Официальный сайт 70rus 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Строки, опаленные войной"

Submitted by Ирина Олеговна Смирнова on Tue, 05/04/2011 - 00:29
Данные об авторе
Автор(ы): 
Смирнова Ирина Олеговна
Место работы, должность: 

ГОУ СОШ №316

Регион: 
Город Санкт-Петербург
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
сценарий урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p> &nbsp;</p> <p> Презентация к уроку &laquo;Строки, опаленные войной&raquo; предназначена для проведения урока литературы в 11 классе по теме &laquo;Поэзия Великой Отечественной войны&raquo;, а также на уроках в 7 &ndash; 9 классах по данной теме.</p> <p> Цели урока.</p> <p> Обучающие:</p> <p> дать обзор поэзии периода Великой Отечественной войны;</p> <p> &nbsp;показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие и патриотические чувства с глубоко лиричными переживаниями;</p> <p> &nbsp;Развивающие:</p> <p> развивать познавательные способности учащихся;</p> <p> коммуникативные и информационные компетентности;</p> <p> раскрывать творческий потенциал учащихся.</p> <p> Воспитательные:</p> <p> &nbsp;способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся;</p> <p> &nbsp;воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ.</p> <p> Презентация содержит иллюстративный материал, тексты стихотворений, вопросы для анализа произведений.</p>

 

Мой урок

«Строки, опалённые войной»

Никогда общение писателей с народом не было таким тесным, как в годы войны

            А.Прокофьев

Льется свет по ночам из мерцающих чаш.

Колыбели плывут в тишине.

Начеку,

словно мира спасенного страж,-

Наша память о прошлой войне

Расул Гамзатов

 

 

Цели урока:

Обучающие:

дать обзор поэзии периода Великой Отечественной войны;

 показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие и патриотические чувства с глубоко лиричными переживаниями;

 Развивающие:

развивать познавательные способности учащихся;

коммуникативные и информационные компетентности;

раскрывать творческий потенциал учащихся.

Воспитательные:

 способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся;

 воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ.

 

 

 

1 Вступительное слово учителя

Звучит музыка (Альбинони)

Сегодня у нас необычный урок. Мы будем говорить о поэзии Вов.

Великая Отечественная война оказала огромное воздействие как на дальнейший ход истории, так и на развитие мировой и особенно русской культуры.

  Нужно сказать эмоц.слова о войне          

 

Поставить цели урока

 

Казалось бы, задача людей в военное страшное время – выстоять, выжить и победить, а не писать стихи, романы, пьесы. НО именно в это тяжёлое время литературе придавали большое значение. События Великой Отечественной войны стали центральной темой литературы того периода. В произведениях военных лет, конечно, был запечатлён подвиг народа. Во время войны художники слова не только создавали новые произведения. На фронт ушли более 1000 писателей и поэтов, из них более 400 не вернулось.

 

-  Главная идея литературы этого периода – идея победы во имя мира, которую чётко выразил А. Твардовский:

 

Бой идёт святой и правый.

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

 

- История литературы не знает такого периода, когда бы за сравнительно небольшой отрезок времени было создано столько талантливых, по-настоящему ярких произведений, как за 4 года военного лихолетья, причём произведений, различных по жанру. Это были очерки, рассказы, публицистические статьи, дневниковые записи, лирические стихотворения, поэмы, драматические произведения, повести, романы.

 

- Как вы думаете, какова тематика произведений в этот период?

 

- Основная задача, которую ставили писатели и поэты в военные годы, - запечатлеть события по горячим следам, помочь своим художественным словом народу в битве с врагом. Как сказал А. Толстой, «литература в дни войны становится истинно народным искусством, голосом героической души, души народа… Нравственные категории приобретают решающую роль в войне. Глагол уже не только уголь, пылающий в сердце человека, глагол идёт в атаку миллионными штыками, глагол приобретает мощь артиллерийского залпа».

 

 

Во время Вов  широкое развитие в первую очередь  получили поэзия и публицистика.

-Как вы думаете, почему?

 

Первый год войны был годом наибольшего звучания поэзии и публицистики. Поэзия вдохновляла бойцов на борьбу с врагом, пробуждала любовь к родине, вызывала ненависть к врагу. В это время звучали призывные стихи и песни, создавались сатирические подписи к плакатам, которые своей особой интонацией, образным строем активизировали и направляли чувства, мысли и стремления людей. Поэты почувствовали себя призванными поддерживать

 

 

 

Многие стихотворения военных лет были положены на музыку, стали песнями. Поэтому на нашем уроке сегодня будут звучать не только стихи, но и песни. В них есть всё: горечь отступления в первые месяцы войны, радость возвращения к своим,  картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах, призыв сражаться надежда на скорую победу, вера в то, что солдат ждут дома. Сегодня мы познакомимся с некоторыми стихотворениями.

 

 

 

2  Уже в первые дни войны практически одновременно возникают стихотворения, которые сразу становятся широко известными песнями.

 

 «Священная война».

В обобщённой форме основная проблематика поэзии периода ВОв сказалась уже в самом первом поэтическом произведении – стихотворении «Священная война» Василия Ивановича Лебедева-Кумача.

 

24 июня 1941 года на первой полосе газеты «Известия» были опубликованы стихи В.И.Лебедева-Кумача «Священная война». Газету со стихами один из командиров Красной Армии показал руководителю краснознамённого ансамбля песни и пляски Александру Васильевичу Александрову. Стихи потрясли композитора, в них было то, чем жил он сам в эти первые военные дни, его мысли и чувства. Постепенно как бы сам собой возник их музыкальный образ, родилась мелодия.

 

На следующий день А.В.Александров пришёл на репетицию в центральный дом Красной Армии и на доске написал ноты и стихи новой песни «Священная война». Артисты спели её с листа. Премьера песни состоялась на Белорусском вокзале – от его перронов уходили тогда эшелоны на фронт.

 - О том, какое впечатление произвела песня при первом её исполнении, вспоминал поэт-очевидец А.Сурков: “Это было в начале июля 1941 года в Москве на Белорусском вокзале. Эшелоны уходят на фронт… Заунывно перекликаются паровозные гудки…В зале ожидания Краснознамённый ансамбль даёт концерт отбывающим воинским частям. Солдаты и офицеры в походном снаряжении расположились на скамьях и чемоданах. Суровые лица. Сдвинутые брови. В глазах – тревога за Родину, за покинутый любимый дом…И вот подымается рука руководителя ансамбля – профессора Александрова. Как воинская присяга звучит песня. Как клятва воинов: драться до последней капли крови, до последнего дыхания. И все бойцы, как один, поднимаются с мест. Стоя слушает воинская часть эту песню. Песня утихла, но зал требует повторения. Пять раз повторяет ансамбль “Священную войну” в благоговейной тишине, и по окончании её “ярость благородная” наполняет до краёв сердца бойцов и командиров, едущих на запад, чтобы громить врагов”. (Прослушивание песни “Священная война”).

 

- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

- Какова основная мысль? (УВЕРЕННОСТЬ В ПОБЕДЕ)

- Почему войну поэт называет священной?

- Обратите внимание, что в стихотворении нет сложных риторических фигур, украшений.

- За счёт чего же создаётся выразительность? (Простота, ритмичность, яркие эпитеты, оценочная лексика, повторы)

- Почему это стихотворение сразу было положено на музыку? Что добавила музыка в восприятие произведения? Какие выразительные средства использовал композитор? (Скорбная мелодия, сдержанный маршевый ритм, весь характер её создавал образ могуче-непреклонной воли, устремлённость к победе.)

 Александр Васильевич Александров писал: «Я не был никогда военным специалистом, но у меня всё же оказалось могучее оружие в руках – песня. Песня так же может разить врага, как и любое оружие!»

«Священная война» - песня далёких грозных лет – звучит и сегодня, потрясая сердца.

 

 

3 Алексей Александрович Сурков «Песня смелых»

(Прослушивание фрагмента)

Стихи, ставшие «Песней смелых», были написаны А.Сурковым 22 июня 1941 года и опубликованы в газете «Правда». А 26 июня композитор Виктор Аронович Белый за одну ночь сочинил мелодию. «Песня смелых» зазвучала по всей стране, вошла в строй, как боец.

- Сравните 2 произведения. Что общего в них и чем они отличаются?

 

Совсем иная ритмически — напряженная, как бы торопящая  человека

на бой,—  она  тревожно  «скликала»  бойцов  в  поход,  подхватывая  вековые

традиции русских воинов:

-  Какие новые интонации мы слышим в этой песне?

(Живая солдатская речь, простая рифма, рефрен в конце каждой строфы)

- К чему призывает поэт?

-Каков характер средств художественной выразительности?

 

 

 

4 Михаил Васильевич Исаковский «До свиданья, города и хаты»

К первым двум произведениям 29 июня 1941 года прибавилось  стихотворение   «До  свиданья, города и хаты» М. Исаковского. Оно было положено на музыку Матвеем Исааковичем Блантером.

- Какие новые интонации появились в этом стихотворении?

(Сердечность, задушевность)

- С чем связаны эти интонации?

В  этой  песне  поет  душа  «молодых  смелых

ребят», излюбленных героев Исаковского.

   - Обратите внимание, что в стихотворении появились элементы народной поэзии. Найдите их.  (Обращение «девчата», эпитеты «молодые смелые» ребята, смерть «неминучая» - просторечное выражение).

Но и в этом произведении прослеживается мысль, которая для поэзии военных лет становится главной – вера в победу.

 

 Так, в первые дни Великой Отечественной войны возникли три  разных,  но

чрезвычайно важных стихотворения,  сразу  же  ставших  песнями,  с  которыми

народ не расставался до дня Победы.

 

 

5.  В лучших стихах и песнях военных лет раскрылась душа нашего народа, его любовь к Родине и ненависть к врагу, гуманность его стремлений и свободолюбие.

    Для  самых  первых  стихов  о  войне  характерны   суровые   интонации,

повелительные формы. «Вперед! В наступленье! Назад ни шагу!», «Ты — враг.  И

да здравствует кара и месть!»,  «Опрокинь  врага,  задержи!»,  «В  поход!  В

поход!», «Бей с неба!» — вот стержневые слова первых  военных  стихотворений

А. Суркова, А. Твардовского, О.  Берггольц, В.Инбер и других поэтов военной поры. Рождаются стихи- призывы, стихи-заклинания, стихи-обращения. Одним из таких произведений является стихотворение Веры Михайловны Инбер «Бей врага».

 

 

НУЖНО ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ СТИХ.

 

 

 

 

Я бы хотел подробнее остановиться на стихотворении «Жди меня»,- самом популярном стихотворении военных лет.

 

«Жди меня…» — послание Симонова любимой женщине1. Автор не полагал, что оно получит общественную огласку. Послание сурово сдержанно. В нём нет нежных слов, признаний в любви. Но при всей аскетичности содержания читатель ощутит всю силу чувств поэта. Об этом говорит его убеждённость, что она, любимая, умеет ждать, “как никто другой”, а её преданность поможет ему всё преодолеть: «Не понять неждавшим, им,/Как среди огня/Ожиданием своим/Ты спасла меня./

 

Между любящими особенная близость, единение.

 

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой…

 

Жизнь изменила намерение Симонова не публиковать своё послание. То, “что люди, — вспоминал впоследствии поэт, — переписывали это стихотворение, что оно доходило до их сердца, и заставило меня через полгода напечатать его в газете”. Оно было опубликовано в «Правде» в январе 1942 года. Через некоторое время «Жди меня…» обрело особую популярность. Поэт Алексей Сурков вспоминал: “Редко можно было встретить на фронте человека, которому не попался бы в руки номер газеты «Правда», где было напечатано стихотворение «Жди меня…». Его переписывали, заучивали на память, читали и пели. Появились десятки стихотворных ответов на него”.В своём произведении Симонов выразил типичное настроение людей, находящихся на фронте, их жён, любимых, близких. Чем труднее было на войне, тем больше солдаты тянулись к воспоминаниям о доме, простых человеческих радостях, а дома беспокоились за своих. И вера в то, что всё завершится хорошо, нужна была и тем и другим. Вот почему так страстно звучат слова поэта:

 

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

 

И этот неоднократно повторяющийся призыв звучит как мольба и приказ: ждать и надеяться, и ничто не должно поколебать эту веру — ни суровые природные явления, ни настроение окружающих.

 

Жди, когда наводят грусть

Жёлтые дожди2,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

 

Даже когда самые близкие люди — мать и сын, друзья — устанут ждать, — жди! Любовь сильнее родственных и дружеских чувств.Слово жди, начинающее многие строки, повторится в стихотворении одиннадцать раз. Это же слово в других формах (ждать, неждавшим) встречается шесть раз. Литературовед Л.И. Тимофеев назвал такое повторение слов и выражений в стихах поэтическим курсивом.Послание не только по содержанию, но и по форме аскетично. В нём почти нет поэтических определений, сравнений, даже рифмы простые; рифмуются слова повседневного общения: жди — дожди, жара — вчера, придёт — ждёт, тобой — другой и другие.Мысль автора выражена лаконично и ёмко: “Только очень жди”, “Всем смертям назло”. Почему смертям? Она бывает одна, но применительно к фронту — верно. Смерть несли сокрушительный огонь артиллерии, миномётные и пулемётные обстрелы, жестокие бомбёжки авиации. Одну из них запомнил Симонов: “…Северней Сталинграда, был день… В небе с утра до вечера висела немецкая авиация и бомбила всё кругом, в том числе едва заметную возвышенность, на которой мы сидели. Было так тяжело, что даже не лежала душа что-нибудь записывать, и я, сидя в окопе, только помечал в блокноте палочками каждый немецкий самолёт, заходивший на бомбёжку в пределах моей видимости. И таких палочек к закату набралось триста девяноста восемь…” Вот что кроется за словами “всем смертям назло”3.Монолог лирического героя стихотворения носит разговорный характер. Но своеобразие этой разговорности у Симонова особое. Его так охарактеризовал литературовед З.Паперный: “Разговорность бывает разной. У Твардовского, например, она слита с «ладом и складом» живой речи, которая с чудодейственной естественностью переливается в стих. <…>В чём своеобразие разговорности Симонова-поэта?Если говорить о таких его лучших стихах, как «Жди меня…», «Если дорог тебе твой дом…», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», то они строятся не как простая, обыденно-спокойная беседа с читателем. В каждом из них тема овладевает поэтом, как одно-единственное чувство, страсть, и эта тема-страсть определяет собой строй и звучание стиха. <…> Симоновский… поэтический разговор отличает открытая прямота”4.В самом деле, монолог стихотворения «Жди меня…» предельно открыт, мысль ясна от первой до последней строки: вопреки всему — надеяться и ждать! И фронтовику верить в то, что дома его очень ждут. Эта вера во многом будет питать его мужество.

 

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

 

Ясность слова, простота строя предложений, привлекательность мыслей стихотворения сделали его доступным и близким многочисленным читателям времён Отечественной войны. Произведение брало за живое убеждённостью в неотвратимости встречи людей, тянущихся друг к другу. Покорял динамизм монолога, который как бы проговаривался на одном дыхании. Последнее достигалось и краткостью предложений, и многими анафорами.

 

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

 

И ныне «Жди меня…» продолжает волновать многих. В длительных и опасных командировках находятся наши военные, уходят надолго в море подводники и моряки, далеко уплывают на промысел рыбаки. Дома беспокойно ждут их возвращения. И симоновское стихотворение вселяет веру в счастливый исход неизбежных разлук.                            

 

 

 

“В ЗЕМЛЯНКЕ”

Алексей Сурков написал ставшую одной из самых известных песен тех лет, задушевную, глубоко лирическую – «В землянке». Проникновенный, искренний, тоскующий голос поэта слился в ту трудную, суровую пору с голосами всех разлученных войной. «Возникло стихотворение, из которого родилась эта песня, случайно, - вспоминал Сурков. – Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать «домашних» строк из письма жене, Софье Антоновне. Письмо это было написано в конце ноября, после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось ночью после тяжелого боя пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков…» Глубоко личные, прочувствованные стихи А. Суркова вдохновили композитора Константина Листова. Он написал к ней музыку и, аккомпанируя на гитаре, спел ее. А впервые песня «В землянке» была опубликована в газете «Комсомольская правда» 25 марта 1942 года. Первыми ее исполнителями были замечательные советские мастера песни Леонид Утесов и Лидия Русланова.

 

      Ярко представляется картина, изображенная в стихотворении Суркова. Мы видим темную землянку с низким потолком, бойца, склонившегося над письмом к любимой, едва мерцающий огонек печки-буржуйки. В этом стихотворении автор строго и лаконично показал суровое безжалостное дыхание войны, которое, подобно «злой вьюге» губит все живое. Поражает глубина веры этого человека, его мужество. Впереди бой, он может погибнуть, но и последние часы он проведет в мыслях о любимой.

 

    Так строки из письма жене с фронта, которые автор вначале и не собирался публиковать, стали любимой песней фронтовиков.

 

 

 

 

 

Муз. К. Листова, сл. А. Суркова

 

Кто из бывших фронтовиков не помнит одну из самых известных песен Великой Отечественной войны – “В землянке”.

 

Когда поэт писал стихотворение “Бьется в тесной печурке огонь”, он не предполагал его публиковать и тем более не думал, что оно может стать песней. Это были несколько стихотворных строчек из письма жене с фронта. При встрече с Листовым, который просил дать что-нибудь “певческое”, показал тому этот стишок-письмо жене, находившейся в то время в эвакуации. Прочти, может, что получиться…

 

Стихи захватили композитора своей лирической силой, искренностью, глубоко отозвались в сердце. Через неделю Листов пришел в редакцию, попросил гитару и спел только что написанную песню. Откровенно говоря, он не очень был уверен в том, что песня получилась. Казалось, в те дни нужны был песни, зовущие на бой с врагом, а он написал музыку лирическую, немного грустную…

 

Но песня пошла. И пользовалась любовью на всех фронтах и особенно у тех воинов, которые воевали под Москвой, кто гнал ненавистного врага от стен родной столицы.

 

Да, “Землянка”, - произведение лирическое, чуть – чуть грустное. Но не уныние вызывала она у бойцов, не тоску. Нет, она воодушевляла на подвиг, звучала как вызов врагу, как презрение к смерти. Случалось, что ее пели перед атакой, ее пели, идя в бой.

 

      III. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» К. М. Симонова

      Учитель читает «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». Дадим ученикам время пережить впечатление от стихотворения. Затем возможно повторное чтение одним из учеников.    Духом  товарищества  проникнуто  стихотворение  Симонова  «Ты  помнишь,

Алеша, дороги Смоленщины». Обращаясь к другу, поэт говорит здесь  о  Родине,

которая, как он понимает сейчас, открылась ему по-настоящему  только  в  дни

горя, в дни испытании. Окрепшее в этих испытаниях чувство связи  с  Родиной,

с простыми русскими людьми продиктовало поэту  и  подлинно  народные  образы

стихотворения,  и  сам  характер  стиха,   его   лирическую,   взволнованную

интонацию:

 

              Ты знаешь, наверное, все-таки Родина —

              Не дом городской, где я празднично жил,

              А эти проселки, что дедами пройдены,

              С простыми крестами их русских могил.

      ………………………………………………

              Нас пули с тобою пока еще милуют.

              Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

              Я все-таки горд был за самую милую,

              За русскую землю, где я родился.

 

 

      — Какие картины предстают перед вами?

      Константин Симонов на дорогах войны увидел страшную картину отступления советских войск. Перед нами предстают картины военного быта: бесконечные дожди, усталые женщины, которые хотят напоить и накормить отступающих голодных солдат, длинная дорога, вдоль которой стоят деревни с погостами.

      — Какие чувства вызывает это стихотворение? Какие строки больше всего потрясли вас, вызвали самые сильные переживания?

      Стихотворение передает чувство горя, огромной беды, вызывает сострадание к тем, кто пережил войну. Дети прочитают те строки, которые больше всего поразили их.

      — Как поэт выразил свою любовь к Родине? Какими словами он прославил русских солдат? Какое чувство самое дорогое для русского человека?

      Отвечая на этот вопрос, ученики прочитают три последние строфы.

      — Обратимся вновь к началу стихотворения. Какие изобразительные средства языка помогают передать горькие картины, которые увидел поэт на Смоленской земле?

      Можно последовательно разобрать первые четыре строфы. Сжатые, но емкие картины войны созданы при помощи эпитетов, метафор, сравнений. Эпитеты: «бесконечные, злые дожди», «усталые женщины», «на великой Руси». Сравнение: «...Как кринки несли нам усталые женщины, / Прижав, как детей, от дождя их к груди...»

      — Что такое кринка?

 

      Кринка — глиняный горшок для молока.

 

      — Для чего усталые женщины несли солдатам молоко в кринках? Почему они прижимали их к груди?

      Особенно внимательно стоит поработать с метафорами: «Слезами измеренный чаще, чем верстами, / Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз», «...Крестом своих рук ограждая живых...».

      — Что такое тракт?

 

      Тракт — большая проезжая дорога.

 

      — Что означает выражение: тракт, измеренный верстами?

      Объясним, что в старину на проезжих дорогах через каждую версту стояли полосатые верстовые столбы, обозначающие расстояние.

      — Почему тракт слезами измерен «чаще, чем верстами»?

      — Что такое погост?

      Сейчас так называют сельское кладбище, в старину погост — это церковь с прилегающим участком и кладбищем, в стороне от села.

      — Для чего Симонов использует повторение: «...Деревни, деревни, деревни с погостами, / Как будто на них вся Россия сошлась...»?

      — Что такое околица?

      Ок?лица — изгородь вокруг всего селения.

      Объясним детям, что в Советском Союзе церковь была отделена от государства и фактически запрещена. Активно велась атеистическая пропаганда, и почти все жители были неверующими.

      — Как вы понимаете следующие строки?Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в Бога не верящих внуков своих.

 

 

      — Что означает выражение: «Всем миром сойдясь...»?

      Слово мир имеет много значений. Одно из них устаревшее: сельская община с ее членами. Всем миром означает «сообща».

      Строки Симонова перекликаются с поговоркой «На миру и смерть красна», то есть нестрашно умереть на людях, все легко перенести не в одиночку, а вместе с другими.

      — Как эта поговорка углубляет смысл симоновских строк?

      Симонов хочет сказать, что солдаты не боятся погибать за Русскую землю. Даже если они остались одни, то их деды все равно словно бы смотрят на них всем миром, помогая сражаться, чтобы не уступить врагу Русскую землю. Симонов описывает Смоленщину, и именно под Смоленском произошло первое крупное сражение русских войск против Наполеона, в котором, может быть, участвовали прадеды русских солдат, сражавшихся с фашистами.

      Поясним незнакомые детям слова.

      Просёлок — грунтовая дорога между небольшими населенными пунктами.

      Сал?п — широкое женское пальто особого фасона.

      Пл?совый — сделанный из хлопчатобумажной такни, напоминающей бархат.

      П?жить — пастбище, место, где пасут скот.

      — Как вы думаете, почему поэт рисует не картину боя, а осеннюю дорогу, на которую к солдатам выходят русские женщины, и избу под городом Борисовом?

      — О чем говорят поэту слова старухи?Но, горе поняв своим бабьим чутьем,

Ты помнишь, старуха сказала: — Родимые,

Покуда идите, мы вас подождем.

 

 

      Войска отступают, но жители, которые остаются на оккупированной территории, верят, что войска вернутся и прогонят фашистов с Русской земли.

      В заключение перечитаем стихотворение еще раз.

      Сергей Орлов. «Его зарыли в шар земной...»

      Сергею Орлову было 19 лет, когда началась Великая Отечественная война. Сергей Орлов воевал на Волховском и Ленинградском фронтах, в 1944 году горел в танке. Шрамы от ожогов остались у него на всю жизнь. Но война оставила шрамы не только на теле, но и в душе поэта. Он все время помнил о друзьях, погибших на войне. Первая книга его стихов вышла в 1946 году. Она называлась «Третья скорость» — скорость, на которой шли в бой танки.

      В детстве Сергей проявлял интерес к космосу. Война заставила по-новому ощутить, что такое космос, пережить ощущение сотворения мира. Поэт почувствовал, насколько хрупка земная жизнь, и в то же время понял, как важна она для всей Вселенной. Из этого ощущения родилось стихотворение сборника «Третья скорость», которое считают самым важным, ключевым во всем творчестве Сергея Орлова.* * *

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград...

Ему как мавзолей земля —

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой...

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей.

 

 

      Стихотворение Сергея Орлова «Его зарыли в шар земной...» можно назвать памятником Неизвестному Солдату, Вечным огнем, зажженным в его честь. Люди часто сравнивают яркие, выразительные слова с огнем, которые могут освещать путь. Стихотворение Орлова написано ярко, необычно, выразительно. Главная его особенность в том, что смерть одного человека, его подвиг приобретают вселенский масштаб, когда от судьбы, от поступка одного человека зависит судьба всей Земли. Погибшего солдата в стихотворении зарывают не просто в землю, а в «шар земной» на «миллион веков». Гибель одного человека имеет значение не только для всей Земли, но и для всей Вселенной. Эту мысль поэт подчеркивает словами: «И Млечные Пути пылят/ Вокруг него с боков».

      Парень положен в шар земной «руками всех друзей», и это значит, что к судьбе каждого погибшего причастны все его товарищи, друзья и ровесники, прошедшие войну, и жизнь погибшего словно бы продолжается в жизни тех, кто уцелел на войне. Эту же мысль передает нам Нагибин: «...Павлик для меня не воспоминание, а соучастник моей жизни. Порой чувство длящегося во мне его существования настолько сильно, что я начинаю верить: если твое вещество вошло в вещество того, кто будет жить после тебя, значит, ты не умрешь весь. Пусть это и не бессмертие, но все-таки победа над смертью».

      Ощущение космического значения человеческой жизни привело к тому, что после войны Сергей Орлов написал цикл стихов «Слово о Циолковском» — русском ученом, который обосновал возможность космических полетов. Поэт увидел полеты в космос первых советских космонавтов. И это тоже была победа тех героев, которые погибли на войне за то, чтобы люди могли полететь в космос.

      К сожалению, стихотворения С. С. Орлова последнее время не переиздавались, но в библиотеках хранятся его книги, изданные в советское время12.

      Мы рекомендуем познакомить детей с несколькими стихотворениями, которые

ВЫВОДЫ

Основные мотивы произведений:

  • Мотив победы (В.Лебедев-Кумач «Священная война»)
  • Мотив ненависти к врагу (К.Симонов «Убей его», В.Инбер «Бей врага!»)
  • Мотив любви к Родине (А.Сурков «В землянке»)
  • Мотив ожидания (К.Симонов «Жди Меня»)

Каковы же особенности (Надо подумать,куда это поместить)

лирики военного времени?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почему же прозвучавшие стихотворения и другие стихотворения поэтов оказались так необходимы людям: и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?

 

(Наверное, поэзия оказалась необходима людям, потому что она обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду.

 

Поэзия не боялась правды, даже горькой и жесткой.

 

Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу.)

 

В чем значимость поэзии периода Великой Отечественной войны?

 

(Война изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть и неимоверно тяжелая.

 

Главное то, что поэзия военных лет уловила самую суть войны:

 

“Бой идет святой и правый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле…”)

 

А что же отличало поэзию периода Великой Отечественной войны?

 

(Предельная искренность. В каждом стихотворении – неприкрашенная правда.)

 

А кто, по-вашему, главный герой поэзии, опаленной войной?

 

( Герои поэзии военного времени - это и русские воины-освободители, и простые труженики тыла, это и дети, то есть все те, кто боролся с врагом!

 

Это люди разной национальности, разных возрастов, выдержавшие суровые и тяжелые испытания, выпавшие на их долю.)

 

Какую роль сыграла литература в годы Великой Отечественной войны?

 

Каковы же особенности лирики военного времени?

 

Выучите наизусть стихотворение любимого поэта о Великой Отечественной войне и проанализируйте его.

 

Напишите эссе на тему: “Какие чувства и мысли вызывает лирика военных лет?”

 

Подготовить проект “Военная лирика поэтов-земляков”.

 

8. Рефлексия

Какое впечатление произвел на вас сегодняшний урок?

Оцените свою работу на уроке и работу

 

 

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн