединение " замочком").
Занятие 14. 3 часа.
Цветы на ножке. Правила пользования насадками для изготовления объемных фигур.
Фигурки из отдельных частей.
Занятие 15. 2 часа.
Формирование фигур на цельной основе. Мышка. Отработка навыкоы с кусачкама и круглогубцами.
Занятие 16. 3 часа.
Кошка. Отработка навыков работы с плоскогубцами для изготовления усов и хвоста кошки.
Занятие 17. 3 часа.
Овечка. Отработка навыков и умения пользоваться иглой и плоскогубцами.
Куклы на каркасе.
Занятие 18. 2 часа.
Куклы для спектакля " Красная шапочка".
Красная шапочка.Правила пользования ножницами. Резание по прямой, по косой, по кругу. Использование ситечка для изготовления волос.
Занятие 19. 3 часа.
МамаКрасной Шапочки. Кожа и ее применение.Особенности работы с кожей.
Занятие 20.3 часа.
Бабушка.Работа с проволокой при изготовлении очков. Правили пользования с плоскогубцами.
Занятие 21- 2 часа.
Волк. Изготовление шерсти волка с помощью зубочистки. Использование подручных материалов ( бусины, пуговиы\цы при оформлении глаз и носа.)
Занятие.22. 3 часа.
Охотник. Предварительные работы: изготовление и сушка ружья.Использование лент и перьев при изготовлении тирольской шляпы.
Занятие 23. 3часа.
Барышни. Соединение заранее просушенных деталей: туловище и юбки.Использование плотного кружева при изготовлении платьчя. Изготовление ладоней ( отдельное вылепливание пальцев.
Куклы на каркасе из фольги.
Занятие 24. 2 часа.
Динозаврик.Технология работы с фольгой.
Занятие 25. 3 часа.
Фигурки для подвешивания. Крокодил. Технология изготовления крепления для подвешивания.
Занятие 26. 3 часа.
Птички.Изготовление птиц на металлическом кольце. Использование крашеных перьев.
Занятие 27. 2 часа.
Солнышко. Использование в работе формочки для печенья.
Занятие 28. 3 часа.
Куклы на палец. Подготовка кукол для пальчикого театра. Бобер. Использование ткани при оформлении фигур.
Занятие 29. 3 часа.
Лиса. Баран. Лев.Изготовление гривы из чеснокодавилки.
Занятие 30. 2 часа.
Сложные композиции.
Гусиное семейство.Технология изготовления группы предметов из соленого теста, объединенных общей темой и расположением.
Занятие 31. 3 часа.
Отработка навыков изготовления сложных композиций.
Мальчик у плетня. Использование для поделки заранее окрашенное тесто.
Занятие 32. 3 часа.
Украшения для дочки и мамы.Бусы. Колье. Ожерелья.Использованиеблесток, цепочек.
Экскурсии и общественно- полезный труд.
Занятие 33. 2 часа.
Посещение экспозиции этнографического отдела краеведческого музея.
Занятие 34. 3 часа.
Посещение детской городской выставки Декоративно- прикладного творчества.
Занятие 35.3 часа.
Изготовление поделок и сувениров для ветеранов войны и труда.
Занятие 36. 2 часа. Итоговое занятие. Контроль знаний. Подведение иитогов. Награждение кружковцев.
Обеспечение программы.
Материалы..:
-Мука, соль , крахмал, обойный клей,подсолнечное масло;
-Художественная гуашь, акриловые краски;
-Канцелярский клей, клей " Момент", универсальный клей;
-Бумага цветная, бархатная, писчая, альбомная, репсовая, тетрадная;фольга, картон;
-Проволока;
-Бисер, бусины, пуговицы, паетки;
-Природный материал
-Кожа;
-Нитки катушечные.
Инструменты.
Ножницы, ножи, стеки, плоскогубцы, шило, линейки,валикидля плетения. иголки, скалки, зубочистки.
Литература.
Бардина, Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. - М., 1990.
Божович., Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1986.
Внеклассная работа по труду. сост. А. М. Гусакова.- М. 1981.
Геронимус. Т. М, 150 уроков труда в 1-4 классах. -М. 1994.
Киреева, Е. В. История костюма. М., 1976.
Конышева, Н. М. Лепка в начальных классах. -М. 1985.
Матюхина, М. В.- Психология младших школьников.-М., 1976.
Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов. - М., 1985.
Попова, О. С, Русские художественные промыслы. - М. 1984.
Технология игровой деятельности: учеб. пособие., сост. Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина и др. - Рязань: Изд-во РГПУ, 1994.
Халезова, Н.Б.Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. М., 1984.
Литература, рекомендуемая детям.
Калинич, М. М. Рукоделиедля детей.- Минск, 1997.
Лебедева, Л. И.Десять маленьких друзей. М., 1979.
Лежнева С.С. Своими своими руками.- Минск, 1994.
Майорова Л. М, Театр кукол. М., 1986.
Рубцова Е Н. Лучшие поделки из соленого теста. Рипол классик.2009.
Скребцова Т. О. Соленое тесто: идеи для интерьера.Ростов-на- Дону., 2007.
|
На: Программа обучения прикладному творчеству ( лепка из соленог
замечательно.
как дети любят лепку из теста!!!