Размещено: Александр Витальевич Зайцев - сб, 02/04/2011 - 20:05
План коррекционного обучения детей с ФН. ФФН.1 этап. Цели и задачи работы по преодолению отклонения речевого развития у детей с фонетическим недоразвитием и фонетико-фонематическим недоразвитием. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова. Восстановление пробелов в развитии звуковой стороны речи. Коррекция дефектов произношения.
Нормативно- правовые документы на основании которых разработана данная программа:
1.Инструктивное письмо Минобразования РФ от 14..07.03.г.27-2967-6. 2.Постановление Правительства РФ от 12.03.97г.228в ред.постановления Правительства РФ от 23.12.02.г.919. 3.Письмо Минобразования РФ 15.03.04.г.-03-51-4б.ин-14-03.
Определяющим для зачисления ребенка в каждую группу является уровень его речевого развития. В группу с фонетико-фонематическим недоразвитием речи включены дети с ринолалией, дизартрией, дислалией. Программа предусматривает формирование познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, слухового и оптико-пространственного восприятия).
Данная программа дает возможность на :
1.Формирование навыков организации учебной работы.
2.Развитие наблюдательности к языковым явлениям.
3.Развитие слухового внимания и памяти через прохождение соответствующих тем.
4.Развитие самоконтроля, действий, способности к переключению.
5.Система комбинированных уроков предусматривает развитие речевого аппарата в постоянном режиме.
6.Программа включает в себя комплекс артикуляционной гимнастики.
7.Включены темы по определению роли звуков и букв ,делению их на гласные и согласные, способы их образования, дифференциация звуков.
8.Роль гласных в словообразовании, деления слов на слоги, значение ударения.
Программа разработана на основании материалов учебника-справочника ..Практическая логопедия.. Седых Н.А.2003г. Программа соответствует методике коррекционного воздействия на детей с ФН,ФФН 1 этапа, опробирована Е.В.Кинжаовой и автором в течении ряда лет и имеет положительные результаты.
Количество часов : 65 тематических занятий,+1 итоговое занятие определяющее выпуск учащихся (основная форма диктант).
Содержание коррекционной и воспитательной работы.
1.Формирование навыков организации учебной работы.
2..Развитие наблюдательности к языковым явлениям.
3..Развитие слухового внимания и памяти.
Программа предусматривает развитие самоконтроля , контрольных действий, способности к переключению. Логопед осуществляет визуально-слуховой контроль, в конце курса -письменный.
Планируемый выпуск детей-логопатов -60-70%.
Учебное пособие для логопеда:
Воспитание правильной речи у детей. Седых Н.А.2003год.
Тематическое планирование.
№
темы
№
урока
Тема
занятия
Количество
часов
Тип урока
Содержание
урока
Виды.
Формы.
Контроля.
Домаш-
нее за-
дание
Дата
по
плану
Дата
факти-
чески
1
1-2
Формирование
познавательных и психологических процессов
(внимания, памяти,
мышления,
слухового и оптико-пространственного восприятия, ориентировочности во времени и пространстве).
2
Комби-ниро-ванный
Определение статуса логопатов. Тестирование по альбому Иншаковой. Определение 4 лишнего, подбор обобщающего слова ,определение времени года и т.д.
Визуа-льно-слухо-вой.
2
3
Знакомство с речевым аппаратом. Развитие фонематического восприятия.
1
-:-
Коррекционные упражнения. Систематически.
Артикуляционная гимнастика
3
4
Речь устная и письменная.
1
Разбор речевых понятий
-:-
4
5
Текст,предложение
1
Знакомство
-:-
5
6
Предложение,слово
2
Знакомство с единицами речи
-:-
6
8
Звуки(речевые и неречевые)
1
Знакомство и определение звуков
-:-
7
9
Звуки и буквы.Дифференциация.
1
Понятие различий.
8
10
а)гласные.Способы образования гласных звуков .б)Выделение гласных звуков из состава слова.
2
Понятие о гласных звуках.Поиск гл.в слове
9
12
а)слоги.б)Деление слов на слоги.в)Слогообразующая роль гласных.
3
Роль гласных в словообразовании.Коррекция.(систематически)
10
15
Ударение.
1
Роль ударения в речия
11
16
Согласные звуки и буквы.Способы образования.
1
Коррекционная работа.(Систематически).
12
17
Мягкие и твердые согласные звуки.Звуковой анализ слов.
2
-:-
13
19
Звонкие и глухие согласные.Способы образования.Дифференциация.Звукобуквенный анализ .Звуки и буквы.
1
-:-
14
20
Звуки С и С.Буква С
1
-:-
-:-
15
21
Звуки Т и Т.Буква Т.
1
16
22
Звуки В и В, буква В.
1
17
23
Звуки К и К, буква К.
1
18
24
Звуки П и П, буква П.
1
19
25
Звуки З и З, буква З.
1
20
26-27
Дифференциация З-С;(з-с)
2
21
28
Звук Б-Б.Буква-Б
1
-:-
-:-
22
29
Дифференциация Д-Т(Д-Т)
2
-:-
-:-
23
31
Дифференциация Б-П(Б-П)
1
24
32
Звук и Г и Г.Буква Г.
1
25
33
Дифференциация Г-К(Г-К)
2
26
35
Звук Ч.Буква Ч
1
27
36
Звук Ш.Буква Ш.
1
28
37
Звук Ж.Буква Ж
1
29
38
Дифференциация З-Ж.
1
30
39
Звук Ф,Ф.Буква Ф.
1
31
41
Дифференциация Ч-Т
2
32
43
Дифференциация Щ-Ч.
2
33
44
Звук Ц.Буква Ц
1
34
46
Дифференциация Ц-С.
2
35
48
Дифференциация Ц-Т,Ц-Т.
2
36
50
Диференциация Ц-Ч
2
37
51
Парные гласные(1и2 ряда).Сходство.
1
38
52
Первый способ образования мягкости согласных на письме.(посредством гласных 2 ряда)
1
39
53
Дифференциация А-Я
1
40
54
Дифференциация О-Е
1
41
55
Дифференциация У-Ю
1
42
56
Дифференция Ы-И
1
43
57
Дифференциация Е-Ю
1
44
59
Второй способ образования мягкости согласных на письме(посредством Ь).