Дьяченко Е.И. - учитель истории и обществознания
лицей №35
г. Челябинск
Специфика работы классного руководителя с юношами
Чтоб стать мужчиной,
Мало им родиться.
Чтоб стать железом,
Мало быть рудой.
Ты должен переплавиться, разбиться.
И, как руда, пожертвовать собой.
Михаил Львов
В рамках современной профильной школы, когда происходит ранняя профессиональная ориентация и выбор основного направления учебной деятельности, работа классного руководителя приобретает новые аспекты. Один из них - создание условий для формирования личности в смешанном коллективе с преобладанием юношей. На мой взгляд, такая масштабная задача, как воспитание мужчины, не по силам только школе как социальному институту. Здесь огромную роль призваны сыграть и семья, и государство в целом. Каким мы представляем себе этого будущего мужчину, который в любом случае больше, чем женщина отвечает за развитие рода человеческого и за прогресс.
«Если в семье нет настоящего мужчины, рушится семья, но если в обществе дефицит настоящих мужчин - рушится общество». (Л. Тархова «Воспитать мужчину», 1992).
Доля учительского труда в решении данной проблемы может стать наиболее важной, если попытаться смоделировать работу классного руководителя с юношами в условиях коллектива, четко выстроить принципы воспитательного процесса, а главное, всегда ими руководствоваться.
Основная идея:переход от коллективно-центрической практики воспитания юноши к личностно-ориентированной.
Схема № 1
На схеме № 1 представлен далеко неполный перечень качеств, которые, на мой взгляд, должны быть обязательной у настоящего мужчины, но, исходя из этого, классный руководитель уже может построить свою работу с мальчиками.
В организационной структуре лицея особенно выделяется физико-математический факультет, большинство которого составляют парни. Условия работы в данном коллективе имеют ряд специфических особенностей.
Во-первых, эти классы мы формируем уже из самодостаточных личностей с ярко выраженными чертами лидерства и очень часто наша задача состоит в том,чтобы сохранить эти качества, соблюдая при этом определенные правила жизни в коллективе.
Во-вторых, у наших парней преобладают познавательные интересы, которые выходят за рамки учебных программ и наша обязанность состоит в том, чтобы поддержать и развить интересы.
В-третьих, физико-математические классы способны показывать наивысшие результаты в учебном труде, что не может не являться предметом нашей гордости, но, наряду с этим, часто работать в этих классах трудно, так как ребята очень подвижны, соперничество проявляется не только в учебе, трудно у них проходит процесс самоутверждения, поэтому в системе работы классного руководителя появляется набор воспитательных средств. Одно из наиболее важных - включение юношей в разные виды деятельности.
А.С. Макаренко писал: «Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество - все равно в чем - в сдержанности, в прямом открытом слове, в некоторых решениях, в смелости...».
Таблица 1
Основные виды деятельности
Виды деятельности
|
Краткая характеристика
|
Содержание
|
Гражданско-
обшественная
|
Деятельность на благо общества, коллектива лицея, класса
|
Мероприятия в классе, лицее; работа в музее, спортивные соревнования за честь класса, лицея.
|
Коммуникативная
|
Овладение навыками выступления перед аудиторией, вступления в диалог
|
Работа дискуссионного клуба; выступления на конференциях учащихся «Шаг в будущее».
|
Бытовая
|
Овладение основами культуры поведения
|
Посещение культурных учреждений города: театры, дискотеки, выставки, музеи.
|
Познавательная
|
Научная деятельность
|
Участие в НОУ.
|
Основные принципы воспитательной работы с юношами
- возрастной:подростку 11-16 лет важно, что он о себе думает, о своих мальчишеских доблестях. Часто самоутверждение происходит любой ценой. По моим наблюдениям в этот период страдают ребята, которые воспитывались в атмосфере умиления. У них высокая самооценка, которая не совпадает с мнением окружающих. В 14 лет мальчики наиболее уравновешены, и это время нам, учителям, и родителям стоит использовать для спокойных бесед.
- дисциплинарный: четко предъявляю требование, обязательно объясняю, почему, и требую четкого исполнения. Отделяю чувства от действия: юноша не должен
быть осуждаем даже в тех случаях, когда его действия достойны осужденья;
- деятельностный:воспитывает не педагог, а организация жизнедеятельности;
- принцип «надо»:к сожалению, современные юноши не умеют сделать усилие над собой; они хотят жить как хочется, а не так, как диктует жизнь;
- принцип духовности:формирование представлений об истинных и ложных ценностях; чаще мы обеспокоены тем, как уберечь парней от дурного влияния, не лучше ли учить их не воспринимать;
- принцип терпимости:уважение к юноше, признание его права на самостоятельный поступок. Пытаясь влиять на формирование характера, нужно прежде всего его уважать;
- принцип «поглаживании» (похвалы):человеку нужно, чтобы его любили, окружили теплом, уважали.
И последнее, Мужчина, так ему велено природой, это прежде всего бунтарь и
первопроходец. Классические мужские качества независимость, самостоятельность. Как ошибаемся мы, когда хотим их видеть послушными, во всем с нами согласными. Опасность этого пути в подавлении личности будущего мужчины.