1. Сообщение учителя или подготовленного ученика о биографии А. Чехова (коммуникативная компетентность, публичное выступление).
2. . Актуализация темы урока (задачная формулировка).
А. П. Чехов был врачом. Но врачевал он не только болезни тела, но и болезни духа. Сегодня мы с вами должны разобраться в истории одной болезни: определить симптомы, поставить диагноз и прописать рецепт. В нашем распоряжении рассказ А. П. Чехова "Хамелеон" и анонимная кардиограмма, которую необходимо распознать и определить ее принадлежность. (См. приложение к уроку)
Но перед тем, как лечить болезнь, ее нужно распознать, определить ее симптомы, поставить диагноз, а потом выписывать рецепт с наименованием лекарства.
3. Знакомство с персонажами рассказа (коммуникативная компетентность, диалог). Итак, познакомимся с нашими пациентами:
- Назовите всех, кто действует на страницах рассказа?
- Обрисуйте ситуацию, в которой оказались герои рассказа.
4. Определение симптомов болезни (коммуникативная компетентность, диалог). Посмотрите на кардиограмму. (См. приложение к уроку).
- Что вы можете о ней сказать?
- Кому она может принадлежать?
- У кого такие перепады в настроении?
5. Работа с текстом (информационная компетентность, извлечение первичной информации: анализ эпизода, характеристика персонажей). Понаблюдайте, как проявляются эти симптомы у героев рассказа.
(Вначале "законное" решение собаку истребить как бродячий скот,
затем голос из толпы - собака берется под защиту, т. к. она генеральская, Хрюкин -
виновник,
затем сомнения городового Елдырина - собаку истребить, Хрюкин - пострадавший, новое сомнение городового:".. .собака - тварь нежная", Хрюкин - "свинья", появление генеральского повара - собака бродячая - истребить,
размышления Прохора - собачонка "ничего себе", а Хрюкину: "Я еще доберусь до тебя!")
Каковы же симптомы болезни Очумелова?
1. Бросает то в жар, то в холод.
2. Смена интонаций голоса: от начальственно-повелительной до рабски трусливой.
3. Правда и справедливость не имеют никакого значения.
4. Все решает чин: кто выше, тот и прав.
2. Двуличие, причем оба лица лживы. А может быть, и трехличие, четырехличие - в зависимости от обстоятельств.
3. Выводы о диагнозе больных (коммуникативная компетентность, диалог). По выявленным симптомам попробуем определить диагноз.
Это хамелеонство.
- Что это такое? Давайте определим переносное значение этого слова. Хамелеон - это человек, меняющий свои взгляды, убеждения в зависимости от обстоятельств (см. приложение к уроку).
- А что вы слышите в этом слове еще?
Хам ли он (хам ли Очумелов? - см. приложение к уроку).
- Одинок ли Очумелов в своей болезни?
- Почему в конце рассказа толпа смеется над Хрюкиным?
- Каков диагноз Хрюкина? Докажите.
(Тот же, разумеется, ибо те же симптомы: тон его то требовательный, то заискивающий, он пытается извлечь выгоду даже из укуса пальца, причем палец то поднят вверх, то стыдливо опущен вниз).
- А окружающие? Разве они здоровы?
- Каков диагноз болезни толпы?
(Тот же: вначале сочувствуют Хрюкину, а затем смеются над ним, одобряют действие блюстителей закона - чин!).
4. Выводы к уроку.
Лечение и профилактика хамелеонства.
- Как предлагает лечить эту болезнь доктор Чехов (рецепт)? (см. приложение к уроку), ("...выдавливать из себя по капле раба...и, проснувшись в одно прекрасное утро, почувствовать, что в твоих жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая, человеческая...").
- Сочувствует ли Чехов этим больным?
(да, но советует избавиться от низкопоклонства перед каждым, кто хоть немного сильнее тебя, не пресмыкаться перед богатством и властью, не льстить чинам, не быть подхалимом, угодником, льстецом, уважать в себе личность!). Предостережение!
Помните! Хамелеон вооружен и очень опасен! Болезнь, которую диагностировал в 1884 году А. П. Чехов, живет и поныне. В рассказе описана будничная ситуация: судьба собачки зависит от Очумелова. А если от такого Очумелова будет зависеть судьба и жизнь человека? Не мешкайте! И если найдете в себе хоть каплю хамелеонства - лечить!