Как добиться эффективной подготовки выпускников школы к ЕГЭ?
Submitted by Галина Николаевна Бровина on пн, 11/04/2011 - 15:40
Окружное совещание руководителей образовательных учреждений
Южного образовательного округа
«Образовательная инициатива – стратегия «Наша новая школа»
как ресурс достижения современного качества образования»
11 декабря 2009г
2 секция. Система подготовки к государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования
Как добиться эффективной подготовки выпускников школы к ЕГЭ?
Из опыта работы педагогов МОУ «СОШ № 1 г. Тосно
с углубленным изучением отдельных предметов»
Бровина Галина Николаевна,
директор школы
Яровая Юлия Владимировна,
заместитель директора
по воспитательной работе,
учитель русского языка и литературы
Одной из задач современной школы сегодня является качественная подготовка выпускника к государственной итоговой аттестации, которая проводится в формате единого государственного экзамена.
Нашей школе – МОУ «СОШ № 1 г. Тосно с углубленным изучением отдельных предметов» - это удается с завидной стабильностью.
Например, в 2009 году выпускники школы показали одни из лучших результатов ЕГЭ в районе. В таблице показаны результаты, где средний балл работ учащихся превышает областные и районные показатели.
Предметы
Показатель
По области
По району
По школе
Русский язык
57,60
58,36
64,56
Биология
50,87
50,21
64,0
Информатика
55,04
57,41
63,17
Обществознание
55,42
56,17
58,29
Английский язык
56,95
42,96
57,67
Физика
46,89
46,09
52,11
Математика
38,52
39,0
48,2
Итак, как же добиться высоких результатов ЕГЭ? Что необходимо для того, чтобы эти результаты стали системой?
В МОУ «СОШ № 1 г. Тосно с углубленным изучением отдельных предметов» работа по подготовке к государственной итоговой аттестации в формате ЕГЭ проводится в трех основных направлениях: непосредственно подготовка обучающихся, работа с педагогами и работа с родителями.
В начале учебного года в школе обязательно разрабатывается подробный план подготовки выпускников к ЕГЭ, в котором учитываются и анализ результатов экзаменов предыдущего учебного года, и постоянное ознакомление с нормативно-правовыми документами, регламентирующими проведение ЕГЭ, экзаменационными материалами прошлых лет и демонстрационных версий, и психологическое сопровождение подготовки обучающихся к экзаменам, а также другие необходимые мероприятия.
Подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации
в формате ЕГЭ.
Анализ опыта работы учителей школы, выпускники которых показали лучшие результаты экзамена,по подготовке к ЕГЭ занимает особое место в комплексе мер по повышению эффективности подготовки выпускников (учитель алгебры и геометрии Лытаева Н.В., учитель информатики Бровин Н.Н., учитель английского языка Сошникова П.М., учитель физики Осипова И.В. и другие).
Ориентируя свою педагогическую деятельность на качественную подготовку ученика к итоговой аттестации, учитель должен использовать как новые методы обучения (например, тематические тестовые задания, обучающие компьютерные программы, отработка навыков работы с КИМами экзаменов прошлых лет и демоверсий), так и не упускать из вида традиционную подготовку учащихся, которой всегда славилась российская школа.
Работа с обучающимися по подготовке к государственной итоговой аттестации в формате ЕГЭ должна начинаться достаточно рано. Например, преподавание английского языка в нашей школе ведется по УМК Бибалетовой М.З. и др. «Enjoy English», в котором уже во втором классе предлагаются задания, ориентированные на формат ЕГЭ. Этот предмет в школе изучается углубленно. Для эффективной подготовки выпускников к ЕГЭ по английскому языку рекомендуется использовать следующие пособия:
Сборник тестов для подготовки к ЕГЭ по английскому языку. Под ред.Е.Клековкиной, М.Манн. – Издательство «MACMILLAN». К данному пособию прилагается электронное сопровождение.
Английский язык. Подготовка к экзаменам. Под ред. Е.Н.Солововой, И.Е.Соколовой. – Издательство «Longman». К данному пособию прилагается электронное сопровождение.
Вербицкая М.В., Соловова Е.Н. ЕГЭ 2009. Английский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ФИПИ – М:Интеллект-Центр,2009.
Все перечисленные пособия содержат тестовый материал по пяти видам речевой деятельности (аудирование, чтение, грамматика и лексика, письмо, говорение), что позволяет проработать все элементы, включенные в ЕГЭ по данному учебному предмету. Использование фрагментарных заданий из этих пособий на уроках также способствует качественной подготовке учащихся.
Уже со второго класса учителя-предметники используют задания, ориентированные на формат ЕГЭ, на уроках, в контрольных, проверочных и итоговых работах.
В девятом классе целесообразно увеличивать количество дополнительных часов (спецкурсов, элективных курсов, факультативов) по предметам, которые могут быть выбраны выпускниками в 11 классе для сдачи ЕГЭ (например, по итогам мониторинга учащимися востребованы такие предметы как математика, английский язык, литература, обществознание).
Начиная с 10 класса, все диагностические и административные контрольные работы разрабатываются только на основе заданий ЕГЭ, по этим материалам также проводятся пробные экзаменационные работы в 11 классе.
Педагоги школы в работе с выпускниками активно используют серию пособий для подготовки к экзаменам, выпускаемую издательством «Просвещение» - «Единый государственный экзамен: контрольные измерительные материалы». Такие пособия охватывают материалы КИМов ЕГЭ прошлых лет, как правило, содержат формы бланков экзамена и рекомендации по их заполнению, подготовке к экзамену, критерии оценивания его результатов, а также позволяют учителю использовать задания ЕГЭ при тематическом контроле.
Также широко используются пособия по различным предметам серии «Единый государственный экзамен 2010. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ФИПИ», выпущенной в издательстве «Интеллект-центр».
Учителя-предметники активно привлекают интернет-ресурсы для качественной и эффективной подготовки выпускников:
http://www.fipi.ru - открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий по различным предметам;
Эти сайты предлагают материалы ЕГЭ разных лет, демоверсии экзаменационных заданий, ссылки на образовательные ресурсы интернета.
При подготовке обучающихся к ЕГЭ по математике и информатике учителями нашей школы активно использовался открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий, тренировочные работы по системе stadgrad. Учащимся предлагалось пройти тестирование в режиме он-лайн. Такая форма работы позволяет сразу увидеть результат своей работы, обратить особое внимание на те задания, в которых допущены ошибки.
Такие тренинги проводятся не только на базе школы, но и на базе Районного центра информационных технологий.
В течение одиннадцатого класса приблизительно раз в две недели проводятся тренинги и тестирования учащихся по материалам единого государственного экзамена.
При этом все работы учащиеся выполняют на ксерокопиях бланков ЕГЭ, таким образом вырабатывая необходимые навыки по правильному оформлению экзаменационной работы.
В то же время постоянно ведется работа над расширением научного кругозора и глубины знаний учащихся. Этому способствует подготовка к участию в олимпиадах разного уровня, поскольку часть олимпиадных заданий ориентирована на материалы ЕГЭ,вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность.
Учащиеся и педагоги школы регулярно принимают участие в работе Международной конференции «Школьная информатика и проблемы устойчивого развития», представляют свои научные работы на различных секциях этой конференции, которые проводятся на базе ЛОИРО, СПбГУ, СПбГУАП, Дома ученых им.Горького РАН, Северо-Западного ЦИТ, а также на других площадках проведения конференции – лицеи, центры, учебные заведения г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Школа сегодня предоставляет широкие дополнительные возможности получить качественные знания – на базе школы организованы и действуют курсыГосударственного Университета Аэрокосмического Приборостроения г.Санкт-Петербурга по подготовке к поступлению в вузы по различным учебным предметам, где старшеклассники получают дополнительную подготовку к государственной итоговой аттестации в формате ЕГЭ. Их посещают обучающиеся из школ всего района.
На базе школы действует Представительство Северо-Западной Академии Государственной службыпри Президенте РФ, проводятся мероприятия в рамках профориентационной работы; идет активное сотрудничество с Санкт-Петербургским Государственным Университетом Экономики и Финансов, Государственным Университетом Высшей Школы Экономики.
Методические пособия высших учебных заведений также являются хорошим материалом для дополнительной подготовки выпускников к экзаменам в формате ЕГЭ. Например, при подготовке обучающихся к ЕГЭ по физике педагог нашей школы постоянно использует следующие пособия:
В.Я.Басецкий, А.А.Шахов. Физика. Методические указания к решению задач по физике для слушателей подготовительных курсов. СПбГЭТУ «ЛЭТИ». Центр довузовской подготовки.СПб, 2000
Аксенов М.С., Андрианов В.И. и др.Физика: сборник конкурсных задач и методических указаний. СПбГУТ СТ «Факультет ДВО», СПб, 2003
Погарев Д.Е., Самойлов А.В и др. Физика: сборник методических задач для абитуриентов ГУАП, ГУДП.СПб, 1999
Работа с педагогическими кадрами
В соответствии с третьим направлением национальной образовательной инициативы «Развитие учительского потенциала» особую актуальность приобретает вопрос организации переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
Научно-исследовательская работа педагогов наряду с применением в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий качественно сказывается на их профессионализме. А высокий профессионализм обеспечивает качество подготовки выпускников к ЕГЭ педагогами нашей школы.
Научные работы Бровиной Г.Н.(«Образовательное пространство «Школа-колледж-вуз» и его роль в подготовке и выведении выпускников школ на региональный и муниципальный рынки труда» и другие), Сулановой И.К.(«Правовая культура как необходимый фактор устойчивого развития на пути к становлению гражданского общества») представлены в сборнике материалов Международной конференции «Школьная информатика и проблемы устойчивого развития», опубликованном при поддержке Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга.
Также работы Бровиной Г.Н. и Сулановой И.К., касающиеся вопросов качественного современного образования, были представлены на Международной научной конференции ЮНЕСКО в секции «Проблемы высшего и среднего образования в 21 веке», внесены в реестр базы данных ЮНЕСКО.
Методические разработки учителей школы (Олисашвили Т.П., Сулановой И.К.) представлены в качестве электронных образовательных ресурсов в образовательной сети ЛОКОС.
Необходимо организовывать систему курсовой подготовки учителей-предметников: педагоги нашей школы посещают курсы повышения квалификации на базе ЛОИРО, методического кабинета Тосненского района.
Также активно занимаются самообразованием: используют программное обеспечение, поставленное в школу в рамках ПНПО (например, электронные образовательные ресурсы сайта «Первая помощь»), проходят дистанционное обучение на курсах Педагогического университета «Первое сентября». Например, курсы повышения квалификации «Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений».
Подробную информацию об этих курсах можно получить на сайте http://1september.ru в разделе «Педагогический университет».
Большое количество ЭОР, применяемых педагогами в УВР, накоплено в школьной библиотеке. На сегодня каталог насчитывает более 300 ресурсов.
В библиотеке школы функционирует Интернет-класс, который дает возможность педагогам и учащимся пользоваться Интернет-ресурсами.
Педагоги школы, чьи ученики показали высокие результаты на ЕГЭ, также делятся опытом в качестве преподавателей курсов повышения квалификации. Так, Бровин Н.Н., учитель информатики МОУ «СОШ № 1 г. Тосно» и доцент ГУАП, проводил курсы повышения квалификации для учителей информатики всего района (курсы прошли 26 преподавателей из 24 школ).
В результате этого обучения слушатели систематизировали свою методику подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике, овладели приемами обучения психотехническим навыкам сдачи тестовых экзаменов и ознакомились с нормативно-правовой основой организации и проведения ЕГЭ.
А также были вынесены некоторые возражения по задачам, содержащимся в материалах ЕГЭ по информатике.
Например, отмечено, что в задачах, связанных с алгоритмизацией и программированием, нарушены правила структурного программирования, не учитываются базовые алгоритмические структуры, их правильное изображение, фрагменты программ записаны не структурно. Всё это противоречит общепринятым мировым стандартам и правилам и формирует неверные навыки у учащихся;
в тестах, как, к сожалению, и в большинстве учебников используется термин блок-схема, что противоречит ГОСТ ЕСПД. Государственные стандарты требуют использования термина СХЕМА АЛГОРИТМА, а не БЛОК-СХЕМА. Элементы схем алгоритмов должны иметь стандартные размеры;
очень трудоёмки по времени выполнения задачи на выработку стратегий.
Проводятся районные методические семинары, мастер-классы по преподаванию отдельных тем подготовки к ЕГЭ, школьные семинары для учителей.
Так, например в нашей школе постоянно проводятся фестивали открытых уроков, семинары, мастер-классы для педагогов, заместителей директоров по УВР, директоров школ, например,«Внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс» в рамках семинара для директоров Тосненского района «Стратегия и практика управлениякачеством развития инновационных систем в условиях ПНПО для директоров ОУ».
Отдельные вопросы подготовки выпускников к ЕГЭ, спектр используемых учебных пособий, электронных учебников и интернет-ресурсов обсуждается на заседаниях методических объединений. Это позволяет выработать единую стратегию подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации.
Работа с родителями, психологическое сопровождение подготовки к ЕГЭ
Постоянно проводится работа с родителями обучающихся: в плане подготовки предусмотрено проведение тематических родительских собраний (как общешкольных, так и в отдельных классах) с участием администрации школы, педагога-психолога. В этом направлении организована работа Конференции участников образовательного процесса, как главного органа государственно-общественного управления школой; а также постоянно проводится работа с родительским активом школы.
Постоянно проводится индивидуальная работа с родителями выпускников.
Высокие результаты ЕГЭ – это не только качественная учебная подготовка, но и определенный психологический настрой. Вопросам организации психологической помощи обучающимся также уделяется особое внимание.
Педагог-психолог проводит работу, направленную на изучение индивидуальных особенностей поведения учащихся во время экзаменов, проверочных и итоговых работ; мониторинг по профориентации учащихся.
Проводятся групповые развивающие занятия по темам «Стресс», «Тревожность», «Эмоциональные особенности личности». По итогам этих занятий проводятся совещания при директоре, индивидуальные консультации для обучающихся, даются рекомендации родителям, педагогам.
Все эти мероприятия направлены на то, чтобы выработать объективное отношение к системе ЕГЭ, подготовить учащихся и их родителей к этому испытанию.
В работе педагог-психолог использует пакет программного обеспечения «Экватор»: «Психопрофилактическая антистрессовая программа», к которой прилагается компьютерный индикатор ТЕРМ-01. Пакет разработан для работы со всеми возрастными группами детей.
Большой спектр методических рекомендаций, подборка методик и тестов содержится в журнале «Школьный психолог», который является приложением к газете «1 сентября» (№8, 2006 год – «Как психологически подготовиться к сдаче ЕГЭ»), журнале «Воспитание школьников» (№19-20,2002 год – подборка тематических развивающих игр; №20,21,24 – подборка тренингов и занятий).
В работе школьный педагог-психолог использует пособие Чибисова М.Ю. «ЕГЭ: психологическая подготовка (Психолог в школе)», выпущенное в издательстве «Генезис», Москва, 2004 год. Помимо освещения возможных возникающих психологических трудностей, в этой книге содержится стратегия работы с детьми группы риска, программа занятий с выпускниками, сценарии родительских собраний.
Именно при таком комплексном подходе к процессу подготовки обучающихся к итоговой государственной аттестации возможно достичь высоких результатов ЕГЭ в системе.
Итак, исходя из опыта работы нашей школы, можно предложить следующие рекомендации:
· Работа по подготовке обучающихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ должна начинаться на раннем этапе обучения;
· Педагогам необходимо осуществлять личностно-ориентированный и дифференцированный подход к учащимся;
· Учителю-предметнику необходимо использовать в учебно-воспитательном процессе современные образовательные ресурсы, новые методы обучения, активно привлекать электронные образовательные ресурсы, возможности Интернет-сети;
· Необходимо расширять научный кругозор обучающихся, вовлекать их в научно-исследовательскую деятельность;
· Вести работу по взаимодействию с высшими учебными заведениями РФ;
· Активно работать над повышением квалификации педагогических работников, самообразованием учителей. Проводить работу по обмену передовым педагогическим и научным опытом в сфере образования.
· Постоянно проводить работу с родительской общественностью, качественно и достоверно информировать родителей обо всем, что связано с подготовкой и проведением государственной итоговой аттестации в формате ЕГЭ