Официальный сайт rosregistr 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Имя существительное. Обобщение и систематизация изученного материала.

Размещено: Ирина Владимировна Пантелеева - вт, 05/04/2011 - 19:24
Данные об авторе
Автор(ы): 
Пантелеева Ирина Владимировна
Место работы, должность: 

МОУ СОШ № 13 г. Пугачева, Саратовской области

учитель начальных классов

Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

 Обобщить и систематизировать знания детей о части речи-имени

существительном; вырабатывать орфографическую зоркость;

повторить написание слов с непроверяемым написанием; развивать

речь, память, внимание; воспитывать любовь к родному языку;

 воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к природе.

  

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
3
Используемые учебники и учебные пособия: 
  1. Образовательная программа «Школа 2100».
  2. Учебник «Русский язык» 3 класс, Р.Н.Бунеев,  Е.В. Бунеева,О.В. Пронина  -М.: «Баласс», 2008. – 176 с.

  

Используемое оборудование: 

карточки со словами; картина зимы; рисунки колодца, вёдер, дома, ворот; карточки со словарными словами; рисунок  Незнайки; жетоны; картинки с лицами. 

Краткое описание: 
<p> ОС &laquo;Школа 2100&raquo;.&nbsp; Русский язык, 3 класс.</p> <p> <strong>Тема: Имя существительное. Обобщение и систематизация изученного матер</strong><strong>иала.</strong></p> <p> <strong>Цели: </strong>обобщить и систематизировать знания детей о части речи-имени</p> <p> &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; существительном; вырабатывать орфографическую зоркость;</p> <p> &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; повторить написание слов с непроверяемым написанием; развивать</p> <p> &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; речь, память, внимание; воспитывать любовь к родному языку;</p> <p> &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;&nbsp;воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к природе.</p> <p> &nbsp;&nbsp;</p>

Тема: Имя существительное. Обобщение и систематизация изученного материала.

 

Цели:обобщить и систематизировать знания детей о части речи-имени

          существительном; вырабатывать орфографическую зоркость;

          повторить написание слов с непроверяемым написанием; развивать

          речь, память, внимание; воспитывать любовь к родному языку;

          воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к природе.

 

Оборудование:карточки со словами; картина зимы; рисунки колодца, вёдер,

                          дома, ворот; карточки со словарными словами; рисунок

                          Незнайки; жетоны; картинки с лицами.

                                                       

                                                        Ход урока.

1. Организационный момент

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постараюсь все понять

Буду грамотно писать.

2. Сообщение темы и целей урока

Прочитайте слова.

Волшебный, зима, холодный.

Какое слово лишнее? К какой части речи относится слово зима?

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами закрепим знания по теме «Имя

существительное». Цель нашего урока - выявить знатоков темы «Имя существительное».

    Я предлагаю вам побывать в волшебной стране Речь. Всех, кто здесь живет, называют Части речи. Жителей Москвы называют москвичами, жителей Пугачева – пугачевцами, а тех, кто живет в стране с названием Речь?

(Части речи.)  (За ответы детям раздаю жетоны.)

    Запишите в тетрадях число, классная работа.

3. Минутка чистописания

     А сейчас – чистописание. Выполнив его, отправимся в путешествие.

О каком времени года это стихотворение?

     Проплясали по снегам

     Снежные метели

     Снегири снеговикам

     Песню просвистели.

     У заснеженной реки

     В снежном переулке

     Звонко носятся коньки,

     Режут лед снегурки.

Какой звук чаще всего вы слышали в этом стихотворении?    С

Какой он? (Согласный, глухой, твердый.)

Может ли этот звук быть мягким?

Какой буквой при письме обозначается?

Пропишите, соединяя заглавную и строчную буквы в тетради.

сСс  СсС

(За)мел…кал  (в)м...розном  воздухе  лё...кий сн...жок.   

 Прочитайте предложение.

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Объясните орфограммы.

Разберите по членам предложения и частям речи.

Проверим.

Назовите слово с безударной гласной, непроверяемой ударением. (Морозном.)

Подберите однокоренное имя существительное. (Мороз.)

Выполните звуко-буквенный анализ слова мороз.

Мороз –   марос  - 5б., 5зв., 2сл.

( Одновременно идет анализ каждого звука.)

4. Словарная работа

     Путь у нас недалек, и мы отправимся в страну Речь пешком. По дороге будем любоваться природой, дышать свежим воздухом. (Картина зимы.)

Нам придется сделать остановку у колодца.

      Беда – провалились в колодец слова.

     Их достать – нелегкое задание!

     Надо знать тех слов правописание!

       Назовите орфограмму в этих словах. (Безударная гласная непроверяемая ударением.)

Нужно достать из колодца слова:

1 вариант – с безударной гласной «О»

2 вариант – с безударной гласной «Е»

    К…мпьютер, ин...й, в…лшебный, м...тро, ок...ан, пр...дмет, ш...фёр,  ч...рёмуха, кр... вать, пр...фессия, м...чта, п...года. ( На экране.)

(Индивидуальная работа – карточки  со словарными словами слабым ученикам.)

   Запишите слова в тетрадь, выделите орфограмму.

   Проверим.

   Что общего в этих словах? ( Обозначают предмет, отвечают на вопросы кто?, что? Имена существительные.

5. Повторение знаний об имени существительном как части речи.

Итак, мы дошли до страны Речь. Чтобы войти в неё, нужно ответить на

вопросы и выполнить тест на компьютере. Выполнять тест будут…. . Помните технику безопасности при работе с компьютером.  (После ответа учащихся, теория - на экране.)

( 3 ученика выполняют тест на компьютере.)

     Что такое имя существительное? (Имя существительное – это самостоятельная часть речи.)

     Что обозначает имя существительное? ( Имя существительное обозначает предмет.)

     На какие вопросы отвечает имя существительное? ( На вопрос кто? отвечают имена существительные одушевлённые, а на вопрос что? – неодушевлённые.)

     Как изменяются имена существительные? (По числам.)

     Назовите постоянный признак имени существительного. (Род.)

     Как определить род имени существительного?

     Замечательно! Нас встречает один из жителей страны Речь – ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.  ( Имя существительное.)

     Сегодня мы побываем у него в гостях.

6. Обобщение и систематизация знаний об имени существительном.

Имя существительное благодарит вас за правильные ответы  и

предлагает выполнить упражнение из учебника стр.52 упр.3.

     Прочитайте задание.

     Назовите начальную форму имени существительного. ( В форме единственного числа, отвечает на вопросы кто? или что?).

     На экране схема.     Имя существительное (н.ф.)

                                     

                                        ед.ч.             кто?  что?

1 вариант выписывает слова из первого абзаца.

2 вариант – из второго абзаца.

(Самостоятельно.)

 Собака, лисица, кошка, добыча, охотник, стойка.

 Собака, человек, взлёт, охота, лай, болото, птица, охотник.

    Проверка.

     Как определить род имени существительного во множественном числе?

(Надо сначала поставить его в форму единственного числа.)

    7. Физминутка.

       Чтоб глаза твои зорче были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти легкие движения

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим и под ноги,

Вправо, влево побыстрей.

Удивимся - что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочка часов,

Проведем глазами дружно

Ну а дальше – БУДЬ ЗДОРОВ!

Теперь и вы все отдохнули,

Новая забота:

Нужно сделать на «отлично»

Следующую работу.

8. Творческая работа.

Имя существительное  хочет рассказать вам про задание, которое выпол-

нил Незнайка.

     Прочитайте текст.

                                           Помоги птицам.

   Голодно птицам …….. . Вот и летят они к ……. человека. Алёша и Женя смастерили для птиц ……… . Они насыпали туда зёрен и семян. Слетелись к кормушкам снегири,  …….. . Ребята, помогайте …… зимой!

     Чего здесь не хватает? Давайте вместе подумаем, какие существительные можно вставить в этот текст. ( Зимой, жилью, кормушки, синички, птицам.) 

Запишите текст в тетради, вставляя нужные имена существительные.

   Проверка.

   Спасибо, помогли исправить Незнайкины ошибки.

   Ребята, а вы как помогаете птицам зимой?

  Задания:

  1. Разберите слова по составу: кормушки , смастерили  ( 2 ученика разбирают маркером на карточках).

  2. Разберите как часть речи существительные: поля – 1в., птицам – 2в.

На поле – (на чем?), н.ф. (что?) поле – сущ., неодуш., ср.р., ед.ч.

Перед вами на экране разбор имени существительного как части речи. 

 

                            Порядок разбора имени существительного

                                            как части речи.

 

  1. Вопрос.
  2. Начальная форма ( в форме единственного числа, отвечает на вопрос кто? или что?)
  3. Часть речи.
  4. Постоянные признаки:

а) одушевлённое или неодушевлённое;

б) род.

   5.  Непостоянные признаки:

        число.

   Порядок разбора дан на странице 35.

   ( 2 ученика разбирают на доске.)

   Проверка.   

  

9.  Рефлексия.

Заканчивается наше путешествие в страну Речь.

В путь! Домой!

     Садитесь поудобнее,

     Ведь к концу подходит наш урок.

     Чтобы закончить наше путешествие,

     Надо подвести итог.

 

Над какой темой мы работали?

Что мы повторили об имени существительном? Что вам особенно

понравилось?

     Мы прощаемся с Именем существительным и страной Речь. Вы еще не раз

побываете в этой удивительной стране и познакомитесь с другими её жителями.

     А сейчас мы должны определить знатоков темы «Имя существительное».

Ими стали ребята, которые получили 4 и более жетонов. И это не случайно.

Эти ребята на протяжении всего урока показали хорошие знания по изучаемой теме, были активными. Вы получаете оценку 5. Лучшие знатоки

нашего класса … .

     Ребята, у каждого из вас на парте лежат картинки  с изображением лиц. Если вам понравился наш урок, то покажите улыбающееся лицо, а если вам было грустно, неинтересно, то покажите невеселое лицо.                     

10. Домашнее задание

Напишите мини – сочинение о том, как вы помогаете птицам в зимнее

время года.

     Спасибо вам, ребята, за работу!

     Урок окончен. До свидания!

 

Источники информации :

1. Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/ Под науч.ред. Д.И. Фельдштейна.-М. : Баласс, 2008. -336 с.

2. Учебник «Русский язык» 3 класс, Р.Н.Бунеев,  Е.В. Бунеева, О.В. Пронина  -М.: «Баласс», 2008. – 176 с.

 

  

Прикрепленный файл Размер
Урок Имя сущ.zip 14.58 Кбайт
Урок Имя сущ.zip 14.58 Кбайт

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн