познакомить с письмом как эпистолярным жанром, со структурой личного письма, его стилистическими особенностями; показать значение переписки в жизни людей
Задачи:
-познакомить с историей письменности и историей развития почты в России;
-развивать письменную речь учащихся;
-воспитывать доброту, отзывчивость и сострадание, любовь к своим близким и родным
Оборудование урока:
презентация «История возникновения письменности»;
презентация «История развития почты в России»;
памятка «Как написать письмо»,
конверты разных размеров, марки
Ход урока:
1.Организационная часть. Сообщение целей и задач урока.
- Сегодня у нас очень интересный урок. Тема урока: «Напиши мне письмо»
Мы с вами познакомимся с историей письменности, с историей развития почтовой службы; выслушаем сообщения ваших товарищей, научимся писать письма и отправлять их.
-Как же возникло письмо. Как раньше писали, на чем писали?
2. Сообщения учащихся об истории возникновения письма.
Ещё в первобытном обществе возникла у людей потребность в передаче вестей.
В Африке известия передавали от одного поселения к другому дробью большого барабана – тамтама.
Канадские индейцы разводили костры, дым которых был виден далеко. Этот дым многое мог сообщить людям на большом расстоянии.
Иногда люди вместо письма посылали друг другу различные предметы. В истории известны два вида предметных писем: вампум и кипу. Письмо американских индейцев – «вампум» представляет собой нити с нанизанными на них раковинами разного размера. Раковины окрашивались в разные цвета. Используя нити с определенно расположенными раковинами разных цветов, можно было выразить сложную мысль. Обычно отдельные нити с ракушками соединялись вместе, образуя широкие пояса вампум. С помощью поясов вампум племена американских индейцев составляли договоры и заключали союзы. Вампум оставался у вождя, который хорошо помнил, кто его принес и что при этом говорил. И подобно тому, как мы легко находим в хорошо знакомой нам книге, где напечатан тот или иной отрывок, индейцы с точностью могли указать на вампуме место соответствующее той или иной части речи посла, принесшего пояс.
Перуанское письмо древних инков «кипу» представляло собой систему шнуров из шерсти различного цвета с завязанными на них простыми и сложными узлами. Каждый из узлов что-то обозначал. Шнуры также окрашивали в разные цвета. Часто шнуры навязывали на палочку и посылали с гонцом, куда надо. Такими узелковыми письмами записывали собрания законов, историю жизни и даже стихотворения.
Иногда люди посылали в качестве послания животных. Есть интересный пример из истории. "Когда персидский царь Дарий потребовал от скифов, чтобы они немедленно ему подчинились, те послали в виде ответа птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Послание означало: «Если вы, персы, не улетите, как птицы, или, подобно мышам, не скроетесь в землю, или, подобно лягушкам, не ускачете в озера, то не вернетесь назад и падете под ударами наших стрел». А Дарий его понял так: «Мышь живет в земле, лягушка – в воде, птица подобна лошади, а стрелы – военная храбрость скифов. Значит, они отдают мне свою воду и земли и покоряются нам, отдавая свою военную храбрость». Он собрал людей и бросился покорять скифов, но потерпел поражение. Из данного примера мы видим, что предметное письмо можно было токовать по - разному. Поэтому люди придумали другой вид общения – с помощью рисунков. Такое письмо называется пиктографией.
Позднее родилось пиктографическое письмо. Для этого письма не нужен был алфавит. Надо было только похоже изобразить предметы. Но не всегда правильно опознавали изображенное.
Шли годы, оно упрощалось, рождались фигурные значки – иероглифы. В наше время ими пишут в Китае и Японии.
Пользоваться иероглифами было нелегко, поэтому в разных странах стали употреблять один значок для обозначения одного звука. Так появились буквы и алфавит. Сначала финикийский, затем греческий и латинский.
Больше тысячи лет тому назад священник и просветитель Кирилл и его ученики создали для славянских народов две азбуки – глаголицу и кириллицу. Глаголица была трудна, поэтому скоро от неё отказались и стали писать только кириллицей.
3. Сообщения учащихся «На чем раньше писали?»
На чем же люди писали? В глубокой древности люди высекали письменные знаки на камне, иногда для письма использовали кору деревьев, деревянные, глиняные, металлические плитки, бараньи лопатки, слоновую кость, шёлк. Однако любой из этих материалов был неудобен для письма.
В Древнем Египте для письма использовали папирус, изготовленный из тростника. Однако уже с 1 века н.э. его заменил пергамент, который изготовляли из кожи молодых телят.
В Древней Руси часто для письма применяли бересту, которую варили в воде, затем расслаивали, а листы подрезали.
Бумагу научились делать в Китае давно.
До середины 19 века письма писали как на пергаменте, так и на бумаге сначала гусиными, а затем металлическими перьями.
4. Ознакомление с видами писем.
Письма бывают разных видов: письма-пожелания, письма-поздравления, письма-просьбы, письма-повествования. Более личный характер имеют письма-повествования. В нихмы пишем о разных событиях, происходивших в нашей жизни, об удачах и неприятностях, о радостях и горе, о приключениях и поездках, об интересных встречах и необыкновенных приключениях. Такие письма мы пишем своим родным и близким, а также друзьям.
Послушайте письмо А.М.Горького и определите, какое оно по характеру.
Дорогие дети!
От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга!
Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и добрыми.
М.Горький
Уважаемый Денис Иванович!
В ответ на Ваш запрос от 21ноября 2009 года сообщаем, что согласно Вашей просьбе мы направили Вам 30 января2010 года всю необходимую учебно-методическую литературу по адресу, указанному в Ваших письмах.
Оргкомитет
Дорогая сестра!
С Новым годом, с новым счастьем!Прими от меня сердечные пожелания. Пусть счастье никогда не покидает тебя. Будь здорова и любима.
Пиши почаще, не забывай своего лучшего друга - любящего брата.
Многоуважаемый Иван Иванович!
Благодарю Вас за присланный Вами подарок и за Ваше ко мне внимание, чрезвычайно для меня лестное и дорогое. Я знаю: Вы не любите, чтобы Вас благодарили. Но мне очень хочется сказать Вам, что я навсегда сохраню к Вам в душе моей искреннее уважение и преданность.
Ваш друг.
5.Правила этикета.
-Существуют определённые правила этикета, которые вы должны знать:
1. На полученное письмо необходимо ответить в течение недели.
3. Не принято давать адресованное вам письмо другому человеку.
3. Недопустимо вскрывать и читать чужое письмо, если даже оно написано очень близкому человеку.
6. Структура письма.
1. Начало письма.
-Письмо начинается с обращения, расположенного посредине листа. В личных письмах обращение зависит от того, как вы привыкли называть своих друзей или членов семьи. Дорогая мамочка! Милая бабушка! Здравствуй, Саша!Уважаемый учитель!
2. Содержание письма.
-Нужно ответить на вопросы, заданные в предыдущем письме, поинтересоваться, как идут дела у адресата. Поблагодарить за письмо.
Получила ваше письмо. Решила сразу же написать ответ.
Почаще называть имя человека, кому адресовано письмо, это создаст более теплую атмосферу, эффект разговора.
3. Окончание письма.
Завершается письмо добрыми пожеланиями и выражением своего отношения к адресату, за этим следует подпись.
До свидания! До скорой встречи! Желаю Вам всего доброго.
С уважением Александр.
Целую. Ваша мама.
Физкультминутка.
3 Практическая часть.
1.Самостоятельная работа по исправлению недочетов в предложенных письмах.
-Перед вами отрывки из писем. В чем недостатки этих реплик? Вам не хочется ничего исправить? Можно ли послать эти письма. Чего в них не хватает?
1) Подари мне на день рождения сказки Андерсена.
2) Когда ты привезешь мне обещанную книгу? Ну ладно. Пока.
- В этих выдержках из писем не хватает обращений. Отредактируйте эти неуклюжие и грубоватые реплики. Добавьте в них учтивости, любезности, теплоты.
2.Работа по рисункам.
-Как вы обратитесь в письме к каждому из тех людей, которые изображены на рисунках (бабушка, учитель, друг)?
3.Самостоятельная работа по написанию письма.
4. Оформление конвертов.
Учитель: Прочитайте загадку, которая написана на доске.
Заклеили клеем прочно
И ко мне прислали срочно.
Я его не пожалею:
Получу и вмиг расклею.
-Что это? (Конверт)
-Чтобы отправить письмо, мы должны подписать конверт.
1.Словарная работа:
конверт - заклеивающаяся бумажная упаковка для писем и бумаг;
адрес – надпись на письме, указывающая место назначения и получателя;
адресант – тот, кто посылает письмо;
адресат - тот, кому адресовано письмо.
2.Демонстрация разных конвертов.
-Всегда ли письма бывают прямоугольной формы? Может вы видели письма другой какой-либо формы? Треугольные письма, фронтовые письма. В годы Великой Отечественной войны каждая семья очень ждала фронтовые треугольники.
-Как вы думаете, почему же фронтовые письма треугольные?
- Обратите внимание на репродукцию картины А.И. Лактионова «Письмо с фронта».
3.Практическая работа по оформлению конвертов.
- Кто читал рассказ А.П.Чехова «Ванька». Дошло ли письмо Ваньки до деда? Почему?
-Посмотрим, какой путь проходит письмо, прежде чем попасть к адресату.
1.Синий почтовый ящик
2.Машина доставки писем на главпочтамт
3.Главпочтамт, где происходит сортировка писем, штемпелевание и гашение марок.
4.На самолетах и поездах письма доставляются до пункта назначения.
5.Сортируются письма на почте после своего прибытия и разносятся почтальоном каждому конкретному адресату в почтовый ящик.
-Всегда ли использовались бумажные конверты?
Оказывается, не всегда. В некоторых странах, к примеру, наносили текст на глиняные таблички, обжигали их, снова покрывали глиной и писали адрес. Человек, получивший такое письмо, раскалывал "конверт" и читал сообщение
-Знаете ли вы, что такое сургуч?Во все времена сургуч оберегал тайны особо важных писем и до сих пор используется при пересылке ценных писем, бандеролей, посылок. Привезли его из Китая. Но не только одну сохранность вложения выполнял в те годы сургуч. Одно время во Франции он также сообщал о том, какого рода известие содержит письмо. Так, например, белым сургучом скреплялись письма с известием о свадьбе, черным - сообщение о похоронах, красный сургуч употреблялся для деловых писем, рубиновый - берег секреты жениха и невесты, серый - использовался для дружеской переписки ит.д.
4.Сообщение об истории почты.
-Сегодня мы считаем обычным делом отправить письмо по почте, а веде когда-то это было очень хлопотное дело. Послушаем, что расскажут ваши товарищи про историю развития почтовой службы.
Древнейшая русская почта называлась повоз. Гонцы доставляли письма на лошадях, которые брали в купеческих селах. На смену повозу пришла ямская гоньба. Ямщиками выбирали только грамотных крестьян. У каждого гонца был рожок из бычьего рога. Подъезжая к станции, они давали знать о своем прибытии пронзительным свистом. Почтарям выдавали специальную одежду. В 16 веке был создан ямской приказ. Слово почта появилась в 17 веке. В 18 веке был создан почтовый департамент. Государственная почта пересылалась бесплатно, а за частные письма брали плату. Наряду с гонцами существовала и голубиная почта. В 19 веке в России организуется Земская почта. После этого крестьянам не нужно было ходить за десятки километров, чтобы отправить письмо. Позднее почту стали перевозить по железной дороге, потом на автомобилях, вертолетах и самолетах. Сегодня мы можем отправить письмо через Интернет по электронной почте.
Первооткрыватель Америки Колумб воспользовался «бутылочной почтой». Правда, его письмо было выловлено из воды только через 363 год
5.Итог урока. Выставление оценок за работу на уроке.
-Каждому человеку приятно получить конверт с запечатанным в нем письмом от родных, друзей, радостно держать в руках бумажный листок, который, кажется, еще хранит тепло близкого человека, узнать знакомый почерк. С помощью писем люди как бы встречаются друг с другом, делятся радостями и горестями. Учитесь писать письма! Помните, что письма развивают письменную речь, помогают людям лучше понимать друг друга, учат сопереживать и откликаться на чужую беду. Ведь так важно нам всем сегодня участие и понимание близких и родных людей.
Домашнее задание.
-Каждый год почта России проводит конкурс письма. В этом году предлагаются следующие темы:
«Хочу рассказать о своем родном крае»
«Письмо президенту»
«Письмо ветерану войны»
Попробуйте написать письмо на одну из предложенных тем.
Дополнительный материал. Это интересно!
Одна из замечательных особенностей поведения голубей — великолепная ориентация и умение вернуться из любого места кормёжки или водопоя, поэтому голубь стал использоваться как почтовая птица, приносящая письмо отовсюду к месту своей голубятни. Он может проводить в полёте много часов подряд и иногда развивает скорость до 100 км/ч. Во времена, когда не существовало радио и телеграфа, кто быстрее голубя мог донести весть об исходе сражения или нашествии врагов? В 1870—1871 гг. немецкие войска осадили Париж. Сообщение со столицей через линию фронта прервалось. Тогда для доставки вестей парижане стали грузить на воздушные шары свою почту и клетки с почтовыми голубями. Воздушный шар приземлялся за линией фронта, к лапам голубей привязывали обратную корреспонденцию, и птицы летели домой, в Париж. За время осады птицы доставили около миллиона частных писем и официальных документов. Зная это, немцы часто открывали огонь по замеченными в полёте голубям. За эти заслуги во Франции поставлен памятник отважным пернатым. И в годы Великой Отечественной войны голуби-почтальоны доставили около 15 тыс. «голубеграмм» с боевыми донесениями. В 1942 г. в Англии почтовый голубь спас подводную лодку, доставив на берег призывы о помощи и координаты места бедствия. За это голубю поставлен бронзовый памятник и по другую сторону Ла-Манша, в Англии.