Вы не зарегистрированы

Авторизация



экологическое образование на уроках английского языка

Submitted by Людмила Михайловна Козлова on Sat, 02/04/2011 - 21:26
Данные об авторе
Автор(ы): 
Козлова Людмила Михайловна
Место работы, должность: 

ГОУ СОШ 268

Учитель английского языка

Регион: 
Город Санкт-Петербург
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Английский язык
Предмет(ы): 
Экология
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
образовательная программа
Краткое описание ресурса: 
<p>Формирование гуманного отношения к окружающему миру и, в частности, воспитание экологической культуры, является неотъемлемой составляющей духовно-нравственного воспитания школьников.</p> <p>Изучая культуру англоязычных стран на уроках иностранного языка, ученики&nbsp; знакомятся с позитивным опытом сохранения и защиты природных богатств и положительными экологическими установками носителей языка.</p> <p>Разработанный автором курс позволяет выстроить последовательную&nbsp; систему экологического образования учащихся на уроках английского языка.</p> <p>&nbsp;</p>

Экологическое воспитание школьников – это духовно-нравственное воспитание, в основе которого лежит формирование ответственного и гуманного отношения к окружающему миру, активная деятельность по изучению и охране природы своего региона,  защите и возобновлению природных богатств.

 

С юного возраста в детях необходимо  целенаправленно воспитывать  экологически культурную личность, соблюдающую нормы поведения в природе и в быту.

 

В любом учебнике по английскому языку обязательно присутствует один или несколько разделов, посвященных проблеме окружающей среды и раскрывающих различные аспекты этой темы в соответствии с возрастом обучающихся и их уровнем владения языком.

 Обобщение этих разделов с привлечением ресурсов Интернета, дополнительных учебных пособий на эту тему, а также собственных разработок позволило автору  выстроить последовательную  систему экологического образования учащихся на уроках английского языка.

 

Начальная школа.

Во 2-3 классе, учитывая уровень владения языком и возрастные особенности  школьников, организуется проект «Мой питомец» (My Pet), в котором дети представляют животное, за которым они ухаживают, его особенности, предпочтения, манеру поведения.

Цель этого проекта – привлечь внимание ребенка к «братьям нашим меньшим», сделав акцент на дружелюбии животных и их зависимости от человека.

 

В 4-м классе ученики представляют проект «Кто самый быстрый?» (Who is the fastest?), в котором сравнивают различных диких животных, предварительно изучив их образ жизни, среду обитания, физические особенности и характерную внешность.

Цель проекта – ознакомить обучающихся с особенностью жизни животных в дикой природе.

Средняя школа.

В 5-м классе ученики работают над проектом «Животные в опасности» (Animals in Danger). Работа над проектом занимает 3-4 недели и предполагает знакомство с проблемой исчезающих видов животных с акцентом на роли человека,  красной книгой, мерами по спасению вымирающих животных,  организациями, занимающимися этой проблемой.

Цель проекта  - привлечь внимание обучающихся к важности сохранения биологического разнообразия.

Проектная деятельность в 6-9 классах основывается на разработанном автором учебно-методическом пособии «Мир вокруг нас» (World around us), включающем следующие разделы:

1.     Дикая природа – рядом со школой (Wildlife – next to your school).

В этом разделе учащиеся знакомятся с различными проявлениями дикой природы, с которыми они сталкиваются, выйдя за порог школы. Рядом со школой протекает живописная речка Оккервиль, а также расположен парк им. Есенина с небольшим прудом,  поэтому при изучении этого раздела представлен не только мир птиц и животных, но также  рептилий и растений. Кроме того, зимой дети, катаясь на лыжах в ближайшем лесу, видят много звериных следов, которые интересно разгадывать и которые говорят о том, что среда обитания животных пересекается с миром человека.

     Ученики делают зарисовки,  фотографии животных и птиц, наблюдают за   ними,  а также описывают особенности их поведения в природе

2.     Помоги выжить! (Help to survive!).

В этом разделе дети учатся оказывать посильную помощь дикой природе. Непосредственно в этой части предлагается сделать  кормушку для птиц, сконструировать домик для пчелы и накрыть стол для бабочки.

 Видя в кормушке птицу, дети высоко оценивают результаты своего труда, кроме того, они учатся воспринимать всерьез нужды даже самых маленьких существ, таких  как   насекомые. Эти занятия надо проводить на природе, непосредственно  рядом со школой.

3.     «Зеленые» в Соединенном Королевстве (Green in the UK).

 Учащиеся знакомятся с экологическими традициями  Великобритании, в частности, праздновании Дня Окружающей Среды (5 июня) и о том, какие мероприятия в этот день проводятся, о разделении мусора, о гостиницах для животных, колокольчиках на шеях у кошек, и так далее.

4.     Наш район (Local Area).

Ученики вместе с учителем исследуют местность вокруг школы и находят уголки дикой природы, предлагая различные идей по их сохранению. В частности, особой популярностью пользуется план по кормлению уток, живущих на Оккервиле зимой, очистке парка от мусора, посадке цветов вдоль реки и т.д.

5.     Вымирающие животные (Disappearing World).

     Этот проект перекликается с аналогичной работой, выполняемой в 5-м классе «Животные в опасности», но здесь делается акцент на программах помощи вымирающим животным, в частности, организации мероприятий по приспособлению животных, родившихся или находившихся в неволе, к дикой природе, создании заповедников и национальных парков и т.д.

6.     Помоги нашей планете (Save our Planet).Ученики изучают  международный  опыт по созданию юношеских экологических движений и организаций.

7.     Ученики, пользуясь знаниями, полученными на уроках географии, биологии, экологии, обществознания, различными пособиями и ресурсами Интернета, планируют изменения в своих привычкахс тем, чтобы наносить как можно меньше вреда окружающей среде и  представляют проект «Как стать Зеленым» (Some Tips to be Green).

8.     В 9-м классе ученики работают над проектом «Глобальное потепление» (Global Warming)  и его составной частью – исследованием «Машины и дороги в нашем регионе» (Cars and Roads in our Region). В этом проекте  учащиеся, привлекая знания по биологии и химии, изучают влияние выхлопных газов на здоровье людей, а также планируют мероприятия по снижению загрязнения воздуха, включая более разумное планирование дорог и зеленых зон.

Целью этого методического пособия является формирование у детей экологического сознания, действенного отношения к природе и воспитание экологической культуры.

Параллельно с работой по этому пособию, в отдельных классах организуется научно-исследовательская и проектная деятельность в рамках темы «Экологическое воспитание».

Так, 2010 году ученики 7-го класса приняли участие в фестивале исследовательских и творческих  работ  учащихся  «Порфолио», представив работу «Город моей мечты» (The town of my dream). (http://portfolio.1september.ru/work.php?id=580109. В этой работе дети описывают воображаемый город, уютный и комфортный для жизни. В этом городе машины работают только на экологичном топливе и передвигаются по воздуху, а улицы города отданы велосипедистам и пешеходам. В большом парке много животных и птиц, которые не боятся людей, а по чистой речке приятно плавать на лодках и небольших корабликах. Таким образом, дети реализуют свою мечту о возможности дружелюбного сосуществования природы и человека.

В старшей школе основным направление работы является изучение глобальных проблем современного мира и приложение этих знаний к конкретной ситуации и окружению ребенка.

В 10-11 классе автором разработан курс, направленный на изучение  катаклизмов, природного и антропогенного характера и их последствий, а также отдельных социальных проблем глобального характера, который называется «Глобальные проблемы».

В рамках этого курса заложены три исследовательских проекта.

1. «Мысли глобально - действуй локально!» (Think globally – act locally!)

2. «Я здесь живу» (I live in the area).

3. «Экологические катастрофы» (Ecological Catastrophes).

Задачами этого курса являются:

1) Воспитание в подростке способности воспринимать чужую боль и желания откликнуться на нее.

2) Развитие умения стратегически мыслить, решая масштабные задачи возрождения страны.

3) Осознание себя членом мирового сообщества, где все взаимосвязано.

4) Воспитание уважения к себе как к личности, способной влиять на порядок вещей и менять его к лучшему.