Официальный сайт mkad14 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Доклад на тему "Повышение уровня значимости профессии учителя"

МОУ «Гимназия имени М.М.Вахитова города Буинска Республики Татарстан"

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

 

Повышение уровня значимости профессии учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                           Выполнила

 

                                                                                       учитель русского языка

 

                                                                                         и литературы

 

                                                                                       Сунгатуллина Алсу                                      

 

                                                                                         Фаридовна

 

 

 

 

2009

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение                                                                                                                3

 

                                                 

  1. Основная часть                                                                                                      3

 

 

  1. Заключение                                                                                                             5                                                                                                     

 

 

  1. Список использованной литературы                                                                    7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным.

 

                                                                                                                        Л. Н. Толстой.

Введение

Одной из самых уважаемых и почетных профессий в России на сегодняшний день является профессия учителя. Одна из тех профессий на земле, без которой общество, как бы далеко ни уходило оно в своем развитии, не могло и не может обойтись. Ведь именно учитель не только учит грамоте, но и передает младшим поколениям жизненный опыт, культуру, национальные и общечеловеческие традиции.

Плюсы профессии учителя – это дети, тот эмоциональный заряд, который учитель получает от них. Отдавая часть души детям, учитель очень много получает взамен. Сколько улыбок, радости и детского задора видит учитель каждый день, не случайно же говорится, что "школьный день равняется годам". Учитель за день видит столько позитивного, сколько некоторые люди не переживают за год.

К плюсам относятся и результаты нашего труда, которые мы вкладываем в детей. Ведь родители поручают учителю самое дорогое, что у них есть, - своего ребенка, с перспективой на то, чтобы тот вырос личностью. Они хотят, чтобы их дети владели теми знаниями, которых, возможно, никогда не было у них самих. И когда этот рост есть, мне кажется, в этом и заключается плюс.

Традиционный минус - это маленькая зарплата. В среднем зарплата учителя сегодня составляет порядка 5000 рублей. А также в какой-то мере непрестижность профессии, которая наблюдается в последнее время.

Основная часть

Сегодняшние школьники менее сентиментальны и просты, чем это было когда-то. Они стали более требовательны к себе, к окружающим, к знаниям в том числе. Многие из учащихся, особенно это касается старшеклассников, уже в школе знают, чего хотят. Они умеют отстаивать собственные взгляды, могут дать понять взрослому человеку, что он в каких-то случаях не совсем прав. К сожалению, подвижные игры и живое общение с книгой современным школьникам заменил компьютер. А вообще, дети как были жизнерадостными и активными, иногда смелыми, а иногда трусливыми, так такими и остались. Разве что стали в большей степени раскованными и "продвинутыми". А это значит, что и учитель не имеет права отставать от времени. Школа должна воспитывать личность всесторонне развитую, культурную и успешную, способную реализоваться в полной мере в жизни.

Профессия учителя требует огромной человечности, доброты, душевного тепла и любви к детям. Вспомните, с каким восторгом и доверием маленькие человечки, пришедшие в первый класс, смотрят на своего учителя. Чтобы не разрушить это отношение к себе и к миру, учитель должен быть примером во всём, стараться не только учить ребенка, но и развивать его личность.

Учитель должен обладать терпением, искренностью, вниманием. Он должен быть легким в общении, веселым, интересным, жизнерадостным, целеустремленно и неустанно работающим над собой. И обязательно быть  любящим детей. Помимо богатого внутреннего мира учителю очень важно быть грамотным, иметь определенный багаж знаний, объем которого всегда должен быть немного больше, чем требует того школьная программа. Ведь учеников нужно постоянно удивлять и будоражить их воображение. И если учителю это удается, ребят не нужно заставлять учиться, они будут это делать сами, и с большим интересом.

Когда учителя говорят о значимости для них работы, то, в первую очередь, указывают на то, что учительский труд им интересен сам по себе. Это для них самое важное. На втором месте по важности стоит польза, приносимая обществу, а на третьем - интересные контакты с другими людьми.

В то же время учителю нужно в совершенстве владеть своей специальностью и быть интересным человеком. Поэтому даже в том случае, если у учителя будут великолепные знания, но в нем не будет некой изюминки, детям он будет совершенно неинтересен. Из этого делаем вывод, что учителями в какой-то мере все же рождаются, а овладение специальностью помогает стать Учителем с большой буквы. Считается, что человек, вставший за учительский стол, ответственен за все, что произойдет в жизни маленького человека. И, действительно, трудно представить себе другую профессию, от которой так много зависит. Ведь ребенок - это "чистый лист", на котором можно создать всё, что угодно.

Но, несмотря на это, статус учителя сегодня несколько изменился. Если раньше родители просто боготворили человека, дающего их ребенку путевку в жизнь, то теперь определенная их часть считает, что и без помощи учителей смогут пристроить своих детей. К счастью, остались еще те родители, которые все же понимают, что школа всегда была и остается фундаментом для дальнейшей жизни.

Сегодня социальная значимость учителя очень велика, ведь от него во многом зависит, каким станет новое поколение, на что оно будет способно и, следовательно, каким будет наше будущее общество. Позитивных сторон в жизни учителя все равно намного больше, чем тягостных минут.

В то же время социологические исследования, проведенные в ряде общеобразовательных школ страны, утверждают, что профессия педагога сегодня теряет свой престиж. В последнее время наметилась негативная тенденция оттока педагогических кадров в другие сферы. Если подавляющее большинство учителей выбирали свою профессию из-за любви к детям и своему предмету, то сегодня значительная часть из них готова поменять ее при любом удобном случае. Самыми важными факторами повышения эффективности деятельности педагога учителя считают повышение социальной защиты и повышение заработной платы, а уже потом - внедрение новейших технологий и демократизацию учебного процесса в учебных заведениях.

Учитель должен быть профессиональным, ответственным, любящим и понимающим, инициативным и творческим, духовным и нравственным и т.д. и т.п. Список этот практически бесконечен. Но ответ на второй вопрос предполагает, что существуют определенные ограничения, как внутренние, так и внешние, которые возможно позволят учителю стать очень хорошим специалистом, но никогда не сделают его любимцем «публики», вследствие чего он не превратится в знаковую фигуру, которой захочется верить и подражать. Профессионалом, несомненно, стать трудно, но это все же легче, чем стать Личностью для ученика. Понятно, что в учительском труде все взаимосвязано, но зачастую нацеленность педагога только на результат не позволяет ему оценить важность самого процесса обучения, который предполагает передачу не только знаний, но также гуманитарных ценностей и жизненных смыслов.

Портрет современного учителя достаточно сложен. Сегодня учитель - это специалист высокого профессионального уровня, обладающий организаторскими и исследовательскими способностями. Он трудолюбив, работоспособен, дисциплинирован. Умеет поставить цель и достичь ее. Это личность активная и творческая. Он выдержан и душевно чуток, умеет нейтрализовать напряжение, обладает чувством юмора. А значит, в его арсенале присутствуют шутки, пословицы, удачные афоризмы. Все это помогает поддерживать позитивный эмоциональный фон класса. А его такт и уважение к личности воспитанников - оптимальные средства выхода из любой ситуации.

Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

                               В настоящее время в образовании сложилась непростая ситуация. С одной стороны, школе необходим учитель нового времени, который мог бы подготовить функционально грамотную личность, умеющую самостоятельно мыслить, решать проблемы, работать с информацией, быть коммуникабельной, т.е. активную личность. С другой стороны, надо добиться,  чтобы педагог мог по-новому организовать учебный процесс с использованием новых образовательных технологий.

                   Уровень значимости профессии учителя напрямую связан с развитием государства и общества. Сегодня нашей стране нужны грамотные, образованные люди, в связи с этим возрастает роль учителя. В этом заключается повышение уровня значимости нашей профессии. Вопрос в другом: а готовы ли учителя сегодня работать по-новому, перестроить своё мышление, понять, насколько важен результат их деятельности. Много положительных результатов должны принести современные проекты, в том числе «Наш новый учитель». Школы должны «подняться» на высокий уровень, вместе с ними поднимется и престиж профессии - Учитель.

О необходимости развивать систему образования и повышать престиж профессии учителя говорят постоянно. Этот вопрос как никогда наиболее актуален в современных реалиях нашего общества. В условиях, когда переоценено многое, изменяется не только отношение к профессии учителя, но и требования к самой профессии. Ведь главная цель школы – запустить механизм самообразования ребенка, мотивацию к учению, научить самообразованию, технике обучения вплоть до сдачи ЕГЭ.

Заключение

Несмотря на столь высокие требования к учителю – это массовая профессия. В настоящее время только в школе работает 3 миллиона педагогов. Такой массовой характер учительской профессии говорит о её значимости для общества. Так ценен ли учитель в России ХХI века? Действует Национальный проект в системе образования, поощряются лучшие из лучших педагоги и школы.

Но необходимо поднять престиж профессии учителя, её значимость как в морально- нравственном, так и в материальном аспекте. И навстречу грядущему Году Учителя, в преддверии уже традиционных теперь ЕГЭ, просто необходимо разработать многоаспектную государственную программу по повышению значимости профессии Учителя.

                           Необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. К стимулам качественного учительского труда следует отнести и механизм внедрения новых систем оплаты труда педагогов. Еще одним стимулом должна стать новая аттестация педагогических кадров. При этом для учителей, желающих ранее установленных аттестационных сроков подтвердить высокий уровень квалификации, не должно быть никаких препятствий. Это также касается творческих молодых, начинающих работать учителей, профессиональному  развитию которых должно быть уделено особое внимание.

  В нашем обществе царит культ сильного и богатого, который решает проблему благодаря силе  власти и денег, а не умного и всезнающего, способного разрешить любую проблему своей неординарностью. Все проводимые образовательные реформы проводились с целью, чтобы профессия учителя была конкурентоспособной, и молодёжь толпами поступала в педвузы. А на деле низкие конкурсы в  педагогические институты. А даже те, которые их закончили, не идут в школы и работают в другой сфере.

Достойная заработная плата - вот первое разрешение проблемы повышения авторитета учителя в обществе.

• Повышение престижа профессии педагога:

- достойная зарплата, которая позволяет учителю работать только на ставке (18 часов) и сохранять здоровье и творческий потенциал;

-привлечение талантливой молодежи к педагогической деятельности:

• Социальная поддержка учителей:

- обязательная ежегодная специализированная диспансеризация педагогических работников;

- дифференцированный подход к распределению квоты путевок для санаторно-курортного лечения с учетом количества педсостава в школах;

- отдельная очередь для педагогов, желающих решить жилищный вопрос через социальную ипотеку.

• Альтернативные награды:

- бесплатное обучение на курсах повышения квалификации в учебно-методических центрах Москвы, Санкт - Петербурга;

- предоставление возможности учителю обмениваться опытом с коллегами из других стран на международных форумах.

• Конкурсы, смотры, соревнования:

- предоставление  возможности опубликовывать свои конкурсные материалы не только победителям и призерам, но и участникам различных конкурсов.

• Взаимодействие со СМИ:

- каждой школе активно сотрудничать со СМИ, подтверждая тем самым принцип открытости развития учебно-воспитательного процесса;

Выпускники педвузов не идут работать учителями, т. к. основные мотивации успешной работы в школе отсутствуют:

1)высокая зарплата;

2)возможность завоевать авторитет;

3)потенциал карьерного роста;

4)интересная работа;

5)работа повышает уровень самоуважения;

6)возможность профессионального роста.

Молодые люди также указывают на то, что работа имеет низкий общественный престиж и очень утомляет. 

В связи с падением в последнее время интереса к педагогической деятельности возрастает необходимость исследования этого явления. Обучение данным профессиям не прекращается, но все же меньше молодых специалистов можно увидеть в наших школах. Образование страны претерпевает кризис. В некоторой степени это обусловлено низкой оплатой за этот труд. Но у этой проблемы есть обратная сторона: если поднять заработную плату, то в школы и в исследовательские лаборатории может попасть много случайных людей. В то же время материальные стимулы не являются ведущими в выборе профессии учителя и научного работника.

Профессия педагога - одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей. Если процесс обучения детей учителем прекратится, то неизбежно наступит кризис. Новые поколения из-за отсутствия конкретных знаний не смогут поддерживать культурный, экономический и социальный прогресс.

Список использованной литературы:  

1) Анциферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2001.

2) Завалишина Д.Н. Динамика ценностно-смыслового отношения субъекта к профессиональной деятельности // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни. М., 2001. С. 193—203.

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн