- воспитывать прилежание, самостоятельность, усидчивость, последовательность в действиях.
Задачи:
Закреплять умения проводить слого-звуковой анализ слова, закреплять знания о звонких и глухих парных согласных. Уметь находить отрывки в тексте, которые помогут ответить на поставленный вопрос.
Оборудование: сигнальные карточки, лента букв, цветные магнитные буквы, магниты для составления схем слов (красные, синие и зелёные), карточки с буквами, а также с напечатанными на них словами, слоговые таблицы, тетради по чтению,аудиозапись «Звуки леса».
Организационный момент
Содержание этапа
Проверка готовности учащихся к уроку, наличия необходимых материалов, санитарно-гигиенического состояния классной комнаты.
- Громко прозвенел звонок -
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
-Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с новыми буквами и звуком, а так же совершим путешествие в лесную школу. Я приготовила для вас интересные задания и уверена, что вы справитесь с ними. Вы готовы выполнить все задания, которые я приготовила?
+ Да.
- Покажите сигнальной карточкой, с каким настроением вы начинаете урок?
(Дети показывают карточки – зелёный цвет –хорошее настроение; красный цвет – плохое настроение).
Опрос учащихся по заданному на дом материалу.
Т.к. в первом классе задания на дом не задаются, то данный этап проходит в виде актуализации знаний учащихся.
Так как в 1 классе отметки не ставятся
- Сейчас мы проверим, как вы работали на прошлых уроках. И выясним, кто был очень внимателен. Мы вспомним знания о гласных и согласных звуках. Самые активные из вас получат пятёрки (дети уже знакомы с таким способом оценивания их работы. Они получают напечатанные на разноцветных карточках пятёрки). На доске ряд букв:Уклапаздыгораорозабусым
- Что вы видите? +Буквы, которые обозначают гласные и согласные звуки. - Хором прочитайте только буквы, обозначающие гласные звуки. На доске карточка: +уааыоаооауы - Докажите, что это буквы гласных звуков! + Они тянутся, поются. - В чём отличие гласных звуков от согласных? +Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух во рту встречает препятствия: губы, язык, зубы. (Если ребёнок затрудняется ответить, предлагаю ему пропеть какой-либо согласный звук.) - Молодцы, ребята, а вы ничего не заметили в этом ряду букв? На доске снова появляется ряд букв:Уклапаздыгораорозабусым +В этом ряду букв можно найти слова. (Если не замечают, сама указкой показываю первое слово, но обычно дети видят все слова, которые зашифрованы.) Проверяем при помощи слайдов: На доске иллюстрации, около каждой карточки со словами: + Гора, роза, бусы. После выполнения этой работы самые активные получают бумажные пятёрки, остальные ребята подбадриваются тем, что они ещё смогут получить отметки в течение урока. Подготовка артикуляционного аппарата к чтению (фонетическая зарядка). -А сейчас мы подготовим наши язычки и губы для дальнейшей работы. - Как шипит змея? + ш-ш-ш… - Как шипит гусь? + ш-ш-ш… - Как звенит комарик? + з-з-з… - Как шарик выпускает воздух? + с-с-с… - Молодцы! - Разминка окончена, а сейчас закройте глаза и внимательно послушайте. Звучит музыка аудиозапись «Звуки леса».
Изучение нового материала
На доске рисунок: на нём дети видят лесную школу. Учитель - мудрая сова, а ученики – звери.
- Ребята, куда же мы попали?
+ В лес (лесную школу).
- А кто там учитель?
+ Сова.
- У неё есть шкатулка, в которой она хранит задания для каждого урока.С помощью совы мы познакомимся с новыми буквами и научимся их узнавать, а так же узнаем секрет новой буквы.
Итак, первое задание:
На доске буквы:
п к т с ч
- Почему все эти буквы стоят в одном ряду?
+ Потому, что все они согласные (или потому, что все они глухие согласные звуки, или потому, что они могут быть, как твёрдыми, так и мягкими).
Молодцы!
- Второе задание:
- А сейчас послушайте загадки от Совы и подумайте, для какой новой буквы оставлено место.
Сегодня все ликуют.
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные …шары.
Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбу у ребятишек
Никому не нужно …шишек
- Назовите звук, который мы ещё не изучали, но услышали в отгадках.
+ Звук [ш].
- Сейчас нам необходимо дать характеристику новому звуку, которая даётся по плану, который уже знаком детям: (на доске напечатан план)
1. Гласный или согласный звук.
2. Звонкий или глухой.
3. Твердый или мягкий.
- Итак, дайте характеристику новому звуку.
+ [ш] – согласный звук, так как его нельзя пропеть; воздух встречает преграду; не может образовать слог; глухой, так как закрываем уши и слышим только шипение, вибрации нет; твёрдый. Обращаю внимание на то, что этот звук всегда твёрдый – это её секрет.
Сообщаю, что звук [ш] на письме обозначается букой ш (ша).
- Так для какой же буквы было оставлено место с уже рядом изученными буквами?
+ Для буквы ш.
На доске буквы и рядом мудрая сова:
п к т с ч ш
- Какова же тема нашего урока?
+ Звук [ш], буквы Ш, ш.
- Молодцы и с этим заданием вы справились.
-На что похожа буква ш?
+ Дети дают свои варианты ответов.
Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.
- Молодцы и с этим заданием вы справились.
А сейчас немножко отдохнём - ф/м звучит музыка «Звуки леса». Учитель предлагает закрыть глаза и представить, что ребята находятся в лесу (проводит медитацию направленного воображения «В лесу» - просит представить, что дует лёгкий ветер, греет ласковое солнышко и т. д.)
А сейчас поможем лесным ученикам прочитать слоги с новой буквой.
На доске мудрая сова – а рядом слоговая таблица:
Ш→а ( ы, ю, я)
о
и
у
Буква Ш не дружит с буквами ы, ю, я.
Закрепление учебного материала
Самостоятельная работа учащихся.
Ребята, а сейчас мы проверим, насколько вы были внимательными, ведь у буквы ша есть секрет. Используя эти знания, вам нужно правильно, без ошибок самостоятельно составить схемы тех слов, которые вы отгадали при разгадывании загадок от мудрой совы (шишки и шары).
Следующее задание выполняют 2 ученика у доски, (они используют цветные магниты) остальные ребята в своих тетрадях рисуют схемы слов и раскрашивают их карандашами.
Выполняем слого-звуковой анализ слов шишки и шары (моделирование – составляем схемы слов).
Ученики, которые работали у доски, по очереди комментируют свою работу, остальные проверяют записи в тетрадях.
Затем они получают или не получают бумажные 5-ки в зависимости от того верно оно выполнили задание или нет.
- Как определить количество слогов в слове?
+ В слове столько слогов, сколько гласных звуков.
- Куда падает ударение?
- Сколько в слове звуков?
При проверке организую работу в парах (дети обмениваются тетрадями и проверяют схемы друг у друга).
Спорные ответы необходимо обсудить.
На доске даны эталоны – схемы слов шишки и шары. Дети сравнивают с эталоном.
После проверки учитель сообщает критерии самооценки: отсутствие ошибок - ☺, одна ошибка -
Учащиеся самостоятельно выставляют отметки на полях тетради.
Устали? Сейчас отдохнём с пользой, наш язычок и губы будут ещё раз тренироваться произносить правильно новый звук.
Поиграем в «Лесное эхо»:
Все мы буквы повторяем чисто без помехи:
Ша-ша-ша мама моет малыша
Шу-шу-шу я письмо пишу
Ши-ши-ши аккуратно ты пиши.
А теперь пора возвращаться в школу. Сейчас поработаем с учебником, прочитаем слова и текст на стр. 141 учебника.
Чтение текста учителем.
Чтение «Жужжанием»
Чтение хором по рядам за «диктором».
Беседа по содержанию:
О чём говорится в этом тексте?
Куда пошли дети?
Что делали ребята в лесу?
Ребята, посмотрите какую красивую шкатулку подарила нам сова, на прощание. А что в ней?
+Буквы на магнитах.
- Что же мы можем с ними сделать?
+Назвать (сложить из них слово)
- Какое слово задумала сова?
На доске из магнитных букв составляем слово:
+Молодцы!
Задание на дом, в 1 классе нет д/з, поэтому итог урока.
Вот и подошёл к концу наш урок. С какой новой буквой мы с вами сегодня познакомились?
Какой звук она обозначает?
Какой секрет буквы ш мы узнали?
Покажите сигнальной карточкой, с каким настроением вы заканчиваете урок?
(Дети показывают карточки – зелёный цвет – хорошее настроение; красный цвет – плохое настроение).