МДОУ Детский сад №3 «Мозаика»
Буяк Ольга Владимировна
Воспитатель
Важной частью учебно-воспитательного процесса в современном российском образовании является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений. Важно, чтобы это происходило уже в дошкольном возрасте.
В рамках реализации национально-регионального проекта я с 2005 года углубленно работаю по теме: «Приобщение детей дошкольного возраста к культуре Карелии. Ознакомление с историей города Петрозаводска». Сложный исторический материал удалось адаптировать на детей 6-7 лет. Результат работы- авторская программа «Родная земля».
Цель программы – создание условий для формирования гражданско-патриотической культуры личности ребенка через учебно-воспитательную деятельность.
Отличительная особенность данной Программы – продуктивная работа всех детей, активизация их мыслительной деятельности. Сочетая научность занятий с доступностью и яркой интересной наглядностью, можно добиться того, что все дети будут работать увлечённо.
В ходе реализации программы ставятся задачи познавательного характера: это формирование представлений о прошлом России, пробуждение у детей интереса к малой Родине. Очень важно воспитывать уважение к национальным традициям своего народа, воспитывать толерантность, бережное отношение к духовным богатствам родного края. Работа предполагает развитие у детей гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей.
Мною разработаны методические рекомендации для работы с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) и их родителями, которые включают в себя: пояснительную записку, перспективно - тематическое планирование на один год, конспекты занятий, маршруты экскурсий, систему контроля, развивающую среду и список литературы по теме.
В доступной игровой форме с использованием дидактических игр, кроссвордов, ребусов, загадок и обширной наглядной информации разработаны и апробированы на практике 11 конспектов занятий, словарь специальных терминов, информационно-компьютерное сопровождение в форме презентаций и 4 экскурсии, которые помогают детям познакомиться с историей Карелии и города Петрозаводска.
Первоначально я планировала познакомить детей только с историей города Петрозаводска. Но перерабатывая материал, поняла, что картина будет неполной, если мы не будем говорить о Карелии, как отдельной республике: со своей историей, культурой, традициями, коренным населением, историческим наследием.
Темы занятий:
«Листы каменной книги»
«Карелы»
«Основание Петровской слободы»
«Петрозаводск - губернский центр»
«Площадь Ленина, ее история»
«Площадь Кирова – культурный центр города Петрозаводска»
«История микрорайона Октябрьский»
«Улицы Великой Победы»
«Онежское озеро»
«Онежская набережная – музей под открытым небом»
Первое занятие «Листы каменной книги» знакомит детей с историей образования родного края и особенностями жизни древнего человека, раскрывает понятие ледника. Дети узнают о петроглифах.
Второе занятие посвящено быту и традициям карел, карельскому языку, особенностям устройства карельского дома и карело-финскому эпосу «Калевала».
Следующие четыре занятия знакомят детей с историей основания Петрозаводска, с историей развития города в различные временные отрезки, с памятниками архитектуры и истории; дети узнают о важных исторических личностях, которые сыграли большую роль в становлении Петрозаводска как города.
Седьмое занятие рассказывает детям об истории микрорайона «Октябрьский».
Восьмое занятие посвящено празднику 9 Мая и знакомит детей с улицами города, которые названы в честь героев ВОВ.
Завершает цикл занятий о Петрозаводске подробное знакомство с Онежским озером и Онежской набережной.
Каждое занятие сопровождается показом авторских презентаций, что позволяет детям получить более яркое представление о сложном историческом материале.
На занятиях я использую следующие методы и приемы работы с детьми:
- беседа;
-словарная работа;
-наглядные пособия;
-авторские дидактические игры;
-изготовление макетов;
-написание творческих сочинений;
-театральная деятельность;
-выставки рисунков и поделок;
-экскурсии.
Словарная работа занимает одно из ключевых мест на моих занятиях, т.к. дети, знакомясь с новым материалом, постоянно сталкиваются с незнакомыми историческими понятиями и терминами. Словарь к циклу занятий насчитывает 81 слово. Словарная работа ведется в следующем порядке: вначале я задаю вопрос детям, что они знают или д
Закрепление материала проводится в начале и в конце каждого занятия при помощи разгадывания ребусов и кроссвордов.
Очень важную роль на занятиях играет наглядный материл. Использую его часто и много: современные и старинные фотографии, иллюстрации, авторские макеты Ледника, Осударевой дороги, Петровской слободы.
Во время проведения занятий использую авторские дидактические игры: «Археологи», «Собери дворец Петра первого», «Озера Карелии», лото «Музей» и другие.
Продуктивная деятельность имеет огромное значение в работе с детьми дошкольного возраста:
- рисование на камнях гуашью (петроглифы);
- коллективная работа «Чудесная мельница Сампо»;
-изодеятельность.
умают по каждому конкретному понятию, затем даю точное объяснение и по возможности наглядный показ.
Знакомство с бытом карел и особенностями карельской избы мы закрепляем в театральной деятельности, используя авторский макет.
Содержание карело-финского эпоса «Калевала» становится детям доступнее при использовании на занятии авторских кукол по мотивам этого произведения
Интересная работа проводится по созданию творческих книг и сочинений.
Приведу в пример отрывок из рассказа ребенка о древних людях: «Древние люди жили в пещерах, а еще в ямах, домов ведь не было. В пещере был огонь для тепла и чтобы пугать зверей диких. Внутри только камни и шкуры. Мужчины ходили на охоту, ели и спали. Женщины все время шили острыми косточками одежду из добычи и ждали мужчин с охоты. Дети не ходили в садик, они делали себе игрушки из палок, костей и камней. Люди рисовали на скалах животных, птиц и лодки. Им жилось тяжело, у них ничего не было кроме шкур. Нам жить легче, у нас много еды, «Лента» рядом, все можно купить. Я бы не хотел жить в пещере: там страшно, сыро, и я не хочу быть голодным».
Вместе с родителями дети писали сочинения на тему «Любимый уголок города Петрозаводска».
Неоднократно проводились выставки детских рисунков и поделок «Город любимый».
Экскурсии проводятся 3 раза в год (осенью, зимой и весной). При их проведении соблюдаются основные правила. Для каждой экскурсии разработан маршрут, указаны остановки и объекты показа. Темы экскурсий: «Старый Петрозаводск», «Главные площади города Петрозаводска», «Озеро Онега. Подарки – скульптуры».
Каждый год мы с детьми совершаем тематические прогулки, посвященные 9 Мая (на выбор):
- К Вечному огню;
- На площадь Жукова и аллею Победы;
- К галереи Героев.
В 2010 году нашему микрорайону «Октябрьский» исполнилось 50 лет. В преддверии этой даты я разработала конспект занятия, посвященный истории нашего микрорайона.
В результате проделанной работы дети подготовительной к школе группы открывают для себя удивительный мир истории родного города, учатся быть неравнодушными к его проблемам, учатся оберегать его историческое наследие, сохранять экологию и все, что делает нашу жизнь осмысленной, богатой и одухотворенной.
Мне хотелось, чтобы для детей Петрозаводск стал любимым городом, Малой Родиной, чтобы не без гордости они могли сказать: «Мы - петрозаводчане!». Для этого необходимо понять свой город, постичь его необыкновенную судьбу, с которой связаны жизни многих поколений. Понять свой город – это в первую очередь узнать его историю.
|