Вы не зарегистрированы

Авторизация



Основания. Классификация. Номенклатура.

Размещено: Ирина Владимировна Бочарова - чт, 31/03/2011 - 19:39
Данные об авторе
Автор(ы): 
Бочарова Ирина Владимировна
Место работы, должность: 

МОУ СОШ № 18 г. Белгорода

Регион: 
Белгородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 

1. Познакомить учащихся с новым классом неорганических соединений – основаниями.

2.  Рассмотреть классификацию, состав и номенклатуру оснований.

3.  Научить учащихся составлять формулы оснований.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемое оборудование: 

твёрдые щелочи и их растворы; ПСХЭ Д.И. Менделеева; таблица растворимости веществ.

Краткое описание: 
<p> Ознакомление учащихся с новым классом неорганических соединений &ndash; основаниями. Изучение свойств оснований.</p>

ТЕМА УРОКА:Основания. Классификация. Номенклатура.

 

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Познакомить учащихся с новым классом неорганических соединений – основаниями.

2.  Рассмотреть классификацию, состав и номенклатуру оснований.

3.  Научить учащихся составлять формулы оснований.

ОБОРУДОВАНИЕ:твёрдые щелочи и их растворы; ПСХЭ Д.И. Менделеева; таблица растворимости веществ.

 

ХОД УРОКА:

I.  Организационный момент.

II.    Проверка домашнего задания.

Метод проверки домашнего задания – индивидуальная работа учащихся по карточкам.

III.Изучение нового материала:

1)     У:объявляет тему  и цели урока.

Ш:оформляют записи в тетрадях: число, тема урока.

2)     У:сообщает  классу, что кроме оксидов, существуют ещё несколько классов сложных веществ, состоящие из 3-х элементов. С одним из которых мы познакомимся на сегодняшнем уроке.

3)     У:записывает на доске, а дети в тетради, формулу известного уже школьникам вещества  NaOH, Ca(OH)2 и просит школьников вспомнить названия этих соединений.

Ш:отвечают что это гидроксид натрия и гидроксид кальция.

4)     У:даёт определение основаниям.

Основания – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов, соединённых с одной или несколькими группами атомов ОН.

               Ш:записывают определение в тетрадь.

               У: объясняет особенности группы ОН, делая соответствующие записи на доске: 1. эта группа является остатком молекулы воды Н – ОН, если мысленно отнять от неё один атом водорода, то останется группа – ОН–. Которая носит название гидроксогруппа. 2. Гидроксогруппа представляет собой ион с зарядом « – 1». Считаем вместе с классом заряд иона: (О–2Н+). 3. Группа ОН – является сложным ионом, т.е. имеет общий электрический заряд и состоит из двух элементов: кислорода и водорода. Они всегда пишутся вместе, т.е. элементы в ионе не разъединяются! (Привести пример простого иона – К+, Са+2, Cl ).

               Ш: вслед за учителем делают записи в тетради.

               У: просит детей прочитать определение «Оснований».

               Ш: по тетради читают определение, которое они записали.

               У: вместе со школьниками выводит общую формулу для оснований: Ме+n(ОН)n, где n– это валентность (степень окисления) металла. Учитель обращает внимание учеников на принятое сокращение слова «металлы» - Ме.

5)     У:представляет номенклатуру основания в виде следующей схемы:

Название             «Гидроксид»     +         Название металла        +      (с.о. римскими цифрами)

 оксида                                                     в родительном падеже 

 

Ш: записывают в тетради вместе с учителем.

6)     У:разбирает  несколько  примеров  на  доске,  вместе с учениками: Cu(OH)2 - гидроксид меди (II);  CuOH– гидроксид меди (I); Zn(OH)2 – гидроксид цинка; Ba(OH)2. – гидроксид бария.

У:обращает внимание на правильность записи названия: элементы, имеющие постоянную валентность (степенью окисления), в названии не указывают.

7)     У:дать школьникам несколько заданий по составлению формул гидроксидов и названий гидроксидов по  формулам  веществ: а) гидроксид  калия,  гидроскид железа (III), гидроксид олова (IV); б)  Fe(OH)2   LiOH  Pb(OH)2.

Ш:индивидуально в тетрадях выполняют задания; первые два учащихся выполнившие задания пишут ответы на доске. Класс проверяет правильность выполнения заданий.

8)     У:рассматривает классификацию оснований в виде схемы:

 

 

Основания

 

       
   

 


Растворимые                                     Нерастворимые

  (щёлочи)

Щёлочи– гидроксиды Ме главной подгруппы Iгруппы (щелочные Ме – назвать их) и главной подгруппы IIгруппы (щелочно-земельные).

Нерастворимыеоснования – это гидроксиды всех остальных металлов.

9)     У:знакомство школьников с таблицей растворимости веществ. Обучение пользованием данной таблицей. Вопрос классу: как называются положительно заряженные ионы и отрицательно заряженные ионы?

Ш:отвечают, что положительно заряженные ионы – это катионы, а отрицательно заряженные – анионы.

У:объясняет что в верхнем ряду по горизонтали расположены катионы металлов, имеющие в соединениях всегда положительный заряд. А по вертикали расположены анионы, т.е. ионы имеющие отрицательный заряд, которые бывают как простыми (Cl, F, I), так и сложными (OH, SO4–2). Нужное соединение находят на пересечении двух прямых от катиона и аниона, и определяем растворимое вещество или нет. Объяснить, сокращения, принятые в таблице: Р – растворимое соединение в воде; М – малорастворимое; Н – нерастворимо в воде.

10)У:дать школьникам несколько заданий по определению растворимости оснований – Mg(OH)2    Al(OH)3   Ni(OH)2    Co(OH)2

 

IV.  Закрепление изученного материала.

    Предложить классу ответить на вопросы:

1)     С каким новым классом неорганических веществ мы сегодня познакомились?

2)     Что такое основания?

3)     Какие основания бывают?

V.     Домашнее задание.

                 Заранее записано на доске – § 31, до стр. 95, упр. 2, задача 3 стр. 99

VI.  Подведение итогов урока.

         Выставление оценок учащимся за работу на уроке

Литература для учителя:

1.  Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия. Учебник. 8 класс. – М.: Просвещение, 2008.
2. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2002
3. А.М. Радецкий. Химический тренажёр. Задания для организации самостоятельной работы учащихся 8-9 и 10-11 классов. – М.: Просвещение, 2007.
 

 

 

 

КАРТОЧКА – 1

1. В представленных формулах веществ определите валентность и степень окисления у атомов элементов в каждом соединении. Дайте название данным соединениям.

       MgO,     ZnO,   CO2,   N203.

 

2. Для приведенных ниже названий веществ напишите химические формулы. Определите валентность и степень окисления у каждого атома элемента в соединениях.

оксид железа(II);   оксид лития;    оксид марганца(IV);     оксид бария.

 

 

 

КАРТОЧКА – 2

1. В представленных формулах веществ определите валентность и степень окисления у атомов элементов в каждом соединении. Дайте название данным соединениям.

        CuO,     Аl203,     Р205,      SO3

 

2. Для приведенных ниже названий веществ напишите химические формулы. Определите валентность и степень окисления у каждого атома элемента в соединениях.

оксид бериллия;   оксид олова(II);   оксид алюминия;     оксид марганца(IV).

 

 

 

 

КАРТОЧКА – 3

1. В представленных формулах веществ определите валентность и степень окисления у атомов элементов в каждом соединении. Дайте название данным соединениям.

        Fe2O3,     MnO2,     BeO,      Li2O

 

2. Для приведенных ниже названий веществ напишите химические формулы. Определите валентность и степень окисления у каждого атома элемента в соединениях.

оксид кальция;    оксид серы(II);   оксид водорода;     оксид серебра.

 

 

КАРТОЧКА – 4

1. В представленных формулах веществ определите валентность и степень окисления у атомов элементов в каждом соединении. Дайте название данным соединениям.

        Al2O3,     Na2O,     FeO,      SO2

 

2. Для приведенных ниже названий веществ напишите химические формулы. Определите валентность и степень окисления у каждого атома элемента в соединениях.

оксид олова(IV);    оксид цинка(II);   оксид калия;     оксид хрома(III).


Поиск

Loading

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория