Размещено: Елена Владимировна Воловоденко - вс, 10/04/2011 - 13:52
Урок по обществознанию в 11 классе.
Тема: Семья как фундаментальный социальный институт.
Цели:
Образовательная: Изложить социологический аспект семьи и связанных с ней социальных проблем
Развивающая: Организовать познавательную деятельность, в ходе которой ученики будут совершенствовать навык самостоятельной работы с документом, занимаясь исследовательской деятельностью, формировать умение ставить проблему и решать её.
Воспитательная: Продолжать работу по развитию критического мышления, способности к самостоятельным суждениям. Культуры ведения диалога, воспитывать чувство ответственности перед семьёй.
Оборудование и материалы: Документы с заданием, проекты, таблицы и листы заданий.
Организационное начало урока: Учитель проверяет оформление классной доски, ученики рассаживаются группами: юристы - 6 человек, социологи 2 группы по 5-6 человек. Группами дано предварительное задание по теме: «Как помочь молодой семье» динамика, проблемы, предложение к закону.
Эпиграф урока: «Всякая семья составляет часть государства»
(Аристотель.)
Здравствуйте класс!
Тема нашего урока «Семья как фундаментальный социальный институт» этот урок завершает изучение главы 8 Социальная система общества. Цель нашего урока - изучить социологический аспект семьи и связанные с ней социальные проблемы. Эта тема лично значима для Вас, т. к. вы, возможно, скоро задумаетесь о создании собственной семьи. Готовясь к уроку, вы занимались исследовательской работой. Сегодня будет презентация вашего труда, а наши уважаемые гости выступят в качестве, жури. Эпиграфом урока являются слова Аристотеля «Всякая семья составляет часть государства».
Какова связь семьи и государства? Почему государство заботиться об укреплении семьи? Давайте попытаемся дать ответ на эти и другие вопросы.
Семья является важнейшим элементом социальной структуры. Она возникла приблизительно 500 000 лет назад. Как и общество семья изменялась на протяжении веков. Существует несколько классификаций ступеней исторического развития семьи. Давайте проследим этапы становления брачно-семейных отношений по Л. Моргану: таблица.
Таким образом, определённому этапу развития общества соответствует определённый тип семьи. 1 раб. Вы должны работая с источниками определить, о какой семье идёт речь, какие признаки её характеризуют, даются ответы учащихся.
Учитель: Слово семья - одно из самых привычных слов, т. е. совокупность близких родственников живущих вместе, именно слово семь - я, ведь в средней российской семье не 7, а 3 человека. Не является ли это косвенным свидетельством того. Что мы уже имеем дело уже с неким другим образованием? Семья является социальным институтом, должна удовлетворять важнейшим потребностям, как индивида, так и общества в целом.
Мозговой штурм. За одну минуту напишите какие важнейшие потребности индивида и общества, удовлетворяет семья.
Зачитать.
Повесить плакат функции семьи. Вы перечислили функции. Какие функции изменяются а какие остаются неизменными? Какие функции наиболее значимы для государства?
Почему общество, государство обеспокоено состоянием современной семьи.
Над этими вопросами мы работали готовясь к уроку. Вы получили задание разработать проект «Как помочь молодой семье?».
1-я группа выступила в роли социологов, исследовала тенденции развития молодой семьи, динамику молодёжных браков.
- Ответ.
Вопросы:
Согласны ли вы с выступающими? Какие вопросы к докладчикам?
Что значит партнёрская семья?
2-я группа работала над вопросом «Проблемы молодой семьи»
1. Согласны ли вы с выступающими?
3-я группа Юристы: рассмотрели существующие законы, работала над предложениями к проекту закона «О социально-экономической помощи семье»
Вопросы:
Смогут ли ваши предложения изменить ситуацию в стране? Какие дополнения к проекту можете предложить Вы?
Заключительная часть
-Вопрос учащимся:
-Почему так важно укрепить молодую семью?
-Как глубоко содержание нашего урока отражает эпиграф?
-Как вы понимаете высказывание Аристотеля? Актуально ли оно сейчас?
Сформулируйте вывод:
Вывод:
Семья переживает кризис. Демографическая ситуация, брошенные дети. Государство старается помочь, но этих мер по-видимому недостаточно. Государство это мы. Будущее российского народа зависит от вас, оттого какие у вас будут семьи, сколько детей появиться в каждой новой семье. Какие ценности вы можете передать своим детям. Это будет ваш личный вклад в будущее поколение страны.
Подведение итогов урока.
Скажите ребята, что заставляет людей создавать семью? - любовь, симпатия, влюблённость.
Символом вашей симпатии будут сердца, которые мы прикрепим к проекту той команды, которая
вам понравилась больше всех.
Подведение итогов симпатии жюри.
Итак, победу одержала команда Ваш проект лучший.
Домашнее задание: Подготовиться к зачёту по теме «Социальная структура общества» параграф 26-28.
Рефлексия:
Устно
-Понравился ли вам урок? Что нового вы узнали?
-Письменно.
-Самое интересное на уроке было.
-Мне понравилось.
-Оцените по 10-ти бальной шкале работу класса с трёх позиций: Я - Класс - Дело (группа).
Приложения: Текст документа.
В германской «Песне о Нибелунгах» героиня в ответ на заявление Гюнтера что он просватал ее за некоего рыцаря, заявляет: «Вам не нужно меня просить: как Вы прикажете, так я всегда буду поступать. Кого Вы, государь дадите мне в мужья, с тем я охотно обручусь».
Фрагмент из русского «Домостроя»:
«Казни сына своего от юности его, и даст красоту душе твоей. И не ослабляй, бия младенца: Аше то жезлом биеши его, не умрет, но здоровее будет… Дшерь ли имаше: положи на них грозу свою».
«Жены мужей своих вопрошают о всяком благочинии… И что муж накажет, то с любовью принимати, со страхом внимати и творити по его наказанию».
1) Какой вид семьи представлен в источнике?
2) Какова определяющая черта этой семьи? (признаки)