У: -Ребята, наступает прекрасное время года, время пробуждения природы. Какое?
Потихоньку снег сойдет,
Почернеет и растает,
Всем на свете хорошо:
В роще – птичьим стаям,
На деревьях лепесткам,
Клейким и пахучим,
В синем небе облакам,
Легким и летучим.
2. Актуализация знаний учащихся.
- Какое сегодня число? (2 марта)
- Какое было вчера? Какое будет завтра?
- Какой сегодня день недели? (среда)
- Какой по счету день недели? ( третий)
- Какой месяц наступил? (март)
- Какой будет следующий? (апрель, май)
3. Постановка цели урока.
У:- Сегодня на уроке русского языка мы совершим путешествие по весенним месяцам. Заглянем в весенний лес, посмотрим, что происходит на окраине одной деревушки. Посмотрите на слова , подумайте и скажите, какие орфограммы выделим в словах? Значит сегодня на уроке мы будем повторять слова с буквосочетаниями… жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. (закрыто листом бумаги, затем открываю). Совместим работу с отдыхом. За работу!
Минутка чистописания.
- Проверяем посадку. Открываем тетради ( я ...), возьмите ручку, поставьте на локоток, проверьте как держите. Записываем число, классная работа.
- Итак, мы отправляемся в путешествие. Первый месяц весны, это….(март). Месяц март начинает весну и нам предлагает начать нашу работу с минутки чстописания.
Ж, Ш, Ч, Щ
- Какие буквы написаны на доске? (строчные)
- Как одним словом назвать звуки, обозначенные этими буквами? (согласные)
- Напишите эти буквы!
- Подчеркните ту букву, которую вы считаете, что написали правильно.
- Разделите их на две группы. (всегда твердые, всегда мягкие)
- Придумайте слова с твердыми звуками, с мягкими звуками. (устно)
Весна
- Какое время года наступило?
- Прочитайте слово.
- Сколько слогов в слове? На какой слог падает ударение?
- напишите это слово в тетрадь, поставьте ударение, отметьте безударные гласные.
Словарная работа.
- Продолжаем прогулку и понаблюдаем за вторым весенним месяцем, который называется….(апрель). Послушаем разговоры животных.
- Узнайте по голосу. Как одним словом назвать? Назовите отличительные признаки от других групп животных (тело покрыто шерстью, 4 ноги, кормят детенышей молоком).
Очнулись деревья от зимнего сна (руки вверх, покачиваемся)
В апреле по лесу гуляет весна (кружимся на месте)
В овраге ручьи шаловливо звенят. (ритмично хлопает)
И с юга на родину птицы летят. (машем руками. Бегаем)
Работа в тетради.
У: - Смотрите, ребята, солнечные лучи пригревают землю, появилась зеленая травка, деревья зеленеют и где то недалеко видно небольшую деревушку. Как вы думаете, какой уже месяц наступил? (май) А на окраине деревни, на лужайку вышли погреться зверята, птицы обновляют и достраивают свои гнезда. Рассмотрите внимательно. Кого вы узнали?
-Запишите названия животных в алфавитном порядке и подчеркните орфограммы.
У: - Вот мы и прошлись по всем весенним месяцам. Давайте еще раз их повторим. А чтобы весна быстрее наступила, поиграем в игру «Доскажи словечко», вспомним, с какими орфограммами сегодня работали.
Мыши, ёжики, ужи,
Лужи, крыши и моржи.
Знаем твердо: жи и ши
Пишем только с буквой и.
Чудо, щука, ухвачу.
И кричу, лечу, хочу,
Сочетания чу-щу
Пишем только с буквой у.
Чаща, чайка, каланча,
Роща, чаща, и свеча.
Точно знаем: ча и ща
Пишем только с буквой а.
Точно, точка, стрелочка,
Тучка, срочно, белочка,
Где чк – чн напишем
Мягкий знак уже не пишем.
Итоги урока. Рефлексия.
У: - Наш урок подходит к завершению. Мы совершили прогулку в весенний лес. Узнали особенности каждого весеннего месяца. Но наше путешествие не заканчивается. Слушайте песню весны, всматривайтесь в её краски и вы поймете, о чем поют птицы.
-А теперь покажите, какое настроение у вас. Я улыбнусь вам, а вы мне.