Официальный сайт moscowout 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Притчи Христовы

Submitted by Татьяна Михайловна Слепухина on Tue, 12/04/2011 - 22:48
Данные об авторе
Автор(ы): 
Слепухина Татьяна Михайловна ,
Место работы, должность: 

МОУ СОШ №32 г.Энгельса

Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Предмет(ы): 
Другое
Цель урока: 

познакомить учащихся с   жанром притчи.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

А.Г. Кутузов В мире литературы

Используемая методическая литература: 

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Изд. Российское Библейское общество, 2007

2.Иванова С.Ф. Введение во храм слова. - М.: Изд. «Отчий дом», 2006

3. Тимофей, священник. Желаемый всеми народами. - М. Изд. «Паломник», 2005.

Краткое описание: 
<p> Урок&nbsp; по теме, слабо представленной в методической литературе, сочетающий в себе литературоведческую пропедевтику и воспитательный потенциал .</p>

Тема урока «Притчи Христовы».

Урок литературы  в 5 классе по программе А.Г.Кутузова.

 Проведение урока возможно также в курсе  Основ Православной культуры.

 

Цель урока: познакомить учащихся с   жанром притчи.

Задачи:

- развивать навык анализа текста;

-  воспитывать в детях добро, осознанное отношение к выбору поступков.

Оборудование: иллюстрации к Ветхому и Новому Завету, тексты стихотворения Жемчужникова, тексты Ветхого Завета и Евангелия ( Заповеди), горчичные семена.

 

Ход урока.

Этап урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

1.Организационный.

 

 

2.Повторение.

 

Продолжаем разговор о духовной литературе, о главной книге человечества. О какой же книге пойдёт речь?

Что вы знаете об этой книге?

Как называется по-другому Новый Завет?

Как переводится  слово «Евангелие на русский язык?

О чём же эта весть?

 А от чего спасал?

 

О Библии.

 

 

 

Евангелие.

 

 

О приходе Спасителя.

От рабства греху.

3. Изучение новой темы.

3.1.Актуализация новой темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Работа над понятием «ПРИТЧА».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Знакомство с текстом притчи.

 

3.4. Беседа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.5. Словарная работа.

 

 

 

Работа по  сравнительному анализу Заповедей Ветхого и Нового Завета. (Приложение 1.)

О чем говорится  в Заповедях Ветхого Завета?

Говорит ли о поступках Иисус в  заповедях Блаженства?

Вывод:

Заповеди

  Ветхого Завета

Заповеди  

Нового Завета

 

Что делать? (поступки)

Что чувствовать?- (помыслы - мысли)

                                                                                       

Слова о чистоте помыслов, о чистоте сердца, о царстве небесном были откровением для иудеев, поэтому толпы народа ходили за Учителем, люди слушали его с удивлением.

 

Проблемный вопрос: одинаково ли значение слов слушать и  слышать, смотреть и видеть?

 

 Об этом и говорил  Иисус, когда произносил слова «Кто имеет  уши слышать, да слышит».

 

  Евангелист Матфей говорил о том, что часто Иисус прямо говорил (учил), каким должен быть человек. Но не все могли понять (услышать) учителя. И иногда Иисус Христос  прибегал к сравнениям. Зачем используются сравнения? 

Попробуйте продолжить предложения:  Хитрый, как…. Неуклюжий, как…. и. т. д.

Какую роль играют сравнения?

 

Иисус Христос  использовал сравнения с той же целью.

 Вопрос перед чтением. Как называется эта притча? О СЕЯТЕЛЕ.

 Иудеи занимались  земледелием, им на близком примере было легче понять то, что хотел сказать Спаситель.

 

Чтение притчи.

 

 

Как выдумаете, зависят ли от почвы плоды , которые произрастают на ней? Это понимали и иудеи, занимавшиеся земледелием.

Давайте попробуем УСЛЫШАТЬто, что хотел сказать Иисус Христос.

 Каково построение притчи?

Построение притчи - параллельное (всё сказанное  при помощи сравнения сразу объясняется).

О каких людях идёт речь?

Слово не проходит глубоко. Что будет, если на камень лить воду? (ср. фразеологизм КАМЕННОЕ СЕРДЦЕ).

 

 

 

 

 

 

Символика притчи.

 Что же подразумевается под образами в притче?

 В ходе беседы дети подводятся к выводу: Сеятель-сам Спаситель, семя – слово Божие, духовно-нравственный закон, птицы - лукавый, поле - сердца человеческие,  в которых идёт борьба  между добром и злом.

 

Каким же может быть сердце человека?

 

 

 

 

 

 

 

От чего зависит состояние, в котором находится СЕРДЦЕчеловека?

А как вы думаете, в сердце каждого ли человека брошено семя?

 

 

 

 

 

 

Как поступать, что делать и что не делать.

Говорится о том, что должен чувствовать человек, т.е. КАКИМ он должен  быть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассуждают (слышать-понимать, видеть- видеть людей, нуждающихся в помощи).

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжают предложения.

Делают вывод: сравнения помогают  сделать  более понятным то, что хочет сказать автор высказывания.

Запись в тетрадях определения: ПРИТЧА - КРАТКИЙ ИНОСКАЗАТЕЛЬНЫЙ  ПОУЧИТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ.

 

Выбор источника (по Евангелию от Матфея (XIII, 1-23) или по тексту учебника  на стр. 44).

 

 

 

 

Сначала   сама притча, за ней толкование, данное самим Спасителем.

 

1. Не желающие слышать  слово Божие, т.е. уступающие страстям.

2. Имеющие грубое и жестокое сердце 3. Суетливые, избегающие труда души.

4. Отличающие добро от зла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подбор эпитетов к слову СЕРДЦЕ. Запись в тетрадях.

         СЕРДЦЕ

доброе         злое

чуткое        каменное

мягкое        грубое

золотое        жестокое

чистое          грязное  и т.д.

 

 

Семя добра, любви, милосердия.

 

4. Закрепление. Подведение итогов.

Про какого человека говорят, в нём «ИСКРА БОЖИЯ»?

 А может ли это быть талантом?

Как должен человек относиться к  своему дару-таланту?

Что необходимо для сохранения чистого сердца?

Об этом размышляют и все писатели – классики, с творчеством которых нам предстоит познакомиться. 

Русский поэт Алексей Жемчужников, размышляя о назначении человека, написал замечательное стихотворение. (Приложение 2.)

 

Образ сеятеля проходит через всё Евангелие.

О каком ещё семечке говорил Иисус Христос?

 

 

 

Какое оно, горчичное семечко?

 Так и в сердце, в душу каждого из Вас   брошено зерно, и от Вас зависит, какие плоды оно даст.

Про человека, который обладает особым даром.

 

Взращивать.

 

 Труд души, духовная работа.

 

 

 

Выразительное чтение стихотворение.

 

 

 

 О семечке горчичном.

 

Детям на ладони  раздаются горчичные семена.

(Приложение 3).

Маленькое.

 

 

 

Литература:

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Изд. Российское Библейское общество, 2007

2.Иванова С.Ф. Введение во храм слова. - М.: Изд. «Отчий дом», 2006

3. Тимофей, священник. Желаемый всеми народами. - М. Изд. «Паломник», 2005.

 

 

Приложение 1.

Заповеди Ветхого Завета (Исх.ХХ, 1-17).

  1. Я  Господь, Бог твой…  да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся им и  не служи им.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему.
  5. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10.  Не желай дома ближнего твоего...  ничего, что  у ближнего твоего.

 

Заповеди Нового Завета (Мф. V, 1-12).

  1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
  2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
  3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
  4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
  5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
  6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
  7. Блаженны миротворцы (в ранних славянских текстах — смиряющиеся), ибо они будут наречены сынами Божиими.
  8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
  9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Приложение 2.

А.М. Жемчужников

Притча о сеятеле и семенах

Шел сеятель с зернами в поле и сеял; И ветер повсюду те зерна развеял. Одни при дороге упали; порой Их топчет прохожий небрежной ногой, И птиц, из окрестных степей пролетая, На них нападает голодная стая. Другие на камень бесплодный легли И вскоре без влаги и корня взошли,- И в пламенный полдень дневное светило Былинку палящим лучом иссушило. Средь терния пало иное зерно, И в тернии диком заглохло оно... Напрасно шел дождь и с прохладной зарею Поля освежались небесной росою; Одни за другими проходят года - От зерен тех нет и не будет плода. Но в добрую землю упавшее семя, Как жатвы настанет урочное время, Готовя стократно умноженный плод, Высоко, быстро, и сильно растет, И блещет красою, и жизнию дышит... Имеющий уши, чтоб слышать,- да слышит!

             1851


»  Tags for document:

Фото пользователя Ирина Витальевна Канторович

На: Притчи Христовы


Уважаемая Татьяна Михайловна!
Спасибо за Вашу очень содержательную работу!

Также если Вам  или кому-то из Ваших знакомых учителей интересно познакомиться с дистанционным обучающим курсом “Библейские истории в шедеврах мирового искусства” (где есть иллюстрации и к притчам), который несколько лет преподается учащимся 7-11 классов в одной из московских школ, рада сообщить, что теперь появилась возможность пользоваться курсом всем желающим.
Если тема Вам интересна, Вам сюда:

http://www.openclass.ru/node/224602

И.В.Канторович



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн