- Уберите 1 палочку так, чтобы осталось 8 квадратов. Найди 4 решения. Сравни их между собой.
Работа по теме урока:
1. - В учебнике на стр.56 №163 прочитаем беседу Маши и Миши.
- Какой вопрос задаёт Миша? (почему, когда делили 15 конфет на 6 равных частей, нужно взять по 2 конфеты, а 3 конфеты – это остаток? Почему нельзя было взять по 1 конфете, а в остатке оставить 9 конфет?)
- Что ответила Маша? (она ответила, что для правильного деления с остатком должно обязательно выполняться условие: остаток должен быть меньше делителя).
- Молодцы! А теперь разделите с остатком число 52 на число 7 и проверьте выполнимость условия, о котором сказала Маша.
2.- Верно ли следующее равенство?
76=9*8+4
- Используя это равенство, выполните деление с остатком числа 76 на 9. Сделайте соответствующую запись. Проверьте выполнимость условия из задания 163.
Работа по учебнику:
№165 - из записей выбрать те, которые можно преобразовать в соответствующие случаи деления. Для каждого выбранного равенства запишите соответствующий случай деления с остатком.
57=9*6+3 82=9*9+1
69=8*7+13 95=10*9+5
- Какое равенство нельзя использовать для нахождения неполного частного и остатка? (69=8*7+13)
- Почему? (здесь остаток получается больше делителя, что недопустимо).
- Молодцы!
- Проверим, какие случаи деления с остатком вы записали.
№166 – устно.
- Можно ли с помощью равенства 58=5*10+8 разделить с остатком число 58 на число 5? (нет).
- Почему? Какое правило будет тогда нарушено? (остаток должен быть меньше делителя).
- Молодцы!
Работа в парах:
- Составьте равенство, с помощью которого можно выполнить только один случай деления с остатком. Предложи соседу по парте записать его.
(проверка «работ в парах»).
№168 – устно.
- Может ли при делении на 9 в остатке получиться число 10? Почему? (число 10, т.е. остаток, будет больше делителя 9, а это недопустимо по условию).
- Назовите все остатки, которые могут получаться при делении на 9. (8,7,6,5,4,3,2,1).
- Какое из следующих двух равенств можно преобразовать в запись деления с остатком? 93=9*10+3 93=9*9+12 (первое равенство).
- Молодцы!
Самостоятельная работа: (в печатных тетрадях)
№82 – Определи, верны ли равенства.
85:10=8(ост.5) 127:12=10(ост.7)
53:5=12(ост.3) 73:7=9(ост.10)
№83 – Из предложенных равенств выбери и подчеркни те, в которых деление выполнено правильно. Для оставшихся равенств выполни деление правильно.
45:7=5(ост.10) 34:6=5(ост.4)
33:5=4(ост.13) 24:7=3(ост.2)
62:8=5(ост.22) 25:3=6(ост.7)
№84 – Преобразуй равенства в соответствующие случаи деления.
415=9*43+28 415=9*45+10 415=9*46+1
№85 – Для каждого из делителей напиши все возможные остатки.
1) если делитель число 4, то остатками могут быть числа_____________
2) если делитель число 6, то остатками могут быть числа_____________
3) если делитель число 8, то остатками могут быть числа________
Анализ самостоятельной работы:
Оценку «5» получили: 17 учеников.
Оценку «4» получили: 5 учеников.
Оценку «3» получили: 1 учеников.
Оценку «2» получили: 1 учеников.
Итог:
- С каким условием при делении с остатком познакомились? (при делении с сотатком, остаток должен быть менеьше делителя).