Submitted by Галина Львовна Шут on чт, 07/04/2011 - 12:18
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку стали слова А.С. Пушкина : «Чтение – вот лучшее учение». Сказаны они были поэтом его младшему брату Льву, которого Александр Сергеевич очень любил. Он хотел, чтобы Левушка стал образованным человеком и как главное к тому средство посоветовал чтение.
А.С. Пушкин еще лицеистом посвятил прекрасные, радостные, веселые стихи любимым книгам:
…Укрывшись в кабинет, Над полкою простою
Один я не скучаю Под тонкою тафтою
И часто целый свет Со мной они живут,
с восторгом забываю. Певцы красноречивы,
Друзья мне – мертвецы, Прозаики шутливы
Парнасские жрецы; В порядке стали тут.
Лексическая работа.
Парнас –1. Гора в Греции, на которой, по поверьям древних греков, жили музы – покровительницы искусств.
2. Символическое обозначение мира поэтов и поэзии.
Жрецы- 1. У язычников: служитель божества, совершающий жертвоприношение.
2. Тот, кто посвятил себя служению искусству или науке.
Тафта- Тонкая глянцевитая шелковая и хлопчатобумажная ткань.
Знакомясь с фрагментами биографии А.С. Пушкина, мы постараемся повторить и обобщить изученное по теме « Вводные слова и предложения».
Актуализация прежних знаний.
1. Индивидуальная работа по карточкам (3 ученика)
2. С какой целью мы употребляем в речи вводные слова и предложения?
- Они необходимы для того, чтобы говорящий мог выразить различную степень уверенности, свои чувства, показывают порядок следования и способ оформления мыслей, указывают на источник сообщения.
3. Как вводные слова и предложения выделяются в устной речи?
-Отделяются паузами, произносятся быстрее, чем другие слова в предложении.
4. Как выделяются на письме все вводные конструкции?
Проверка домашнего задания
Учащиеся читают фрагменты сочинений, в которых советуют другу прочесть ту или иную книгу.
Задание для класса: назвать вводные конструкции, употребленные в сочинении, краткий устный отзыв о сочинении товарища.
Анализ текста о Пушкине (заранее распечатанный текст раздается учащимся).
1. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.
2. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.
3. Найдите в тексте вводные конструкции и укажите их смысловую группу.
4.Выпишите указанное учителем предложение, сделайте общий синтаксический разбор.
Страстным собирателем книг и читателем был А. Пушкин. По воспоминаниям современников, умирая, он обратил последние слова к книгам своей библиотеки: «Прощайте, друзья!»
По подсчетам ученых, в библиотеке поэта было не менее 10 тысяч книг. Какие книги собирал Пушкин? Во - первых, те, которые связаны с русской историей и литературой. Во - вторых словари и энциклопедии, справочники и грамматики разных языков.
Пушкин в совершенстве владел французским, читал по-английски, по-итальянски, самостоятельно выучился читать по-испански. Поэтому, естественно, в библиотеке были произведения всех выдающихся писателей Западной Европы, произведения античных авторов в переводах и оригиналах. Здесь же, наконец, прочное место занимали произведения восточных литератур на французском языке: арабской, индийской, китайской.
Проба пера.
В стихотворных отрывках А.С.Пушкина вставьте пропущенные вводные слова.
На: Обобщене по теме "Вводные слова и предложения"
Спасибо за урок!