Вы не зарегистрированы

Авторизация



Межпредметные связи в образовательной области "Обществознание"

Фото пользователя Елена Игоревна Дьяченко
Submitted by Елена Игоревна Дьяченко on Tue, 12/04/2011 - 18:58
Данные об авторе
Автор(ы): 
Дьяченко Елена Игоревна
Место работы, должность: 

МАОУ лицей №35 г. Челябинска

Регион: 
Челябинская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Обществознание
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
<p> Ресурс направлен на осмысление роли установления межпредметных связей в образовательной области &quot;Обшествознание&quot;</p>

Дьяченко Е.И. - учитель истории и обществознания

 лицей №35

 г. Челябинск

 

Межпредметные связи в рамках образовательной области «Обществознание»

Современная система образования требует от учителя развития собственных компетенций, ориентации на практическое применение знаний, использование разнообразных подходов. Одно из наиболее важных направлений в образовательной области «Обществознание» - установление межпредметных связей. Учителю важно осознавать и понимать, какие существуют подходы к решению этой задачи.

Межпредметные связи– это связи между учебными предметами, которые устанавливает учитель или ученик в процессе познавательной деятельности с целью наиболее глубокого осознания той или иной проблемы, а так же с целью наиболее эффективного применения знаний на практике.

Межкурсовые связи– это связи между курсами в рамках одного предмета с целью наиболее эффективного применения знаний на практике.

Учебный предмет– это дидактически обработанные знания по основам какой-либо науки, искусства. Деятельности для достижения образовательных целей.

Место межпредметных связей в современной педагогической науке.

Понятие «межпредметные связи» тесно связано с понятием «содержание образования». Закон РФ «Об образовании» гласит, что содержание образования – один из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на

  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
  • развитие общества;
  • укрепление и совершенствование правового государства.

Еще И.Я. Лернер и М.Н. Сластенин в своей книге «Дидактика средней школы» определили принципы содержания образования:

  • включение основ всех наук
  • включение всего, что имеет общеобразовательное значение
  • доступность изложения
  • практическое применение теоретических знаний
  • включение методологических знаний
  • включение нерешенных социальных и научных проблем
  • установление межпредметных связей.

Таким образом, межпредметные связи – это один из наиболее важных принципов построения содержания образования. Именно поэтому в учебных программах такой раздел необходим.

На современном этапе вопрос о межпредметных связях считается важной проблемой дидактики. Считается, что предметная система образования не дает учащимся цельной картины мира, не стимулирует их к системному анализу и видению действительности. Для решения этой проблемы дидактика рекомендует учителю устанавливать межпредметные связи:

  • видеть общие темы;
  • видеть сквозные проблемы;
  • видеть фундаментальные проблемы;
  • строить обучение с опорой на комплекс предметов
  • создавать интегрированные курсы (учебные дисциплины, соединяющие знания из разных научных областей).

Факторы, способствующие эффективному применению установления межпредметных связей:

  • профессионализм учителя
  • уровень подготовки учащихся
  • открытый доступ к учебной и методической литературе
  • запас времени (резерв)
  • продуманное обоснованное планирование межпредметных связей после каждой темы
  • желание эффективно подготовить учащихся к ЕГЭ

Остановимся подробнее на последнем факторе. Он последний в списке, но не последний по значимости. ЕГЭ заставляет нас обратиться к этой дидактической проблеме – установление межпредметных связей. Все типы заданий на ЕГЭ по обществознанию могут содержать информацию об историческом развитии человечества, и учащийся должен уметь перейти от примера к обобщению и обратно. Практика ЕГЭ показывает, что выпускники испытывают наибольшие затруднения, когда выполняют задания с открытыми ответами части 3 (С). Основными причинами этого является то, что нет готовых вариантов ответов, а формулировать собственные утверждения всегда труднее, чем выбирать из предложенного. Кроме того, содержательное пространство, из которого черпаются примеры, очень большое и разнородное. Но если у учащегося есть навык устанавливать межпредметные связи, ему будет легче ориентироваться на экзамене.

Другим аспектом применения навыка устанавливать межпредметные связи является написание эссе (творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук). Учащийся должен изложить свой взгляд на проблему и обосновать его, обратившись к обществоведческим терминам и понятиям, теоретическим положениям и выводам, а так же фактам, почерпнутым из социального и личного опыта. Успешно написать эссе может лишь тот ученик, знания, умения и навыки которого полностью соответствуют требованиям. Он способен применить обществоведческие знания в новой незнакомой ситуации, имеет собственную позицию по ключевым проблемам курса и умеет убедительно и аргументировано ее излагать и отстаивать, высказывать собственные оценки, формулировать целостные, внутренне непротиворечивые высказывания.

 

 



Фото пользователя Ирина  Дягилева

На: Межпредметные связи в образовательной области "Обществознани


Уважаемая Елена Игревна, тема "Межпредметных связей" рассматривается  в новом ФГОС для начальной и средней школы. В них дается совершенно новый подход решения этой важнейшей задачи образования. Дягилева И.В.