Официальный сайт openw 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Разработка урока истории по теме: «Великие реформы или «тихая» революция?»

Данные об авторе
Автор(ы): 
Сафарова Аида
Место работы, должность: 
МОУ Кировская СОШ №5 Кагальницкого района Ростовской области
Регион: 
Рязанская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 
Дидактическая ЦЕЛЬ УРОКА: создать условия для осознания и осмысления изученного материала средствами технологии критического мышления. ЗАДАЧИ: Обучающая: дать расширенную характеристику личности П.А.Столыпина, посредством дискуссии рассмотреть с точек зрения экономической, политической, социальной, психологической сущность его реформ, помочь учащимся понять их противоречивый характер. Методом дискуссии исследовать являлись ли реформы П.А.Столыпина «тихой революцией».Выяснить причинно – следственные связи между социально – политической ситуацией и неудачами новых начинаний. Методом сравнения обобщить представления учащихся об аграрных реформах Александра II, П.А.Столыпина и В.И.Ленина, подвести учащихся к самостоятельным выводам. Показать актуальность обсуждаемых вопросов.
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учеников в классе: 
20
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

Программа «История России XX-начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень (34 ч.)». Авторы: А.А.Левандовский,  Ю.А.Щетинов, В.С.Морозов - М.: «Просвещение», 2006 Учебник: Левандовский А.А., Ю.А.Щетинов, С.В.Мироненко. История России XX-начала XXI века: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень. Допущено МО и Н РФ. Серия МГУ- школе.- М.: «Просвещение», 2008

Используемая методическая литература: 

 

Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «История» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»

Филиппов А.В. Новейшая история России,1945-2006 гг. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2007

Хуторский А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. –  М.: ВЛАДОС, 2000

Сиденко А.С., Новикова Т.Г. Эксперимент в образовании. Учебное пособие для директоров инновационных учебных заведений, зам. директоров по научной и экспериментальной работе, учителей-экспериментаторов. – М.: АПКиПРО, 2002

Шаповал В.В., Митрофанов К.Г. Как быстро и надолго запомнить материал по истории. Пособие для старшеклассников и студентов. – М.: Новый учебник, 2004

Кочетов Н.С. Нестандартные уроки в школе. История. – М.: Учитель, 2002

Лупиков К.В. Игры на уроках истории. 10-11 классы. – М.: Русское слово, 2003

Программа курса и тематическое планирование (авторская программа)М.: Русское слово, 2002

 

Краткое описание: 
Дидактическая ЦЕЛЬ УРОКА: создать условия для осознания и осмысления изученного материала средствами технологии критического мышления. ЗАДАЧИ: Обучающая: дать расширенную характеристику личности П.А.Столыпина, посредством дискуссии рассмотреть с точек зрения экономической, политической, социальной, психологической сущность его реформ, помочь учащимся понять их противоречивый характер. Методом дискуссии исследовать являлись ли реформы П.А.Столыпина «тихой революцией».Выяснить причинно – следственные связи между социально – политической ситуацией и неудачами новых начинаний. Методом сравнения обобщить представления учащихся об аграрных реформах Александра II, П.А.Столыпина и В.И.Ленина, подвести учащихся к самостоятельным выводам. Показать актуальность обсуждаемых вопросов. Развивающая: методом дискуссии учить отбирать необходимый материал, представлять его, оценивать и сопоставлять факты, сравнивать их, делать выводы, характеризующиеся доказательностью, критичностью, самостоятельностью суждений, развивать умение видеть важное, значимое, реально и доказательно оценивать деятельность людей. Развивать монологическую речь, ведение диалога, развивать мыслительную деятельность учащихся, включая элементы исследовательских умений (сравнение, обобщение и т.д.). Способствовать формированию ключевых компетенций у учащихся: 1) связанные с возникновением общества информации – критическое отношение к информации; 2)политические и социальные – участие в развитии и функционировании политических институтов (судебное учреждение). Воспитательная – воспитание нравственной позиции, формирование интереса к истории, уважения к личности как деятельностному началу в истории, уважения к историческому прошлому России. Методическая – формирование коммуникативных навыков обучающихся. МЕСТО УРОКА в изучении темы: урок обобщения по теме (раздел 4) «Россия в революционном вихре 1917г.» ТИП УРОКА: обобщения и систематизации знаний. Форма урока: проблемно – диалоговая с элементами учебной игры (урок- суд, основанный на имитации деятельности судебного учреждения). Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: дискуссия, исследовательский, политическое моделирование, дидактическая игра. ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивная доска, презентация, рабочие тетради, учебники, рабочие листы. ПЛАН УРОКА 1.Орг. момент. 1мин 2. ВЫЗОВ. Мотивация и актуализация знаний (постановка проблемы).4мин 3. ОСМЫСЛЕНИЕ. «Слушается дело о столыпинских реформах начала XX века…»(имитация судебного заседания).15мин 4. РЕФЛЕКСИЯ. Обобщение и систематизация знаний( кластер, ПОПС, синквейн).23мин 5.Подведение итогов. 1мин 6.Домашнее задание.1мин

 

ХОД УРОКА

.Интерактивная технология  - критического мышления - «аквариум».

ВЫЗОВ(цель - заинтересовать, мотивировать, показать ожидаемые результаты)

Слово учителя: (АКТУАЛИЗАЦИЯ) Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме «Россия в революционном вихре 1917г.» и исследуем только аграрный вопрос. Нам известно, что главный вопрос любой революции – вопрос о … власти. А  может о земле? Ведь судьба страны в 1917г. зависела от того: за кем пойдут миллионы  крестьян! Поэтому сегодня мы коснёмся  тех реформаторов, с именем которых связан аграрный вопрос, а главное внимание уделим фигуре последнего реформатора Российской империи П.А.Столыпина.

Тема урока  «Великие реформы или «тихая» революция?».

 Планурока 1.  Постановка проблемы.

  2. Дискуссия с элементами судебного заседания.

  3. Оценка дискуссии.

  4.  Кластер.

      Формула ПОПСа.

      Синквейн.

Актуальностьданной темы велика, поскольку интеллектуальный потенциал и методы проведения аграрных реформ в прошлом могут представлять ценность при решении общенациональной задачи – формировании идеологии современной России.

1917г…. Почему всё-таки революция, а не реформы?

В дискуссии мы исследуем вопрос   реформахПетра Аркадьевича Столыпина – последнего реформатора Российской империи, но уже сквозь призму событий, последовавших за ними. Это - общенациональный кризис, война, две революции.

Наша задача: понять, почему Столыпину не удалось успокоить страну, а наоборот, углубить раскол власти и общества в России. И как отразились последствия его реформ на крушении монархии.

Сформулируем  проблему нашей дискуссии.  В чём драматизм ситуации: с одной стороны мы видим - ошеломляющий результат реформ. А с другой: -  общенациональный кризис. (Учащиеся сами формулируют проблему)  Итак: «П.А.Столыпин - выдающийся реформатор или катализатор революции?» (МОТИВАЦИЯ – метод обучения)

 Интерактивная технология – проблемно – диалоговая форма урока.

(БЕСЕДА – форма организации обучения, результат –таблица) 

 

Что мы уже знаем по этой проблеме?

Что мы должны узнать, чтобы решить проблему

1.Причины реформ Столыпина 1906 – 1911гг.

 

                                                              

2.Содержание реформ.

 

 

3.Последствия преобразований.

.

 

 

 

 

  1. Дать оценку роли личности П.А.Столыпина и его окружения в судьбе народных масс России.
  2. Привести факты, доказывающие, что Столыпин – великий реформатор. Высказать свою точку зрения  в поддержку или опровержение данного утверждения.
  3. Сравнить аграрные реформы 1861г., 1906г и 1917г. с т.з. их последствий для России.
  4. Высказаться аргументировано по вопросу: являлись ли реформы  Столыпина  «тихой» революцией?  Почему  в начале  XXв. в России  сложилась предреволюционная  ситуация?

 

 Каков должен быть результатнашего обсуждения?

(ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД)Прошу занять свои места согласно ролям: судья, прокурор, адвокат. Приветствуется не критика оппонента, а новые решения проблемы, идеи, проекты.

Оставляюза собой право задавать вопросы. Оценивать дискуссию будет 2-я группа. Я передаю им оценочные листыс критериями.

ОСМЫСЛЕНИЕ  (цель – восприятие расширенной  информации, усвоение)

( МОДЕЛИ   ОБУЧЕНИЯ:  СОЧЕТАНИЕ УЧЕБНОЙ ИГРЫ И творческой ДИСКУССИИ )

(РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ: развитие критического, творческого мышления, способности интерпретации)

Судья :Судебное заседание объявляется открытым. Слушается дело о реформах П.А.Столыпина, главы правительства России в 1906-1911гг.  24 августа 1906г. им была опубликована правительственная реформа, цель  которой успокоение страны с помощью чрезвычайных мер и предлагалось начать аграрную реформу. Слово для оглашения обвинения предоставляется государственному обвинителю.

Прокурор: Спасибо, Ваша честь.( УЧИТЕЛЬ:Цель вашего выступления?) - доказать, что вместо успокоения Россия получила потрясения. В начале своего выступления хочу сказать, что с самого начала столыпинские преобразования носили репрессивно-карательный характер, с одной стороны. Это -  военно – полевые суды. С другой, затрагивали только сельское хозяйство. Столыпину охотно позволялось наводить порядок. Столыпину удалось провести в жизнь лишь аграрную и то не до конца, т.к. программа его была рассчитана лет на 20 лет. За 1907-1909 гг. был казнён 2681 человек, т.е. в среднем каждый месяц военные суды казнили более 70 человек. И только после 1910 года кривая государственных убийств пошла вниз. Его политика, лишь на время успокоившая Россию, не могла предотвратить нового революционного взрыва. Известны слова Столыпина: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». К сожалению, ЖИЗНЬ ПОКАЗАЛА ОБРАТНОЕ: великая Россия получила великие потрясения: общенациональный кризис, Россия вступила в первую мировую войну. Считаю его реформы половинчатыми, и не заслуживающими  положительной оценки(УЧИТЕЛЬ: Ваш проект) Нужно было дать землю народу в собственность, сделать землю объектом купли – продажи..

 Судья :Слово предоставляется защите.

Адвокат:(УЧИТЕЛЬ:  Задача вашего выступления?)Несмотря на то, что реформы Столыпина были противоречивыми,  я считаю его выдающимся реформатором и попробую доказать. Проблемы русского народа пытались решать многие. Многие создавали великолепные по содержанию труды о любви к русскому человеку: Достоевский, Чехов, Толстой, Некрасов. Список этих имён можно продолжать бесконечно. Но, впервые в истории России,- длинной и нелёгкой истории,  появился человек, у которого безграничная любовь к России вылилась в детально продуманную, захватывающую все стороны жизни российского общества программу реформ, в которой впервые человек трактовался не как общинный винтик, а как отдельная личность, сильная и свободная. Столыпин видел причины бедственного положения России, а, главное, сумел предложить и во многом осуществить грандиозные планы ее преобразования, которые обеспечили  стремительное развитие страны. К сожалению, Столыпин не был понят ни современниками, ни потомками. Считаю П.А.Столыпина выдающимся реформатором своего времени и  патриотом России. Нельзя всю ответственность за последствия перекладывать на Столыпина. Ему просто не дали завершить задуманное. Считаю столыпинские реформы великими, а его деятельность оцениваю положительно.(УЧИТЕЛЬ: Ваш проект  ? ) Его деятельность оцениваю положительно.

Судья:Предлагаю приступить к прениям. Приглашаются эксперты.

ДИСКУССИЯ.

Участникам дискуссии: 30 секундна каждое выступление.

Эксперт по экономическим вопросам (защита) Уважаемые господа, приведу факты, имеющие положительные последствия для России. Решение аграрного вопроса Столыпин видел в превращении крестьянина в собственника своего земельного надела, по сути фермера. Эксперт по экономическим вопросам (обвинение):Но при этом сохранялось помещичье землевладение! Выселяя на хутора, он хотел отвлечь внимание крестьян от принудительного раздела помещичьих земель. Их принудительно заставляли уходить из общины. Эксперт по экономическим вопросам (защита) Прошу не перебивать. Правительство пыталось решить сразу несколько проблем: создания  слоя сельских хозяев, увеличения экспорта хлеба и проблему перенаселённости деревни. В 1906-1914гг. около четырёх миллионов человек было переселено за Урал, где построили тысячи сёл, освоили миллионы десятин земли. Строились шоссейные и грунтовые дороги, морские порты,  склады, элеваторы, налаживалось телефонное и телеграфное сообщение. Эксперт по экономическим вопросам (обвинение):Возражаю. На окраины России, подальше от помещичьих  имений переселяли  недовольную часть населения. Переселение  было плохо организовано: крестьян бросали на произвол судьбы, и вместо того, чтобы стать самостоятельными хозяевами, многие попали в зависимость местному кулачеству. 16 % вернулось в родные края. Это ещё больше ожесточило бедноту и накалило обстановку в деревне. Реформа проводилась не для крестьян, а для помещиков. Эксперт по экономическим вопросам (защита)Крестьянам-единоличникам  предоставлялись ссуды для покупки земли у помещиков. Реформа сразу дала результаты. В 1913 г. Сибирь вывезла 90% российского экспорта масла. Сибирские кооператоры продавали за границу также пшеницу, шерсть, пушнину. Считаю, что переселенческая политика имела прогрессивное значение для России, так же как и реформа в целом. Что касается пренебрежения к слабым и голодным:он не отбирал землю у богатых, отдавая её бедным, он обеспечивал необходимыми средствами бедных, чтобы научить их пользоваться тем имуществом, которое государство помогало им приобрести. Эксперт по экономическим вопросам (обвинениеПочему крестьянам власть не отдала помещичьи земли в Центральной России, а предлагала ехать неизвестно куда? Почему реформа не затронула всё крестьянство, а только 2 млн. дворов. Только 10 % крестьян стали фермерами. Всё это вызвало ненависть к ним со стороны крестьян- общинников. За один год -1909 полиция зарегистрировала 11 тыс. фактов поджога хуторских хозяйств, крестьяне  уничтожали посевы, ломали инвентарь, травили скот. Эксперт по экономическим вопросам (защита):Могу привести только факты. Россия смогла за короткие сроки выйти на передовые рубежи: посевные площади выросли на 10%, а в районах наибольшего выхода крестьян из общины на 150%. 25% мирового экспорта хлеба принадлежало России, а в урожайные годы до 40%.В 3,5 раза выросли закупки крестьянами сельскохозяйственных машин. Темпы промышленного производства, были самыми высокими в мире. Эксперт по экономическим вопросам (обвинение):Столыпин пытался направить сельское хозяйство России по американскому пути, но не затрагивая основ самодержавия, помещичье землевладение,  а это было невозможно. по политическим вопросам (защита):Россия нуждалась в модернизации не только экономической и политической, в первую очередь,  в создании правового государства. Речь не шла о Конституции, т.к. она  не вызывала одобрения царя и его опоры -  дворянства. Что на деле получили крестьяне в результате политических реформ?  Право поступать на государственную службу и в учебные заведения,  отменялась подушная подать, крестьян запрещалось направлять на принудительные работы, крестьяне получили право свободного избрания места жительства, свободного избрания религии. Каждый гражданин получал право селиться там, где он того желал, никто не имел право вторгаться чужое жилище, лишь в предусмотренных законом случаях. Никто не мог быть задержан, арестован помимо воли суда. УЧИТЕЛЬ:Вы не имеете право высказывать своё мнение .В защиту П.А.Столыпина могу сказать: В июне 1909 П.А. Столыпин присутствовал на встрече государя Императора Николая II с Императором Германии Вильгельмом II на яхте "Штандарт".  В беседе Вильгельм II сказал: "Был бы у меня такой министр, на какую высоту мы подняли бы Германию!"  Так высоко оценил заслуги Столыпина император Германии. У  меня всё.

по политическим вопросам(обвинение):Прошу слова, Ваша честь. Гражданские свободы, о которых шла речь были на самом деле декларацией. На деле это выливалась в преследования, погромы, ликвидацию подпольных типографий, физическое уничтожение противников - поэтому оппозиция объявила Столыпину  войну на уничтожение. Дворянству нужен был Столыпин успокоитель, а не реформатор. Либеральная интеллигенция не могла простить ему военно-полевых судов, защиты самодержавия. Революционеры видели в нём «душителя революции». Политические реформы изменяли элементы системы, но сохраняли самодержавие.Причина краха реформ Столыпина состоит в том, что он хотел провести их недемократическим путем. России нужна была конституция, создание правового государства. Хотя Столыпиным было объявлено о подготовке  законопроектов о превращении России в правовое государство: о свободе вероисповедания, о гражданском равноправии, о реформе местного самоуправления, но  при сохранении самодержавия. Царь же чувствовал, что в «столыпинской  России» самодержавная власть станет ненужной. Первая революция была побеждена, и, как считали Николай II и его подсказчики, побеждена навсегда, а поэтому никаких реформ не требовалось вообще. Приблизительно с 1909 года начались кляузы крайне правых царю на главу правительства. Николай II не терпел в своем окружении тех, кто превосходил его умом и широтой кругозора. Николай окружал себя людьми бездарными, зато разделявшими его собственные взгляды на исторический путь развития России.Добавлю, что после смерти Столыпина курс на реформы был окончательно свёрнут.

по социальным вопросам(защита):Ответственность за уровень жизни своих граждан несёт,  безусловно, государство. На рубеже 19-20вв в Европе пришли  к выводу, что каждый гражданин имеет право на достойное существование, в противном случае в обществе постоянно будут конфликты.Являясь губернатором Саратовской губернии,  Столыпин строит  новые учебные заведения, больницы, начал асфальтирование саратовских улиц, строит водопровод. Предполагалось запретить ночной труд женщин и подростков. Рабочий день подростка сокращался. В Думу были внесены законопроекты  «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев». Рабочим разрешались экономические стачки, создание профсоюзов.  Были  разработаны законопроекты о «О введении всеобщего начального образования в России»,  «Положение об охране древностей». Правительство финансировало научные исследования, реставрационные работы, театральные коллективы, развитие кинематографа, организацию музеев.  Таким образом, реформы Столыпина были направлены на улучшение жизни народа.

по социальным вопросам(обвинение):Но факты говорят  о другом: за подавление крестьянского движения в Саратовской губернии Петр Аркадьевич Столыпин - самый молодой губернатор России - получил благодарность императора Николая II. Были введены  "скорострельные" военно-полевые суды ("скорострельная юстиция"), предание суду происходило в пределах суток после акта убийства или вооруженного грабежа. Разбор дела мог длиться не более двух суток, приговор приводился в исполнение в 24 часа. Столыпин являлся инициатором создания военно-полевых судов и применения смертной казни (веревка для повешения стала называться в народе "столыпинским галстуком"), Столыпин утверждал, что репрессии временная  мера, необходимая для успокоения России. Эти факты ярко демонстрируют, что благими намерениями была вымощена дорога в ад.

Психолог  Разберёмся в  мотивах политической деятельности П.А.Столыпина, министра внутренних дел и Председателя Совета министров Российской империи.  Несколько ярких фактов из биографии этого человека ярко показывают, какие обстоятельства и как повлияли на поведение этого человека.Петр Аркадьевич Столыпин родился 15 апреля (по старому стилю - 2 апреля) 1862 в Дрездене (Германия). Происходил из старинного дворянского рода, корнями восходящего к началу XVI века. Имел пять дочерей и сына. Ещё на посту губернатора Саратова на Столыпина было проведено несколько покушений: в него стреляли, бросали бомбы, террористы в анонимном письме угрожали отравить младшего ребенка Столыпина - трехлетнего сына Аркадия. Талантливый политик, экономист, юрист, администратор, оратор, Столыпин почти отказался от личной жизни, все силы отдавая Российскому государству. Скандальные похождения "святого старца" Г.Распутина заставили Столыпина попросить царя выгнать Распутина из столицы. В ответ на это, тяжело вздохнув, Николай II ответил: "Я с вами согласен, Петр Аркадьевич, но пусть будет лучше десять Распутиных, чем одна истерика императрицы". Узнавшая об этом разговоре Александра Федоровна возненавидела Столыпина и настаивала на его отставке. На ближайшей аудиенции у царя Столыпин подал в отставку. Николай не принял отставки Столыпина, который, уверовав в свои силы, выдвинул перед царем ряд жестких условий.. Надо было хорошо знать своего государя, никогда и никому не прощавшего подобных "силовых приемов" в обращении с собой. Столыпину предстояла поездка в Киев, где в присутствии царя должен был открыться памятник Александру II по случаю недавно исполнившегося юбилея Великой реформы. Пребывание премьер-министра в Киеве началось с оскорблений - ему явно давали понять, что он здесь лишний и его не ждали. По разным данным на жизнь Петра Аркадьевича Столыпина было совершено от 10 до 18 покушений. Умер Петр Аркадьевич Столыпин 18 сентября (по старому стилю - 5 сентября) 1911 в Киеве. По воспоминаниям дочери Петра Аркадьевича Марии Бок (Столыпиной) государь "преклонил колени перед телом верного слуги, долго молился, и присутствующие слыхали, как он много раз повторил слово "Прости". Убийцей Петра Аркадьевича Столыпина оказался помощник присяжного поверенного Дмитрий Богров - сын богатого киевского домовладельца. По материалам следствия имя преступника - Мордко Гершович Богров, иудейского вероисповедания.Богров был казнен. Одна из версий убийства предполагала массонский след.

Столыпин старался держаться здорового образа жизни. Он не курил, употреблял спиртное в исключительных случаях, не любил игры в карты. "Высокий, представительный, великолепно воспитанный, всесторонне образованный; говорил громко, убедительно. Большим благородством веяло от его слов и поступков, что располагало к нему даже его политических противников. В нужных случаях он действовал решительно... Был он примерным семьянином. Гостеприимный, радушный, веселый и остроумный, когда не был чем-то озабочен; он был образцом всех мужских добродетелей. Строгий к себе и снисходительный к ошибкам подчиненных. Он не был честолюбив, и все неблагородное и нечистое было противно его высокой душе" (князь А.В. Оболенский, "Мои воспоминания и размышления") "Как человек П.А. Столыпин отличался прямодушием, искренностью и самоотверженной преданностью Государю и России. Он был чужд гордости и кичливости благодаря исключительно редким качествам своей уравновешенной натуры. Враг всяких неясностей, подозрений и гипотез, он чуждался интриганства и интриганов. По своим политическим взглядам П.А. Столыпин не зависел от каких-либо партийных давлений и притязаний. высокий патриотизм были присущи его честной открытой натуре. Столыпин особенно не терпел лжи, воровства, взяточничества и корысти и преследовал их беспощадно. Т.о.  личная драма, отсутствие поддержки  привели к трагическим событиям 1911г.

Судья:Судебные прения объявляются закрытыми. Прошу адвоката и прокурора сформулировать выводы. Заключительное слово имеет государственный обвинитель.

ПРОКУРОР.Реформы Столыпина не решили проблем, а ещё более обострили противоречия.

Судья:Заключительное слово имеет адвокат.

АДВОКАТ. Ваша честь, надеюсь, что суд учтёт все приведённые факты и примет верное решение.

 Судья: суд удаляется в совещательную комнату для вынесения приговора.

УЧИТЕЛЬ.Заслушаем мнения консультантов о  дискуссии. ( оценка)

О  ЗАЩИТЕ

ЛИСТОК ОЦЕНИВАНИЯ

 

Критерий оценки

 

(+2)Представить информацию, основанную на фактах

_

(+1)Высказать своё личное мнение

 

(+2)Усматривать сходства, аналогии

 

(-2) Высказаться не на тему

 

ОБ ОБВИНЕНИИ.

ЛИСТОК ОЦЕНИВАНИЯ

 

Критерий оценки

 

(+2)Представить информацию, основанную на фактах

 

(+1)Высказать своё личное мнение

 

(+2)Усматривать сходства, аналогии

-

(-2) Высказаться не на тему

 

Об экспертах

ЛИСТОК ОЦЕНИВАНИЯ ДИСКУССИИ

 

Критерий оценки

Эк. Защ.

Пол. защ.

Соц.защ

Эк.ообв.

Пол. обв.

 

Соц.обв.

(+2)Представить информацию, основанную на фактах

 

 

 

 

 

 

(+1) Начать дискуссию

 

 

 

 

 

 

(+1)Высказать своё личное мнение

 

 

 

 

 

 

(+2)Усматривать сходства, аналогии

 

 

 

 

 

 

(+1) Обращать внимание на ошибки

 

 

 

 

 

 

(-2) Высказаться не на тему

 

 

 

 

 

 

(+1)Продвинуть дискуссию вперёд

 

 

 

 

 

 

(-3)Держать монополию на дискуссию (свыше 30 секунд)

 

 

 

 

 

 

(-2) Препятствовать другим лицам в дискуссии

 

 

 

 

 

 

(-3) Личная атака (критические замечания персонального характера)

 

 

 

 

 

 

ВСЕГО ОЧКОВ

 

 

 

 

 

 

РЕФЛЕКСИЯ(цель - анализ информации, творческая переработка)

УЧИТЕЛЬ. На какие вопросы мы ответили?

УЧАЩИЕСЯ.1) и 2)

 

 

 УЧИТЕЛЬ.    ЗАДАНИЕ 1.    Применяя информацию, полученную  в ходе  дискуссии и используя формулу ПОПСа, где

П – позиция «Я  думаю , что…»

О – обоснование «Потому что…»

П – пример «Это можно подтвердить тем, что…»

С – суждение «Таким образом…»

Ответьте на вопросы:

1 гр. Способен ли был Столыпин осуществить свою стратегию, задействовать силы, способные совершить преобразования? (кто?)

2гр. Почему напрасны были мечты Столыпина: сделать Россию великой? (во имя чего?)

3гр. Какие задачи должен был решать Столыпин, чтобы избежать революционного взрыва? Была ли вообще вероятность реформистского развития России в 1906г. -  1910г.? (как?)

 

 

 

 

УЧИТЕЛЬ.Давайте вспомним, (РЕФЛЕКСИЯ)кого ещё из реформаторов, пытавшихся решить аграрный вопрос  в России, вы можете назвать»?     

 УЧАЩИЕСЯ.АлександрII(1861г.),П.А.Столыпин(1906г.),В.И.Ленин(1917г.),

УЧИТЕЛЬ.     ЗАДАНИЕ 2.

 

(РАЗДАЮТСЯ РАБОЧИЕ ЛИСТЫ  А-4 трём группам. Кластер учитель рисует на доске или на интерактивной. Составляется совместно с учащимися.

                                               

 

 

 

Александр II

До реф.земля у…

Следствие- общест строй

После реф. земля у…

Тактика: реф. или рев.?

 

 

 

 

 

 


 

 

 

П.А.Столыпин

Аграрные реформы

                      

 

 

В.И.Ленин

 

 

 

 

 

 

 

 


 

УЧИТЕЛЬ.Проанализируемкластер. Сравним, как решался вопрос о земле.

 1.Какие реформы имеют общие черты?

 

2.В чьих  интересах проводились реформы?

3.Какая из реформ решила вопрос о земле?

4.Сравнить с т.з. последствий реформ для России.

5.Кто из реф. -ров действовал в интересах большинства населения, а не узкой группы заинтересованных лиц.

6. После какой реформы противоречия достигли наивысшей остроты?

7.Можем ли мы утверждать, почему  после реформ Столыпина сложилась предреволюционная ситуация? (нет).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧИТЕЛЬ.ЗАДАНИЕ 3.  Творческая работа, цель которой выразить личное отношение. На основе текстов составьте синквейны «Россия пореформенная», «Россия столыпинская» и «Россия советская».

Россия пореформенная

Огромная, убогая

Строит, развивается, медлит

Она мечтает о счастье народа

Ошибается

 Россия «столыпинская»

Бурлящая, стремительная

Планирует, но не осуществляет

Мечтает о свободе

Надеется

Россия Советская                                          Россия современная

Созидающая, счастливая                            Новая, прогрессивная

Строит, мечтает о счастье, поёт                Планирует, развивается, верит

Она достойна счастья                                  Мы любим Россию

Живёт                                                             Наша Родина

Обобщение и систематизация

УЧИТЕЛЬ. Подведём итоги.(учитель совместно с учащимися)

Провозглашается приговор: «….. несмотря на противоречивость и половинчатость  реформ, признать Столыпина П.А. выдающимся политическим деятелем России, великим реформатором и человеком, взявшим на себя в переломное для страны время ответственную историческую миссию: сделать Россию великой……» ( или др.)

Синквейн о Столыпине

Умный, волевой

Планирует, разрабатывает, стремится

Нам нужна великая Россия

Не успел.

Слово учителя:Благодарю всех участников дискуссии.

Слово учителя:Вывод урока. Мы не можем однозначно оценить роль личности в истории. Много было и положительного и отрицательного.  История – многовариантный процесс, на который влияет множество факторов. В любую историческую эпоху появляются  люди, которые наиболее полно и глубоко воплощают своё время, отражают черты эпохи. И, как бы ни развивалась история, она должна развиваться по эволюционному пути.

Итоги. Объявление отметок.

Домашнее задание.  Повт. тему 10. Написать эссе о П.А.Столыпине (ПИСЬМЕННАЯ РЕФЛЕКСИЯ)

 

 

 

 

 

 

 

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн