При подготовке сценария урока для обучения школьников необходимо обеспечить:
- предоставление обучаемым основного объема изучаемого материала,
- продумать и обеспечить возможность интерактивного взаимодействия обучаемых и преподавателей в процессе обучения,
- предоставить обучаемым возможности для самостоятельной работы по освоению изучаемого материала и в процессе обучения.
Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:
- среды передачи информации (обычная или электронная почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),
- методов, зависимых от технической среды обмена информацией.
Для разработки сценария урока можно использовать самые разныеэлектронные образовательные ресурсы и инструменты учебной деятельности:
- иллюстрации (фотографии, схемы, рисунки);
- презентации;
- текстовые документы;
- гипертекстовые учебные модули;
- анимации и видеоролики;
- интерактивные модели;
- интерактивные задания и тесты.
При подготовке материалов для сценария урока нужно отобрать такие электронные образовательные ресурсы, которые в наибольшей степени ориентированы на обучение школьников. Правда, следует отметить, что по курсу физики для основной школы таких ресурсов целенаправленно на федеральном уровне не создавалось. Отдельные фрагменты практикумов (типа Видеозадачи Коллекции) могут использоваться учителем при подготовке сценария урока; но при этом выполнение лабораторных работ и тестовых заданий должно носить индивидуальный характер. Важно продумать и последовательное использование ресурсов контролирующего типа.
Для более полного представления о существующих подходах к организации обучения школьников с использованием Интернет-ресурсов можно познакомиться с демонстрационными Интернет-уроками НП «Телешколы» по таким предметам как география, русский язык или химия (http://www.internet-school.ru/). К сожалению демонстрационных версий уроков физики в открытом доступе у НП «Телешколы» нет, хотя обучение по физике, насколько нам известно, там проводится.
С некоторыми общими идеями организации обучения с использованием цифровых образовательных ресурсов можно познакомиться на сайте http://www.en.edu.ru/shared/files/old/physicsmethod/internet/7469_distance.html .
В качестве примера разумного построения сценария урока физики можно рассмотреть материалы Марка Бениаминовича Львовского по теме "Простейшие колебательные системы" (http://gannalv.narod.ru/fiz/). Автором этого урока подготовлены и другие учебные курсы, которые могут быть полезны при организации обучения физике http://marklv.narod.ru/urok/.
Кроме указанных ресурсов в открытом доступе в сети Интернет учитель может найти и другие, в том числе созданные другими учителями мультимедийные разработки к конкретным урокам. Например, своеобразное хранилище образовательных ресурсов (методических материалов) представлено на сайте http://festival.1september.ru/, а также в ИУМК «История научного эксперимента» http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/cd285216-eb96-a7b2-0127-01c6a1db4b31/113676/?interface=pupil&class=53&subject=30
Учитель, подбирающий электронные образовательные ресурсы к своему уроку, должен выступать в роли эксперта, самостоятельно оценивающего найденные им материалы, и использовать на уроке только те из них, которые отвечают основным содержательно-методическим и дизайн-эргономическим требованиям.
С содержательно-методической точки зрения отобранные цифровые образовательные ресурсы должны удовлетворять основным дидактическим принципам (научность, доступность, наглядность и т.д.), возрастным и психологическим особенностям обучаемых.
При организации обучения физике с использованием цифровых образовательных ресурсов очень важно обеспечивать возможность индивидуализации образования (уровневой дифференциации), сформировать умения работы с информацией – поиск, оценка, отбор и организация информации.
В преподавании физики важны аспекты выработки навыков проектной и исследовательской деятельности; включающих проведение реальных и виртуальных экспериментов.
При подготовке сценария занятий по физике важно продумать форму развития навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности, умений принимать решения в нестандартной ситуации; формирование навыков работы в группе.
Отобранные цифровые образовательные ресурсы должны: удовлетворять требованиям качества экранного дизайна (четкость представления текста и графики; соответствие цветовых, текстовых, звуковых решений, информационной насыщенности экранов эргономическим требованиям, учитывающим возрастные психолого-педагогические особенности учащихся); обладать удобным интерфейсом, позволяющим легко понять основы функционирования ресурса.
Подготовка сценария урока требует оптимального сочетания различных моделей организации учебного процесса, например:
· фронтальной работы с классом с использованием проектора или интерактивной доски,
· работы в модели «Один ученик – один компьютер»
· работа с группой учащихся в компьютерном классе,
· совместной работы группы учащихся с одним компьютером
· самостоятельной работы учащихся, в том числе дома (удаленный доступ, включающий элементы дистанционного обучения)
· проектно-исследовательской деятельности
Материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов и в основном удовлетворяют потребности учителя для осуществления перечисленных задач. В соответствии с темой урока просматриваются и отбираются ресурсы, которые собраны в коллекциях видеоопытов, мультимедиаресурсе «История научного эксперимента», наборы цифровых ресурсов к учебникам и другие.
При подготовке сценария урока-объяснения нового материала некоторые отобранные ресурсы можно использовать для создания компьютерной презентации, а при организации урока-дискуссии нужно подготовить вопросы к демонстрируемым ресурсам. Например, видеофрагменты, демонстрирующие различные опыты целесообразно обсудить не только с точки зрения содержания демонстрируемого эксперимента, но и с позиций полноты соблюдения правил техники безопасности обоснованности применения выбранного оборудования и т.п.
При отборе ресурсов для проведения контрольных работ можно использовать интерактивные задания, ссылки для выполнения проектных заданий, а также для подготовки к ЕГЭ и ГИА, к олимпиадам и конференциям.
Если в кабинете физики есть проектор и экран или интерактивную доску, то при объяснении нового материала можно использовать самые различные цифровые ресурсы. Таковыми могут являться иллюстрации, анимированные модели, видеофрагменты и даже тексты, которые можно использовать для фронтальнойработы с классом (при проведении фронтального опроса, а также при организации текущего и итогового контроля).
При использовании видеоресурсов следует обратить внимание учащихся на соблюдение правил техники безопасности при проведении различных экспериментов. Это дает возможность дополнительной проработки данных вопросов с учениками. В текстах и особенно в аудиосопровождении видеоопытов встречаются и методические дефекты, но это обстоятельство можно использовать для организации работы по анализу и оценке достоверности полученной информации.
|
На: Лекция "Отбор электронных образовательных ресурсов по курсу
Прочитала лекцию только сегодня, как жаль, , столько нужного и полезного,но не могу выполнять задания.
На: Лекция "Отбор электронных образовательных ресурсов по курсу
здравствуйте! у меня только сегодня получилось зайти на дистанционное обучение! читаю лекции и понимаю, что многое упустила, времени мало сейчас все сделать и здать. данная информация по лекции очень полезна! Спасибо!
На: Лекция "Отбор электронных образовательных ресурсов по курсу
Внимательно ознакомившись с предложенным материалом, пришла к выводу, что данная информация необходима каждому учителю. Спасибо.
На: Лекция "Отбор электронных образовательных ресурсов по курсу
Лекцию изучила, законспектировала, просмотрела предложенные сайты . Спасибо)))))
На: Лекция "Отбор электронных образовательных ресурсов по курсу
Ознакомилась с данной лекцией. Информация о отборе электронных образовательных ресурсов по физике для подготовки сценария урока представлена поэтапно, конкретно и доступно.