Официальный сайт mkad14 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок по окружающему миру "Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнений воздуха и от загрязненной воды.

Размещено: оксана павловна василенко - пт, 08/04/2011 - 17:11
Данные об авторе
Автор(ы): 
Василенко Оксана Павловна
Место работы, должность: 

МОУ СОШ № 3 г.Гулькевичи

Регион: 
Краснодарский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Цель урока: 

Цель урока:

- образовательная – сформировать у учащихся знания о предмете экологии, об основных объектах экологического изучения и его основных целях; о теоретическом и практическом значении экологических знаний для человека; ввести понятие «здоровье человека», показать вредное влияние неблагоприятных факторов на организм человека;

- развивающая – развивать экологическую этику учащихся, этику ответственности в их отношениях с природой; формировать личную ответственность за все происходящее вокруг;

- воспитывающая – прививать интерес к науке – экологии и желание изучать ее закономерности на последующих уроках данной темы, воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

УМК «Школа России»

Учебник «Окружающий  мир» («Мир вокруг нас»), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. Автор: А.А. Плешаков. Издательство «Просвещение». Москва, 2007г.

 

Используемая методическая литература: 

1. Балабанова В.В. Предметные недели в школе.- Волгоград: Учитель.

 

2. Журнал. География в школе. 3,95

 

3. Касаткина Н.А. Внеклассная работа по биологии. – Волгоград: Учитель

 

4. Криксунов Е.А.Экология. 9 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа

 

5. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологию.: Кн. для учителя.-М.: Просвещение.

 

 

 

Используемое оборудование: 

Средства обучения:

- материальные: макет домика, кормушки, скворечник, глобус.

- технические: телевизор, ДVД, муз.центр.

- художественно-изобразительные: таблицы:

 «Этапы воздействия человека на природу»;

«Воздействие человека на природу»;

                                    «Экология – комплексная наука»;

                                    «Направления экологии»;

«Прогноз изменений в биосфере»

2 фотографии; выставка книг;

                                    «Показатели здоровья людей»;

                                    «Основные загрязнители окружающей среды»;

                                    «Экологический светофор Гулькевичского района»;

                                    В/фильмы: «Аномальные люди»;

                                         «Хабаровский край сегодня»;

Краткое описание: 
<p style="margin-left: 135pt;"> &nbsp;учащиеся узнают об основных объектах экологического изучения и его основных целях; о теоретическом и практическом значении экологических знаний для человека; вводится&nbsp; понятие &laquo;здоровье человека&raquo;, показано вредное влияние неблагоприятных факторов на организм человека</p>

Тип урока: изучение нового материала с элементами опережающего обучения

 

Цель урока:

- образовательная – сформировать у учащихся знания о предмете экологии, об основных объектах экологического изучения и его основных целях; о теоретическом и практическом значении экологических знаний для человека; ввести понятие «здоровье человека», показать вредное влияние неблагоприятных факторов на организм человека;

- развивающая – развивать экологическую этику учащихся, этику ответственности в их отношениях с природой; формировать личную ответственность за все происходящее вокруг;

- воспитывающая – прививать интерес к науке – экологии и желание изучать ее закономерности на последующих уроках данной темы, воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью.

Методическая цель: совершенствование пед.мастерства.

Средства обучения:

- материальные: макет домика, кормушки, скворечник, глобус.

- технические: телевизор, ДVД, муз.центр.

- художественно-изобразительные: таблицы:

 «Этапы воздействия человека на природу»;

«Воздействие человека на природу»;

                                    «Экология – комплексная наука»;

                                    «Направления экологии»;

«Прогноз изменений в биосфере»

2 фотографии; выставка книг;

                                    «Показатели здоровья людей»;

                                    «Основные загрязнители окружающей среды»;

                                    «Экологический светофор Гулькевичского района»;

                                    В/фильмы: «Аномальные люди»;

                                         «Хабаровский край сегодня»;

 

Региональный компонент: экологический светофор Гулькевичского района, демографические показатели Гулькевичского района

 

 

 

Ход урока

  1. Организационная часть:

       Проверка отсутствующих, запись в журнал.

  1. Изложение нового материала

            Метод:  информационный с элементами ролевых  сцен.

 

Тема записана на доске.

Эпиграф.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они-

На планете мы останемся одни.       В.Берестов

 

(Под звуки пения птиц дети заходят в кабинет и рассаживаются)

 

Уч-ль.:Дорогие ребята, я рада приветствовать вас на нашем необычном уроке. Урок – путешествие по очень важной для всех нас знакомой и незнакомой одновременно, теме. А вот кажется и наш  первый гость.

 

Из  избушки под звуки птиц появляется старик – боровик

 

Стар.Если долго-долго, если долго по тропинке, если долго по дорожке,  топать, ехать и бежать, то возможно можно, можно, то наверно верно можно в экологию попасть.

 Уч-ль.: Стоп, стоп, стоп. Остановитесь хоть на мгновение задержитесь. Слова в этой песне не такие, мы это точно знаем, да и про науку вы упомянули как раз по нашему уроку.

Стар.А чего тут непонятного? ЭКО – ЛО – ГИЯ. Я как услыхал про путешествие, так и решил вам о первой экологической тропинке рассказать. На ней вы познакомитесь с самой экологией, ее задачами, узнаете о воздействии экологии на здоровье человека.

Уч-ль.:А что ребята. С этого и начнем. Запишите тему нашего путешествия.

Стар.  Вот- вот, запишите, запишите. А то сил моих больше нет смотреть на окружающее меня безобразие.

Уч-ль: Дедушка, а куда же дальше поведет ваша тропинка?

вывешивает

плакат

«Этапы..»

Стар. Нет, пешком дальше нельзя, тут и самолет не поможет, даже реактивный не справится.

Уч-ль: Понятно, надо вызывать машину времени.

               (звучит музыка)

              Мы переносимся вглубь веков.

 

                На доске таблица. Этапы воздействия человека на природу.

 

(Выступают подготовленные учащиеся)

 

  1. Мы экологи – историки. Вот что удалось нам выяснить, путешествуя по геохронологической таблице.
  2. С первых шагов своего развития человек неразрывно связан с природой. Он всегда находится в тесной зависимости от растительного и животного мира, от их ресурсов и был вынужден повседневно считаться с особенностями распределения и образа жизни зверей, птиц, рыб.
    1. Ученые доказали, что австралопитеки – представители древнейших людей, полностью зависели от природы – они занимались собирательством и никакого вреда природе не наносили.
    2. Более поздние из них – питекантропы, делали из камня примитивные скребки, сверла, первые орудия труда, но вред природе все еще оставался минимальным.
  3.       Использование огня, первое кострище привело к первым неблагоприятным последствиям для живого.

(вывешивает таблицу уч-ль)      

Уч-ль: Спасибо, ребята, я думаю, что это обязательно надо отметить в наших дневниках наблюдения.

         

             Воздействие человека на природу.

1. Вид людей                                               деятельность                                  вред природе

   древнейшие                                  охота, собирательство                  минимал

   люди

 

2. древние люди                              кол. охота, соб-во                           минимал

                                                           использование огня

 

3. первые совр.                               охота, приручал животных         вред возраст.

    люди                                             строил жилища

 

  1. Мы, ученые – палеонтологи, выяснили, что древние люди – неандертальцы – жившие около 150 тыс. лет назад отличались от своих первых предшественников анатомическими особенностями.
  2. Но они продолжали заниматься собирательством и охотой, которая приобрела коллективную форму.

Уч-ль:  И это отметим в своих наблюдениях.

  1. Мы ученые – антропологи – установили, что первые современные люди – кроманьонцы, жившие 30-40 тыс.лет назад умели шлифовать, сверлить, знали гончарное дело.
  2. Человек приручал первых животных и делал первые шаги в земледелии, строил жилища. Воздействие на природу все возрастает и возрастает.

Стар. А дальше время побежало быстрыми шагами – развитие земледелия и одомашнивание животных сопровождалось вырубкой леса, выпасом скота и заготавливанием корма, что привело к изменению природных систем.

             8,5 тыс. лет назад была сделана первая плавка металла.       

             Началось развитие ремесел, а затем и промышленности. Новым этапом воздействия стало появление городов, рост технической вооруженности человека.

            Эх, да что там говорить.

Уч-ль: Деятельность  человека приобрела глобальный характер и стала особым сверхмощным фактором существования живого в биосфере. И у нас есть этому доказательство.

Геогр.1 Человек сокращает территории, от 9% до 12% поверхности суши распахано, до 25% - пастбища

глобус.

II.         458 экваторов – такова протяженность дорог на планете.

Биол. I.Человек  извлекает около 100 млрд.т руды, горячих газов и др. сырья, что составляет 25 т на каждого жителя планеты, при этом 98% добываемого сырья идет в отходы.

    II.      На 1 жителя планеты приходится 1 т мусора, 6 млрд.т. твердых отходов в выбрасывается в океан.

  1. 70-90 млн. т. нефти попадает в биосферу, а в атмосферу поступает 20 млрд.т. СО2

Стар.Страшные, уничтожающие цифры. Брали, брали, загрязняли, рубили, выкидывали, продавали, думали, что на долгие века  хватит. А – нет, видимо не хватит.

Уч-ль:  Вот тут нам ребята и пора вспомнить о новой, очень молодой, защищающей природу, науке – экологии.

Вывешивает слово

           Давайте обратимся в наше справочное бюро.

Уч-к извлекает свиток и читает его.

           Экология – наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом, с окружающей средой. Образовано от 2-х греческих слов «ойкос» - дом, жилище и «логос» - наука. Дословно – наука о местообитании. Возникла в ХХ веке.

Уч-ль:  Так что же такое экология? Что оно означает? В каком веке возникло?

          ХХ век – это недавно. Но не думайте ребята, что призыв охранять природу прозвучали только в ХХ веке. Вот имена первых защитников природы: Аристотель, Теофраст. К.Линней, Ж.Б.Ламарк, Геккель.

          Если в период своего возникновения экология изучала взаимоотношения организмов с окружающей средой и была составной частью биологии, то современная экология охватывает чрезвычайно широкий круг вопросов и тесно переплетается с другими науками.

           Какими?

Примерные ответы уч-ся. Экология связана с такими науками, как ботаника, химия, астрономия, математика.

 

 

Вывешиваю таблицу «Экология – комплексная наука»

 

генетика                      химия                         физика

 

медицина                ЭКОЛОГИЯ              математика


культура            агрономия            география

 

- Так почему же экологию считают комплексной наукой?

 

Примерные ответы уч-ся:    экологию считают комплексной наукой, потому что она связана с множеством других наук.    

             

- Решая свои задачи, экология приобрела очень много направлений.

 

                             Таблица «Направления экологии»

 

         - Несмотря на все многообразие, в основе направлений экологии лежит выяснение отношений живых организмов с окружающей средой.

Таким образом:

Экология – универсальная, комплексная, бурно развивающаяся наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой.

- Кто запомнил, от каких слов образовано «экология»?

 

Примерные ответы уч-ся. Образовано от 2-х греческих слов «ойкос» - дом, жилище и «логос» - наука.

 

Эколог. Экология – наука будущего и возможно, само существование человека будет зависеть от прогресса этой науки. Вот каков прогноз изменений в биосфере ожидает наука.

 

Таблица «Прогноз изменений в биосфере»

 

 

__________________        __________________            _________________

            1980                                         2000                                  2020

 

Уч-ль:  Прогноз состояния окружающей среды волнует всех. Поэты и писатели, художники выражают это в своих произведениях и картинах. Вот перед вами 2 фотографии, поднимите руку, кому хотелось жить здесь, а здесь?  И я вас вполне понимаю почему, но, к сожалению, живем мы вот на этом фоне.

                      2 фотографии (на 1 изображен город с множеством автомобилей, на 2 - природа).

Библиот. Обратите внимание на данную выставку книг, вы в них найдете ответы на многие вопросы о состоянии нашей природы. А еще я предлагаю послушать стихотворение – призыв и задуматься о том, как вы помогаете природе?

 

Выставка книг, читает стихотворение

 

Уч-ль: Да, действительно, призыв, а вот эти слова могли бы стать эпиграфом к нашему путешествию.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они-

На планете мы останемся одни. В.Берестов

 

Стар. К, сожалению, отрицательно влияя на окружающую среду, человек влияет и на самого себя. Подрывается его здоровье.

Уч-ль: Ребята, а что такое здоровье?

 

Примерные ответы уч-ся. Здоровье  - это состояние человека. Здоровье – это, когда ничего не болит. Здоровье – это когда в твоем организме все хорошо.

 

Давайте обратимся в справочное бюро

    Уч-к достает свиток и читает

          Здоровье – правильная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.

ФельдшерМало того, что катастрофически падает здоровье людей, появились ранее неизвестные заболевания, многие болезни стали излечиваться труднее, чем раньше, страдает психика людей. Ситуацию неблагополучие, стрессы, злоупотребление вредными привычками.

Вслушивайтесь в эти цифры.

Плакат «Демографические показатели здоровья людей»(по г. Гулькевичи). Причины смерти:

  1. Сердечно-сосудистые заболевания
  2. Инсульты
  3. Онко-заболевания

Детская смертность до года:

1 Врожденная патология

2. Патология при родах.

 

Уч-ль:А что же вредит здоровью людей, что вызывает такие отклонения в развитии? Обратимся к этому источнику знаний.

Таблица «Основные  загрязнители окружающей среды»

 

           - Ребята вспомните, мы ходили на выставку восковых фигур «Аномальные люди». Что вас больше всего поразило?

         

 Примерные ответы уч-ся. Люди имеют множество дефектов, уродств. Видели людей с одним глазом, с тремя газами, с двумя головами и т.д.

 

- Еще раз посмотрите, как могут отразиться эти загрязнения.

1мин.-1,30 Показ В/фильма «Выставка восковых фигур»

 

Уч-ль: В ХХ веке ученые зарегистрировали новую болезнь. И что странно: болеют, преимущественно горожане. Представьте себе: вот купил человек квартиру или дом – живи и радуйся. Но вот беда: через некоторое время люди начинают болеть: быстро уставать, появилась раздражительность, сонливость, боли в спине, проблемы с пищеварением. Что за странная болезнь? А назвали ученые «синдром больного здания», и связана она с загрязнением воздуха внутри жилого помещения.

 

Краснодарский край, в т.ч. Гулькевичский район является благоприятным районом. Обратите внимание на экологический светофор Гулькевичского района

- Предлагаю вам проанализировать «Экологический светофор Гулькевичского района». Почему он разного цвета?

 

Примерные ответы уч-ся. На экологическом светофоре Гулькевичского района изображены года и поселки разными цветами: красным, желтым и зеленым. Красным цветом изображены город Гулькевичи, п.Красносельский, т.к. в этих местностях находятся заводы, очистительные сооружения, много машин, АЗС…В этих местах окружающая среда загрязнена.  Желтым цветом обозначены п. Венцы, с. Новоукраинское, х.Тельман и др., так как эти поселки находятся подальше от города, здесь меньше ездит машин и загазованность, соответственно, меньше. Зеленым цветом обозначены ст. Скобелевская, х.Вербовый, с.Пушкинское и др. В этих поселках самая благополучное экологическое состояние, они расположены далеко от райцентра.

 

Вывешиваю плакат «Экологический светофор Гулькевичского района»

- А вот на сегодняшний день обстановка обстоит на Дальнем Востоке следующим образом.(Чрезвычайная ситуация рек Хабаровского края)

Показ в/фильма «Хабаровский край» - 2 мин.

 

III. Заключение

 Вопросы

  1. Когда начинался  вред природе?

Очень давно, еще с древности, когда появился огонь.

  1. Что такое экология?

Экология – универсальная, комплексная, бурно развивающаяся наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой.

  1. Что означает?

Дословно – наука о местообитании.

  1. В каком веке возникла наука?

Возникла в ХХ веке.

  1. Почему экологию считают комплексной наукой?

Экология связана с такими науками, как ботаника, химия, астрономия, математика

  1. Какие экологические направления вы запомнили?

Экология пустыни, экология Арктики, экология лесостепи, экология леса…

  1. Что такое здоровье?

Здоровье – правильная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие

  1. Какие факторы могут влиять на здоровье, вызывать мутации?

Загрязнение воздуха, загрязнение воды, загрязнение почвы отходами с заводов и фабрик, выхлопные газы автомобилей, повышенный радиоактивный фон…

 

Мастер.     Мы хотим внести маленький вклад в защиту

(кормушки    природы. Наступила зима и на территории школы решили

скворечники) повесить кормушки, а весной – скворечники для птиц.

 

Уч-ль: Спасибо, молодцы!

             И в заключении ребята хотят исполнить песню.

            (Песня «Ничего на свете лучше нету»)

Ничего на свете лучше нету-

Чем спасти от гибели планету.

Будет лес любимый свеж и зелен,

Эту радость мы с тобой разделим.

 

Береги ты все живое рядом,

И на все смотри хозяйским взглядом.

Знают даже маленькие дети-

Должен быть порядок на планете.

 

Пусть вода всегда в реке струится,

Пусть всегда поют над нами птицы.

И природе сами мы поможем,

Эту радость мы с тобой умножим.

 

 

IV. Выставление оценок с комментарием.

 

V.  Домашнее задание.

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн