Официальный сайт physbook 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



холодный батик

Submitted by Алена Васильевна Табаваева on чт, 31/03/2011 - 17:47
Данные об авторе
Автор(ы): 
Табакаева Алёна Васильевна
Место работы, должность: 

МОУ "Каракокшинская СОШ", учитель технологии.

Регион: 
Республика Алтай
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Мастер производственного обучения
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Астрономия
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Предмет(ы): 
Информатика и ИКТ
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Музыка
Предмет(ы): 
Основы безопасности жизнедеятельности
Предмет(ы): 
Технология
Предмет(ы): 
Химия
Предмет(ы): 
Черчение
Цель урока: 

 

  • образовательная — ознакомить учащихся с древней технологией холодного батика;
    • воспитательная -   прививать уважение к традициям декоративно-прикладного
      творчества России и других стран;
    • развивающая         развивать   исполнительские   умения,    внимание,   применять
      имеющиеся знания на практике.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
10
Используемые учебники и учебные пособия: 

Давыдов. Батик. Техника, приемы, изделия. Энциклопедия. 

Ковалицкая Л. М., Батик. Методика занятий с детьми 5-6 лет.

Используемая методическая литература: 

Ковалицкая Л. М., Батик. Методика занятий с детьми 5-6 лет.

Давыдов. Батик. Техника, приемы, изделия. Энциклопедия.

Используемое оборудование: 

 

Материально-техническое оснащение;

  •  Ткань  (ситец,  репс,  поплин), 
  • пяльцы  или рамка  (кнопки), 
  • краски  по  батику (акварельные или специальные для батика),
  • художественная кисть (мягкую для рисования),
  • простой карандаш,
  • утюг,
  • бумага для снятия воска.
Используемые ЦОР: 

Презентации при объяснении нового  материала.

Краткое описание: 
<p> &nbsp;</p> <p style="margin-left:1.45pt;"> Искусство ручной росписи ткани очень древнее. Зародилось оно в Индонезии на острове Ява. Еще до производства первых тканей малайцы наносили на предметы, в частности на кору, снятую с дерева, узоры с помощью расплавленного воска диких пчел, а затем окрашивали оставшиеся места растительными красителями.</p> <p style="margin-left:.95pt;"> Когда появились ткани, основы этого метода - нанесение рисунка расплавленным воском &mdash; стали применяться для их оформления. Дело в...том, что воск,., будучи нанесенным, на ткань, не пропускает через себя краситель, т.е. механически резервирует ткань, которую затем можно окрашивать. На этом свойстве воска и был основан один из древнейших методов оформления тканей - способ &quot;батик&quot;.</p>

 

 Цели урока;

  • образовательная — ознакомить учащихся с древней технологией холодного батика;
    • воспитательная -   прививать уважение к традициям декоративно-прикладного
      творчества России и других стран;
    • развивающая         развивать   исполнительские   умения,    внимание,   применять
      имеющиеся знания на практике.

Методы проведения занятия: объяснение нового материала, беседа с закреплением материала в ходе урока, практическая работа учащихся под контролем преподавателя.

 

Объекты труда: рабочие тетради, презентация, компьютеры, проектор, экран.

 

Межпредметные связи: черчение, химия, информатика, история. ОБЖ, ИЗО.

 

Материально-техническое оснащение;

•   Ткань  (ситец,  репс,  поплин),  пяльцы  или рамка  (кнопки),  краски  по  батику (акварельные или специальные для батика), художественная кисть (мягкую для рисования), простой караидаШ.утюг, бумагу для снятия воска.

•   Презентации при объяснении нового  материала.
 

Этапы урока:

 

1.Вводная часть:

  • организационный момент
  • проверка готовности учащихся
  • постановка задачи

2.      Основная часть

  • сообщение исторических сведений
  • сообщение сведений о материалах и инструментах для техники "Батик"
  • вводный инструктаж по выполнению практической работы

3.      Практическая работа

  • обучение учащихся первоначальным приемам работы
  • контроль над выполнением работы
  • индивидуальная работа

4.      Заключительная часть

•   закрепление

      анализ допущенных ошибок

  • оценка проделанной работы
  • уборка рабочих мест
     

Ход урока

 

I.Организационная часть.

II.     Основная часть

 

История батика

Искусство ручной росписи ткани очень древнее. Зародилось оно в Индонезии на острове Ява. Еще до производства первых тканей малайцы наносили на предметы, в частности на кору, снятую с дерева, узоры с помощью расплавленного воска диких пчел, а затем окрашивали оставшиеся места растительными красителями.

Когда появились ткани, основы этого метода - нанесение рисунка расплавленным воском — стали применяться для их оформления. Дело в...том, что воск,., будучи нанесенным, на ткань, не пропускает через себя краситель, т.е. механически резервирует ткань, которую затем можно окрашивать. На этом свойстве воска и был основан один из древнейших методов оформления тканей - способ "батик".

Слово "батик" в переводе с яванского означает "рисование горячим воском", отсюда иназвание техники - "горячий батик".

В батике есть возможность создавать множество различных эффектов путем удалениявоска или пасты с окрашенной ткани. Дело в том, что воск не пропускает краску, поэтомуучасток, который вы покрыли воском, будет светлее другого.

Батик был довольно развит в Египте. В Африке знания о батике передаются от поколения  к поколению, и одни из лучших ручных изделий, изготовленных племенами, были

созданы с помощью этой техники. Батик является одним из самых выразительныхспособов   воплощения   искусства  в   жизнь.   Африка  может   похвастаться   созданиемудивительного текстильного дизайна.

В Китае и Японии также широко использовался батик - это многоцветная художественная  роспись  по  шёлку  (холодный  батик).  А в  Индии  используется  технология  бандан(узелковый батик, жгутовый).

История, связанная с искусством батика, очень длинна и детальна, она передается отпоколения к поколению, тем самым сохраняясь.

В начале XXвека в России изобрели резервирующий состав, не требующий нагревания.

Это сделало нашу страну родиной "холодного батика". Эта техника в сочетании сосвободной  росписью, достаточно проста в исполнении,  но в тоже время содержит  некоторые технические приемы, позволяющие создавать уникальные работы.

В "холодном" батике существует несколько основных техник, не овладев которыми вы несумеете сделать красивую роспись. Холодный батик можно разделить на две крупныесоставляющие: — роспись с применением резерва и - свободная роспись.

Можно сделать занавеску, картину, расписать шелковую блузку или ее деталь. Так чтовозможности неограниченны.

 

Материалы и инструменты

Вспомогательные  приспособления  палитра  и  пипетки  для  смешивания  красок,алюминиевая фольга и калька (для заворачивания раскрашенной ткани при закреплениикрасок), рамка и булавки для натягивания ткани, бумажная клейкая лента (ее приклеиваютна   раму,   чтобы   не   испачкать   ее   краской),   натуральные   кисти   разных   размеров,пульверизатор для распыления краски, соль, прочные нитки, соломинка для коктейля (дляразной техники росписи), мягкий карандаш (для прорисовки контура), фен, утюг (длясушки ткани), краски, резерв, специальные стеклянные трубочки, палитра, ткань, рамки.паспарту, бусины, стразы для украшения.

В   отличие   от   горячего,   в   холодном   батике   чаще   используется   натуральный   иискусственный шелк, но первые образцы можно делать на хлопке.

 

Подготовка к работе

Шелк надо обязательно выстирать - это позволит очистить его от возможных загрязненийи застрахует от пятен, образующихся на шелке при попадании на него капелек воды вовремя работы. Кроме того, если необходимо изделие определенного размера, важно знать,что после стирки шелк дает усадку — примерно 2—3 см на 1 погонный метр. После стиркишелк надо отутюжить и натянуть.Вам необходимо закрепить ткань. Делается это очень легко: ткань натягивается на особыерамки с крючками или прикалывается к рамке обычными кнопками. Во избежаниеокраски самой деревянной рамы лучше на поверхность дерева наклеить скотч.

После того, как вы выполнили подготовительную работу, можно приступать к процессусоздания вашей картины.

 

Организация   рабочего   места. 

 Санитарно-гигиенические   правила   и   правилабезопасности работы

 

Вводный инструктаж по выполнению практической работы

 

  • Если вы взяли для росписи тонкий, прозрачный шелк, то рисунок можно не переводить на ткань, а наносить резерв по контурам рисунка на просвет.
  • Если вы проверите наводку резерва с обратной стороны ткани, то увидите, где необходимо снова нанести состав. Линии резерва с обеих сторон ткани должны совпасть.
  • Если капля резерва упала на ткань, ее можно растворить бензином.
  • Если вы затеяли большую роспись, терпеливо проработали все контуры, потратив на это не один час, а потом начали наносить краски, и, о ужас. тут протекло, и там протекло, и здесь...
  • Не теряйтесь. Скорее берите вновь в руки трубочку с резервом и исправляйте все огрехи.
  • Если по ткани провести мокрой ватой, резервные линии будут хорошо видны, а краска будет лучше растекаться, но окажется менее насыщенной
  • Сюжет, естественно, придумывается не на ходу. На ткань нанесите задуманные контуры специальным карандашом, который после стирки сойдет.
  • Наиболее удобный инструмент для нанесения резерва - стеклянная трубочка длиной 14-18 см. (они продаются в художественных салонах или делаются на заказ).
  • Для росписи холодным резервом наиболее удобны непрерывные плавные линии.

 

Например, для первых опытов лучше выбрать растительный мотив, где точность рисункане столь важна. Подкрасить резервные линии помогут обычные цветные карандаши.Способ несложный, но характерный для карандаша штрих сохранится под резервом.

После высыхания резерва расписывается каждый отдельный элемент рисунка.Роспись получится более нежной и мягкой по тону, если предварительно каждый элементрисунка смачивать водой.

Как и в любой технике батика, роспись надо вести от светлого к темному, тогда можнобудет внести необходимые коррективы, например, очень светлый участок сделать болеетемным, пройдясь по нему еще раз краской.

Темный цвет осветлить уже никак не удастся.

После того, как вы завершили свою работу, ткань необходимо высушить, Снять воск споверхности ткани - погладить работу между несколькими газетами разогретым утюгом,меняя газеты по мере необходимости. Следует повторять данную операцию до тех пор,пока воск полностью не сойдет.И... наслаждайтесь шедевром, который в единственном во всем мире числе есть только уавтора -у вас!

Практическая работа

  • Беседа о выборе техники и сюжета работы.
  • Выполнение учащимися пробных работ в технике "Батик".
  • Оказание педагогом индивидуальной помощи.
  • В ходе практической работы проводится

 

физкультминутка.


Заключительная часть

Закрепление;

  • Какие материалы и инструменты необходимы для техники "Батик"?
  • Назовите основные правила работы с "Батиком"
  • Расскажите о правилах безопасной работы батиком.
     
  • Анализ выполненной работы
    • Подведение итогов, выставление оценок.
    • Домашнее задание: продолжить выполнение работ.
    • Уборка рабочего места.

 

Прикрепленный файл Size
Батик мастер-класс.ppt 3.73 MB
ВИДЫ БАТИКА.rar 3.78 MB


Фото пользователя Людмила Львовна Алимасова

На: холодный батик


Уважаемая Алена Васильевна! Спасибо за предоставленный материал! нужные презентации. Желаю удачи!



Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн