Официальный сайт 70rus 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Эффективность применения метода круговой тренировки на уроках гимнастики в общеобразовательной школе

Фото пользователя Ирина Петровна Блохнина
Submitted by Ирина Петровна Блохнина on чт, 07/04/2011 - 08:38
Данные об авторе
Автор(ы): 
Спицына Лидия Яковлевна
Место работы, должность: 

МОУ СОШ №3 г. Амурск , учитель физической культуры

Регион: 
Хабаровский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Предмет(ы): 
Физическая культура
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p> Учитывая, что основным разделом базовой части федеральной программы по физической культуре выступает раздел гимнастики, для нас представляется актуальным разработка проблемы совершенствования методики организации и проведения урока гимнастики в школе. Одним из направлений решения этой проблемы является оптимизация содержания урока гимнастики на основе применения метода круговой тренировки</p>

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.В последние годы в связи с перестройкой системы образования в целом, и школьной образовательной структуры, в частности, актуальным становится вопрос совершенствования учебного процесса по физической культуре в школе.

Учитывая, что основным разделом базовой части федеральной программы по физической культуре выступает раздел гимнастики, для нас представляется актуальным разработка проблемы совершенствования методики организации и проведения урока гимнастики в школе. Одним из направлений решения этой проблемы является оптимизация содержания урока гимнастики на основе применения метода круговой тренировки.

В настоящее время круговая тренировка представляет собой комплексную организационно-методическую форму, включающую ряд частных методов использования физических упражнений. Она позволяет эффективно решать задачи воспитания физических и психических способностей занимающихся, совершенствовать методику организации урока.

Однако в специальной научной литературе ограниченно представлен вопрос об особенностях применения кругового метода на уроках гимнастики в общеобразовательной школе.

Объект исследования– учебно-воспитательный процесс по гимнастике в средних классах общеобразовательной школы.

Предмет исследования– методика применения круговой тренировки на уроках гимнастики в средних классах общеобразовательной школы.

Научная новизнаисследования состоит в том, что:

- разработаны комплексы круговой тренировки с учетом возрастных особенностей учащихся и конкретных условий общеобразовательной
школы;

- экспериментально   обоснована  эффективность   применения   метода круговой тренировки на уроках гимнастики с целью оптимизации содержания      учебного      процесса      и      его      воздействия      на подготовленность занимающихся.

Практическая значимостьисследования заключается в разработке методических рекомендаций в помощь учителю по физической культуре в школе, тренерам в детских внешкольных спортивных учреждениях.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ

 

1.1. Сущность и методические особенности метода круговой тренировки

 

Идея круговой тренировки была впервые выражена Р. Морганом и Г. Адамсоном – английскими тренерами-преподавателями – в 1952 году. Они составили четыре комплекса, в которые входило от 6 до 12 упражнений и выполнение их происходило по методу непрерывной работы. В зависимости от степени их нагрузочности, объема (количества) комплексы разделились:

  • нормальный – 8 упражнений,
  • трудный – 10 упражнений,
  • сокращенный – 6 упражнений,
  • расширенный – 12 упражнений.

Надо отметить, что в 1955 году независимо от английских специалистов, преподаватель Одесского политехнического института Б.Д. Фрактман, в принципе пришел к пониманию круговой тренировки, методически обосновал индивидуальное дозирование нагрузки на дополнительных снарядах, подобрал упражнения на различные группы мышц, то есть методически обосновал и применил в практике тренировку по сокращенному кругу.

Метод круговой тренировки получил в конце 50-х годов – начале 60-х широкое распространение в ГДР.

В те годы особенно активно дискутировался вопрос о соотношении времени, отводимого на уроках физического воспитания обучению двигательным навыкам и их совершенствованию, и времени на воспитание физических качеств. Специалисты ГДР пришли к выводу, что ведущей стороной физического воспитания признается воспитание физических качеств (М. Шолих, 1966).

По мнению специалистов (В.Н. Краж, 1982; Л.П. Матвеев, 1991; Ю.Г. Травин, 1993 и др.) круговой метод представляет собой организационно-методическую форму применения физических упражнений, направленных на комплексное развитие физических качеств занимающихся.

Материалом для круговой тренировки служат в основном относительнотехнически не сложные движения из основной и спортивно-вспомогательной гимнастики, а также из тяжелой атлетики, легкой атлетики и других видов спорта. Эти движения имеют, в основном, ациклическую структуру, путем серийных построений им придается искусственно циклический характер.

Методическую основу круговой тренировки составляет многократное повторение предписанных движений, действий в условиях точного дозирования нагрузки и точно установленного порядка ее измерения и чередования с отдыхом.

Схематично организационно-методическую форму проведения занятий способом круговой тренировки можно выразить следующим образом: 

 

Рис. 1. Схема организационно-методической формы проведения занятий способомкруговой тренировки

 

Ценная черта круговой тренировки состоит в том, что в ней удачно сочетается жесткое нормирование нагрузки с индивидуализацией, она может быть для каждого индивидуальна и в то же время относительно одинаковой для всей группы. Обязательное условие круговой тренировки – постоянный точныйучет нагрузки и систематическая оценка достижений. Индивидуальная мера нагрузки определяется с помощью МП – испытание на максимальное число повторений по каждому упражнению, включенному в комплекс круговой тренировки. В зависимости от этого испытания, назначается норма тренировочной нагрузки. Повышение нагрузки осуществляется опять-таки в соответствии с индивидуальными показателями (МП), которые систематически замеряются вновь через определенные промежутки времени.

При таком нормировании нагрузки соблюдается единство общего и индивидуального подхода: вся группа получает относительно равное задание. В  результате у сильных и у слабых поддерживается интерес к занятиям. Понятно как это важно в педагогическом отношении (Е.С. Григорович, 1977; В.Н. Кряж, 1982 и др.).

Учет и контроль в этой организационно-методической форме ограниченно включены в сам процесс занятия физическими упражнениями. Основой нормирования нагрузки в круговой тренировке служит регулярный замер показателей максимального теста (МТ). МТ организовывается наиболее традиционным способом: занимающиеся на каждой станции принимают исходное положение для выполнения в максимально возможном темпе того или иного упражнения. По звуковому сигналу все начинают выполнять упражнения в течение 30 секунд. Второй сигнал прерывает упражнение. Следует 30 секундный перерыв (в тренировках спортсменов высокого спортивного разряда он может быть 60 секунд). Во время перерыва занимающиеся записывают в свои карточки показанный результат и переходят к следующей станции, и так далее.

Предварительно необходимо не только освоить с занимающимися правильное выполнение предложенных упражнений, но и уточнить правила подсчета их. Систематическая оценка достижений по максимальному тесту и учет тренировочной нагрузки дают наглядное представление о развитии работоспособности по ее внешним качественным показателям. Сравнение реакции пульса на повторяющуюся стандартную нагрузку в кругах позволяетсудить о том, насколько успешно идет адаптация к нагрузке. Тем самым в какой-то мере решается проблема «функциональной пробы»: таковой служит сам тренировочный комплекс упражнений, составляющий круг. Всем этим обеспечивается четкий порядок педагогического контроля и самоконтроля.

Тренировка с индивидуальной дозировкой привлекает даже слабых занимающихся к выполнению напряженной физической работы при условии более умеренной нагрузки. Никто не заставляет их выполнять больше, чем они в состоянии сделать. Простота упражнений на каждой «тренировочной станции» позволяет любому занимающемуся испытать радость успеха при  выполнении упражнений. Положительные эмоции, связанные с успехом, возникают также при повторных «максимальных тестах», так как при этом каждый занимающийся может немедленно видеть по своей карточке достижений те успехи, которых он добился в результатах проделанной работы. Это укрепляет веру в свои силы, в первую очередь, у физически слабых занимающихся.

Круговая тренировка в исключительно большей мере способствует воспитанию самостоятельности и активности. Это обеспечивается не только самостоятельной подготовкой, но и самостоятельной тренировкой на тренировочных «станциях».

Одним из средств поддержания интереса является классификация кругов по степени нагрузки. Вначале все упражнения можно проводить с одинаковой нагрузкой. В результате у занимающихся со временем возникает подлинная устойчивая потребность в упражнении, которая найдет выражение в многолетней спортивной деятельности (для других спортсменов) или самостоятельной тренировки дома вплоть до глубокой старости.

Итак, простые упражнения круговой тренировки могут подкреплять старания педагога, направленные на развитие у занимающихся таких качеств воли, как настойчивость, целеустремленность, поддержание их на определенном уровне (В.А. Романенко, В.А. Максимова, 1982).

В одно занятие включается 2-3 вида средств физического воспитания или отдельные элементы. Такие занятия действительно способствуют всестороннему развитию организма занимающихся, поскольку в работу включаются все основные группы мышц, сердечно-сосудистая и дыхательная системы, а, самое главное, повышается эмоциональный настрой занимающихся. Результат такого построения занятий – высокая их плотность и значительно больший объем выполняемой работы.

Круговая тренировка может включать элементы состязания, в данном случае   не   совсем  обычные:   сопоставляют  увеличение   объема   и  других показателей   самой  тренировочной  работы,   а  не   абсолютный   спортивно-технический результат – кто больше увеличит число повторений в пределах определенного времени или кто меньше затратит времени на установление число повторений и так далее. Благодаря строгой индивидуализации начальной нормы упражнения, каждый, независимо от одаренности и подготовленности, может успешно соревноваться с любым участником занятий: сопоставляется относительный прирост работоспособности.  В этом случае менее сильные имеют возможность добиться относительных успехов, как и самые сильные. Это также является одним из педагогических достоинств круговой тренировки (М. Шолих, 1966; И.А. Гуревич, 1985).

Круговая тренировка рассчитана, в основном, на групповые занятия. Упрощенные варианты используются и для индивидуальных занятий. В самой организационной основе круговой тренировки заложена необходимость согласованных действий группы, точного соблюдения установленного порядка работы и дисциплины. Понятно, что это все представляет благоприятные возможности для воспитания соответственных нравственных качеств и навыков поведения.

В зависимости от поставленных задач круговую тренировку можно планировать в подготовительной, основной или заключительной части занятия. Ее построение также зависит от контингента занимающихся, от года обучения, от физической подготовленности и уровня технического мастерства.

Включение кругового метода вподготовительную часть урока физической культуры и связь с предстоящей еще более интенсивной работой в основной его части, требует большого напряжения, усилий в освоении различных движений. Роль такого комплекса заключается в подготовке организма занимающегося к предстоящей работе и носит характер подводящих упражнений к основной части занятий. Применение круговой тренировки в основной части занятия связано с развитием физических качеств в условиях, когда организм еще не устал и готов выполнять работу в большом объеме и оптимальных условиях нагрузки.

В заключительной части занятия круговой метод тренировки планируется реже, в основном тогда, когда нагрузка недостаточна.

Наиболее важными условиями проведения занятия круговым методом, являются следующие:

  • определение содержания упражнений, их направленность;
  • подбор необходимого количества разных упражнений;
  • определение       последовательности,       очередности       выполнения
    упражнений (замыкание круга);
  • уточнение дозировки, количества повторений каждого упражнения;
  • определение интервалов отдыха между отдельными упражнениями;
  • определение   количества  «кругов»,   серий   упражнений   (М. Шолих, 1966).

Таким образом, характеризуя круговую тренировку, можно сказать:

  1. Круговая тренировка является одной из организационно-методических
    форм применения физических упражнений, она строится так, чтобы
    создать    предпочтительные   условия    для    комплексного   развития
    физических способностей занимающихся.
  2. Организационную      основу      круговой      тренировки      составляет
    циклическое     проведение     комплекса     физических     упражнений,
    подобранных в соответствии с определенной схемой.

3.  Комплексы круговой тренировки состоят, как правило, из технически относительно несложных, предварительно хорошо разученных движений.

  В методическом отношении круговая тренировка представляет строго регламентированный процесс, где упражнения выполняются с точными нормами нагрузки и отдыха.

 Благодаря разнообразию методических вариантов, почти неограниченным возможностям подбора тренировочных средств и точному нормированию нагрузки в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся,  круговая тренировка имеет весьма широкую форму применения от школьного физического воспитания до большого спорта.

 

ПОЛНОСТЬЮ РАБОТУ МОЖНО СКАЧАТЬ В ПРИКРЕПЛЕННЫХ ФАЙЛАХ

 

Прикрепленный файл Size
Научно-методическая разработка МЕТОД круговой тренировки.rar 399.81 KB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн