Submitted by Елена Николаевна Боброва on вс, 03/04/2011 - 19:33
Тема: И.Бунин «Матери»
Цель: Обучение учащихся выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений, переживаний.
Задачи:
1.Познакомить с биографией и творчеством И. Бунина; развивать навык выразительного, правильного, осознанного чтения; обогащать словарный запас детей
2. Способствовать развитию умения рассуждать, сравнивать, анализировать; способствовать развитию творческих способностей
3. Способствовать развитию воспитания быть заботливым, внимательным, чутким.
I. Орг. Момент (слайд 1)
II. Сообщение темы урока. (слайд 2-7)
- Чтобы узнать тему нашего урока, внимательно вглядитесь в эти слайды. Подумайте, что их объединяет?
- Да, мы видим образ женщины-матери.
- Ребята, как вы думаете, почему для каждого человека мама самый близкий человек?
Что в сердце нашем самое святое? Навряд ли надо думать и гадать...
Есть в мире слово самое простое и самое возвышенное – МАТЬ!
Древнее, как музыка морей, и живое, словно свет весенний,
Слово «МАМА» - нет его добрей, ласковей и сокровенней.
Сколько тепла таит в себе это магическое слово, которым называют самого близкого, дорогого и единственного человека!
Тема нашего урока «Иван Алексеевич Бунин «Матери». (слайд 8)
III. Знакомство с биографией И.А. Бунина (слайд 9-17)
- И.А.Бунин родился в 1870 году в городе Воронеже в старинной дворянской семье. На этом слайде вы видите портрет писателя и герб рода Буниных
- Вот дом, в котором родился Иван Алексеевич.
Но детство и юность его прошли в фамильном имении в Орловской губернии.
- На этом слайде вы видите родителей Ивана Алексеевича Бунина.
Отец Алексей Николаевич часто бывал в разъездах, и воспитанием детей занималась мать Людмила Александровна. Она была нежной, душевной женщиной, старалась создать в доме тёплую атмосферу. Людмила Александровна сама много читала, любила музыку, играла на фортепьяно для сына и много ему читала
- Начальное образование Бунин получил в домашних условиях, а в 1881 году поступил в гимназию в городе Ельце. Вы видите здание этой гимназии.
- Продолжить далее своё образование Иван Алексеевич не смог – не позволила бедность.
В 1886 году И.Бунин уходит из гимназии, в дальнейшем занимается самообразованием под руководством старшего брата.
- Писать стихи Бунин начал очень рано. Он часто выступал на литературных вечерах.
В 1903 году за стихотворный сборник «Листопад» удостоен Пушкинской премии.
- В 1920 году И.А. Бунин был вынужден покинуть Россию, и уехать в чужую страну. Он жил во Франции в городе Грассе под Парижем. Иван Алексеевич очень тосковал по родине, особенно по матери, которую очень любил всю свою жизнь.
- Творчество Бунина разнообразно. Он писал не только стихи, но и рассказы.
С 1927 по 1339 год Иван Алексеевич работал над одной из лучших своих книг «Жизнь Арсеньева»
- В 1933 г. Бунину была присуждена Нобелевская премия. Эту высокую награду он получил за строгий артистический талант, с которым он создал в своих произведениях типичный русский характер.
- В 1953 году в Париже Бунина не стало.
IV. Словарная работа (слайд 18-20)
- Прежде, чем начать работу над стихотворением, поработаем с некоторыми словами.
- Кто знает, что здесь изображено?
- Это лампадка.
- Лампадка - небольшой сосуд с фитилем, наполняемый елейным маслом и зажигаемый перед иконой.
- Кого вы здесь видите?
- Это ангел-хранитель, изображается крылатым юношей. Ангел-хранитель – в религиозном представлении сверхъестественное существо, служитель Бога и его посланец к людям, чтобы оберегать их, т.е. – хранить. У каждого человека есть свой ангел-хранитель.
- Как понимаете слово «очаровать»? Что это значит? (выслушиваются ответы детей)
- Очаровать – это произвести неотразимое впечатление на кого-либо.
- Что в вашем понятии означает слово «сумрак»? (выслушиваются ответы детей)
- Сумрак – это полумрак, неполная темнота, при которой ещё можно различать предметы.
- А что значит «кроткий» голос? (ответы детей)
- Кроткий голос – незлобный, покорный, смирный.
V. Первичное восприятие текста
- А сейчас давайте послушаем стихотворение, его прочитает нам Боброва Анна.
- От имени кого написано стихотворение? (от имени автора)
- Какие чувства передаёт нам поэт своим стихотворением? (чувство любви к своей матери)
- Да, автор любил свою мать всю свою жизнь. Это она привила поэту любовь к поэзии, она ему много читала, рассказывала, пела.
- Смогла ли Аня своим чтением передать нам чувства автора?
- Как вы думаете, как нужно читать это стихотворение? (Спокойно, тихо, таинственно)
VI. Самостоятельное чтение.
VII. Анализ произведения.
- Автор вспоминает о былом или рассказывает о том, что сейчас с ним происходит?
- Найдите и подчеркните слова, которые вызывают воспоминание о детстве.
- Какие картины вы себе представляли при чтении?
- Настоящие мастера для создания точного изображения художественного образа используют различные средства. Сегодня я хочу познакомить вас с эпитетами. Эпитет – это образное определение, дающее ему дополнительную характеристику в виде скрытого сравнения. Эпитетами чаще всего бывают прилагательные. Например, в сказках используют такие эпитеты: добрый молодец, красна девица. (слайд 21)
-Давайте вмести найдём эпитеты в первом четверостишие.
- Найдите эпитеты во втором четверостишие. (Работа в группах)
VIII. Физминутка
Дружно помогаем маме
Мы бельё стираем сами, (Наклоны вперёд)
Раз, два, три, четыре, (наклоны в стороны)
Потянулись,
Остановились.
Хорошо мы потрудились! (погладили себя по голове)
IX. Беседа по содержанию.
- Чей же образ находится в центре внимания автора? (Образ матери)
- Что автору особенно запомнилось у мамы? (Её голос) – докажите словами из текста
- А какой у неё голос? Найдите в тексте.
- Какой вопрос возник у автора? Найдите в тексте.
- Как вы думаете, почему он называет маму ангелом? Вспомните значение этого слова.
- Мама, как ангел, оберегает нас, даёт советы, заботится о нас, поддерживает всегда - и в горе, и в радости.
X. Работа над пословицами.
- На стенах класса вы видите пословицы о матери. Какая на ваш взгляд пословица соответствует стихотворению И. Бунина?
Нет друга нежнее матери.
При солнце тепло, при матери добро.
Птица рада весне, а дитя матери.
Материнская молитва со дна моря вынимает.
XII. Беседа о мамах
- Ребята, поднимите руки, кто подумал, вспомнил о своей маме, работая сегодня на уроке?
- Что вы вспомнили о своих мамах? (ответы детей)
- Да, ваши мамы каждое утро провожают вас в школу, готовят завтраки, встречают, помогают вам во всём, переживают за вас.
Песня «Милая мама моя» (слайд 22- 32)
XIII. Итог урока
-- Мама – это тот человек, которому художники посвящают свои картины, режиссеры -кинофильмы, поэты – стихи, а композиторы – песни.
Это не случайно, поэтому что, сколько на свете будет жить женщина, столько и будет существовать мир, ведь женщина – это, прежде всего мама и начало жизни.
- Ребята, понравился ли вам наш урок? Что вам понравилось?
- Что нового узнали сегодня?
IVX. Домашнее задание (слайд 33)
Выучить стихотворение наизусть.
VX. Рефлексия
- Встаньте и изобразите собой шкалу успеха. Покажите насколько сегодня вы:
- были успешны на уроке и чувствовали себе комфортно
- разобрались с темой урока
- умеете применять свои знания.
(сидят за партой – плохо, слабо; просто стоят – хорошо; стоят с поднятыми руками – отлично)