Учение подобно гребле против течения. Как только перестанешь грести, тебя относит назад.
Бенджамин Бриттен
Успешный учащийся 21 века должен уметь работать с информацией – находить, оценивать и гибко применять новые знания, а так же быть активным участником образовательного процесса. Одна из отличительных особенностей современных образовательных технологий - активное включение обучающих в процесс познания, т.е. повышение мотивации обучающихся в процесс освоения ими информационно - коммуникационных технологий на уроках информатики и ИКТ. Целью моей педагогической деятельности является внедрение инновационных технологий на уроках и внеурочной деятельности.
В своей работе использую:
- Проектно –ориентированное обучение
- Интерактивное обучение
- Использование цифровых и элекронных образовательных ресурсов.
- Мультимедиа технологии
- Телекоммуникационные технологии
- Здоровьесберегающие технологии
- Методы тестирования
- Проведения рефлексии всех учебно-воспитательных мероприятий.
В современном мире интерес к компьютеру ребенка высок, и, чтобы этот интерес не ограничивался играми и т.п., перед учителем информатики стоит большая профессиональная задача – направить компьютер для обучения, для позитивного развития личности. Обработка информации является основной потребностью интеллекта, задача учителя заключается в том, чтобы организовать получение информации в каком – либо творческом самостоятельном процессе.
Проектно – ориентированное обучение - бучение на базе метода проектов. Способствует лучшему усвоению материала и развитию навыков сопоставления, классификации, анализа и синтеза. Кроме того, ученики приобретают навыки переноса знаний в другой контекст, так как учатся не столько запоминать факты, сколько искать и анализировать информацию. Проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитания у них жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. Рекомендую просмотреть увлекательные интернет ресурсы (http://conference.apkpro.ru/intel/materials), созданные АПК и ППРО и компании Intelв рамках интернет – конференции «ИКТ в образовании: территория партнерства». Задачами этой конференции является оказание помощи педагогам в освоении современных информационно-коммуникационных технологий и выявление эффективных педагогических практик использования ИКТ в образовательном процессе.
Интерактивная технология. «Умные уроки», так называю свои уроки с интерактивной доской. На мой взгляд, интерактивная доска в первую очередь решает вопрос наглядности, а принцип наглядности еще Я.А.Каменский характеризовал "как золотое правило дидактики". Если предмет можно воспринимать несколькими чувствами, то лучше, когда он и воспринимается несколькими чувствами. Ведь известно, когда человек слышит и видит о чем идет речь, он запоминает информацию в 5 раз лучше, чем, когда только ее слышит. Использование интерактивной доски дает возможность включить в учебный процесс учащихся с разным стилем учения - аудиалов, визуалов и кинестетиков.Работа доски основана на резистивной технологии, а это очень важно в обучении учащихся, как основа здоровьесберегающих технологий. Резистивная технология – самая безопасная для здоровья сенсорная технология: отсутствие каких-либо излучений (электромагнитные, инфракрасные, радио- и другие) ,не подключается к сети 220~, все необходимое питание получает от компьютера, что особенно важно в условиях школьного класса.
Интерактивные методы обучения позволяют:
- формировать коммуникативные навыки;
- формировать интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать решение;
- формировать аналитические и экспертные умения и навыки;
- развивать креативность;
- развивать презентационные умения.
Цифровые образовательные ресурсы в обучении. XXI век - это век высоких компьютерных технологий. Современные учащиеся живут в огромном море разнообразной информации. В связи с этим, меняется роль учителя – он должен стать координатором информационного потока, который обрушивается со всех сторон на наших детей. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке со своими учениками.
Очень часто я, как учитель информатики, прихожу к выводу, что дети видят в компьютере только средство для развлечений. На первом уроке информатики, задавая вопрос пятиклассникам «Зачем им нужен компьютер?», получаю ответы: «играть», «слушать музыку», «смотреть мультики». Поэтому основной своей задачей, я считаю, донести до учащихся, что компьютер – это средство, с помощью которого можно интересно, быстро и просто обучаться, а полученные знания с помощью компьютера будут более глубокими и актуальными. И вся моя образовательная деятельность направлена на формирование на уроках информатики у ученика информационной компетентности — одного из основных приоритетов в современном общем образовании. Использование компьютера должно быть направлено на развитие творческих способностей личности, на активизацию познавательной деятельности.
Современный урок информатики и ИКТ невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий, так как именно содержание этого предмета помогает понять информационную и целостную картину мира. Применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости пересмотреть различные способы подачи учебного материала, предусмотреть различные подходы в обучении информатике.
Информатика и ИКТ - это единственный предмет, который трудно представить без использования ЦОР. Применение цифровых образовательных ресурсов является, по-моему, мнению на данном этапе развития образования наиболее актуальным. Организация образовательной деятельности учащихся с применением ЦОР позволяет повысить мотивацию учащихся к обучению, способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, ведет к повышению качества знаний по предмету.
В рамках национального проекта «Образование» создана Национальная коллекция цифровых образовательных ресурсов, разрабатываются цифровые учебные материалы по всем общеобразовательным дисциплинам. Мы наблюдаем реальную поддержку процессов информатизации в каждой школе.
Информатизация процесса обучения - это процесс, направленный на оптимальное использование информационного обеспечения процесса обучения с помощью компьютера. Компьютер дает возможность по-новому построить информационное обеспечение и повысить качество образования. И наша главная задача – извлечь и этого оборудования максимальную пользу. В современной психологии отмечается значительное положительное влияние использования цифровых ресурсов в обучении на развитие у учащихся творческого, теоретического мышления, а также формирование, так называемого, операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений. В ряде психологических исследований указывается на создание возможностей эффективного формирования у школьников модульно-рефлексивного стиля мышления при использовании ЦОР в учебном процессе.
К настоящему времени накоплен немалый опыт в построении отдельных компонентов, комплексов ЦОР по предметам, по темам, по урокам.
Цифровые образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
Мною были определены цели использования ЦОР в моей педагогической деятельности:
- повышение эффективности и качества процесса обучения,
- повышение активности познавательной деятельности учащихся;
- увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации;
- формирование информационной культуры:
- формирование умений осуществлять обработку информации.
Затем я распределила, какие типы ЦОР можно использовать на различных этапах урока:
Этап актуализации знаний - электронные тесты, электронные конструкторы;
Этап объяснения нового материала - электронные учебники, энциклопедии, справочники, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы, обучающие среды;
Этап закрепления и совершенствования ЗУН - электронные тесты, электронные тренажёры, обучающие среды, мультимедийные презентации;
Этап контроля и оценки ЗУН - электронные тесты, кроссворды.
Цифровые образовательные ресурсы на своих уроках применяю следующими способами: использую мультимедийный проектор и интерактивную доску ( при демонстрации отдельных мультимедиа–объектов по теме; при демонстрации мультимедийных презентаций по теме урока (15 – 20 минут от урока); «живая» демонстрация различных способов решения задач; использование компьютера школьником (школьниками) при ответе у доски (в частности, демонстрируя подготовленную из мультимедиа – объектов ЦОР презентацию); два ученика за одним компьютером (фронтальные лабораторные работы; групповое исследовательское задание; групповое творческое задание; интерактивное обучение способам решения задач); ученик за одним компьютером (виртуальный лабораторный практикум; индивидуальное исследовательское задание; индивидуальное творческое задание; интерактивное обучение).
Список используемых ЦОР и ЭОР.
http://school-collection.edu.ru/ – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
http://www.openclass.ru – Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества;
http://window.edu.ru/ – Единое окно доступа к образовательным ресурсам;
http://fcior.edu.ru/ – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).
http://www.school.edu.ru/ – Российский общеобразовательный портал;
http://katalog.iot.ru/ – Образовательные ресурсы сети Интернет:
Федеральные образовательные ресурсы;
Региональные образовательные ресурсы;
Конференции, выставки, конкурсы, олимпиады;
Электронные библиотеки, словари, энциклопедии и т.д.
При внедрении цифровых образовательных ресурсов на своих уроках я придерживалась следующих методических правил:
- цифровые образовательные ресурсы – это средства, направленные на решение задач реального изменения качества образования, на повышение его эффективности;
- цифровые образовательные ресурсы используются в сочетании с различными педагогическими технологиями;
- при использовании цифровых образовательных ресурсов следует учитывать необходимость создания максимально благоприятных условий для подготовки творческого, мобильного и самостоятельно размышляющего учащегося;
- цифровые образовательные ресурсы являются средством, усиливающим отдельные приемы и компоненты деятельности педагога.
Далее я начала создавать собственные ЦОР. При составлении тестов, кроссвордов, контрольных работ, лабораторных работ, викторин удобна и проста в использовании на первом этапе программа Microsoft Word. Я использую эту программу в качестве самостоятельного задания для старшеклассников создать кроссворд или тест, и впоследствии использовать их на других уроках. Таким образом, развивается творческое мышление, интеллектуальная сообразительность и логика, формируются навыки самостоятельной работы, имеется возможность индивидуальной работы. Тесты, созданные с помощью Microsoft Word, очень просты в составлении, но минус тестов, сделанных в данной программе в том, что компьютер не может сам проверить их и выдать результат, и мне надо самой проверять и оценивать.
В Microsoft Excel можно создавать много различных цифровых образовательных ресурсов. Эта программа удобна для меня тем, что может считать результат и выдавать оценку по заданным критериям. При составлении подобных тестов я использую язык программирования VBA.
Достоинства ЦОР, созданных в данной программе в том, что они позволяют ускорить темп урока, высвобождают время учителя при проверке знаний, формируют навыки самоконтроля, исключают субъективность оценки, повышают мотивацию и интерес к обучению.
Текстовый материал с использованием анимации позволяет компактно распределить учебный материал, сократить время изложения нового материала на уроке, применить высвободившееся время для закрепления и тренировки. На уроке появляется возможность давать такое количество информации и видов работ, которые были бы невозможны на уроке без использования цифровых образовательных ресурсов. Например, в объяснении и закреплении нового материала я предлагаю исследовательские, практические задачи, задачи для самостоятельного решения. Анимация позволяет доступно и интересно изложить трудный для восприятия материал. Исследовательские задачи в анимациях позволяют не запутаться в словесном изложении и логически мыслить даже слабым учащимся, а практические задачи (ориентируют ученика на приобретение опыта решения жизненных (в том числе бытовых) проблем.
В своей практике я использую эту программу и для создания тестов (с использованием языка VBA), кроссвордов. Также в этой программе я создаю образовательные игры, целью которых является формирование и развитие навыков и умений учащихся. Использование данных цифровых образовательных ресурсов во внеклассной работе повышает интерес к предмету, стремление к самостоятельной работе.
Использование цифровых образовательных ресурсов помогает решить мне следующие образовательные задачи:
- обеспечить организацию учебной деятельности, предполагающую широкое использование форм самостоятельной групповой и индивидуальной исследовательской деятельности;
- обеспечить качественное усвоение программного материала;
- обеспечить содержание материалов, ориентированных на работу с информацией, представленной в различных формах (графики, таблицы, составные и оригинальные тексты различных жанров;
- обеспечить компактность в изложении учебного материала, что высвободило время для закрепления и тренировки;
- обеспечить доступность и наглядность изучаемого материала;
-учитывать индивидуальные особенности учащихся и существующие различия в культурном опыте учащихся;
-воспитать интерес к предмету.
Повысился интерес к изучению информатики, учащиеся с удовольствием осваивают самостоятельно некоторые темы курса. Выполняют творческие работы, создают кроссворды по любой теме информатики. Именно образовательный процесс с применением цифровых образовательных ресурсов позволяет учащимся не только приобретать новые знания, но и формировать новые умения и навыки.
Следует отметить такой вид учебной деятельности, который позволяет учащимся соприкоснуться с миром цифровых образовательных ресурсов – проектная деятельность, элементы которой я включаю как в урочную, так и внеурочную деятельность.
Использование цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе — это попытка предложить один из путей, позволяющих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Цифровые образовательные ресурсы способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы учащихся, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.
На уроке с использованием цифровых образовательных ресурсов учитель является организатором всего урока и консультантом. Цифровой образовательный ресурс не заменяют учителя или учебник, но коренным образом изменяют характер педагогической деятельности. Введение цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать не решавшиеся ранее проблемы, например:
- совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);
- цифровые образовательные ресурсы могут помочь там, где у учителя не хватает времени для ликвидации пробелов, возникших из-за пропуска уроков;
- повышение продуктивности самоподготовки после уроков;
- средство индивидуализации работы самого учителя.
Внедрение новых информационно-коммуникационных технологий в современный образовательный процесс поможет осуществить более качественную подготовку учащихся.
Мультимедиа технологии. Современный урок в идеале не должен быть ограничен предметом и учителем. Схема проведения урока предполагает несколько этапов. На каждом из них можно использовать мультимедийные технологии как ещё один инструмент организации труда и самообразования, как возможность личностно-ориентированного подхода, как способ расширения зоны индивидуальной активности каждого ученика. При этом увеличивается скорость подачи материала в рамках одного урока. Использую следующие формы подачи материала и оценивания знаний: информационно-обучающие программы, тесты, проекты, учебное кино, презентация.
Что же представляет собой компьютерная презентация? Проведу аналогию с обычной книгой. Книга состоит из страниц с текстом, и презентация тоже состоит из страниц, но только электронных, которые кроме текста могут содержать также мультимедийные объекты: числа, текст, графику, анимацию, видео и звук. Книгу мы обычно читаем последовательно, просто перелистывая ее страницы. В процессе просмотра компьютерной презентации могут реализовываться различные последовательности представления слайдов. Учитель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Презентация даёт возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.
Телекоммуникационные технологииобучение через сетевое взаимодействие, онлайн олимпиады, дистанционное обучение. Использование и отбор «нужной» информации в сети Интернет. Разработка электронно-цифровых ресурсов. Посещение виртуальных музеев, выставок.
Здоровьесберегающие технологии- если ребенок только начал общение с Интернетом, необходимо познакомить его с практическими способами безопасной работы в сети. Учитель должен рассказать обязательно об интернет – этике и конечно же, безопасность работы. Существуют немало серьезных рисков, с которыми дети сталкиваются в онлайн. Например, получая доступ к неподходящей информации на сайтах, посвященной преступной деятельности, или заходя на сайты, подвергающие риску их конфиденциальность, доступ к информации, которая может быть не подходящей для детей вообще. Кроме того, дети могут выдать личную информацию о своих родителях или купить не нужные вещи без ведома взрослых. Наконец, существует риск атаки личного компьютера вирусами и хакерами. Провожу разъяснительную работу с родителями и учащимися через индивидуальную работу и родительские собрания.
Методы тестирования- мотивы побуждения использования тестов: информационная насыщенность учебного процесса; подготовка старшеклассников к централизованному тестированию; необходимость индивидуального подхода.
Основное достоинство тестовой формы контроля – это простота и скорость, с которой делается первая оценка уровня обученности по данной конкретной теме, позволяющая к тому же реально оценить готовность к итоговому контролю в иных, традиционных формах и, в случае надобности, откорректировать те или иные элементы темы. С помощью тестов можно опросить каждого ученика по всем разделам и темам предмета, что позволяет достигнуть практически беспробельных знаний.
Рефлексия. Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников работать в разных режимах (индивидуальной, групповой, коллективной). Коллективная учебная деятельность создает условия для овладения иноязычным общением. Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы.
Повышения квалификации через сетевые сообщества.
Процессы информатизации, широкое использование информационно-коммуникационных технологий являются условием выполнения государственного заказа на развитие образования. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, президентские инициативы, стратегия построения информационного общества в России формируют запрос не только на обновление информационно-образовательной среды (ИОС) общеобразовательных учреждений, но и на эффективное использование ее ресурсов, что невозможно без непрерывного профессионального развития педагогов. ИОС в этом случае выступает сферой и средством развития их профессиональной компетентности. Сетевое взаимодействие – технология, позволяющая реализовать возможности развития ИКТ- компетентности педагога через активизацию его личностных особенностей, интересов и возможностей. Профессиональная деятельность учителей в сети Интернет – это, прежде всего, деятельность, направленная на учащихся, на развитие интереса к предмету, на развитие их мышления, творчества, коллективизма. Учитель организует своих учеников для участия в дистанционных олимпиадах, викторинах, конкурсах и направляет деятельность учащихся в телекоммуникационных проектах. Роль учителя в организации учебной деятельности школьников в сети очень велика.
Второе направление профессиональной деятельности учителей в сети – это деятельность, направленная на самих учителей, на самообразование, деятельность, связанная с повышением квалификации.
Участвую в следующих профессиональных сообществах:
1. Всероссийский августовский Интернет-педсовет – Педсовет. org
(pedsovet.org);
2. Интернет-государство учителей – ИнтерГУ.ру (intergu.ru);
3. Открытый класс (www.openclass.ru);
4. Сеть творческих учителей (it-n.ru).
|