повторить написание слов с непроверяемым написанием; развивать
речь, память, внимание; воспитывать любовь к родному языку;
воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к природе.
Оборудование:карточки со словами; картина зимы; рисунки колодца, вёдер,
дома, ворот; карточки со словарными словами; рисунок
Незнайки; жетоны; картинки с лицами.
Ход урока.
1. Организационный момент
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постараюсь все понять
Буду грамотно писать.
2. Сообщение темы и целей урока
Прочитайте слова.
Волшебный, зима, холодный.
Какое слово лишнее? К какой части речи относится слово зима?
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами закрепим знания по теме «Имя
существительное». Цель нашего урока - выявить знатоков темы «Имя существительное».
Я предлагаю вам побывать в волшебной стране Речь. Всех, кто здесь живет, называют Части речи. Жителей Москвы называют москвичами, жителей Пугачева – пугачевцами, а тех, кто живет в стране с названием Речь?
(Части речи.) (За ответы детям раздаю жетоны.)
Запишите в тетрадях число, классная работа.
3. Минутка чистописания
А сейчас – чистописание. Выполнив его, отправимся в путешествие.
О каком времени года это стихотворение?
Проплясали по снегам
Снежные метели
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся коньки,
Режут лед снегурки.
Какой звук чаще всего вы слышали в этом стихотворении? С
Какой он? (Согласный, глухой, твердый.)
Может ли этот звук быть мягким?
Какой буквой при письме обозначается?
Пропишите, соединяя заглавную и строчную буквы в тетради.
(Индивидуальная работа – карточки со словарными словами слабым ученикам.)
Запишите слова в тетрадь, выделите орфограмму.
Проверим.
Что общего в этих словах? ( Обозначают предмет, отвечают на вопросы кто?, что? Имена существительные.
5. Повторение знаний об имени существительном как части речи.
Итак, мы дошли до страны Речь. Чтобы войти в неё, нужно ответить на
вопросы и выполнить тест на компьютере. Выполнять тест будут…. . Помните технику безопасности при работе с компьютером. (После ответа учащихся, теория - на экране.)
( 3 ученика выполняют тест на компьютере.)
Что такое имя существительное? (Имя существительное – это самостоятельная часть речи.)
Что обозначает имя существительное? ( Имя существительное обозначает предмет.)
На какие вопросы отвечает имя существительное? ( На вопрос кто? отвечают имена существительные одушевлённые, а на вопрос что? – неодушевлённые.)
Как изменяются имена существительные? (По числам.)
Назовите постоянный признак имени существительного. (Род.)
Как определить род имени существительного?
Замечательно! Нас встречает один из жителей страны Речь – ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. ( Имя существительное.)
Сегодня мы побываем у него в гостях.
6. Обобщение и систематизация знаний об имени существительном.
Имя существительное благодарит вас за правильные ответы и
предлагает выполнить упражнение из учебника стр.52 упр.3.
Прочитайте задание.
Назовите начальную форму имени существительного. ( В форме единственного числа, отвечает на вопросы кто? или что?).
Наэкране схема. Имя существительное (н.ф.)
ед.ч. кто? что?
1 вариант выписывает слова из первого абзаца.
2 вариант – из второго абзаца.
(Самостоятельно.)
Собака, лисица, кошка, добыча, охотник, стойка.
Собака, человек, взлёт, охота, лай, болото, птица, охотник.
Проверка.
Как определить род имени существительного во множественном числе?
(Надо сначала поставить его в форму единственного числа.)
7. Физминутка.
Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти легкие движения
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся - что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведем глазами дружно
Ну а дальше – БУДЬ ЗДОРОВ!
Теперь и вы все отдохнули,
Новая забота:
Нужно сделать на «отлично»
Следующую работу.
8. Творческая работа.
Имя существительное хочет рассказать вам про задание, которое выпол-
нил Незнайка.
Прочитайте текст.
Помоги птицам.
Голодно птицам …….. . Вот и летят они к ……. человека. Алёша и Женя смастерили для птиц ……… . Они насыпали туда зёрен и семян. Слетелись к кормушкам снегири, …….. . Ребята, помогайте …… зимой!
Чего здесь не хватает? Давайте вместе подумаем, какие существительные можно вставить в этот текст. ( Зимой, жилью, кормушки, синички, птицам.)
Запишите текст в тетради, вставляя нужные имена существительные.
Проверка.
Спасибо, помогли исправить Незнайкины ошибки.
Ребята, а вы как помогаете птицам зимой?
Задания:
Разберите слова по составу: кормушки , смастерили ( 2 ученика разбирают маркером на карточках).
2. Разберите как часть речи существительные: поля – 1в., птицам – 2в.
На поле – (на чем?), н.ф. (что?) поле – сущ., неодуш., ср.р., ед.ч.
Перед вами на экране разбор имени существительного как части речи.
Порядок разбора имени существительного
как части речи.
Вопрос.
Начальная форма ( в форме единственного числа, отвечает на вопрос кто? или что?)
Часть речи.
Постоянные признаки:
а) одушевлённое или неодушевлённое;
б) род.
5. Непостоянные признаки:
число.
Порядок разбора дан на странице 35.
( 2 ученика разбирают на доске.)
Проверка.
9. Рефлексия.
Заканчивается наше путешествие в страну Речь.
В путь! Домой!
Садитесь поудобнее,
Ведь к концу подходит наш урок.
Чтобы закончить наше путешествие,
Надо подвести итог.
Над какой темой мы работали?
Что мы повторили об имени существительном? Что вам особенно
понравилось?
Мы прощаемся с Именем существительным и страной Речь. Вы еще не раз
побываете в этой удивительной стране и познакомитесь с другими её жителями.
А сейчас мы должны определить знатоков темы «Имя существительное».
Ими стали ребята, которые получили 4 и более жетонов. И это не случайно.
Эти ребята на протяжении всего урока показали хорошие знания по изучаемой теме, были активными. Вы получаете оценку 5. Лучшие знатоки
нашего класса … .
Ребята, у каждого из вас на парте лежат картинки с изображением лиц. Если вам понравился наш урок, то покажите улыбающееся лицо, а если вам было грустно, неинтересно, то покажите невеселое лицо.
10. Домашнее задание
Напишите мини – сочинение о том, как вы помогаете птицам в зимнее
время года.
Спасибо вам, ребята, за работу!
Урок окончен. До свидания!
Источники информации :
1. Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/ Под науч.ред. Д.И. Фельдштейна.-М. : Баласс, 2008. -336 с.