Официальный сайт all-remont 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Плоды и их классификация. Распространение плодов.

Submitted by Ирина Владимировна Бочарова on чт, 31/03/2011 - 19:13
Данные об авторе
Автор(ы): 
Бочарова Ирина Владимировна
Место работы, должность: 

МОУ СОШ № 18 г. Белгорода

Регион: 
Белгородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 

ЦЕЛИ:

Ø     Сформировать представление о плоде как важном генеративном органе покрытосеменного растения;

Ø     Познакомить учащихся с многообразием плодов и семян;

Ø     Подвести учащихся к выводу о значении распространении плодов и семян;

Ø     Сформировать представление о различных способах распространения семян, возникших в процессе эволюции;

Ø     Продолжить формирование умения работать с учебной литературой

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

Биология.Бактерии. Грибы. Растения. В.В.Пасечник

Краткое описание: 
<p> <strong>Основные понятия</strong>: плод; семя; околоплодник; простые и сложные плоды, соплодия; сухие и сочные плоды; односемянные и многосемянные плоды; виды плодов: яблоко, ягода, тыквина, гесперидий (померанец), костянка, многокостянка, зерновка, семянка, орех, желудь, коробочка, боб, стручок; способы распространения плодов и семян: при помощи ветра, воды, животных, человека, саморазбрасывания.</p>

Урок № 26.Плоды и их классификация. Распространение плодов.

 

ЦЕЛИ:

Ø     Сформировать представление о плоде как важном генеративном органе покрытосеменного растения;

Ø     Познакомить учащихся с многообразием плодов и семян;

Ø     Подвести учащихся к выводу о значении распространении плодов и семян;

Ø     Сформировать представление о различных способах распространения семян, возникших в процессе эволюции;

Ø     Продолжить формирование умения работать с учебной литературой

 

Основные понятия: плод; семя; околоплодник; простые и сложные плоды, соплодия; сухие и сочные плоды; односемянные и многосемянные плоды; виды плодов: яблоко, ягода, тыквина, гесперидий (померанец), костянка, многокостянка, зерновка, семянка, орех, желудь, коробочка, боб, стручок; способы распространения плодов и семян: при помощи ветра, воды, животных, человека, саморазбрасывания.

 

Тип урока: комбинированный.

 

 

ЭТАПЫ УРОКА

 

I.Организационный момент. Проверка знаний

 

1. Какие органы выделяют у растений? (Вегетативные – стебель, листья, корень и генеративные – цветок и плод)

2. Что такое соцветия? На какие две группы они делятся? (Соцветие – это группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке. Простые и сложные.)

3. Что такое цветок? (Цветок – это генеративный орган растения, служащий для размножения семенами.)

4. Из чего состоит цветок? ( 1) околоцветника, состоящего из: венчика, образованного лепестками и чашечки, образованной чашелистиками; 2) тычинки, состоящие из пыльника и тычиночной нити; 3) пестика – рыльце, столбик, завязь внутри которой находятся семязачатки.)

 

II. Изучение нового материала

Сообщение темы урока. (дети записывают в тетрадь)

 

Слайд № 1.

 

Целью нашего урока является знакомство с ПЛОДОМ. Основные понятия с которыми мы сегодня познакомимся – плод, семя, околоплодник, сухие и сочные плоды; односемянные и многосемянные плоды; виды плодов: яблоко, ягода, тыквина, гесперидий (померанец), костянка, многокостянка, зерновка, семянка, орех, желудь, коробочка, боб, стручок ( На доске прикреплены таблички с основными понятиями).

 

1.    Беседа учителя с учащимися.

Плод является генеративным органом цветкового растения.

Какое условие необходимо для образования плода? (Чтобы произошло опыление и оплодотворение цветка).

Образуется чаще всего из завязей пестика. Из семязачатков образуются семена, а из стенок завязи – околоплодник.

 

Слайд № 2 Образование плода

Слайд № 3 Строение плода.

 

Какова основная функция плода? (В нем происходит образование и созревание семян. Защита семян).

 

Мы уже с вами знаем, что все покрытосеменные растения образуют плоды. И на слайде видим что у всех есть семена и околоплодник. Но по особенностям строения плоды классифицируются на различные группы. Ученые предложили классифицировать плоды по следующим особенностям:

 

Слайд № 4 Классификация плодов

 

Глядя на плоды на слайдах, скажите на какие группы можно поделить плоды по количеству семян? (Односемянные и многосемянные).

 

Слайд № 5 Односемянные и многосемянные плоды.

 

По характеру околоплодника, т.е. по количеству воды в нём плоды делятся на сухие и сочные.

 

Слайд № 6 Сухие и сочные плоды.

 

А подумайте и ответьте на такой вопрос: клубнику и землянику садовую вы к каким плодам отнесёте: сочным или сухим?  (Дети отвечают). Обычно у сочных плодов бывает сочным околоплодник, а у клубники и земляники семена расположены на сочном разросшемся цветоложе.

 

Если в цветке один пестик, то сколько плодов сможет образоваться? Один.

А если несколько пестиков? Несколько, по количеству пестиков.

А как вы назовёте такие плоды? Простые и сложные. (примеры)

 

Слайд № 7 Простые, сложные плоды и соплодия.

 

Соплодие образуется из целого соцветия в результате срастания нескольких плодов и они превращаются в единое целое. Примеры: ананас, инжир, шелковица, ольха.

 

 

2.    Самостоятельная работа учащихся с элементами параграфа § 30.

Пользуясь материалом учебника с. 132 – 135, заполнить предложенную таблицу.

Смотри приложение № 1.

 

Физкультминутка    

Лимон имеет сочный односемянный плод. (присели)

Груша – это сочный многосемянный плод. (потянулись вверх)

Грецкий орех относится к односемянным сочным плодам. (присели)

Огурец образует плод ягоды. (присели)

Примером плода тыквина является арбуз. (потянулись вверх)

Фасоль образует плод – боб. (потянулись вверх)

 

 

3.    Рассказ учителя с элементами беседы.

Такое разнообразие во внешнем строении плодов связано с формированием в процессе эволюции различных приспособлений к распространению семян.

Очень редко случается так, что семена прорастают на материнском растении (растения манговых зарослей). Большинство семян распространяются на значительные расстояния. Как вы думаете, какой в этом биологический смысл? Это позволяет растениям распространяться на далекие расстояния и заселять новые территории.

Известно несколько способов распространения семян:

1.               Саморазбрасыванием. Этот способ характерен для таких растений как: недотрога, бешеный огурец, акация, горох, фасоль.

Видеофрагмент № 1. Недотрога

Видеофрагмент № 2 Бешеный огурец

 

2.               Ветром. Семена для этого способа должны обладать маленьким весом и иметь специальные приспособления. Малый вес имеют такие семена, как: орхидей, грушанки. Одуванчик, ива, тополь, иван-чай – имеют различные выросты в виде хохолков или волосков. А какие приспособления  у клёна, ясеня, березы? Выросты в виде крылышек.

 

3.               Водой. Как вы думаете для каких растений характерен данный вид распространения? Для водных или околоводных растений. Осока, ольха, кокосовая пальма.

 

4.               Животными, человеком. В процессе эволюции многие растения выработали особые приспособления к этому типу распространения. Какие приспособления встречаются у растений для распространения при помощи животных? Лопух, череда. Они имеют особые выросты в виде крючков, шипиков, липучек, которые прикрепляются к шерсти животных, одежде человека и переносятся на далекие расстояния.

Сочные плоды имеют яркую окраску и тем самым привлекают внимания птиц. Они поедают их и переносят далеко от материнского растения.

 

III. Закрепление изученного материала

Используя ключевые слова нашего с вами урока, найдите что лишнее изображено на картинке и объясните почему вы так считаете. В тетрадочке запишите номер плода который лишний.

Проверяем какое число у вас получилось 3 3 1 1 2.

 

IV. Домашнее задание

Изучить § 30, 31 ответить на вопросы стр. 136. Обратите внимание на вопрос № 3, 5 - прочитать. Приведите три примера сочных и сухих плодов. Найдите в дополнительной литературе сведения о том, как называется плод граната и плод шиповника.

 

V. Подведение итогов урока

Рефлексия. Выберите по одному предложению из каждой колонки и поясните почему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

Классификация плодов

 

Название плода

Тип плода

Примеры растений

сочный

сухой

односе-мянный

многосе-мянный

орех

 

+

+

 

Лещина, липа, лотос, грецкий орех

 

желудь

 

 

+

+

 

Дуб

зерновка

 

+

+

 

Пшеница, рожь, рис, просо, кукуруза, сорго, ячмень

семянка

 

+

+

 

Одуванчик, подсолнечник, василёк

 

боб

 

+

 

+

Горох, фасоль, соя, арахис, клевер

 

стручок

 

+

 

+

Капуста, редис, горчица, редька

 

коробоч-ка

 

+

 

+

Мак, тюльпан, лён, хлопок

костянка

+

 

+

 

Вишня, абрикос, слива, персик, черёмуха

много-костянка

+

 

 

+

Малина, ежевика, морошка, шелковица

ягода

+

 

 

+

Смородина, виноград, картофель, киви, томат, крыжовник

яблоко

+

 

 

+

Яблоня, груша, рябина, боярышник

 

тыквина

+

 

 

+

Огурец, арбуз, тыква, дыня, кабачок

 

помера-нец (геспе-ридий)

+

 

 

+

Апельсин, мандарин, лимон, грейпфрут

фрага (земля-ничина)

 

+

 

+

Земляника, клубника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация плодов

 

 

Название плода

Тип плода

Примеры растений

сочный

сухой

односе-мянный

многосе-мянный

 

 

 

 

 

Лещина, липа, лотос, грецкий орех

 

 

 

 

 

 

Дуб

 

 

 

 

 

 

Пшеница, рожь, рис, просо, кукуруза, сорго, ячмень

 

 

 

 

 

Одуванчик, подсолнечник, василёк

 

 

 

 

 

 

Горох, фасоль, соя, арахис, клевер

 

 

 

 

 

 

Капуста, редис, горчица, редька

 

 

 

 

 

 

Мак, тюльпан, лён, хлопок

 

 

 

 

 

 

Вишня, абрикос, слива, персик, черёмуха

 

 

 

 

 

Малина, ежевика, морошка, шелковица

 

 

 

 

 

Смородина, виноград, картофель, киви, томат, крыжовник

 

 

 

 

 

Яблоня, груша, рябина, боярышник

 

 

 

 

 

 

Огурец, арбуз, тыква, дыня, кабачок

 

 

 

 

 

 

Апельсин, мандарин, лимон, грейпфрут

фрага (земля-ничина)

 

 

 

 

Земляника, клубника

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн