За несколько секунд нужно сфотографировать большее количество слов.
ПЕНАЛ
РЕДИС
СКАЗКА
ЯБЛОКО
СТОРОЖ
Г) чтение известного текста.
Чтение «Буксир»,
чтение «Молния»,
чтение «Скорость».
4. Постановка учебной цели.
- Как называется 1 раздел нашего учебника? «Страна далекого детства».
Мы продолжаем говорить о детстве. Детство – пора золотая. На уроке встречаемся с «Поэтической тетрадью». Она называется «Мне вспомнились детства далекие годы».
5. Повторение изученного материала.
Вспомним авторов раздела «Страна далекого детства» и их произведения. Я буду называть произведения, а вы называйте авторов.
Шмелев И. С., Набоков В.В., Цветаева А. И., Зайцев Б. К., Бажов П.П., Житков Б.С., Паустовский К.Г., Зощенко М.М., Платонов А. П.
( дети называют изученные произведения).
- По жанру они какие произведения?(рассказы).
-Чем отличается стихотворение от рассказа?
(В стихотворениях есть рифма – созвучие концовок слов, чередование ударных и безударных слогов).
6. Введение в тему.
С этим поэтом мы встречались в «Поэтической тетради», которая называется «Моя тихая Родина». Сейчас мы разгадаем кроссворд и вспомним этого поэта.
1. Дерево – символ России.
2. Дерево, которое без ветра дрожит.
3. Вечнозеленое дерево.
4. Дерево, листья которого похожи на ладошку.
5. Самое липкое дерево.
6. Подружка кедра.
( БЕРЁЗА, ОСИНА, ЕЛЬ, КЛЁН, ЛИПА, СОСНА)
- Правильно. Это Есенин.
Есенин – нежное имя,
Соловьиный звон.
Кудрями золотыми
Звенел веселый клён.
Из солнечного ливня
Весеннее лицо,
Овеял ветер нивный
Цветочною пыльцой.
7. Физкульпауза. Упражнение «Деревья».
8. Викторина «Стихи Есенина».
- Я прочитаю отрывки из стихов Есенина, а вы - название стихотворения.
А) Тихо дремлет река,
Темный бор не шумит.
Соловей не поёт,
И дергач не кричит. («Ночь»)
Б) На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой. (« Береза»)
В) Позади ватагой стройною
Продвигались лебежатушки.
И дробилась гладь зеркальная
На колечки изумрудные. («Лебедушка»).
Г)Погасло солнце. Тихо на лужайке.
Пастух играет песню на рожке. ( «Табун»).
Д.) Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает.
Стозвоном сосняка.
9) О С.А. Есенине. Есенин- певец русской природы. Он воспевал красоту родного края, красоту русской березки, зиму, ночь. Он говорил:
Я НАВЕК ЗА ТУМАНЫ И РОСЫ
ПОЛЮБИЛ У БЕРЕЗКИ СТАН,
И ЕЕ ЗОЛОТИСТЫЕ КОСЫ,
И ХОЛЩЕВЫЙ ЕЕ САРАФАН.
- На фотовыставке вы видите красоту русской березы. (Показываю фотоснимки). Эти фотоснимки сделала учительница русского языка и литературы нашей школы Камышева С. И.
- М. Горький говорил: « Какой русский и какой чистый поэт. Он взял у природы даже характерные черты своей внешности: чарующую синеву очей – у озер и небес, мягкие кудри – у крон берез, золото волос у российских нив»
10. Работа над новым материалом.
- А сегодня поговорим о детских годах Есенина.
С.А. Есенин родился в 1895 году в селе Константиново Рязанской губернии. С двух лет был отдан на воспитание деду по линии матери. Вот что пишет сам Есенин о своем детстве:
« Детство мое прошло среди полей и степей. Рос под призором бабушки и дедушки. Среди мальчишек я был коноводом, и был большим драчуном, ходил всегда в царапинах.
У деда были трое больших сыновей. Дяди были озорные и отчаянные. Однажды, когда Сереже было 3,5 года, они посадили его на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Сережа очумел, но крепко держал за холку.
- А как его учили плавать! Дядя Саша брал его на лодку, отъезжая от берега, снимал с него одежду и, как щенка, бросал в воду. Сережа неумело и испуганно плескал воду руками, а дядя подшучивал над ним.
После 8 лет другому дяде он заменял охотничью собаку, плавая по озерам за подстреленными утками.
Дедушке даже нравилось озорство Сергея, он подзадоривал внука за кулачную.
А вот бабушка очень любила своего внука, нежности ее не было границ. Она его ругала за озорство. Стихи писать толчки давала бабушка. Она рассказывала сказки… Некоторые с плохими концами мне не нравились, - пишет Есенин, -и я их переделывал на свой лад»
11. Чтение стихотворения «Бабушкины сказки».
А) Первичное восприятие текста.
- чтение стихотворения учителем.
- словарная работа.
ПО ЗОДВОРКАМ
РАЗУХАБИСТОЙ ГУРЬБОЙ
БРЕДЁМ
ОПОСТЫЛЕЮТ
САЛАЗКИ.
Б) аудирование
Раз-у-ха-бис-той о-пос-ты-ле-ют.
В) Вторичное восприятие текста.
- самостоятельное чтение стихотворения.
(СМЕНА МЕСТ)
Г)Чтение по цепочке.
Д.) Работа над языком стихотворения.
- РИФМА. (рифма перекрестная абаб, парная аабб)
- паузы (длинные, короткие)
- ТЕМП ЧТЕНИЯ (читать нужно, не спеша)
- ИНТОНАЦИЯ ( предложения в основном невосклицательные).
Е) Работа над содержанием стихотворения.
- Как ты думаешь, какое настроение было у поэта, когда он писал это стихотворение?
- Если выразить это стихотворение в цветах, то какого цвета это стихотворение?( тёмного или светлого)
- откуда пришли дети?
(Они катались на санках с горы, вечером идут домой)
- Почему автор пишет, что дети бредут, а не идут?
( потому что они очень устали)
- Какие сказки слушают дети?
- Много ли сказок рассказывает им бабушка?
( Почему вы так решили)
- Хотят ли дети спать? Почему?
- Дети какие в изображении автора?
(Они очень любят сказки, очень внимательные)
- Посмотрите на иллюстрацию. Как вы думаете, есть ли среди них Сергей Есенин? Как узнали?
- Какой эпизод из стихотворения соответствует иллюстрации? Докажите.
- А бабушка какая?
(Умеет рассказывать сказки, знает много сказок, старенькая, она тоже устала, но не хочет огорчать детей).
- Еще какую иллюстрацию можно было нарисовать к данному стихотворению?
12. Итог урока.
- Что нового узнали о жизни и творчестве С. А. Есенина?
- Любите ли вы сказки? Есть ли у вас бабушки, рассказывают ли они вам сказки?
На: Конспект урока по литературному чтению «Мне вспомнились детс
Надежда Викторовна! Очень интересный и емкий урок по творчеству Есенина. Спасибо :-)