Официальный сайт detisavve 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Поэзия Победы

Данные об авторе
Автор(ы): 
Алтаева Маргарита Айхаевна
Место работы, должность: 

МОУ Баяндаевская СОШ, учитель русского языка и литературы

Регион: 
Иркутская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

1) Определить значение Победы в Великой Отечественной войне;
2) Познакомиться с творчеством поэтов-фронтовиков;
3) Формировать патриотические чувства;
4) Развивать творческие способности;
5) Работать над выразительным чтением.

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учеников в классе: 
15
Используемые учебники и учебные пособия: 

Сборники стихов военных лет, "Книга памяти", т.5, т.7.

Используемая методическая литература: 

Журнал "Литература в школе", №4 2005 г. , №4 2006 г.

Используемое оборудование: 

Компьютер, медиапроектор, экран.

Краткое описание: 
<p> Урок литературы по технологии &quot;творческая мастерская&quot;.</p>

1.   Сегодня мы с вами проведем урок  Мужества, посвященный Поэзии Победы в рамках декады русского языка и литературы в преддверии  65-летия над фашистской Германией.

     Итак, тема урока - «Поэзия Победы».

     Цели урока:

1) Определить значение Победы в Великой Отечественной войне;
2) Познакомиться с творчеством поэтов-фронтовиков;
3) Формировать патриотические чувства;
4) Развивать творческие способности;
5) Работать над выразительным чтением.

 

 Эпиграфом к уроку послужит отрывок  Ю. Полякова из стихотворения «Ответ фронтовику»:

Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам
О горьком победном пути.
Поэтому должен хотя бы наш разум
дорогой страданья пройти.

И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенес.
Конечно, мы смотрим иными глазами
такими же, полными слез.
                                              Ю.Поляков

-Как вы думаете, автор стихотворения был участником войны и его очевидцем?

-Нет.

-А почему так думаете?

- Потому что о войне он, как и все послевоенное поколение, если судить по первой строке знает из рассказов, книг, кинофильмов и потому считает, что хотя бы сознанием, разумом мы должны (это касается и нас) соприкоснуться к войне, ставшей историей человечества. И понять закономерность Победы советского народа  над гитлеровской Германией и освободившей всю континентальную Европу от его ига.

2. И сегодня на уроке мы поговорим о творчестве поэтов - фронтовиков, приравнявших перо к штыку. Ведь многие являлись военными корреспондентами и о послевоенной лирике, заговорившей от лица мальчишек и девчонок по страшным воспоминаниям о войне.

   И вместе с ними почувствуем подлинные боль, надежду, горечь утраты и ощущение выстраданной Победы. Поэты: Юлия Друнина, Константин Симонов, Михаил Дудин - сами участники боевых сражений, например, Ю.  Друнина  17-летней девчонкой ушла добровольцем на войну и была санинструктором.

     В войне участвовало тысячи поэтов, писателей и каждый третий остался на поле боя, не докурив последние сигареты, не долюбив, не осуществив свою мечту. Оттуда не вернулись И. Майоров, П. Коган, М.Кульчицкий, Г.Суворов, И. Уткин, А.Лебедев.

   О войне много написано и советскими бардами: Булатом Окуджавой, М. Галичем, В. Высоцким.

3. Перед вами поэт-фронтовик Давид Самойлов с польской девочкой ( апрель 1945 г.) можно предположить, что снят в день освобождения Польши от фашизма.

-Прочитаем его стихотворение «Сороковые, роковые» и ответим на вопросы:

-Почему так названо стихотворение? Какие художественные средства автор использовал для описания происходящего?

- Потому что эпитеты «военные, фронтовые, эшелонные» показывают горькую картину разрухи, воссоздают страшные, жестокие годы, и потому они «сороковые, роковые» - далекие по происхождению, но близкие по значению, передают трагедию целой эпохи.

Три безличных предложения передают мироощущение на войне. Это пустота, холод, смерть.

Со строфой «и погорельцы, погорельцы кочуют с запада на восток» связывается огромная тема: народ, его судьба, Россия.

4.А что вы увидели в этих строках?

-Здесь воссоздан автопортрет лирического героя – солдата той поры.

- Каким  он предстает перед нами?

Чувствуется доброе, ироническое отношение к себе, тогда еще юному, наивному, душевно щедрому, желающему походить на бывалого.

-Шестая строфа несет обобщенный характер: в ней переплетаются судьбы Отчизны и героя.

- Какой прием здесь использован? Война, беда, мечта и юность.

Надо сказать, что стихотворение написано спустя 20 лет. В завершающей строфе воедино сливаются эпическая и лирическая картины: лирический герой ощущает себя частицей родины, своего поколения.

5.Сделайте вывод по стихотворению: «Сороковые, роковые – стихотворение- воспоминание».

Поэт передает боль от того, что его молодые годы - годы любви, мечты, надежды пришлись на его поколение, которое гордится поколением юных защитников , сумевших выстоять и победить.

6.А теперь прочитайте стихотворение Р.Казаковой «На фотографии в газете».

-Как вы считаете, данное стихотворение и его автор Р. Казакова могут быть обвинителями войны?

-Да, конечно.

А почему так считаете?

-Солдаты, совсем ещё дети, но легли на поле боя, прикрыв собою жизнь, чтоб было небо голубое, была зеленая трава, и чтобы мы могли жить и учиться в свободной стране.

7. «Письмо с фронта» (Вы знаете письма с фронта шли не в конвертах, на них не было марок). Они были сложены  треугольничком, но как они были нужны, как их ждали. Письмо, написанное поэтом А. Сурковым своей жене Софье  Кревс, проникновенно и искренне, впоследствии оно стало популярной песней.   А. Сурков « В землянке» (стр.100 из книги «Час мужества»).

- А какое  еще очень известное стихотворение - письмо вы знаете?- «Жди меня». К.Симонов.

-А сейчас, ребята, я представляю вам слово. Хочу услышать ответы на вопросы.

-Каков ваш взгляд из ХХIвека на эту  неслыханную по своей трагедии войне?

-Что значит для вас 65-летие Победы? (вернуть эпиграф)

8. Вот и заканчивается наш разговор о Поэзии Победы, о поэтах-фронтовиках, в полной мере разделивших судьбу народа и действительно сегодня хотя бы своим разумом, сознанием, сердцем мы ощутили безмерную гордость и радость от Победы, которую будем праздновать в 65 раз.

   Хранить память о той войне, унесшей 27 млн. советских  жизней - наша историческая миссия, долг перед павшими, ныне живущими и будущими поколениями.

Р. Рождественский «Реквием».

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Презентация Поэзия победы (2).ppt 1009.5 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн