1. Сегодня мы с вами проведем урок Мужества, посвященный Поэзии Победы в рамках декады русского языка и литературы в преддверии 65-летия над фашистской Германией.
Итак, тема урока - «Поэзия Победы».
Цели урока:
1) Определить значение Победы в Великой Отечественной войне;
2) Познакомиться с творчеством поэтов-фронтовиков;
3) Формировать патриотические чувства;
4) Развивать творческие способности;
5) Работать над выразительным чтением.
Эпиграфом к уроку послужит отрывок Ю. Полякова из стихотворения «Ответ фронтовику»:
Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам
О горьком победном пути.
Поэтому должен хотя бы наш разум
дорогой страданья пройти.
И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенес.
Конечно, мы смотрим иными глазами
такими же, полными слез.
Ю.Поляков
-Как вы думаете, автор стихотворения был участником войны и его очевидцем?
-Нет.
-А почему так думаете?
- Потому что о войне он, как и все послевоенное поколение, если судить по первой строке знает из рассказов, книг, кинофильмов и потому считает, что хотя бы сознанием, разумом мы должны (это касается и нас) соприкоснуться к войне, ставшей историей человечества. И понять закономерность Победы советского народа над гитлеровской Германией и освободившей всю континентальную Европу от его ига.
2. И сегодня на уроке мы поговорим о творчестве поэтов - фронтовиков, приравнявших перо к штыку. Ведь многие являлись военными корреспондентами и о послевоенной лирике, заговорившей от лица мальчишек и девчонок по страшным воспоминаниям о войне.
И вместе с ними почувствуем подлинные боль, надежду, горечь утраты и ощущение выстраданной Победы. Поэты: Юлия Друнина, Константин Симонов, Михаил Дудин - сами участники боевых сражений, например, Ю. Друнина 17-летней девчонкой ушла добровольцем на войну и была санинструктором.
В войне участвовало тысячи поэтов, писателей и каждый третий остался на поле боя, не докурив последние сигареты, не долюбив, не осуществив свою мечту. Оттуда не вернулись И. Майоров, П. Коган, М.Кульчицкий, Г.Суворов, И. Уткин, А.Лебедев.
О войне много написано и советскими бардами: Булатом Окуджавой, М. Галичем, В. Высоцким.
3. Перед вами поэт-фронтовик Давид Самойлов с польской девочкой ( апрель 1945 г.) можно предположить, что снят в день освобождения Польши от фашизма.
-Прочитаем его стихотворение «Сороковые, роковые» и ответим на вопросы:
-Почему так названо стихотворение? Какие художественные средства автор использовал для описания происходящего?
- Потому что эпитеты «военные, фронтовые, эшелонные» показывают горькую картину разрухи, воссоздают страшные, жестокие годы, и потому они «сороковые, роковые» - далекие по происхождению, но близкие по значению, передают трагедию целой эпохи.
Три безличных предложения передают мироощущение на войне. Это пустота, холод, смерть.
Со строфой «и погорельцы, погорельцы кочуют с запада на восток» связывается огромная тема: народ, его судьба, Россия.
4.А что вы увидели в этих строках?
-Здесь воссоздан автопортрет лирического героя – солдата той поры.
- Каким он предстает перед нами?
Чувствуется доброе, ироническое отношение к себе, тогда еще юному, наивному, душевно щедрому, желающему походить на бывалого.
-Шестая строфа несет обобщенный характер: в ней переплетаются судьбы Отчизны и героя.
- Какой прием здесь использован? Война, беда, мечта и юность.
Надо сказать, что стихотворение написано спустя 20 лет. В завершающей строфе воедино сливаются эпическая и лирическая картины: лирический герой ощущает себя частицей родины, своего поколения.
5.Сделайте вывод по стихотворению: «Сороковые, роковые – стихотворение- воспоминание».
Поэт передает боль от того, что его молодые годы - годы любви, мечты, надежды пришлись на его поколение, которое гордится поколением юных защитников , сумевших выстоять и победить.
6.А теперь прочитайте стихотворение Р.Казаковой «На фотографии в газете».
-Как вы считаете, данное стихотворение и его автор Р. Казакова могут быть обвинителями войны?
-Да, конечно.
А почему так считаете?
-Солдаты, совсем ещё дети, но легли на поле боя, прикрыв собою жизнь, чтоб было небо голубое, была зеленая трава, и чтобы мы могли жить и учиться в свободной стране.
7. «Письмо с фронта» (Вы знаете письма с фронта шли не в конвертах, на них не было марок). Они были сложены треугольничком, но как они были нужны, как их ждали. Письмо, написанное поэтом А. Сурковым своей жене Софье Кревс, проникновенно и искренне, впоследствии оно стало популярной песней. А. Сурков « В землянке» (стр.100 из книги «Час мужества»).
- А какое еще очень известное стихотворение - письмо вы знаете?- «Жди меня». К.Симонов.
-А сейчас, ребята, я представляю вам слово. Хочу услышать ответы на вопросы.
-Каков ваш взгляд из ХХIвека на эту неслыханную по своей трагедии войне?
-Что значит для вас 65-летие Победы? (вернуть эпиграф)
8. Вот и заканчивается наш разговор о Поэзии Победы, о поэтах-фронтовиках, в полной мере разделивших судьбу народа и действительно сегодня хотя бы своим разумом, сознанием, сердцем мы ощутили безмерную гордость и радость от Победы, которую будем праздновать в 65 раз.
Хранить память о той войне, унесшей 27 млн. советских жизней - наша историческая миссия, долг перед павшими, ныне живущими и будущими поколениями.