Дидактический материал по теме "Решение квадратных уравнений".
Submitted by Елена Александровна Чернявская on вс, 03/04/2011 - 20:39
Дидактический материал по теме
«СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ»
Лист 1
Представляет собой таблицу из 100 квадратныхуравнений следующих десяти видов:
- неполные квадратные уравнения
1 ) а х2 + в х = 0
2 ) а х2 + с = 0
3 ) а х2 + с = 0
- полные квадратные уравнения , в которых
4 ) а + в + с = 0
5 )а – в + с = 0
6 ) левая часть уравнения представима в видеквадрата двучлена.
7 ) приведённое квадратное уравнение
8 )в = 2k , в = чётное
9 )в = 2k– 1 , в = нечётное
10 )Д < 0
Помимо перечисленных уравнений в таблице имеютсяуравнения, в которых :
а ) переменная обозначена латинской буквой , отличной от Х ;
б ) записанные не в стандартном виде ;
в ) уравнения, которые можно упростить, разделив левую иправую части на число, отличное от нуля.
Лист 2
Представляет собой алгоритм решенияквадратного уравнения ,с учётомтех же десятивидов квадратных уравнений , что и на первом листе.Он предназначен для работы со средними и сильнымиучащимися.
I. Опр. Квадратным уравнением , или уравнением2й степени ,называется уравнение , содержащее переменнуюХв1йи2 йстепени или только во2йстепени.
II.Если переменнаяХсодержится в уравнении только во2йстепени, то это уравнение – неполное квадратное.
III.Если переменнаяХсодержится в уравнении и1й и2йстепени , то это уравнение – полное квадратное.
IV.Если коэффициент при квадрате переменной равен1, то это уравнение называют приведённым .
Решение квадратных уравнений
ах2 = 0 , ах2 + вх = 0 , ах2 + с = 0
а , в, с € R, а = 0
Неполные квадратные уравнения
1.ах2 + вх = 0
х ( ах + в ) = 0
х = 0 или ах + в = 0
ах = - в
х =- в/а
2.ах2 + с = 0
ах2 = - с
х2 = -с/а
х 1,2 = = квадратный корень из выражения - с/а
3. Данное уравнение можно решить другим способом. Если левую частьудобно представить в виде разности квадратов двух выражений , тоеё раскладывают на множители 1й степени с помощью формулы сокращённого умножения а2 – в2 = ( а – в ) ( а + в )
ах2 + вх + с = 0х2 + рх +q= 0
а , в, с, р,q -любые действительныечисла ,отличные от0
Полные квадратные уравнения
Некоторые свойства коэффициентовквадратного уравнения.
4.Если а + в + с = 0 , то х1= 1 , х2= с/а
5.Если а – в + с = 0 ,то х1=- 1 , х2= - с/а
6.Если левая часть полного квадратного уравнения представима в виде квадрата двучлена , то его рациональнее решить,применяя формулы сокращённого умножения :
а2- 2ав + в2 = ( а – в ) 2 квадрат разности двух выражений
а2+2ав + в2 = ( а + в )2квадрат суммы двух выражений
Зависимость между коэффициентамии корнями приведённого квадратного уравнения.
7.Для квадратного уравнения х2 + рх +q=0 ,где р ,q с R
х1 + х2 = - р
х1х х2 =q
справедлива теоремаВиeта
8. Уравнение видаах2 + вх + с = 0,где а,в,с сR, а = 0с чётным коэффициентомврешается по формулеД1 =( в2)2 – ас
9. При решении уравнения видаах2 + вх + с = 0 с нечётным вторым коэффициентом находят
Д = в2 – 4 ас.
10.ВеличинаД = в2 – 4 ас, играющая решающую роль при вопросе окорнях квадратного уравнения, называется дискриминантом квадратного уравнения .
Если Д > 0 , то квадратное уравнение имеет два вещественных , различных корня .
Если Д = 0 , то получается одно решение . В этом случае говорят , чтокорень двукратный или что корни равны.
Если Д< 0 , то вещественных решений не существует. (это случай комплексных корней или мнимых корней ).
Лист 3.
Представляет собой алгоритм решения квадратногоуравнения на конкретном примере уравнения с полнымего решением к каждому из десяти представленных видов. Этот лист предназначен для работы со слабымиучащимися.
1. ах2 + вх = 0Выносим Хза скобки.
х ( ах + в ) = 0
х = 0илиах + в = 0
ах = - в
х = -в/а
пример:2х2 – 7х = 0
х ( 2х – 7 ) = 0
х = 0или2х – 7 = 0
2х =7
х = 7 : 2
х =3,5
Ответ:0 ; 3,5
2. ах2 + с = 0
ах2 = - с
х2 = - с/а
пример:6х2 +18 = 06х2 -18 = 0
6х2 = -186х2 = 18
х2 = -3 х2 = 3
корней нет два действительных корня
3. ах2 + с = 0Иногда данное неполное квадратноеуравнение удобно решить, представивлевую часть в виде разности квадратов двухвыражений и применяя формулу С У.
ПРИМЕР:
9х2 – 4 = 0
( 3х – 2 )( 3х + 2 ) = 0
3х – 2 = 0 или 3х + 2 = 0
3х =23х =-2
х = 2/3х = -2/3
ОТВЕТ:- 2/3 ;2/3.
4. ах2 + вх + с = 0. Полное квадратное уравнение можно решить
Если а + в + с =0, то быстро и правильно , зная свойства коэффициентов
х1 = 1 , х2 =с/а квадратного уравнения.
ПРИМЕР:15х2 – 19х + 4 = 0
так как 15 – 19 + 4 = 0 ,
то х1 = 1 , х2 =4/15
ОТВЕТ:1 ;4/15 .
5. ах2 + вх + с = 0.
Если а - в + с =0, ( или а + с = в )
то х1 =- 1 , х2 =-с/а
ПРИМЕР: 11х2 + 27х + 16 = 0
так как 11 – 27 + 16 = 0
то х1 = - 1 , х2 =- 15/11
ОТВЕТ:-1 ;-15/11 .
6.ах2 + вх + с = 0. Иногда легко заметить , что левая часть уравнения
представляет собой квадрат разности или квадрат суммы
ПРИМЕР: 4х2 - 12х + 9 = 0 двух выражений. Такое уравнение решают, представив
( 2х – 3 )2 = 0левую часть в виде квадрата двучлена. В таких случаях,
2х – 3 = 0 когда квадратное уравнениебудет удовлетворяться
2х = 3 только одним значением неизвестного , мы будем х =1,5 говорить ,что оно допускает два равных корня.
ОТВЕТ:1,5
х2 + 24х + 144 = 0
( х + 12 )2 = 0
х + 12 = 0
х = - 12
ОТВЕТ: - 12.
7. х2 + рх +q= 0, Рассмотрим приведённое квадратное уравнение,где р иq– любые числа отличные от нуля. Корни данного уравнения удовлетворяют
теореме Виета, которая имеет вид х1 х х2 =q, х1 + х2 = - р.
Если свободный член qприведённого квадратного уравнения положителен( q> 0 ), то уравнение имеет два одинаковых по знаку корня и это зависитот второго коэффициента р. Если р > 0 , то оба корня отрицательны , еслир<0, то оба корня положительны.
ПРИМЕР:
х2 – 14х + 48 = 0 х2 + 19х + 90 = 0
х1= 6 , х2 =8 , так как х1= -9 , х2 =-10 , так как
6 х 8 = 48 -9 х (-10)=90
6 + 8 = 14 -9 + (-10) = -19
ОТВЕТ : 6; 8
ОТВЕТ : - 9 ; - 10
Если свободный член qприведённого квадратного уравнения отрицателен( q< 0 ) , то уравнение имеет два различных по знаку корня, причёмбольший по модулю корень будет положителен, если
а = 2 , в = -5 , с = 2 Выражение в2 – 4асназывают дискриминантом квадратногоуравнения.
Д = 25 - 4 х 2 х 2 Д = в2 -4 ас, х1,2 = -в +(-) квадратный корень из Д / 2а
Д = 9
х1= 2х2= 0,5
ОТВЕТ:х1= 2 ,х2= 0,5.
10. Применяя формулу корней квадратного уравнения , можно получить Д< 0 (Д<0 ).
В данном случае говорят , что квадратноеуравнение вещественных корней не имеет .
( Пока мы условимся , что корней нет . Однако квадратным уравнениемвсегда приписывают 2 корня во всех случаях , при этом корни могутбыть иногда равными , иногда мнимыми ).
5х2 + 7х + 3 = 0
а = 5 , в = 7 , с = 3
Д = в2 – 4 ас
Д = 49 – 4 х 5 х 3
Д = - 11
Д<0
ОТВЕТ : корней нет
ЗАДАНИЯ К ДИДАКТИЧЕСКОМУ МАТЕРИАЛУ
1. Назовите коэффициенты квадратных уравнений данной строки( данного столбца ).
2. Все ли уравнения данной строки ( данного столбца ) записаныв стандартном виде?
3. Назовите квадратные уравнения данной строки (данного столбца), которые не записаны в стандартном виде . Приведите этиуравнения к стандартному виду квадратного уравнения.
4. Назовите неполные квадратные уравнения данной строки ( данного столбца ).
5. Назовите в неполных квадратных уравнениях данной строки(данного столбца )коэффициенты.
6. Решите все неполные квадратные уравнения данной строки(данного столбца ).
7. Назовите полные квадратные уравнения данной строки( данного столбца ).
8. Запишите все полные квадратные уравнения данной строки(данного столбца ) в стандартном виде.
9. Какие из полных квадратных уравнений данной строки (данного столбца ) можно упростить, разделив обе части уравненияна одно и то же число , отличное от нуля?
10.Назовите квадратные уравнения данной строки (данного столбца ) , левая часть которых является квадратом двучлена.Решите эти уравнения.
11.Найдите дискриминанты всех полных квадратных уравненийданной строки (данного столбца ).
12.Решите все полные квадратные уравнения данной строки(данного столбца ).
13. Решите неполные квадратные уравнения данной строки(данного столбца );если можно , укажите несколько способоврешения.
14.Назовите уравнения данной строки (данного столбца ) с чётнымвторым коэффициентом и решите их.
15.Из данной строки (данного столбца ) выпишите уравнения вследующем порядке : неполные квадратные уравнения ;уравнения, левая часть которых представима в виде квадратадвучлена ; полные квадратные уравнения с чётным вторымкоэффициентом ; полные квадратные уравнения с нечётным вторым коэффициентом.
16.Назовите приведённые квадратные уравнения данных строк( данных столбцов ). Решите эти уравнения.
17.Назовите уравнения данной строки (данного столбца ),корнями которых являются данные числа.
18.Составте квадратные уравнения , зная его корни.( Корниучитель приводит из таблицы 4 ).
19.Назовите уравнения данной строки (данного столбца ), суммакоэффициентов которых ровна нулю. Решите эти уравнения.
20.Назовите квадратные уравнения данной строки (данного столбца ).для которых коэффициенты удовлетворяют равенствуа – в + с = 0. Решите эти уравнения.
21.Назовите уравнения данной строки (данного столбца ), котораясоответствует уравнению данного вида ( указать номер )алгоритма решения квадратного уравнения таблицы 2.
22.Перепишите данную строку ( столбец ), расположив уравненияпо порядку согласно алгоритму таблицы 2.
23.Самостоятельные работы по решению квадратных уравнений.
К работе прилагается таблица ста квадратных уравнений.